В. П. Океанский, Ж. Л. Океанская
Стр 1 из 19Следующая ⇒ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ИВАНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Шуйский филиал ИвГУ
Кафедра культурологии и литературы
В. П. Океанский, Ж. Л. Океанская
КРИЗИСОЛОГИЯ нового времени
Учебное пособие
Шуя 2015 ББК 71. 00 О-50
Печатается по решению редакционно-издательского совета Шуйского филиала ИвГУ Рецензенты:
доктор филологических наук, профессор В. П. Раков
доктор исторических наук, профессор Е. М. Раскатова
кандидат культурологии, доцент А. А. Лобова
О-50 Океанский В. П., Океанская Ж. Л. Кризисология Нового времени: Учебное пособие. Шуя, 2015. – 122 с.
Учебное пособие освещает проблематику новой дисциплины, сочетающей культурологическое, философское и религиоведческое знание, анализирует переход от традиционного общества к современности. Предназначено для гуманитарного направления бакалавриата - 51. 03. 03 (071800. 62) Социально-культурная деятельность. Направленность (профиль) образовательной программы – Менеджмент социально-культурной деятельности. Может быть также использовано как дополнительное и развивающее учебное пособие по культурологии, истории культурологической мысли и философии культуры различными направлениями и профилями подготовки бакалавриата. ISВN 978-5-86229-381-4
© В. П. Океанский, Ж. Л. Океанская, 2015 © Шуйский филиал ИвГУ, 2015
СОДЕРЖАНИЕ Предисловие 5
РАЗДЕЛ 1. КРИЗИСОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА НОВОГО ВРЕМЕНИ Введение. Кризисология как онтологическое учение о радикализации времени 6 1. 1. Человек и Тотальность: антропное и космическое в культурных горизонтах Нового времени 7 1. 2. Мировая ночь: проблема конца Нового времени 8
1. 3. Осень Средневековья: вопрос о начале Нового времени 9
1. 4. Контринициация и десакрализация: ведущие процессы в политике, эстетике, экономике, религии и науке 10
1. 5. Виды искусства и типология стилей 11
1. 6. Фантазм однородного бесконечного пространства: метафизическая утопия Нового времени 12 1. 7. Закат логоцентризма и сумерки Дао 13
1. 8. Субъектологические пределы секуляризма 14
1. 9. Семиосфера современного города и декосмизация реальности как знаки завершённости Нового времени 15 РАЗДЕЛ 2. ПРАКТИКУМ ПО КРИЗИСОЛОГИЧЕСКОЙ КЛАССИКЕ
2. 1. Джамбатиста Вико, «Основания новой науки об общей природе наций» 16 2. 2. Алексей Степанович Хомяков, «О старом и новом» 18 2. 3. Николай Яковлевич Данилевский, «Россия и Европа», глава III: «Европа ли Россия? » 21 2. 4. Константин Николаевич Леонтьев, «Епископ Никанор о вреде железных дорог, пара и вообще об опасностях слишком быстрого движения жизни» 32
2. 5. Владимир Сергеевич Соловьёв, «Краткая повесть об Антихристе» 39 2. 6. Освальд Шпенглер о России 47 2. 7. Отец Сергий Булгаков, «Догматическое обоснование культуры» 50 2. 8. Макс Шелер, «Положение человека в космосе» 56 2. 9. Питирим Александрович Сорокин, «Кризис нашего времени», глава «Кризис изящных искусств» 63 2. 10. Рене Генон, «Царство количества и знамения времени», глава 16: «Вырождение денег» 79 2. 11. Романо Гвардини, «Конец Нового времени» 81 2. 12. Мирча Элиаде, «Аспекты мифа», глава «Мифы Нового времени» 106 РАЗДЕЛ III. ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ И ОЦЕНОЧНЫЕ ФОНДЫ 3. 1. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины 113 3. 2. Хрестоматии 119 3. 3. Справочная литература 119 3. 4. Перечень специальных периодических изданий 120 3. 5. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины 120
3. 6. Темы самостоятельных работ по дисциплине 120 3. 7. Перечень вопросов для подготовки к экзамену 121 ПРЕДИСЛОВИЕ Актуальность дисциплины состоит в необходимом постижении культурно-исторической логики предваряющего начала нашей современности, которой стадиально предшествует время, проименованное в истории культуры Новым. Будущим менеджерам в сфере социально-культурной деятельности для адекватной ориентации в текущих процессах требуется существенная сумма знаний и понимание логики катастрофического развития – без этого они не смогли бы оценить, например, глубину различия традиционных ценностей, вне всякого сомнения, сохраняющихся под напором парадигмы Модерна, и постмодернистского прочтения реальности, притязающего на господство в наши дни.
В рамках дисциплины «Кризисология Нового времени» предполагается раскрыть предпосылки и факторы, под влиянием которых возникают, формируются и развиваются антитрадиционные модели миропонимания и человеческого отношения к жизни; безусловно, мы не могли бы понять современное нестабильное состояние планетарной цивилизации без пристального внимания к оформлению и господству на протяжении предшествующих столетий картины мира Нового времени. Вокруг её обстоятельного раскрытия и осмысления сосредоточены разделы предложенного автором курса, касающиеся религиозных трансформаций, философии, искусства, восприятия времени и пространства, и вплоть до градостроительства. Интересно, что все эти процессы прослеживаются далеко не только в генерализированной локализации на мир западной цивилизации, но и в более крупных масштабах: например, показывается, что схожие процессы протекают в дальневосточном регионе земли, причём, начинаются там даже несколькими столетиями ранее. Обстоятельное указание на этот убедительный факт ставит глубокий вопрос об оправданности тезиса об исключительно европейской природе нигилизма. Курс «Кризисология Нового времени» кроме всего прочего помогает осознать важность традиционных, общечеловеческих и национальных, ценностей. Здесь видится его огромное, хотя и подспудное, воспитательное значение. Цели освоения дисциплины: постиженение кризисологической сущности Нового времени через его историософско-герменевтический обзор; представление о Новом времени как о единой в структурном отношении эпохе становления эгологического сознания и его необратимого кризиса; выдвижение идеи о культурно-морфологическом возрасте современного человека; демонстрация специфической неорелигиозности Нового времени.
Задачи, решаемые в ходе освоения дисциплины: рассмотрение глобального кризиса традиционных форм культурно-исторического сознания; изучение проблематики и основных тенденций Нового времени; решение проблемы о границах Нового времени; постановка вопроса о пределах секуляризма.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|