Исследование состояния моторной сферы
1. Состояние общей моторики (объем выполнения движений, темп, активность, координация движений). Выполнение упражнений:
|
| 4 года
| 5 лет
| 6 лет
|
| попрыгать на двух ногах
|
|
|
|
| прыгнуть в длину с места
|
|
|
|
| потопать ногами и похлопать руками одновременно
|
|
|
|
| потопать
|
|
|
|
| бросить мяч от груди
|
|
|
|
| поймать мяч
|
|
|
|
| Попрыгать на левой ноге
|
|
|
|
| Попрыгать на правой ноге
|
|
|
|
| бросить мяч из-за головы
|
|
|
|
| перепрыгнуть через небольшую мягкую игрушку
|
|
|
|
| подбросить и поймать мяч
|
|
|
|
| влезть на гимнаст. стенку и слезть с нее
|
|
|
|
2. Состояние ручной моторики (объем движений, темп, способность к переключению, наличие леворукости или амбидекстрии)
Кинестетическая основа движений:
| | объем движений
| темп
| переключение
|
| 4 года
|
| сложить в колечко большой и указательный пальцы на правой руке, потом на левой руке
| | | |
| 5 лет
|
| одновременно вытянуть указательный и средний пальцы правой руки, потом левой руки
| | | |
| одновременно вытянуть указательный и средний пальцы обеих рук
| | | |
| 6 лет
|
| вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, потом левой руки
| | | |
| вытянуть указательный палец и мизинец обеих рук руки
| | | |
| поместить указательный палец на средний и наоборот сначала на правой руке, потом — на левой
| | | |
Кинетическая основа движений:
| | объем движений
| темп
| переключение
|
| 4 года
|
| согнуть и разогнуть по очереди все пальцы, начиная с большого, сначала на правой, потом на левой руке
| | | |
| Изменять положение кистей рук: одна сжата в кулак, пальцы другой выпрямлены и наоборот.
| | | |
| 5 лет
|
| упражнение «Игра на рояле» ведущей рукой
| | | |
| «кулак — ребро — ладонь» ведущей рукой
| | | |
| 6 лет
|
| «кулак — ребро — ладонь» не ведущей рукой
| | | |
Навыки работы с карандашом:
|
| умение держать карандаш
| умение рисовать горизонт. линии
| умение рисовать вертик. линии,
| умение рисовать кружки
| Умение рисовать ломаные линии
| Умение рисовать замкнутые линии
| Умение рисовать человека
| Умение рисовать волнистые линии
|
| 4 года
| | | | |
|
|
|
|
| 5 лет
| | | | | | | |
|
| 6 лет
| | | | | | | | |
Манипуляции с предметами:
|
|
|
|
|
|
| Умение застегивать и расстегив. пуговицы
| Умение переклад. мелкие предметы из одной руки в другую
| Умение переклад. мелкие предметы из одной емкости в другую
| Умение завязывать и развязывать шнурки
| Умение выполнять прямой разрез
| Умение выполнять косой разрез
| Умение вырезать круг из квадрата
|
| 4 года
| | | |
|
|
|
|
| 5 лет
| | | | |
|
|
|
| 6 лет
| | | | | | | |
3. Состояние мимической мускулатуры (наличие или отсутствие движений, точность выполнения, активность, мышечный тонус, темп, наличие синкинезий, замедленность движений глазных яблок)
| 4 года
|
| закрыть правый глаз, левый глаз
|
|
| поднять брови, нахмурить брови,
|
|
| наморщить нос
|
|
| надуть щеки
(«толстячок»)
|
|
| 5 лет
|
| закрыть правый глаз, левый глаз
|
|
| поднять брови, нахмурить брови,
|
|
| наморщить нос
|
|
| надуть щеки
(«толстячок»)
|
|
| втянуть щеки
|
|
| 6 лет
|
| надуть правую щеку
|
|
| надуть левую щеку
|
|
| втянуть правую щеку
|
|
| левую щеку
|
|
Наличие или отсутствие сглаженности носогубных складок:
___________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Состояние артикуляционной моторики
Движения нижней челюсти:
| наличие или отсутствие движений, тонус, объем, переключение, замены, синкинезии, тремор, обильная саливация, отклонение кончика языка
|
| 4 года
|
| открыть и закрыть рот
|
|
| 5 лет
|
| открыть и закрыть рот
|
|
| открыть и закрыть рот, преодолевая сопротивление кулаков
|
|
| 6 лет
|
| открыть и закрыть рот
|
|
| открыть и закрыть рот, преодолевая сопротивление кулаков
|
|
| подвигать нижней челюстью вправо-влево
|
|
Движения губ:
| наличие или отсутствие движений, тонус, объем, переключение, замены, синкинезии, тремор, обильная саливация, отклонение кончика языка
|
| 4 года
|
| растянуть губы в «улыбку»
|
|
| вытянуть губы вперед «трубочкой»
|
|
| 5 лет
|
| растянуть губы в «улыбку»
|
|
| вытянуть губы вперед «трубочкой»
|
|
| чередовать «улыбку» - «трубочку»
|
|
| 6 лет
|
| растянуть губы в «улыбку»
|
|
| вытянуть губы вперед «трубочкой»
|
|
| чередовать «улыбку» - «трубочку»
|
|
| поднять верхнюю губу, обнажив верхние зубы
|
|
| опустить нижнюю губу, обнажив нижние зубы
|
|
Движения языка:
