Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Исследование состояния моторной сферы




1. Состояние общей моторики (объем выполнения движений, темп, актив­ность, координация движений). Выполнение упражнений:

  4 года 5 лет 6 лет
попрыгать на двух ногах      
прыгнуть в длину с места      
потопать ногами и похлопать руками одновременно      
пото­пать      
бросить мяч от груди      
поймать мяч      
Попрыгать на левой ноге      
Попрыгать на правой ноге      
бросить мяч из-за головы      
перепрыг­нуть через небольшую мягкую игрушку      
подбросить и поймать мяч      
влезть на гимнаст. стенку и слезть с нее      

 

 

2. Состояние ручной моторики (объем движений, темп, способность к переключению, наличие леворукости или амбидекстрии)

Кинестетическая основа движений:

  объем движений темп переключение
4 года
сложить в колечко большой и указательный пальцы на правой руке, потом на левой руке      
5 лет
одновременно вытянуть указательный и средний пальцы пра­вой руки, потом левой руки      
одновременно вытянуть указательный и средний пальцы обеих рук      
6 лет
вытянуть указательный палец и мизинец пра­вой руки, потом левой руки      
вытянуть указательный палец и мизинец обеих рук руки      
поместить указательный палец на средний и наоборот сначала на правой руке, потом — на левой      

 

Кинетическая основа движений:

  объем движений темп переключение
4 года
согнуть и разогнуть по очереди все пальцы, начиная с большого, сначала на правой, потом на левой руке      
Изменять положение кистей рук: одна сжата в кулак, пальцы другой выпрямлены и наоборот.      
5 лет
упражнение «Игра на рояле» ведущей рукой      
«кулак — ребро — ладонь» ведущей рукой      
6 лет
«кулак — ребро — ладонь» не ведущей рукой      

 

Навыки работы с карандашом:

  умение держать карандаш умение рисовать горизонт. линии умение рисовать вертик. линии, умение рисовать кружки Умение рисовать ломаные линии Умение рисовать замкнутые линии Умение рисовать человека Умение рисовать волнистые линии
4 года                
5 лет                
6 лет                

 

Манипуляции с предметами:

       
  Умение застегивать и расстегив. пуговицы Умение переклад. мелкие предметы из одной руки в другую Умение переклад. мелкие предметы из одной емкости в другую Умение завязывать и развязывать шнурки Умение выполнять прямой разрез Умение выполнять косой разрез Умение вырезать круг из квадрата
4 года              
5 лет              
6 лет              

 

3. Состояние мимической мускулатуры (наличие или отсутствие движений, точность выполнения, активность, мышечный тонус, темп, наличие синкинезий, замедленность движений глазных яблок)

4 года
закрыть правый глаз, левый глаз  
поднять брови, нахмурить брови,  
наморщить нос  
надуть щеки («толстячок»)  
5 лет
закрыть правый глаз, левый глаз  
поднять брови, нахмурить брови,  
наморщить нос  
надуть щеки («толстячок»)  
втянуть щеки  
6 лет
надуть правую щеку  
надуть левую щеку  
втянуть пра­вую щеку  
левую щеку  

Наличие или отсутствие сглаженности носогубных складок:

___________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

 

Состояние артикуляционной моторики

Движения нижней челюсти:

наличие или отсутствие движений, тонус, объем, переключение, замены, синкинезии, тремор, обильная саливация, отклонение кончика языка
4 года
открыть и закрыть рот  
5 лет
открыть и закрыть рот  
открыть и закрыть рот, преодолевая сопротивление кулаков  
6 лет
открыть и закрыть рот  
открыть и закрыть рот, преодолевая сопротивление кулаков  
подвигать нижней челюстью вправо-влево  

 

 

Движения губ:

наличие или отсутствие движений, тонус, объем, переключение, замены, синкинезии, тремор, обильная саливация, отклонение кончика языка
4 года
растянуть губы в «улыбку»  
вытянуть губы вперед «трубочкой»  
5 лет
растянуть губы в «улыбку»  
вытянуть губы вперед «трубочкой»  
чередовать «улыбку» - «трубочку»  
6 лет
растянуть губы в «улыбку»  
вытянуть губы вперед «трубочкой»  
чередовать «улыбку» - «трубочку»  
поднять верх­нюю губу, обнажив верхние зубы  
опустить нижнюю губу, обнажив нижние зубы  

 

Движения языка:

наличие или отсутствие движений, тонус, объем, переключение, замены, синкинезии, тремор, обильная саливация, отклонение кончика языка
4 года
«лопата» - показать широкий язык  
«жало» - показать узкий язы­к  
«качели»- язык на верхнюю губу - на нижнюю  
«маятник» - кончик языка к левому угол­ку губ/ к правому  
5 лет
«лопата» - показать широкий язык  
«жало» - показать узкий язы­к  
Чередовать: «лопата»- «жало»  
«качели»- язык на верхнюю губу - на нижнюю  
«маятник» - кончик языка к левому угол­ку губ/ к правому  
6 лет
«лопата» - показать широкий язык  
«жало» - показать узкий язы­к  
Чередовать: «лопата»- «жало»  
«качели»- язык на верхнюю губу - на нижнюю  
«маятник» - кончик языка к левому угол­ку губ/ к правому  
«вкусное варенье» - облизать кончиком языка губы по кругу  

Движения мягкого нёба (широко открыть рот и зевнуть):

4 года  
5 лет  
6 лет  

 

 

Исследование состояния импрессивной речи

Пассивный словарь

Понимание существительных (показать на картинках отдельные предметы, части предметов)

  стол стул окно голова рука нос уши глаза
4 года                
5 лет                
6 лет                

 

 

Умение обобщать (показать по просьбе логопеда несколько предметов, относящихся к одному понятию):

  4 года 5 лет 6 лет
игрушки      
одежда      
обувь      
посуда      
мебель      
овощи      
фрукты      
птицы      
до­машние птицы,      
домашние животные      
дикие животные      
транс­порт      

 

 

Понимание действий (показать по предложенным картинкам):

4 года девочка сидит девочка стоит девочка лежит девочка идет мальчик ест мальчик пьет, мальчик чита­ет мальчик рисует
               
5 лет птица летит рыба плывет слон идет змея ползет лягушка прыгает
         
6 лет строитель строит уборщица убирает продавец продает поку­патель покупает
       
                         

 

Понимание признаков (показать по предложенным картинкам):

4 года большая чашка маленькая чашка красный шар синий шар желтый шар зеленый шар сладкая конфета кислый лимон круг­лый торт квадратный торт
                   
5 лет круглое печенье квадратное печенье треугольное печенье овальное печенье холодное мороженое горячий чай горькое ле­карство сладкое варенье
               
6 лет Прямоуг. салфетка Многоуг. салфетка молодой человек старый человек веселый мальчик грустный мальчик вы­сокий дом низкий дом
               
                                 

 

2. Понимание различных форм словоизменения (показать по картинкам)

 

Дифференциация единственного и множественного числа существительных

4 года дом — дома кот — коты кукла — куклы груша — груши ведро — ведра
         
5 лет глаз — глаза стул — стулья лист — листья окно — окна  
         
6 лет пень — пни рукав — рукава гнездо — гнезда перо — перья ухо — уши
         

Понимание предложно-падежных конструкций с предлогами:

  в на у под за по с из из-за из-под
4 года                    
5 лет                    
6 лет                    

Понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных:

4 года стол — столик машина — машинка ведро — ведерочко
     
5 лет носок — носочек чашка — чашечка окно — окошечко
     
6 лет нож — ножик рукавица — рукавичка одеяло — одеяльце
     

Дифференциация форм единственного и множественного числа глаголов

4 года кошка сидит — кошки сидят слон идет — слоны идут
   
5 лет птица летит — птицы летят машина едет — машины едут
   
6 лет мальчик читает— мальчики читают девочка ест — девочки едят
   

Дифференциация глаголов с различными приставками

4 года Девочка наливает воду в чашку Девочка выливает воду из чашки Девочка по­ливает цветы из лейки
     
5 лет птица вылетает из клетки птица влетает в клетку
   
6 лет мальчик переходит дорогу мальчик перебегает дорогу маль­чик подбегает к дому
     
         

 

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...