Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Зарождение искусства в первобытную эпоху




Учебное пособие

По истории изобразительного искусства

Класс I полугодие

Билет 1. В. 1.

Зарождение искусства в первобытную эпоху

(35 тыс. до н.э. -3 тыс. до н.э.)

Общая характеристика: первобытный строй общества – самая ранняя стадия развития человечества. Гипотезы о причинах появления художественной деятельности: в трудовом процессе, попытки магически воздействовать на окружающий мир. Зарождение основных видов искусства в синкретическом (едином) магическом ритуале: танец, музыка, графика, живопись, скульптура и др. Мифологическое сознание первобытного человека, развитие мышления от конкретного к абстрактному. Источники изучения первобытного искусства: археологический материал и этнография, геология, антропология, мифология, фольклор. Важность изучения первобытного искусства как первой ступени художественной деятельности человека. Периодизация первобытного искусства: этапы развития искусства палеолит, мезолит, неолит, энеолит. Природные материалы, которые использовались для создания изображений: все неорганические – мел, древесный уголь, глина, минералы.

В этот период были сформированы основы дальнейшего развития материальной и духовной жизни человека.

Периодизация, содержательные и стилистические изменения образного отражения окружающего мира на протяжении эпохи:

Первобытное общество: 3 млн. лет до н.э. – нч. 3 тыс. до н.э. (до бронзового века). Искусство возникло не сразу, а только около 35 тыс. до н.э. в каменном веке.

Первобытное искусство – это искусство каменного века.

Назван этот период так потому, что в это время человек создавал свои первые орудия труда из камня.

Главная черта первобытного искусства: синкретизм – единство искусства, его неделимость на виды, все они пока слиты в едином магическом ритуале.

В палеолит были заложены основы цветовой гармонии - цветовая архаическая триада: белый – черный – красный, она архаическая (древняя). Материалы художники брали из природы: белый цвет – мел, черный – уголь, красный – глина.

Периодизация искусства каменного века: палеолит, мезолит, неолит, энеолит.

 Палео – «древний», литос – «камень»; мезо – «средний», нео – «новый».

Энео – переход от каменного века к бронзовому.

 

1. Палеолит - древний каменный век, 35-10 тысячелетие до н.э.

В этот период человек впервые освоил разнообразные типы каменных орудий труда, перешел к оседлому образу жизни, стал создавать первые жилища – в пещерах. Зарождение основных видов изобразительной деятельности: росписи на стенах и потолках пещер, рельеф и круглая скульптура, гравированный рисунок на камне, кости, роге (резьба).

Изображение животных - главная тема первобытного искусства эпохи палеолита.

Основные памятники живописи палеолита в пещерах Испании - Альтамирская пещера, дела Пенья, Пасегья, Кастильо; Франции - Нио, Лимейль, Фон-де Гом, Ложери де Басс, Комбарель, Ласко; в России Капова пещера (на Урале).

– объект наскальных изображений: животные

- появление первого скульптурного изображения человека – «палеолитические Венеры».

 

Периодизация палеолита, особенности изображений:

 

- 1.1. Мустье - зародилось искусство (около 35 тыс. лет до  н.э.) – обработка камня. Плита известняка, найденная на месте  стоянки первобытных людей на правом берегу реки Везер – в местечке  Ла-Ферраси (Франция, провинция Дордонь) с  несколькими выдолбленными в ней углублениями считается одним  из первых проявлений зарождавшегося в мустьерскую эпоху изобразительного искусства.

- 1.2. Ориньяк - первое изображение человека:

статуэтки "палеолетических Венер" (2), как современные археологи назвали скульптурные изображения женщин эпохи матриархата, времени господства материнского рода. «Венера из Холе-Фельс».

Первые наскальные рисунки - петроглифы («пётр» - «камень», «глифо» - «пишу»), древняя графика. Контуры и силуэты человеческих ладоней, контурные и силуэтные изображения животных (рисунки пещеры Ориньяк, Пеш-Мерль и Шове во Франции)

 

1 2  3

 

- 1.3. Солютре – контуры и силуэты животных (пещера Ласко во Франции, Капова пещера в России (Башкирия) – всё это рисунки Ледникового периода)

 

4 5 6

 

- 1.4. Мадлен - движение, объем, появление многофигурной композиции

(бизоны пещеры Альтамира в Испании)

7 8

 

Львиная охота пещеры Шове, Олени пещеры Фон де Гом - во Франции

9 10

Палитра первобытного человека была бедной: в ней было четыре основных краски - черная, белая, красная и желтая.

