Додинастический период (5-4 тыс. до н.э.)
Архитектура: мемориальное сооружение - м астАба («лавка», или «скамья великанов» )
2.Древнее царство - 3 тыс. до н.э. (30-28 вв. до н.э.) – образование в Египте централизованного рабовладельческого государства (столица – г. Мемфис) с деспотической властью фараона. Укрепление экономики, проведение масштабных гидротехнических работ по орошению земель. Сложение всех основных форм египетской культуры. Ведущая роль архитектуры, формирование основных типов сооружений: долговечных мемориальных из камня и недолговечных жилых зданий из глины и тростника.
Развитие монументального строительства как символа вечности и незыблемости государства, выражение идеи величия и вечного существования фараона, обожествление его власти. Фараон - это бог солнца Ра на земле (облицовка пирамид, покрытие вершины золотом, сияющим в лучах солнца). Изобретение пирамиды Имхотепом. Ступенчатая пирамида фараона Джосера, созданная по замыслу Имхотепа – «мать египетских пирамид». Строительство гигантских пирамид с сокровищницами-усыпальницами обожествленных фараонов в Гизе. Конструктивные изменения мемориальных сооружений от мастабы к ступенчатой пирамиде ДжОсера (1) в Саккара (2650 г. до н.э., архитектор Имхотеп) до (2) ансамбля гигантских пирамид в Гизе, пирамиды Хеопса (Хуфу), Хефрена (Хафра) и Микерина (Менкаура), огромный гизехский сфинкс (3). В кц периода возведение солнечных храмов с обелиском (4) в центре (символизирует солнечный луч, которому уподобляли фараона). 1 2 3 4 Скульптура Древнего царства и ее связь с мемориальной культурой. Сочетание декоративного и реалистического стилей, проблема сходства в египетском скульптурном портрете в связи с религиозно-магическими представлениями и учением о «двойнике». Образ фараона и его приближенных в скульптуре Древнего царства: диоритовая статуя Хафра (или иначе Хефрена) из Египетского музея в Каире (1), царевича Рахотепа и его жены Нофрет (2), фараона Микерина с богинями из граувакки (3), царевича-жреца Каапера «Сельский староста» (4), зодчего Хемиуна (5), писца Каи (6). Малая пластика: фигуры слуг – «ушебти» (7,8).
Рельефы Древнего царства: низкий (1, палетка Нармера, древняя ритуальная палитра – для растирания красок) и врезанный (2). Натюрморта и пейзажа еще не существовало как самостоятельных жанров, но посуду, фрукты, пищу, виды природы Нила древние египтяне много изображали в мемориальных композициях). Живопись: монументальная, декоративная. Два вида росписей Древнего царства: темпера и темпера с вкладками из пасты(3). Единство росписей и рельефов с иероглифическим письмом (4).
3.Среднее царство в истории Египта - 3-2 тыс. до н.э.(21-18 вв. до н.э.) – Образование новых династий фараонов, перенос столицы в Фаюм. Ведущий вид искусства: архитектура. Формирование нескольких типов городов: царские резиденции (Фивы, Мемфис), города-крепости на приграничных территориях, храмовые центры (Луксор, Элефантина), торговые города и города мертвых (Гиза). Выработка нового типа мемориального храма. Развитие скальных и полускальных храмов. Новые принципы архитектурной организации: совмещение гробниц (часто с пирамидами) с заупокойными храмами и молельнями, объединение пирамиды со скальной гробницей, введение многоколонных портиков, пандусов, аллей сфинксов. 1.Мемориальный храм фараона Ментухотепа I в Дейр-эль-Бахри. 2. Постройка при Аменемхете III «Лабиринта» - сокровищницы жрецов.
Египетский ордер, формирование основных типов египетских колонн: протодорические, пальмовидные, папирусовидные (с открытыми и закрытыми метелками), лотосовидные (с бутонами и раскрытыми цветами), гаторические (богиня Гатор или Хатор)
Скульптура: традиционное сочетание декоративности с реалистичностью в трактовке образов. 1.Статуи фараона Ментухотепа III, 2.портрет Сенусерта III, Танисский сфинкс с лицом Аменемхета III. Расцвет искусства фигурок ушебти, изображающих слуг за работой (сцена учета скота).
Живопись: монументальная, декоративная. Настенные росписи мемориалов номархов Антилопьего нома: появление новых сюжетов, многочисленные изображения животных, птиц. Египтянин с осликом, эмблема Антилопьего нома, сбор инжира
Реалистическая трактовка пейзажных и жанровых мотивов.
Самый яркий пример: Гробница Хнумхотепа II в Бени-Хасане, «Охота в тростниках».
Развитие ювелирного искусства.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|