Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1И когда я приходил к вам, братия, приходил возвещать вам свидетельство Божие не в превосходстве слова или мудрости,




1И когда я приходил к вам, братия, приходил возвещать вам свидетельство Божие не в превосходстве слова или мудрости,

Александр Прокопчук протоиерей

Поэтому апостол Павел считает, что само содержание его проповеди накладывает на него определённые ограничения. Как мы видели, он сознательно отказался от любых форм красноречия, поскольку задача, которая стояла перед ним, заключалась в возвещении «свидетельства Божия», и преимущество в «слове или мудрости» здесь не имеет никакого значения, «ибо я рассудил ничего не знать у вас, кроме Иисуса Христа, и Иисуса Христа распятого... »

Источник: Александр Прокопчук прот. Послания святого Апостола Павла. Комментарии и богословие. М.: ПСТГУ, 2019. С. 32

Амброзиастер

Поскольку уже ясно показал апостол Павел выше шаг за шагом образ учения нашего, теперь не иначе передает, как описал, и в юродстве проповеди и безумии благовествования, какими представляются они миру, говорит коринфянам о таинстве Христовом. Тайна сия и названное свидетельство обусловлены тем, что сокрыто было во все века у Бога Слово Божие, которое засвидетельствовано во Христе как Слове воплощенном. Еретики же, похваляясь собой, проповедовали свое лжеучение с великим красноречием и следуя мудрому мира, и отрицали силу у креста Христова, убоявшись обвинения от мира в безумии.

Источник: На Послания к Коринфянам PL 17: 192bc

Григорий Палама святитель

ГЛАВА 20. Доказательство того, что все приготовленное у Бога любящим Его, – ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша (9 Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его. 1 Кор. 2: 9), – нетварно; и обличение слов Акиндина, которые представляют, будто это тварно.

 

 

86. И «яже уготова Бог любящим Его, ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша» (9 Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его. 1 Кор. 2: 9), ты бы не ставил неразумно в ряд творений. Ибо если здесь тем, кто деланием божественных заповедей выкажет [свою] любовью к Нему, Господь обещает как бы в качестве задатка Свое и Отца Своего пришествие, и пребывание, и явление (23 Иисус сказал ему в ответ: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим. Ин. 14: 23), то как обетование «грядущих благ» (11 Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устроения, Евр. 9: 11, 1 Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих с ними. Евр. 10: 1), которого задаток таков, будет творением, тем более, что возвещенное им пребывает превыше чувства и ума, как изъяснил таиник возвещенного и апостол, Павел, давший в связи с этим пояснение и сказавший: «Нам же Бог открыл есть Духом Своим: Дух бо вся испытует, и глубины Божия» (10 А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии. 1 Кор. 2: 10)? » Как же то, что сокрыто в глубине Бога, что выше всякого чувства и всякого ума, что одному только Духу известно, «испытующему и глубины Божия», что одним только святым открывается, и даже им – с помощью самого Духа, как бы это было из числа тварных?

87. «Но говорится, – заявляет Акиндин, – что сам Бог есть наследство святых. Говорится, что есть и другие блага, отложенные в наслаждение праведным, приведенные Богом в бытие, и являющиеся иными по отношению к Нему: «яже уготова Бог любящим Его». Так что не представляй ни Самого Бога иным по отношению к Себе Самому, ни большим Самого Себя, ни меньшим, ни превосходящим, ни уступающим, ни что-либо иное по отношению к Нему, приведенное Им в бытие – нетварным и безначальным. Ибо отнюдь не избежит высшей степени нелепости тот, кто выскажет одно из этих двух [положений]». Он и то и другое называет в высшей степени нелепым и то, чтобы говорить, что нетварно уготованное Богом любящим Его, и [считает, что так же нелепо было бы говорить] что Бог выше них, если они нетварны; и говорящих первое или второе он считает не прошедшими мимо ни одной вершины нечестия, а говорящих и то, и другое – еще гораздо более [нечестивыми]. Итак, посмотрим, кто это так говорит: ведь это будут те, кого он, говоря без малейшего преувеличения, объявляет нечестивыми. Первый – божественный Павел: «Егда, – говорит он, – покорит Сыну всяческая, тогда и Сам Сын покорится покоршему Ему всяческая, да будет же Бог всяческая во всех» (28 Когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем. 1 Кор. 15: 28). Разве что-либо иное, кроме Бога, оставил нам в наслаждение Павел? Точно следуя за ним, Григорий Богослов сказал: «будет же Бог всяческая во всех» во время восстановления ( έ ν κ α ι ρ ω τ η ς α π ο κ α τ α σ τ α ́ σ ε ω ς ) (21 Которого небо должно было принять до времен совершения всего, что говорил Бог устами всех святых Своих пророков от века. Деян. 3: 21)1, когда мы уже не будем многим, как сейчас, из-за душевных движений и страстей, совершенно не нося в себе самих ничего Божьего или нося очень мало, но будем всецело боговидными, вмещающими всего Бога и только Его; ибо это есть совершенство, к которому мы усердно стремимся»2. Итак, если [святые будут] целиком боговидными и вмещающими одного только Бога, то как же будет [чем-то] иным кроме Него уготованное им наслаждение?