| наличие или отсутствие движений, тонус, объем, переключение, замены, синкинезии, тремор, обильная саливация, отклонение кончика языка
|
| 4 года
|
| «лопата» - показать широкий язык
|
|
| «жало» - показать узкий язык
|
|
| «качели»- язык на верхнюю губу - на нижнюю
|
|
| «маятник» - кончик языка к левому уголку губ/ к правому
|
|
| 5 лет
|
| «лопата» - показать широкий язык
|
|
| «жало» - показать узкий язык
|
|
| Чередовать: «лопата»- «жало»
|
|
| «качели»- язык на верхнюю губу - на нижнюю
|
|
| «маятник» - кончик языка к левому уголку губ/ к правому
|
|
| 6 лет
|
| «лопата» - показать широкий язык
|
|
| «жало» - показать узкий язык
|
|
| Чередовать: «лопата»- «жало»
|
|
| «качели»- язык на верхнюю губу - на нижнюю
|
|
| «маятник» - кончик языка к левому уголку губ/ к правому
|
|
| «вкусное варенье» - облизать кончиком языка губы по кругу
|
|
Движения мягкого нёба (широко открыть рот и зевнуть):
Исследование состояния импрессивной речи
Пассивный словарь
Понимание существительных (показать на картинках отдельные предметы, части предметов)
|
| стол
| стул
| окно
| голова
| рука
| нос
| уши
| глаза
|
| 4 года
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 5 лет
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 6 лет
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Умение обобщать (показать по просьбе логопеда несколько предметов, относящихся к одному понятию):
|
| 4 года
| 5 лет
| 6 лет
|
| игрушки
|
|
|
|
| одежда
|
|
|
|
| обувь
|
|
|
|
| посуда
|
|
|
|
| мебель
|
|
|
|
| овощи
|
|
|
|
| фрукты
|
|
|
|
| птицы
|
|
|
|
| домашние птицы,
|
|
|
|
| домашние животные
|
|
|
|
| дикие животные
|
|
|
|
| транспорт
|
|
|
|
Понимание действий (показать по предложенным картинкам):
| 4 года
| девочка сидит
| девочка стоит
| девочка лежит
| девочка идет
| мальчик ест
| мальчик пьет,
| мальчик читает
| мальчик рисует
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 5 лет
| птица летит
| рыба плывет
| слон идет
| змея ползет
| лягушка прыгает
|
|
|
|
|
|
|
| 6 лет
| строитель строит
| уборщица убирает
| продавец продает
| покупатель покупает
|
|
|
|
|
|
| | | | | | | | | | | | | |
Понимание признаков (показать по предложенным картинкам):
| 4 года
| большая чашка
| маленькая чашка
| красный шар
| синий шар
| желтый шар
| зеленый шар
| сладкая конфета
| кислый лимон
| круглый торт
| квадратный торт
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 5 лет
| круглое печенье
| квадратное печенье
| треугольное печенье
| овальное печенье
| холодное мороженое
| горячий чай
| горькое лекарство
| сладкое варенье
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 6 лет
| Прямоуг. салфетка
| Многоуг. салфетка
| молодой человек
| старый человек
| веселый мальчик
| грустный мальчик
| высокий дом
| низкий дом
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| | | | | | | | | | | | | | | | | |
2. Понимание различных форм словоизменения (показать по картинкам)
Дифференциация единственного и множественного числа существительных
| 4 года
| дом — дома
| кот — коты
| кукла — куклы
| груша — груши
| ведро — ведра
|
| | | | | |
| 5 лет
| глаз — глаза
| стул — стулья
| лист — листья
| окно — окна
| |
| | | | | |
| 6 лет
| пень — пни
| рукав — рукава
| гнездо — гнезда
| перо — перья
| ухо — уши
|
| | | | | |
Понимание предложно-падежных конструкций с предлогами:
|
| в
| на
| у
| под
| за
| по
| с
| из
| из-за
| из-под
|
| 4 года
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 5 лет
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 6 лет
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных:
| 4 года
| стол — столик
| машина — машинка
| ведро — ведерочко
|
| | | |
| 5 лет
| носок — носочек
| чашка — чашечка
| окно — окошечко
|
| | | |
| 6 лет
| нож — ножик
| рукавица — рукавичка
| одеяло — одеяльце
|
| | | |
Дифференциация форм единственного и множественного числа глаголов
| 4 года
| кошка сидит — кошки сидят
| слон идет — слоны идут
|
| | |
| 5 лет
| птица летит — птицы летят
| машина едет — машины едут
|
| | |
| 6 лет
| мальчик читает— мальчики читают
| девочка ест — девочки едят
|
| | |
Дифференциация глаголов с различными приставками
| 4 года
| Девочка наливает воду в чашку
| Девочка выливает воду из чашки
| Девочка поливает цветы из лейки
|
|
|
|
|
| 5 лет
| птица вылетает из клетки
| птица влетает в клетку
|
|
|
|
| 6 лет
| мальчик переходит дорогу
| мальчик перебегает дорогу
| мальчик подбегает к дому
|
|
|
|
|
| | | | | |
Воспользуйтесь поиском по сайту: