Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство. Регламентация искусство церковью и государством. Вернуться к содержанию
Изобразительное искусство Изобразительное искусство XVI в. имело две характерные черты: усиление светских мотивов и стирание границ местных школ. Основой общерусской национальной школы стала московская школа. Крупнейшим представителем московской школы живописи последней четверти XV – начала XVI вв. был Дионисий (около 1440 – после 1503 гг. ). Он написал иконы и переписал несколько фресок для Успенского собора Московского Кремля, расписал собор Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Его творчеству свойственны пышная декоративность, яркий колорит и утонченный рисунок. В связи с повышенным интересом к историческим темам в XVI в. усиленно развивается жанр исторического портрета и бытийного письма (исторического сюжета) – роспись Благовещенского собора в Москве, икона-картина «Церковь воинствующая». Портреты исторических лиц носили условный характер, художников интересовали не индивидуальные черты, а сан и возраст изображаемых. Книжная миниатюра теперь рисуется не на пергаменте, а на бумаге и больше напоминает акварельный рисунок с многоплановыми композициями. Декоративно-прикладное искусство Рост количества городов и городского населения, развитие ремесла в XVI в. способствовали достижению высокого уровня русского декоративно-прикладного искусства. Центром прикладного творчества этого периода была Москва, где в царских и митрополичьих мастерских собирались лучшие ремесленники страны. Поразительно разнообразие ремесел того времени: резьба по дереву, художественное шитье (серебром и золотом с драгоценными камнями), медное литье, серебряное дело, чеканка, эмаль, литье колоколов и т. д. Регламентация искусство церковью и государством
Русская православная церковь всегда стремилась к регламентации творчества, и в первую очередь, к подчинению определенным канонам живописи, так как вольномыслие в книге было обращено к небольшому кругу грамотных, а в иконе – к массам людей. Стоглавый собор 1551 г. принял решение о создании специальных трафаретов для изображения отдельных святых и композиций. Их применение было обязательным, что отрицательно сказалось на развитии живописи. Однако процесс накопления новых элементов полностью остановить было нельзя, и в творчестве посадских мастеров Среднего Поволжья заметны свежие веяния, отчетливо проявившиеся в следующем веке. Вернуться к содержанию
2. Основные даты
Вернуться к содержанию
3. Основные понятия Боярская дума – постоянный совещательный орган. В ее состав входили представители четырех думных чинов: бояре, окольничие, думные дворяне и думные дьяки. Думское сидение начиналось с восходом солнца летом и до его восхода зимой и с перерывами продолжалось иногда до позднего вечера. Председательствовал в Думе царь. Бюрократия – (от фр. бюро – канцелярия и греч. – сила, власть, господство) – слой людей, чиновников, служащих в различных звеньях государственного аппарата и неразрывно связанных с системой государственного управления. Вотчина – наследственное земельное владение. Дворец – учреждение, ведавшее личными (дворцовыми) землями государя. Позднее стал контролировать местную администрацию и выполнять роль суда по земельным и наиболее важным уголовным делам. Возглавляли дворецкие, происходившие из старомосковских нетитулованных родов, издавна служивших московским князьям. Дворяне – владельцы поместий на условиях службы «конно, людно и оружно». Дьяки – (от греч. служитель) – личные слуги князя в Древнерусском государстве (лично несвободные). Хранили княжескую казну и вели делопроизводство (писари). С образованием в ХIV–ХV вв. в России приказов, становились помощниками бояр, возглавляющих их, начальниками канцелярий. За свою службу дьяки получали земельное и денежное содержание и с ХV в. являлись землевладельцами и даже мелкими феодалами, входили в Боярскую думу низшим четвертым чином. Дьяки были государевы, боярские, княжеские, владычные, монастырские, вечевые, городские, земские и т. д.
Иосифляне – последователи Иосифа Волоцкого (в миру Иван Савин). Выступали с теорией божественного происхождения великокняжеской власти, настаивали на сотрудничестве церкви и государства. Монастыри должны выступать проводниками образования, справедливости и милосердия. Отсюда необходимость защиты монастырского землевладения и суровое преследование ересей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|