Стояние во время молитвы (кийам)
Стояние во время молитвы (кийам) Он (да благословит его Аллах и приветствует) стоял ровно и прямо во время совершения обязательных и дополнительных молитв, выполняя указание Всевышнего: «И стойте перед Аллахом смиренно» (Сура «Корова», аят 238). А находясь в пути, он (да благословит его Аллах и приветствует) совершал дополнительные молитвы, сидя верхом. Он (да благословит его Аллах и приветствует) указал своей общине, как следует произносить молитву (совершаемую под воздействием) страха: стоя или сидя верхом, о чём уже было ранее упомянуто. Именно по этому поводу Всевышний Аллах говорит: «Совершайте молитву неуклонно и (особенно) среднюю (послеполуденную [78] ) молитву и стойте перед Аллахом смиренно. Если же вы испытываете страх, то (молитесь) на ходу или верхом, когда же вы (окажетесь) в безопасности, то поминайте Аллаха так, как Он вас научил тому, чего вы раньше не знали» (Сура «Корова», 238—239). «Он (да благословит его Аллах и приветствует) молился сидя во время болезни, от которой скончался»[79]. Он молился так же и ранее, при других обстоятельствах. Когда, например, он страдал от боли[80], то стал совершать молитву сидя, в то время как люди, находившиеся позади него, молились стоя. Он сделал им знак сесть, и они сели (продолжив молиться). Закончив (молитву), он сказал: «Вы собирались поступить так же, как (поступают) персы и византийцы: стоять перед своими царями, которые сидят. Не поступайте так, поскольку имам назначается для того, чтобы (во время молитвы) другие следовали его примеру, и если он совершит поясной поклон, то поклонитесь и вы, если он поднимет (голову), поднимайте и вы, а если он молится сидя, то молитесь сидя и вы! » [81]
О молитве больного человека в положении сидя ’Имран ибн Хусайн (да будет доволен им Аллах) передал: «У меня был геморрой, и я спросил Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) о (том, как мне совершать) молитву. Он сказал: «Молись стоя, но если не сможешь, то молись сидя, а если не сможешь (делать и этого, то молись лёжа) на боку [82] » [83]. ’Имран ибн Хусайн (да будет доволен им Аллах) также передал: «Я спросил его (да благословит его Аллах и приветствует) по поводу молитвы человека, совершающего ее сидя. Он сказал: «Тот, кто молится стоя, — это лучше для него, а тому, кто молится сидя, (полагается) половина награды того, кто молится стоя. А кто молится лежа (в другой версии хадиса сообщается «полулежа»), то ему — половина награды того, кто молится сидя» [84]. Это относится к больному человеку, поскольку Анас (да будет доволен им Аллах) передал: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) вышел к людям, совершавшим молитву сидя из-за болезни, и сказал: «Поистине, молитва сидящего (по награде) - половина молитвы стоящего» [85]. Однажды «он (да благословит его Аллах и приветствует) пришел навестить больного и увидел, что тот совершает молитву (лежа) на подушке. Он взял подушку и отложил её в сторону. Тогда тот человек взял трость, чтобы молиться (опираясь на неё), но он взял (трость) и отбросил её в сторону, (при этом) сказав: «Молись на земле, если сможешь. Если нет, то обозначай поклоны движениями головы, при совершении земного поклона склоняя её ниже, чем при совершении поясного поклона» [86]. О молитве на корабле (Однажды) его (да благословит его Аллах и приветствует) спросили о совершении молитвы на корабле, и он ответил: «Молитесь на нем стоя в том случае, если не боитесь утонуть» [87]. Когда он (да благословит его Аллах и приветствует) достиг преклонного возраста, он брал на место моления то, на что он мог опираться[88] (во время молитвы)[89].
О сидении (ку’уд) и стоянии (кийам) во время совершения дополнительной ночной молитвы (тахаджжуд[90]) «Он (да благословит его Аллах и приветствует) долго молился ночью стоя и долго молился ночью сидя. И если он читал Коран стоя, то совершал поясной поклон стоя, а если читал Коран сидя, то совершал поясной поклон сидя»[91]. Иногда «он молился ночью сидя и читал Коран сидя. Когда же оставалось прочитать тридцать или сорок аятов, он вставал и читал их стоя, а затем совершал поясной и земные поклоны. То же самое он делал и при совершении второго рак’ата»[92]. Фактически «достигнув преклонного возраста, он до конца своей жизни совершал дополнительные молитвы («ас-субха»[93]) сидя. Так он стал поступать за год до своей смерти»[94]. Также «он сидел, скрестив ноги»[95].
О совершении молитвы в обуви и об указании так поступать «Он иногда стоял (во время совершения молитвы) босым, а иногда в обуви»[96]. Он разрешил это своей общине, сказав: «Когда кто-нибудь из вас совершает молитву, пусть он надевает свою обувь либо снимает и кладет её между ногами, чтобы она не причиняла неудобства другим» [97]. Иногда он призывал людей молиться в обуви, говоря: «Не поступайте подобно иудеям, которые не молятся ни в сандалиях, ни в кожаных носках (хуфф)! » [98]. Иной раз он снимал сандалии во время молитвы, а затем продолжал молиться, как об этом рассказал Абу Саид аль-Худри (да будет доволен им Аллах): «Однажды мы молились вместе с Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Уже во время совершения молитвы он снял свои сандалии и поставил их слева от себя. Когда это увидели люди, они тоже сняли свои сандалии. Завершив молитву, он спросил: ‘Почему вы сняли свою обувь? ’ Ему ответили: ‘Мы увидели, как ты снял свою обувь, тогда и мы тоже сняли свою обувь’. На что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, ко мне явился Джибраил и сообщил, что на ней грязь — либо он сказал «нечто вредное» — [в другой версии этого хадиса передается, что на обуви было что-то ‘нечистое’], и поэтому я снял её. Поэтому, когда кто-нибудь из вас приходит в мечеть, пусть посмотрит на свою обувь. Если он обнаружит на ней грязь — либо он сказал «нечто вредное» — [в другой версии этого хадиса передается: «что-то‘нечисто»], то пусть протрёт её, а затем молится в ней’» [99].
«Когда он снимал обувь, то клал её слева от себя»[100], и он также говорил: «Когда кто-нибудь из вас совершает молитву, пусть он не кладет свою обувь ни справа, ни слева от себя, дабы она не оказалась по правую сторону от кого-либо. Пусть он кладет эту обувь между своими ногами» [101].
О молитве на минбаре [102] «Однажды он (да благословит его Аллах и приветствует) совершил молитву на минбаре (в другой версии этого хадиса сообщается ‘... у которого было три ступеньки’ [103] ). И [он встал на нем и произнес такбир, а за ним произнесли такбир и люди, в то время как сам он находился на минбаре, ] [затем он совершил поясной поклон на минбаре, ] затем он поднял голову, сошёл вниз, пятясь назад [104], и совершил у подножия минбара земной поклон. После чего он (снова) вернулся (на минбар) [и сделал на нем то же самое, что во время первого рак’ата], пока не завершил до конца молитву. После этого он обернулся к людям и сказал: «О люди! Поистине, я сделал это, чтобы вы следовали за мной и учились тому, как я совершаю свою молитву». [105]
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|