Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Второй кризис потребительской кооперации и его преодоление.




На 1 октября 1923 г. 19224 потребительских общества объединили 5,26 млн. человек и располагали 26660 магазинами и лавками.

И всё - таки после проигрыша в конкуренции с частной торговлей в начале нэпа. Центросоюз и потребкооперация пережили второй кризис. Его причиной явились «ножницы цен» - большое расхождение цен на промыш­ленные и сельскохозяйственные товары - весной 1923 г. Основная масса кре­стьян предпочитала ничего не продавать и воздерживалась от покупки про­мышленных товаров. Организации потребительской кооперации же, напро­тив, готовясь к закупке сельхозпродукции нового урожая, накопили большое количество фабрично - заводских товаров, которые не удавалось реализовать.

1923 - 1924 гг. Центросоюз и правительство приняли меры по укреп­лению положения потребительской кооперации. Проведена перерегистрация членов, в результате чего увеличился при­ток паевых взносов и активность пайщиков в работе кооперации.

Перегруппирована союзная сеть: вместо отделений и контор Центросоюза созданы, в соответствии с новым экономическим и административным районированием страны, краевые и областные союзы; вместо райотделений утверждены райсоюзы. Началось изживание «главкизма», т. е. излишне высокой степени цен­трализации в управлении, в распределении товарных, денежных и других ре­сурсов. Потребительские общества мало сотрудничали с местным рынком, а Центросоюз не придавал значения самостоятельности низовой сети коопера­тивных организаций, в силу чего сдерживалось развитие самостоятельности и инициативы первичных кооперативных организаций. Потребитель был очень слабо привязан к кооперации, а Центросоюз выступал «всероссийской многолавкой» - через свои конторы пытался снабдить население всем необ­ходимым.

В 1924 г. Центросоюз акцентировал внимание на минимальном ассор­тименте товаров первой необходимости. Ранее он закупал весь ассортимент промышленных товаров - около 2000 видов: дрова, ткани шёлковые, мель­хиоровые блюда, подушки, вина, парфюмерию, кирпич - словом, множество всякой всячины без учёта спроса. Понятно, что большая часть этих товаров не нужна была массовому потребителю. Изменение структуры коопера­тивного товарооборота, ограничение ассортимента минимумом хо­довых товаров способствовали повышению рентабельности потреби­тельской кооперации.

В 1924 - 1925 гг. проведена рационализация товаропроводящей цепи: сокращено число посреднических и комиссионных органов, ибо ступеньки, по которым двигались товары от Центросоюза и других кооперативных цен­тров, закупающих их для всей низовой кооперативной торговли, сильно удо­рожали товар.

Сокращение управленческого аппарата, расходов на транспорт и аренду помещений благоприятно сказалось на издержках обращения розничной кооперативной торговли.

Кроме того, на товары массового спроса (ситец, сахар, соль, спички, мыло, махорку, гвозди, керосин и др.) торговые наценки в среднем были сокращены примерно в 1,5 раза по сравнению с частником, что благотворно отразилось на ценах кооперативной торговли и на привлечении покупателей в обшествлённый сектор торговли.

Кризис сбыта в потребительской кооперации и госторговли обсуждал XIII съезд РКП (б), который наметил мероприятия по оздоровлению потреб­кооперации. Среди них децентрализация торговой деятельности и кредитова­ния, которое раньше шло к низам через союзные центры; полный переход на добровольное членство в кооперации; максимальное благоприятствование со стороны госорганов потребительской кооперации по ассортименту товаров срокам и формам товарного кредитования. При этом определялось, что гос­торговля должна развивать оптовую и оптово - розничную торговлю, а розница - переходить к потребительской кооперации по мере её укрепления.

Уже в 1924 г. Совнарком начал проводить политику активной под­держки потребительской кооперации. Так, в 1924/25 хозяйственном году, ко­гда объём торговой деятельности потребительской кооперации рос быстрее, чем её собственные средства, из госбюджета на увеличение кооперативных оборотных средств было ассигновано 0,8 млн. руб. Одновременно потребко­операции был представлен ряд экономических льгот по сравнению с частны­ми промышленными и торговыми предприятиями: более низкий налог с обо­рота, преимущественное предоставление кредита промышленностью и бан­ками, причём с более низкой ставкой за пользование им, пониженный желез­нодорожный тариф; более низкая плата за аренду помещений. В 1921 г. был ассигнован 1 млн. руб. целевым назначением - на развитие кооперации в на­циональных республиках, а в 1925/26 хозяйственном году - 3,5 млн. долго­срочных ссуд для кооперативов всех видов.

И всё же в 1924 г. Правление Центросоюза испытало серьёзные труд­ности в связи с тем, что не были налажены отношения между потребитель­ской кооперацией и государственной промышленностью. Не удалось нала­дить и бесперебойное снабжение кооперативных организаций промтоварами - они поступали от случая к случаю.

В 1925 г. Правление Центросоюза и президиум ВСНХ установили, что основными принципами во взаимоотношениях между потребительской коо­перацией и промышленностью должны стать твёрдые генеральные договоры, заключаемые в центре всесоюзными синдикатами, с одной стороны, Центро­союзом и крупными кооперативными организациями - с другой, а также типовые соглашения, определяющие основные условия, по которым отделения трестов и синдикатов должны были снабжать промтоварами местные органи­зации потребительской кооперации. Для контроля за выполнением договоров и устранения недостатков в работе поставщиков был создан на паритетных началах специальный орган под руководством председателей ВСНХ и Цен­тросоюза Ф.Э. Дзержинского и Л.М. Хинчука. Планы хозяйственной деятельности Центросоюза до 1925 г. охватывали теперь только показатели работы его собственного хозяйства. Планирование работы потребсоюзов и потребительских обществ было полностью предос­тавлено инициативе кооперативных организаций на местах.

В составе оборота Центросоюза свыше 18 % занимала продукция его собственных промышленных предприятий, 10 % оборота приходилось на экспорт, продажа товаров вне системы составляла более 7%

Экспортные операции Центросоюз осуществлял в 17 странах. В общем
экспорте наибольшую роль играла продажа товаров в Англию (42,3%). В это время Центросоюз имел представительства в Лондоне, Берлине,

Нью- Йорке, Париже, Риге, Роволе. В составе экспортных операций хлебопродукты зани­мали 19,8%, яйца и птица - 11,7, волокно - 30,2, пушнина - 25,2%. Импортные операции по отношению к экспортным за 1924 - 1925 гг.составили 88%.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...