88. А великий Афанасий говорит: «Когда пророки говорили, что наследство святых – Господь, Павел сказал, что Дух Святой есть наследие святых, «в немже и веровавше, знаменастеся Духом обетования Святым, Иже есть обручение наследия нашего» (13 В Нем и вы, услышав слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом, 14 Который есть залог наследия нашего, для искупления удела Его, в похвалу славы Его. Еф. 1: 13-14), как и Моисей был запечатан на лице Святым Духом, когда принял закон от Бога (29 Когда сходил Моисей с горы Синая, и две скрижали откровения были в руке у Моисея при сошествии его с горы, то Моисей не знал, что лице его стало сиять лучами оттого, что Бог говорил с ним. 30 И увидел Моисея Аарон и все сыны Израилевы, и вот, лице его сияет, и боялись подойти к нему. Исх. 34: 29-30), и никто ни мог на него «взирати из сынов Исраилевых» (7 Если же служение смертоносным буквам, начертанное на камнях, было так славно, что сыны Израилевы не могли смотреть на лице Моисеево по причине славы лица его преходящей, -2 Кор. 3: 7), ибо «знаменася на нем свет лица» Господня (7 Многие говорят: " кто покажет нам благо? " Яви нам свет лица Твоего, Господи! Пс. 4: 7), и как написано в Благовествовании: «тогда праведницы просветятся яко Солнце в Царствии Отца их» (43 тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит! Мф. 13: 43)»3. Видишь, что наследием святых является неизреченный оный свет, который есть свет лица Господня, как и Сам Он на горе показал, каковым [светом] было запечатлено и Моисеево лицо, подобно которому и праведные воссияют в будущем? То, что ты причисляешь к тварным, про то Павел говорит, что это Святой Дух, а пророки – что это Господь – не иной, но Тот Самый, что светит этим светом и приобщает святых сообразной ему светлости.

89. Но пусть войдет и четвертый свидетель, яснее других возвещающий о ныне исследуемом: «Поскольку [протекающая] в настоящем [веке] жизнь, – говорит [епископ] Ниссы, божественный Григорий, – действует в нас изменчиво и многообразно, то много есть такого, чего мы причаствуем, как то: время, воздух, место, пища, питие, одежда, солнце, светильник и многое другое для житейской потребности, из чего ни одно не есть Бог. Чаемое же блаженство ни в чем из этого не нуждается. Ибо [всем] этим и вместо всего для нас будет божественная природа, сама себя должным образом размеряющая ко всякой потребности оной жизни»4. Какое же здесь значение «божественной природы», мы разъяснили в предыдущем слове.

90. Но если чаемое блаженство ни в чем из перечисленного не нуждается, и вместо этого и всего нам станет божественная природа, которая и ко всякой потребности оной жизни размеряется, то каким образом будет иным по отношению к Богу приготовленное любящим Его к наслаждению? Как, когда предлежит единственное воистину вожделенное, будет влечь что-либо иное из всего [существующего]? Ведь [все] другое уступило бы: [так] когда солнце восходит, то луна и множество звезд не отходят в небытие, но мы [тогда] не нуждаемся ни в звездах, ни в светящей луне, хотя бы было полнолуние, и она была бы во всем своем свете, когда солнце над землей. Но, кажется, этот несчастный и на сынов будущего века поднял руку, лишая их любви Божией. Тогда как Он свободно предлежит к их наслаждению, они, согласно этим таинственным словам Акиндина о будущих вещах, полагают иное наслаждение прежде Бога, словно совершенно нелюбящие Его. Но и каждое из сущих берет прозвание от превосходящего его, и особенно [это справедливо] для предпочитающих говорить в благоприятном смысле ( τ ο ι ς ε ύ φ η μ ε ί ν π ρ ο θ υ μ ο υ μ έ ν ο ι ς ). Так что если [наряду с нетварным] и тварное будет предоставлено наследникам Божиим, сонаследникам Христа (17 А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться. Рим. 8: 17), то справедливо было бы, чтобы их наследство звалось от лучшего. Акиндин же воюет с теми, кто считает нужным называть наследство от этого, сам, как кажется, полагая справедливым в насмешку [называть его так], чтобы оно напоминало о меньшем.

