Комментарии. 6. Культура Московского царства в XVI–XVII вв.. Их возглавляли князья и бояре. Дьяки и подьячие, служители приказов, стали родоначальниками российской бюрократии.
Комментарии Избранную раду, небольшую группу ближайших сподвижников Ивана IV в проведении реформ, иногда называют первым российским правительством. С началом опричнины Избранная рада прекратила существование. В земских соборах участвовали: Боярская дума, верхи духовенства, представители дворянства, купечества, другие приглашаемые лица. Царь вместе с Боярской думой, с земскими соборами принимал многие важные решения по вопросам внешней и внутренней политики. Некоторые земские соборы даже выбирали царей. Приказы создавались по отраслевому (Посольский, Разбойный, Холопий, Разрядный и др. ) и территориальному (Казанский, Сибирский и др. ) принципам. Их возглавляли князья и бояре. Дьяки и подьячие, служители приказов, стали родоначальниками российской бюрократии. Приказная система улучшила собираемость налогов, упорядочила управление государством. В середине XVI в. была отменена система кормлений. Наместники и волостели, направляемые из Москвы, за выполнение административных и судебных функций должны были получать «корм». Но они злоупотребляли своим положением. С 50-х гг. население само стало выбирать губных старост (в местах с преобладанием феодального землевладения), земских старост (в городах и черносошных волостях), целовальников и голов (сборщиков различных налогов и сборов), дьяков, подьячих, сторожей и других должностных лиц в губных и земских избах, включая палачей. Выбираемые населением десятские, сотские помогали старостам в борьбе с разбоями, следили за порядком. Органы местного управления действовали под контролем приказов. Порядок обязательной дворянской службы («по отечеству», по происхождению) определялся Уложением о службе 1556 г.
С определенного количества земли дворянин выходил «конен, люден и оружен», а князья и бояре могли сами не служить, но выставляли воинов. «По прибору» (по набору) служили стрельцы, казаки, пушкари, воротники, казенные кузнецы и др., а также иностранцы. В московском войске появились «служилые инородцы» – татары, калмыки, башкиры. Стрельцы, другие воины селились в городах и на границе, получали освобождение от налогов, землю и небольшое жалованье. На время походов отменялось местничество, т. е. порядок замещения должностей в войске в зависимости от знатности. В армии стали широко использоваться огнестрельное оружие, пушки, появилось военно-инженерное дело. Правление Ивана IV отличает стремление к самодержавию, к всевластию, жестким методам управления. 6. Культура Московского царства в XVI–XVII вв.
Комментарии
В Московский период заметны несколько тенденций в развитии культуры: 1. Происходит дифференциация культуры – появляются новые отрасли, жанры, формы, произведения. 2. Огромное значение для развития просвещения имело книгопечатание. (В Европе первую книгу в 1450 г. отпечатал Иоганн Гуттенберг). Появились первые учебники. Грамотность была распространена среди духовенства, дворянства, купечества, горожан вообще. В литературе появился новый жанр – сатирическая светская повесть о жизни и быте общества («Повесть о Шемякиной суде» и др. ). В XVII в. в русской живописи появляется такой жанр, как портрет. Родоначальником портрета стал Симон Ушаков, талантливый иконописец. В XVII в. в архитектуре утвердился русский национальный стиль – московский шатровый. Характерным для этого стиля считается царский дворец в селе Коломенском под Москвой. 3. При сохранении ведущей роли церкви нарастает процесс обмирщения культуры, усиления в ней светских элементов. 4. Наряду с храмовым зодчеством получило распространение частное каменное строительство, которое могли себе позволить князья, купцы, бояре. В частных и монастырских школах изучали грамматику, арифметику, церковные книги. 5. Появляется и усиливается западное влияние, вестернизация в культурной сфере. 6. В 1687 г. в Москве появилось первое высшее учебное заведение – Славяно-греко-латинская академия. (В Европе университеты появились в XI–XIII вв. ). Белорус Симеон Полоцкий, воспитатель детей царя Алексея Михайловича, наряду с богословскими сочинениями, писал светские стихотворения и пьесы, которые ставились в придворном театре.
7. Сохраняется и усиливается огосударствление культуры, подчинение ее государству, в том числе и через церковь, также подконтрольную государству. Официальной идеологией стала апология самодержавного правления. Московские правители, начиная с Ивана IV, считали себя помазанниками Бога, выступали за жесткое централизованное управление, неограниченный характер царской власти, требовали безоговорочного подчинения себе, включая церковь. Бунт, крамола, богохульство, ересь и т. д. осуждались церковью и жестоко наказывались. Универсальное руководство для организации семейной, повседневной жизни – «Домострой» – составил в середине XVI в. духовник Ивана Грозного Сильвестр, член Избранной рады. Развивается народная культура – фольклор (предания, песни, сказки), музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), танцы, изобразительное и декоративное искусство, праздники годового цикла, обычаи.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|