Для получения белых изображений использовался мел и мелоподобные известняки; черного - древесный уголь и окислы марганца; красного и желтого - минералы гематит, пиролюзит и природные красители - охры, представляющие собой смесь гидроокислов железа, марганца и глинистых частиц. В пещерах и гротах Франции найдены каменные плиты, на которых растиралась охра, а также куски темно-красной двуокиси марганца. Судя по технике росписи, куски краски растирались, разводились на животном жире. Химический и рентгеноструктурный анализ красок из пещеры Ласко показали, что использовались не только природные красители, смеси которых дают разные оттенки основных цветов, но и довольно сложные соединения, полученные путем их обжига и добавления других компонентов (каолинита и окислов алюминия). При том, что первобытный человек-собиратель различал более 200 различных растений, среди которых были и красящие, следов использования растительных красителей в росписях пещер пока не обнаружено. В палеолите использовались неорганические (минеральные) краски. В искусстве палеолита отсутствуют зелено-сине-голубой части спектра.

Если пещерный художник имел в своей палитре всего 4 цвета, то позже древние египтяне и шумеры добавили к ним еще два - синий и зеленый (в Египте они появляются 3,5 тыс. лет назад, а в Греции - только в IV в. до н. э.), а современный нам художник пользуется уже огромным количеством цветов и их оттенков.

В Мадлен продолжается развитие круглой пластики, создание женских фигурок из мягких пород камня. Статуя «Венера из Виллендорфа» (Верхний палеолит).

 

2. Мезолит (средний каменный век): 10-6 тыс до н.э. - закончился Ледниковый период, изобрели лук и стрелы, приручили собаку, что позволило охотиться индивидуально. Развитие верований в загробную жизнь. Появились сюжетные изображения с участием человека: многофигурные композиции: сцены военной борьбы, охоты, загона скота, сбор меда. Стилистические изменения изображений, передача движения.

В центре изображения - человек.

Сюжетные композиции: охота, сбор меда, ритуальные танцы (Ущелье Валлторта в Испании, плато Тассили-Аджер в пустыне Сахара)

                           

3. Неолит (новый каменный век): 6-4 тыс до н.э.

«Неолитическая революция»: переход от присвоения к производству, ремеслу, от собирательства к земледелию, от охоты к скотоводству.

Наскальные изображения становятся более условными как знаки:

(Беломорские петроглифы в Карелии и петроглифы Алтая – в России)

В наскальных изображениях преобладали люди, занимающиеся охотой, скотоводством. Известные неолитические петроглифы: памятники Сахары, Экваториальной Африки, Заонежья и Беломорья в России.

 

Произошло усиление родовых общин, переход от матриархата к патриархату, формирование местных (локальных) культур. Появляется новая техника обработки каменных орудий. Совершенствование ткачества и обработки кожи. Развитие мелкой пластики из камня, кости, рога, глины. Резьба по дереву (Горбуновский торфянник на Урале, Россия)

                                                               

Зарождение письменности – пиктографии. Пиктограмма – это рисуночное письмо.

Развитие гончарного производства. Формирование орнамента и его символики.  Появление различных типов орнаментальной керамики, выработка общих приемов украшения поверхности сосудов: построчность, симметричность, орнамент подчинили форме сосуда.

 

Зарождается архитектура. Изобретение опорно-балочной конструкции.

Ранние образцы архитектуры мегалитов (огромных каменных глыб): три типа

Менгир – мегалит из одного камня (1)

Дольмен –мегалит из нескольких камней (2),

Кромлех – мегалит в виде круговой композиции. (3)

1       2     3

4. Энеолит (меднокаменный век): 4-3 тыс до н.э.

Продолжает развиваться искусство петроглифов (Томская пИсаница в Сибири на реке Томь (4,5), развитие керамики: Трипольская керамика (6,7,8,9), культура воронковидных кубков Западной Европы (10) и др.

4 5

 6       7

8 9 10

 

 

Переходный период от каменного века к бронзовому. Разложение первобытных отношений и постепенное формирование новой общественной формации - рабовладельческой. Развитие орудий труда из металла (меди, бронзы), обусловивших подъем производства.

