Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

НЭП - время расцвета потребительской кооперации




В годы нэпа часть предприятий розничной торговли, отобранных у ча­стника, постепенно передавались потребительским и другим видам коопера­тивов. Но одновременно государство расширяло и свой сектор в сфере тор­говли и услуг - крупные оптовые предприятия, оптово- розничные универ­маги, такие как ГУМ и ЦУМ, фабрики - кухни.

К концу 1926 г. кооперативный сектор уже преобладал в стране- 52,2% товарооборота принадлежало кооперативам: 38% - потребительским, 11,6 -сельскохозяйственным и 2,6% - промысловым. Кооперативная сеть насчиты­вала 109 тыс. торговых предприятий 3 - 5 - го разрядов. Следует пояснить, что в период нэпа торговые предприятия делились на 5 разрядов. К первому разряду относились разносчики, ко второму - ларьки, к третьему - маленькие магазины, к четвёртому - крупные магазины оптово - розничной торговли, к пятому - оптовые базы и крупнейшие универмаги.

Товарооборот государственной торговли составлял 30,5%, торговая сеть включала 35 тыс. главным образом крупных предприятий 4 -го и 5 - го разрядов.

Товарооборот частной торговли составлял 17,3%, торговая сеть - 162 тыс. магазинов, из которых 148,8 тыс.(92%) - мелкие заведения 3-го разря­да. По другим данным, частный капитал занимал около 22% всего товарообо­рота и около 40 % розничной торговле.

В 1927 г. 63,3% городского муниципального жилого фонда находи­лись в пользовании жилищно - арендной кооперации. Причём в Москве коо­ператоры распоряжались 70% жилой площади, в Ленинграде - 87,4%. Уско­ренными темпами развивалась жилищно - строительная кооперация двух ви­дов - рабочая и общегражданская. В 1927 г. её затраты на строительство жи лья составили около 20% всех средств, вложенных в жилищное строительст­во. Общесоюзный центр жилищно-строительной и жилищно - арендной коо­перации (Центржилсоюз) имел свои лесоразработки, кирпичные заводы и другие предприятия.

На завершающем этапе восстановления и реконструкции народного хо­зяйства кооперативное движение охватило все отрасли экономики страны. Февральский (1927 г.) Пленум ЦК РКП (б) дал следующую оценку коопера­тивному движению: «...Организационное и финансовое укрепление коопера­ции, вовлёкшей миллионные массы трудящихся в свои ряды и охватившей широкий рынок, приобретает особое значение именно потому, что коопера­ция является не только наиболее рациональной системой организации обра­щения, но и таким аппаратом обращения, который организует многомилли­онные массы, вовлекает их в практическую работу по социалистическому строительству и опирается в своей деятельности на их поддержку»

Расширение поля деятельности кооперации намечалось вести по двум линиям: в первую очередь - за счёт дальнейшего вытеснения частной торгов­ли и во вторую - путём замещения госторговли.

Итак, в начала 1927 г. руководство партии ещё следовало нэповской линии - постепенной передаче организации индивидуального потребления в руки самих потребителей: рабочих, крестьян, других слоев населения, объе­динённых в кооперативы. Но уже к концу 1927 г. начался отход от этой ли­нии.

В конце 1928 - начале 1929 г. в стране была введена карточная систе­ма. Города и промышленные предприятия стали снабжаться по дифференци­рованным спискам, делящим население по категориям, когда рабочие и слу­жащие получали разные нормы хлеба, сахара, других продуктов. А среди ра­бочих ударники получали повышенные нормы.

Естественно, что основная часть нормированных товаров стала распре­деляться через сеть торговых предприятий потребительской кооперации.

В каждом городе подавляющую часть нормированных товаров распре­делял Центральный рабочий кооператив (ЦРК), поэтому всё взрослое граж­данское население было практически кооперировано.

Именно в 1930 - 31 хозяйственном году для потребительской коопера­ции в товарообороте страны достигала высшего уровня - почти 70%, а удель­ный вес в оптовой торговле - 62%. Но далее коммерческая работа потреби­тельской кооперации пошла на убыль.

В конце нэпа потребкоопрация во всех отношениях - численном, хозяй­ственном и организационном - значительно окрепла. На этот период её отно­сительно свободное внутреннее самоуправление заканчивается. В последую­щие годы партия и правительство целиком овладевают и командуют всеми участками её хозяйственной деятельности и внутренней жизни.

 

 

Заключение

НЭП был вторым семилетним периодом после довоенного (1907-1913 гг.) благоприятным для развития кооперации в России. Когда гибельная стратегия большевиков на втискивание российской экономики в прокрустово ложе уравнительного военного коммунизма стала очевидной, В.И. Ленин и его окружение отменили право на частную торговлю. Лавина частных торго­вых заведений захлестнула рынок. Попытка обуздать рыночную стихию с помощью потребительской и других видов кооперации не удалась.

Эта попытка была обречена на провал, поскольку правительство не обеспечило потребительскую кооперацию и половиной требуемых промыш­ленных товаров, необходимым ассортиментом и деньгами. Оно связало руки кооператоров грабительским для крестьян ценовым эквивалентом и постоян­ным вмешательством в центре и на местах.

Потребительская кооперация пережила два кризиса: в 1921 и 1923 го­дах, и с 1924 начинается её бурный рост. Он был обусловлен крутыми мерами Центросоюза по улучшению управления в потребительской кооперации, от­сечением мёртвых единиц, сокращением убытков, ростом прибылей, восста­новлением добровольного членства и ростом паенакоплений.

С 1925 года Совнарком начал проводить реальную политику поощ­рения потребительской кооперации. Она включала льготные кредиты, транс­портные тарифы и плату за аренду помещений, частичное освобождение от налогов, выделение квоты (20%) промышленной продукции государственных предприятий, заключение генеральных договоров между Центросоюзом и Высшим Советом народного хозяйства об объёмах и сроках реализации про­мышленной продукции и т.д.

Одновременно сталинское политическое руководство взяло курс на ли­квидацию законодательными, налоговыми и особенно административными мерами частного сектора экономики - главного конкурента кооперации.

К концу 20-х годов кооперативное движение в Советском Союзе дос­тигло апогея своего развития. Потребительская кооперация объединяла 37,8 млн. пайщиков, её доля в товарообороте страны достигла 63,3%. Сельскохо­зяйственная кооперация объединяла около 12 млн. членов или почти 50% крестьянских хозяйств.

Список использованной литературы

1. Балабанов М. История рабочей кооперации в России. М., 1928,с. 281-342

2. Благих И. А. «Зигзаги» НЭПа. Истоки. Вопросы истории народного хозяй­ства и экономической мысли. Выпуск 1,М., «Экономика», 1989, с 169-184

3. Бондаренко Н.В. История и теория кооперации.М.,1998,с.37-43

4. Вахитов К.И. История потребительской кооперации России (1 часть).М.,1998,с. 63-80

5. Глазков В.В., Хвостов Б.Н. Кредитная кооперациям.,1974,с. 92

6. Калинин М., Каменев Л., Куйбышев В., Андреев А. Речи о кооперации. Центросоюз.М. 1925, с. 39-173

7. Кооперация. Место и роль в экономической истории.М.,1990,с 26-36;63-71

8. Макаренко А.П., Крашенинников А.И. Теория кооперации, М.,1982,с15-58

9. Макерова Н.Я. История потребительской кооперации в СССР. Ленинград, с.113-161

Ю.Минин А.А. Сельскохозяйственная кооперация в СССР. Ленинград,с.8-10 11.НЭП и хозрасчёт. М., «Экономика»,1991,с.5-26

12.Прокопович С.Н. Что дал России НЭП. Взгляд со стороны.М.,1991,с. 11-57 13.Серова Е.В. Сельскохозяйственная кооперация в СССР.М.,1991, с.27-35 14. Теплова Л.Е., Укалова Л.В., Тихонович Н.В. Кооперативное движение.М.,2003,с 91-95 15.Фишгендер А. Потребительская кооперации в годы НЭПа. Цетросоюз.М.,1927,с.245-297

16.Хейсен М.Л. История кооперации в России.Ленинград, 1926,с. 245-297 17.Шмелёв Г.И. Коллективизация: на крутом переломе истории. Истоки. М.«Экономика», 1989,с. 114-115

30

Приложение 1

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...