Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство. Регламентация искусство церковью и государством. Вернуться к содержанию




Изобразительное искусство

Изобразительное искусство XVI в. имело две характерные черты: усиление светских мотивов и стирание границ местных школ. Основой общерусской национальной школы стала московская школа. Крупнейшим представителем московской школы живописи последней четверти XV – начала XVI вв. был Дионисий (около 1440 – после 1503 гг. ). Он написал иконы и переписал несколько фресок для Успенского собора Московского Кремля, расписал собор Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Его творчеству свойственны пышная декоративность, яркий колорит и утонченный рисунок.

В связи с повышенным интересом к историческим темам в XVI в. усиленно развивается жанр исторического портрета и бытийного письма (исторического сюжета) – роспись Благовещенского собора в Москве, икона-картина «Церковь воинствующая». Портреты исторических лиц носили условный характер, художников интересовали не индивидуальные черты, а сан и возраст изображаемых.

Книжная миниатюра теперь рисуется не на пергаменте, а на бумаге и больше напоминает акварельный рисунок с многоплановыми композициями.

Декоративно-прикладное искусство

Рост количества городов и городского населения, развитие ремесла в XVI в. способствовали достижению высокого уровня русского декоративно-прикладного искусства. Центром прикладного творчества этого периода была Москва, где в царских и митрополичьих мастерских собирались лучшие ремесленники страны. Поразительно разнообразие ремесел того времени: резьба по дереву, художественное шитье (серебром и золотом с драгоценными камнями), медное литье, серебряное дело, чеканка, эмаль, литье колоколов и т. д.

Регламентация искусство церковью и государством

Русская православная церковь всегда стремилась к регламентации творчества, и в первую очередь, к подчинению определенным канонам живописи, так как вольномыслие в книге было обращено к небольшому кругу грамотных, а в иконе – к массам людей.

Стоглавый собор 1551 г. принял решение о создании специальных трафаретов для изображения отдельных святых и композиций. Их применение было обязательным, что отрицательно сказалось на развитии живописи. Однако процесс накопления новых элементов полностью остановить было нельзя, и в творчестве посадских мастеров Среднего Поволжья заметны свежие веяния, отчетливо проявившиеся в следующем веке.

Вернуться к содержанию

 

2. Основные даты

Даты   События
1534–1538 гг. Регентство Елены Глинской.
1530–1584 гг. Годы жизни Ивана IV.
1538–1547 гг. Боярское правление при малолетнем Иване Грозном.
1547 г. Венчание Ивана на царство.
1550 г. Второй Судебник.
1550 г. Ограничение местничества.
1551 г. Стоглавый церковный собор (Стоглав).
1556 г.   Отмена системы кормлений, учреждение земского и губного управления.
1565–1572 гг. Опричный террор.
1572 г. Битва с крымским ханом при Молодях.
1551 г. Вхождение Чувашии в состав Московского царства.
1547–1548 гг., 1549–1550 гг. Неудачные походы войск Ивана IV на Казань.
2 октября 1552 г. Штурм и взятие Казани.
1556 г. Подчинение Астраханского ханства.
1552 г. Присоединение башкирских земель.
1557 г. Вассалитет Ногайской орды от России.
1558–1583 гг. Ливонская война.
1581–1582 гг. Оборона Пскова.
1556–1561 гг. Походы русских войск на Крым.
1569 г. Объединение Польши и Литвы в единое государство – Речь Посполитую.
1581 г. Введение заповедных лет.
1581–1585 гг. Походы Ермака в Сибирь.
1505–1508 гг. Колокольня «Иван Великий», Архангельский собор в Кремле.
1532 г. Заложена церковь Вознесения в с. Коломенском (архитектор точно неизвестен).
1555–1561 гг. Строительство храма Василия Блаженного (Покровского собора) в Москве.
1539–1563 гг. Составлен Никоновский летописный свод.
1560–1563 гг. «Степенная книга».
1564 г. Первая печатная русская книга – «Апостол».
1568 г. А. Чоховым отлита первая пушка.
1586 г. Царь-пушка.
1585–1593 гг.   Крепостная стена Белого города Москвы.

Вернуться к содержанию

3. Основные понятия

Боярская дума – постоянный совещательный орган. В ее состав входили представители четырех думных чинов: бояре, окольничие, думные дворяне и думные дьяки. Думское сидение начиналось с восходом солнца летом и до его восхода зимой и с перерывами продолжалось иногда до позднего вечера. Председательствовал в Думе царь.

Бюрократия – (от фр. бюро – канцелярия и греч. – сила, власть, господство) – слой людей, чиновников, служащих в различных звеньях государственного аппарата и неразрывно связанных с системой государственного управления.

Вотчина – наследственное земельное владение.

Дворец – учреждение, ведавшее личными (дворцовыми) землями государя. Позднее стал контролировать местную администрацию и выполнять роль суда по земельным и наиболее важным уголовным делам. Возглавляли дворецкие, происходившие из старомосковских нетитулованных родов, издавна служивших московским князьям.

Дворяне – владельцы поместий на условиях службы «конно, людно и оружно».

Дьяки – (от греч. служитель) – личные слуги князя в Древнерусском государстве (лично несвободные). Хранили княжескую казну и вели делопроизводство (писари). С образованием в ХIV–ХV вв. в России приказов, становились помощниками бояр, возглавляющих их, начальниками канцелярий. За свою службу дьяки получали земельное и денежное содержание и с ХV в. являлись землевладельцами и даже мелкими феодалами, входили в Боярскую думу низшим четвертым чином. Дьяки были государевы, боярские, княжеские, владычные, монастырские, вечевые, городские, земские и т. д.

Иосифляне – последователи Иосифа Волоцкого (в миру Иван Савин). Выступали с теорией божественного происхождения великокняжеской власти, настаивали на сотрудничестве церкви и государства. Монастыри должны выступать проводниками образования, справедливости и милосердия. Отсюда необходимость защиты монастырского землевладения и суровое преследование ересей.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...