Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общественно-политическая мысль




Литература

Русская литература XVI в. уделяет пристальное внимание проблемам самодержавия, месту церкви в жизни государства, положению России в мире Острая политическая борьба обуславливала падение интересов к повествовательной, беллетристической литературе и большое развитие публицистики. Важнейшие вопросы жизни общества стали предметом обсуждения не только церковных, но и светских авторов. В то же время сохранили свое и значение и традиционные жанры.

По-прежнему развивалось летописание. «Летописец начала царства» описывал первые годы правления Ивана Грозного. «Степенная книга» содержит жизнеописания князей (начиная с Владимира Святославовича) и митрополитов. «Лицевой летописный свод» – это изложение всемирной истории от сотворения мира до середины XVI в.

Сохранились исторические повести. Примерами этого жанра могут служить произведения, описывающие военную деятельность Ивана Грозного: «Казанское взятие», «О хождении Стефана Батория на град Псков» и др.

Продолжала в XVI в. развиваться литература путешествий. В ней все яснее звучали светские мотивы и включались вымышленные сюжеты. Новым в литературе путешествий XVI в. можно считать появление своеобразных путевых заметок: «повести» («статейные списки», «росписи») русских послов за границей и «отписки» (отчеты) землепроходцев.

Большое распространение в России получил – «Домострой» – книга поучительного содержания, учебник нравственности, определяющий поведение человека в семье и обществе, которую написал священник Сильвестр, духовник Ивана IV.

«Великие Четьи-Минеи», составленные митрополитом Макарием, – это 12-ти томное (по числу месяцев) собрание житий святых и всей одобренной церковью литературы, как-либо связанной с этими святыми. Практически, это регламентация «душеполезного» круга чтения русского человека середины XVI в.

 

Общественно-политическая мысль

С образованием централизованного Российского государства связано развитие общественно-политической мысли. Вопросы о политическом строе, характере управления, самодержавной власти, роли церкви в государстве, правах и обязанностях различных сословий, а также о международном положении новой России требовали широкого обсуждения и идеологического обоснования. Традиционные литературные жанры этого периода проникнуты публицистическим содержанием, но появляются и собственно публицистические произведения в виде посланий и писем.

«Сказание о князьях Владимирских» и «Сказание о Владимире Мономахе» стали значительными вехами в разработке официальной идеологии великокняжеской власти. В этих произведениях обосновывается право русских правителей на царский титул и самодержавное правление.

Братьям Курицыным принадлежит авторство интересных примеров русской еретической мысли – «Лаодикийского послания» и «Мерила праведного», в которых содержится критика официального богословия и провозглашаются основы рационального мировоззрения.

Концепция сословно-представительного государства в России изложена в «Беседе Валамских чудотворцев», предписывающей создать постоянно действующий совещательный орган при царе, а в сочинениях Ивана Семеновича Пересветова, предполагается существование «дворянского государства».

Впервые в это время появляется сочинение, посвященное положению крестьян в России – «Благохотящим царем правительница и землемерие» протопопа Ермолая-Еразма.

В сочинении князя А. И. Курбского «История о великом князе Московском» и в его переписке с царем Иваном Грозным поднимались вопросы о природе царской власти и ее взаимоотношениях с подданными.

 

Архитектура

В начале XVI в. завершилось строительство ансамбля Московского Кремля, большую роль в создании которого сыграли итальянские архитекторы Пьетро Антонио Солари, Аристотель Фиораванти, Марк Фрязин и Алевиз Новый.

Сложился до конца ансамбль Соборной площади – в 1506–1508 гг. Алевиз Новый возвел Архангельский собор. Колокольня Ивана Великого (81 м) в центре Кремля долгое время была самым высоким зданием в Москве.

В русской архитектуре появился шатровый стиль, основанный на национальных традициях русского зодчества, ярким примером этого стиля является церковь Вознесения в селе Коломенском (1532 г. ), построенная в честь рождения сына Василия III, Ивана.

В 1560 г. в ознаменование победы над Казанью, исполнив поручение Ивана IV, русские зодчие из Пскова, Барма и Постник, закончили строительство Покровского собора на Красной площади, который также стали называть храмом Василия Блаженного. Первоначально храм был белый. Свою пеструю окраску он получил в XVII в.

Широкое распространение получило строительство крепостей. Кремли были построены в Нижнем Новгороде, Туле, Коломне и других городах. В 1535–1538 гг. Петроком Малым была возведена вторая линия укреплений центра Москвы – Китай-город. В 1585–1593 гг. под руководством Федора Коня была сооружена третья линия каменных укреплений – Белый город, затем в конце XVI в. – деревянные стены на Земляном валу – Скородом.

В XVI в. также построены Успенский собор в Троице-Сергиевом монастыре, Смоленский собор Новодевичьего монастыря, Софийский собор в Вологде, соборы в Туле, Суздале, Дмитрове и других городах.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...