91. А что Бог самого Себя предложит святым в обладание ( π ρ ό ς μ ε τ ο υ σ ί α ν ), пусть снова научит тот же самый [учитель]. Ибо, истолковывая оное апостольское [речение]: «сеется в тление, восстает в нетлении; сеется не в честь, восстает в славе; сеется тело душевное, восстает тело духовное» (42 Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; 1 Кор. 15: 42, 44), он говорит: «считается, что нетление же и слава, и честь, и сила – суть собственные [свойства] божественной природы, которые прежде окружали созданного по образу [Божию человека] и на которые мы надеемся в будущем»5. И немного спустя: «всем очистившимся от зла Бог предложит участие ( μ ε τ ο υ σ ί α ν ) в [сущих] в Нем благах, о которых говорит Писание, что их ни око не видело, ни слух не воспринял, и не стали они доступными размышлениям (9 Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его. 1 Кор. 2: 9)»6. А это есть не что иное, – по моему, по крайней мере, разуму, – как стать в самом Боге. Ведь то благо, которое превыше ока, уха и сердца, будет превыше всего. Стало быть, если «яже уготова Бог любящим Его» - превыше взгляда, слуха и разумения, а это есть то, что превосходит все [вообще], то называющий тварным «яже уготова Бог любящим Его», не явным ли образом называет творением то, что надо всем? Как же [тогда] и наследием святых будет Бог, если уготованное им в наслаждение - творение? Или это [только] говорится, а на самом деле не есть так? Такова вот твоя вера и богопочитание. Поэтому ты и пытаешься из того, что богословствуют святые, показать, будто они не чужды всяческой чрезмерной нелепости, так как, вероятно, и они, по-твоему, [таковыми] называются, но [на самом деле] не являются, соответственно твоему представлению о божественном наследии.

92. Но так как он называет тварным то наследство, которое «уготова Бог любящим Его», а оно запредельно по отношению ко всякому и уму, и чувству, то снова этот несчастный посредством этих слов хулит тот божественный свет, тогда как Дамасский богослов прямо учит о нем в высшей степени отчетливым языком: «Это есть то, чего «око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша» (9 Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его. 1 Кор. 2: 9): таким образом мы в будущем веке будем видеть Христа, сверкающего светом божественности»7. И Нисский боговдохновенный [святитель] Григорий свидетельствует, что в видении Бога – полнота благ: «Ибо видевший Бога, – говорит он, – все, что только есть в списке благ, благодаря этому видению имеет: нескончаемую жизнь, вечное нетление, бессмертное блаженство, нескончаемое Царство, беспрестанную радость, истинный свет, духовную и сладкую пищу, неприступную славу, постоянное ликование, всякое благо»8. Прежде же сих [учителей] и сам богоглаголивый Дионисий с Ареопага сказал: «Не чувством, ни исходя из сущих, но сверх всего сущего мы будем, исполнившись видимого богоявления, как [были] при божественнейшем преображении ученики Спасителя, когда достигнем христовидного и блаженнейшего удела ( λ ή ξ ε ω ς )»9, 10.

93. Нужно и у Самого Спасителя разузнать, что это за «уготованное» и что за обетование. Послушаем же теперь Говорящего, и тогда да будет услышано оно нами: «Приидите благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира» (34 Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: Мф. 25: 34). Чье царствие унаследуют «наследницы, – согласно Павлу, - Богу, снаследницы Христу» (17 А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться. Рим. 8: 17)? Конечно же, Божие. Тварно ли в таком случае приготовленное любящим Бога Царствие Божие, «которое, – согласно божественному Максиму, – не справедливо, чтобы века или времена опережали. И мы веруем, – говорит он, – что оно есть наследие спасаемых»11; которое, опять согласно нему же, «является преподаянием по благодати того, что естественным образом присуще Богу»12, и «самим видом божественной красоты»13? Как может быть тварным то, что от устроения мира не сотворено, но уготовано? И хотя Господь ничего не уточнил касательно [этих Своих] слов, Он, конечно, охватил ими и умопостигаемый мир, поместив и его после «уготованнаго нам Царствия. »

