Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Искусство Древнего Мира: Эгейский мир




(о. Крит и полуостров Пелопоннес, мифическая Троя Малой Азии)

Тыс. до н.э.

Билет 4. В.1.

Крито-микенская культура – древнейший период античного искусства, бронзового века. Ранний этап развития греческой культуры. Распространение эгейской культуры: остров Крит, полуостров Пелопоннес (совр. Греция), Троя (Малая Азия, совр. Турция). Своеобразие Эгейской цивилизации – объединила народы, жившие по берегам Эгейского моря. Огромная роль греческой мифологии и поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея» в научно - исследовательском изучении крито-микенской культуры. Археологические раскопки на о. Крите, Пелопоннесе (в Микенах и Тиринфе). Открытия Генриха Шлимана («Троя», Микены), Артура Эванса (о.Крит).

 

 Различие архитектуры на островах и материковой территории. Архитектура Крита.

Крит и Кикладские острова – место жительства минойцев. 1.Большой Кносский дворец (греки назвали его «лабиринт» - «место двойных топоров», от слова «лабрис» (секира, двойной топор, который был религиозным символом Минойской цивилизации). Открытая планировка дворцово-паркового ансамбля Кносса (1) – нет ни «крепостных стен», защищающих территорию, ни внешних прочных стен у домов – открытые галереи с колоннадами (жители Крита чувствовали себя в безопасности), разноэтажность, «иррациональные колонны», «световые колодцы», центр – открытый внутренний двор (патио). Из-за сложности планировки дворца слово «лабиринт» со временем приобрело современное значение. Критская монументальная живопись: сюжеты, техника. Фризовая композиция. Декоративный стиль. Фрески Кносса: 2. «Юноша с ритоном», 3. «Акробаты с быком», 4. «Парижанка», 5. «Кошка, подстерегающая фазана» (5), «принц с лилиями» (6), «дамы на голубом» (7) из Агиа-Триады (места археологических раскопок в Греции на юге Крита, селение минойского периода). Лабрис Кносского дворца (8).

1 2 3 4

5 6 7 8

Скульптура малых форм на ранних этапах развития: кикладская скульптура (Кикладские острова), критские статуэтки богинь (или жриц) со змеями в руках. Бронзовая статуэтка «игры с быком».

Критская керамика, вазовая роспись и ее стили: «камарес» (1,2), «морской» (3,4,5), «дворцовый» (6).

1 2 3 4 5 6

Полуостров Пелопоннес - ахейцы (совр. Греция) Бронзовый век. Центры культуры и искусства - Тиринф, Микены – города-дворцы-крепости. Форма правления: военная демократия. Особенность архитектуры: оборонительный характер. Микены. после сенсационной находки Трои II, Шлиман приступил к раскопкам Микен и открыл 6 шахтовых гробниц с сокровищами в непосредственной близости от акрополя. «Циклопическая» кладка (1) ахейских городов-крепостей: постройка из больших тёсаных каменных глыб без связующего раствора; древние греки приписывали их циклопам. Устойчивость всего сооружения достигается только силой тяжести глыб. Толщина крепостных стен местами 7 м. Микенский дворец- акрополь (2,«верхний город», на горе)  царя Агамемнона (II тыс. до н.э.). Акрополь — место первоначального укрепленного поселения, вокруг которого развивался менее защищённый, так называемый нижний город, населённый земледельцами.  Львиные ворота  Микен (3,4). В отличие от кносского микенский дворец имел регулярную планировку.

1 2 3  4

Все помещения группировались не как на Крите вокруг открытого внутреннего двора (патио), а вокруг мегарона (5,6) — большого зала с очагом посередине. Дым уходил через прямоугольное отверстие в кровле, опиравшейся на четыре колонны. Именно такой тип жилища стал прообразом греческого, а затем и римского дома, а также античного «храма в антах».

5 6

 

 «Сокровищница Атрея» - пример развития купольных гробниц (толос, тумулос), круглое помещение с куполом, сооружённым методом ложного (ступенчатого) свода. При строительстве применялась сухая кладка. Внутренняя высота составляет 13,5 м, а диаметр — 14,5 м. По размерам, эта гробница была крупнейшим купольным сооружением своего времени вплоть до сооружения Храма Меркурия в Байях и Римского пантеона.

ДПИ: ювелирное искусство «златообильных Микен», как писал в поэме «Илиада» Гомер. Сокровища, обнаруженные Генрихом Шлиманом.

 

Тиринф: крепостные сооружения, город-дворец (1).

1

Живопись Микен (2,3,4) и Тиринфа (5,6,7). Фрески мегарона, сюжеты росписей: охота, сцены сражений. Сходство фресок островов Крита, Киклад с фресками Микен и Тиринфа: монументальная, декоративная живопись. Отличия: живописность, подвижность стиля Крита (минойцы) -жесткость, статичность, приземленность стиля Микен (ахейцы). ДПИ: керамика с изображением ахейских воинов (8). В Тиринфе найдена фреска, похожая на критскую - «игры с быком» (6).

2 3 4 5

6 7 8

Троя (побережье Малой Азии, совр. Турция) - троянцы (до сих пор не доказано их существование, о них известно лишь из поэмы Гомера «Илиада»). Сначала Шлиман обнаружил древнюю цивилизацию, которую принял за Трою, а затем ободренный такой находкой отправился в Микены и еще там нашел 6 гробниц с сокровищами. Уникальные «Сокровища царя Приама» Генриха Шлимана в ГМИИ им. Пушкина (Москва) в постоянной экспозиции.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...