Искусство Древнего мира:

 бронзовый и ранний железный века

(3 тыс. до н.э. по 5 век н.э.)

Общая характеристика

В.1 Б.6

+ к вопросу 1 билетов 2, 3, 4, 5

Бронзовый век: 3 тыс. до н.э. по 7 в. до н.э.условно (у разных народов в разное время). Развитие металлургии. Изделия из меди, бронзы и золота. Появление древних государств.

 

Древнейшая в мире цивилизация – египетская (с кц 5 тыс. до н.э.),

затем возникла цивилизация Междуречья, или иначе месопотамская (с кц 4 тыс. до н.э., совр. Ирак и Сирия),

а потом индийская, китайская, греческая цивилизации (с 3 тыс. до н.э.), за ними следует появление Этрурии (с 1 тыс. до н.э., современный регион Тоскана в Италии).

Египетская, индийская, китайская, греческая культуры непрерывно развиваются на протяжении нескольких тысячелетий.

 

Расцвет культовой архитектуры, массовое строительство мегалитических сооружений: менгиры, дольмены, кромлехи. Кромлех в Стоунхендже (Англия).

Появление первых государств: Древнего Египта, в древней Передней Азии (Междуречье, Месопотамии) – Шумера, Аккада, Ассирии, Вавилона, Нововавилонского царства, империи Ахеменидов; государств Эгейского мира и Древней Греции, Древних Индии и Китая, Этрурии и Древнего Рима и др.

Ведущий вид искусства: архитектура. Изобразительное искусство: фризовая композиция, декоративный стиль, монументальная живопись и скульптура, мелкая пластика, ДПИ: керамика, ювелирное искусство, глиптика.

 

На территориях современной России жили кочевники. Художественные изделия скифов. Майкопский курган. Кобанская культура Кавказа (Северная Осетия). Минусинская культура (Южная Сибирь, 8-3 вв до н.э.) и др.

 

1. Минусинская археологическая культура в Сибири, Россия. 2.Кобанская археологическая культура Северной Осетии, 3. Майкопский курган Северного Кавказа - предметы из собрания Эрмитажа

1 2 3

 

 

4. «Луристанские бронзы» на территории совр. Ирана. 5. На территории современной Западной Европы – древние кельты (золотые шапки из Берлинского музея).

 

4 5

«Звериный стиль» в декоративно-прикладном искусстве (бронза, золото).

 

Ранний железный век - 7 в. до н. э. по 5 в н.э.

Развитие «звериного стиля». Переход от бронзы к железу занял несколько столетий и протекал не равномерно. Одни народы, например, в Индии, на Кавказе, узнали железо в X в. до н.э., в Греции – на два века раньше: в XII в. до н.э., в Передней Азии еще раньше - на рубеже 3-го -2-го тысячелетий до н.э.

Народы, обитавшие на территории России, освоили новый металл в VII-VI вв. до н.э., а некоторые позднее - лишь в III-II вв. до н.э.

Принятая в науке хронология раннего железного века - VII век до н.э. - V в. н.э. Эти временные границы условны.

Искусство эпохи раннего железа. Образование родоплеменной аристократии. Установление военной демократии. Развитие техники и металлургии.

 

1.Гальштатская археологическая культура Центральной и Южной Европы (древние кельты): изделия из бронзы (колесница из Штретвега — один из наиболее известных артефактов гальштатской культуры). 2. Гальштатская культура. Гравированная бронзовая ситула. Национальный музей в г. Любляна. Югославия. 3. Южная Сибирь (Кулайская археологическая культура и др.), 4. Алтай (Пазырыкская археологическая культура).

1. 2 3 4  

Ситула (лат. situla — ведро) - древний бронзовый (реже серебряный) сосуд в форме ведра. С. известны по находкам в археологических памятниках гальштатской культуры (См. Гальштатская культура) и латенской культуры (См. Латенская культура) (ранний железный век Западной Европы). Ранние формы ситулы были с округлым туловом и двумя приклёпанными ручками, поздние — с конусообразно расширяющимся кверху туловом и подвижной дугообразной ручкой над горловиной, как и у современного нам ведра. Иногда С. украшались различными рельефными изображениями.

4. Развитие скифского ювелирного искусства. 

4     

5. Геоглифы пустыни Наско в Перу).

5

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...