94. Но пусть нас снова научит Павел, когда и каким образом нам уготована благодать вечной жизни: ведь все таковое объемлется Царствием Божиим. Итак, он говорит в Послании к Тимофею: «по Своему предложению и благодати, данней нам во Христе Иисусе прежде лет вечных» (9 спасшего нас и призвавшего званием святым, не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времен, 2 Тим. 1: 9). Видишь, что предвечно нам уготована благодать? Как же может быть тварным уготованное прежде веков? Но ради этих новых секстов и пиронов (Σ έ ξ τ ο υ ς κ α ι Π ύ ρ ω ν α ς )14, направляющих против божественного эфектические15 и жгучие ( π ύ ρ ω ν ε ί ο υ ς ) возражения, пусть изъяснит эту апостольскую богоречивость великий Афанасий. «Как бы мы, – говорит он, – прияли прежде вечных времен, еще не возникши [тогда], но во времени возникши, если бы не была отложена во Христе приходящая к нам благодать? Ибо ни в чем ином не подобает основывать нашу жизнь, кроме как в Господе, сущем прежде веков, «Имже и веки» пришли в бытие (2 в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил. Евр. 1: 2), чтобы, когда она будет в Нем, и мы бы смогли унаследовать вечную жизнь»16. Поэтому божественный Кирилл говорит: «Отец через Сына в будущем веке «будет всяческая во всех» (28 Когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем. 1 Кор. 15: 28): и жизнь, и нетление, и радость, и святость, и сила, и все, что только ни будет для святых пребывающим в ипостаси»17. Фалассий же, соперничающий с ними в знаниях, говорит, что «превечны, и прежде всякого века, и превыше ума и слова, блага, отложенные наследникам обетования»18. А благоговейно чтимый Епифаний вводит и Самого Господа, говорящего к тем, кто в аду: «востаните, идем» (31 Но чтобы мир знал, что Я люблю Отца и, как заповедал Мне Отец, так и творю: встаньте, пойдем отсюда. Ин. 14: 31; 45 Тогда приходит к ученикам Своим и говорит им: вы всё еще спите и почиваете? вот, приблизился час, и Сын Человеческий предается в руки грешников; Мф. 26: 45), ибо сокровищницы благ ( ο ί θ γ σ α υ ρ ο ί τ ω ν α γ α θ ώ ν )19 разверсты и небесное царствие прежде веков уготовано»20.

______

*1«α ́ χ ρ ι χ ρ ό ν ω ν α π ο κ α τ α σ τ α ́ σ ε ω ς » – «до лет устроения»

 

 

*2 Григорий Богослов, Слово 30, 6, Barbel, 148 PG 36, 112 АВ

 

 

*3 Афанасий Александрийский (псевдэпиграф), О явлении во плоти Слова Бога, 15, PG 26, 1009В

 

 

*4 Григорий Нисский, О душе и воскресении, PG 46, 104 АВ

 

 

*5 Григорий Нисский, О душе и воскресении, PG 46, 157А

 

 

*6 Григорий Нисский, О душе и воскресении, PG 46, 152А

 

 

*7 Иоанн Дамаскин, Homilia in transfigurationem domini, 15, PG 96, 569A

 

 

*8 Григорий Нисский, Слова на заповеди блаженства, 6, PG 44, 1265В

 

 

*9 Существительное «λ ή ξ ι ς » может быть производным от двух глаголов – «λ α γ χ α ́ ν ω » и «λ ή γ ω » – и означать соответственно: «жребий», «удел» и «окончание», «прекращение». И хотя у Ареопагита оно, скорее всего, употреблено во втором значении, но контекст слов Паламы побуждает нас выбрать здесь первое

 

 

*10 Дионисий Ареопагит, О божественных именах, 1, 4, с. 222–224PG 3, 592 ВС

 

 

*11 Максим Исповедник, Κ ε φ α ́ λ α ι α θ ε ο λ ο γ ι κ α ́, 2, 86, PG 90, 1165 АВ

 

 

*12 Там же, 2, 90, PG 90, 1168С

 

 

*13 Там же, 2, 93, PG 90, 1169А

 

 

*14 Секст, прозванный Эмпирик, и Пирон (Пиррон) – античные философы-скептики

 

 

*15 Эфектиками (ε φ ε κ τ ι κ ο ί ) назывались философы-скептики, предлагавшие воздержание от каких бы то ни было суждений, к числу которых принадлежал Секст

 

 

*16 Афанасий Александрийский, Orationes tres contra Arianos, 2, 76–77, PG 26, 308B-309B

 

 

*17 Кирилл Александрийский, Thesaurus de sancta consubstantiali trinitate, 29, PG 75, 433C

 

 

*18 Авва Фалассий Ливийский, Сотница 4, 81, PG 91, 1465В

 

 

*19 Ср.: Молитва «Царю Небесный»

 

 

*20 Епифаний Кипрский, Homilia in divini corporis sepulturam [Sp. ], PG 43, 464BC

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...