Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Важное замечание! 2 страница




[399] Аль-Бухари и Муслим.

[400] Абу Йа‘ла в «аль-Муснад» (340, 3491/1), аль-Аджури в «аль-Арба‘ин», аль-Байхаки, ат-Табарани (1/192/1), ад-Дийа’ в «аль-Мунтака мин аль-Ахадис ас-Сахах ва-ль-Хисан» (276/1), Ибн ‘Асакир (2/226/2, 414/1, 8/14/1, 76/2) передали этот хадис через хорошую цепочку передатчиков и Ибн Хузайма, который назвал этот хадис достоверным (1/82/1). Ибн Батта приводит первую часть другого подкрепляющего хадиса в форме «мурсаль», кроме дополнения, в «аль-Ибана» (5/43/1).

[401] Ат-Тайалиси, Ахмад и Ибн Аби Шайба. Это хороший хадис, как я разъяснил в примечаниях к книге «аль-Ахкам» (1348), написанной Абд аль-Хакком аль-Ишбили.

[402] Ибн Аби Шайба (1/89/2), ат-Табарани и аль-Хаким, который назвал этот хадис достоверным, и с ним согласился аз-Захаби.

[403] Ибн Аби Шайба (1/89/1), Ибн Маджа и Ахмад приводят этот хадис через достоверную цепочку передатчиков. См. «Ас-Сахих» (2536).

[404] Абу Авана, Абу Дауд и ас-Сахми (61). Ад-Даракутни назвал этот хадис достоверным.

[405] Ахмад, Абу Дауд, Ибн Маджа, ад-Даракутни, ат-Тахави, аль-Баззар, Ибн Хузайма (604) и ат-Табарани приводят этот хадис в книге «Му‘джам аль-Кябир» со слов семерых сподвижников. Таким образом, этот хадис опровергает мнение тех (например, Ибн аль-Каййима и других), которые не разделяли точку зрения, разрешающую ограничиться лишь троекратным произнесением прославления.

[406] Такой вывод был сделан на основании хадисов, где сообщается, что его (да благословит его Аллах и приветствует) стояние (кийам), поясной и земной поклоны были одинаковыми по продолжительности, как о том сказано в следующем разделе.

[407] Достоверный хадис, приводимый Абу Даудом, ад-Даракутни, Ахмадом, ат-Табарани и аль-Байхаки.

[408] Абу Исхак сказал, что «суббух значит «лишенный каких-либо недостатков», тогда как куддус значит «Пресвятой или Пречистый». Ибн Сайда сказал: «Преславный и Пресвятой являются атрибутами Всемогущего и Всевышнего Аллаха, ибо Его прославляют и превозносят остальные (создания)» («Лисан аль-‘Араб»).

[409] Очевидно, здесь имеется в виду ангел Джибраил (мир ему) (Прим. перев. ).

[410] Муслим и Абу Авана.

[411] То есть «свидетельствую, что Слава Твоя превыше всего неподобающего, что приписывают Тебе» (Прим. перев. ).

[412] Аль-Бухари и Муслим. «Выполняя то, что было велено ему делать в Коране» относится к следующему высказыванию Всевышнего Аллаха: «Так прославляй Господа твоего хвалою и проси у Него прощения, ведь Он, поистине, всегда приемлет покаяние» (Сура «Помощь», 110: 3).

[413] Это пример использования общей фразы, следующей после упоминания каждого отдельного предмета (иначе говоря, всё тело целиком. - Прим. перев. ).

[414] Муслим, Абу Авана, ат-Тахави и ад-Даракутни.

[415] Ан-Наса’и приводит этот хадис через достоверную цепочку передатчиков.

[416] Абу Дауд и ан-Наса’и приводят этот хадис через достоверную цепочку передатчиков.        Примечание: Существует ли какое-нибудь свидетельство, допускающее произнесение двух или более из вышеприведенных поминаний (Аллаха) за один поясной поклон или нет? Богословы разошлись во мнениях по этому вопросу. Ибн аль-Каййим в своей книге «Заад аль-Ма‘ад» ничего конкретного на этот счет не высказал. Имам ан-Навави склонялся в пользу первого варианта в своей книге «аль-Азкар», написав: «Лучше всего объединить все эти слова поминания, если есть такая возможность, поступая так же и при совершении остальных действий (во время молитвы), в которых произносятся слова поминания». Абу ат-Таййиб Сиддик Хасан Хан с ним не согласился, написав в «Нузуль аль-Абрар» (стр. 84): «Одни слова поминания передаются здесь, другие - там, но я не вижу свидетельств, позволяющих их объединить. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) не объединял их сразу, иногда произнося одну мольбу, а иногда - другую; лучше следовать (его примеру), чем выдумывать что-то новое». Последняя точка зрения наиболее близка к истине, с позволения Аллаха, однако Сунной установлено длительное пребывание в этом положении, так же как и в других, которое по продолжительности примерно равно времени стояния (кийам). Таким образом, если молящийся желает следовать Сунне Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) в том, что касается этого вопроса, единственно возможным для него остается либо сочетание этих поминаний, как на то указал ан-Навави и передал Ибн Наср в книге «Кийам аль-Ляйль» (стр. 76) от Ибн Джурайджа, сообщившего, что так поступал ‘Ата, либо произносить слова какого-нибудь из поминаний, которые повторяются неоднократно, что будет ближе к Сунне. Аллаху это ведомо лучше!

[417] Аль-Бухари и Муслим. Источники и цепочки передатчиков этого хадиса приведены в книге «аль-Ирва’» (331).

[418] Муслим и Абу Авана. Этот запрет носит общий характер, охватывая, таким образом, как обязательные, так и дополнительные молитвы. Дополнение Ибн Асакира (17/299/1) - «... что касается дополнительных молитв, то в этом (в чтении Корана) нет ничего предосудительного» — либо противоречит (шазз) другим сообщениям, пользующимся большим авторитетом, либо при его передаче произошла грубая ошибка (мункар) - Ибн ‘Асакир сам указал на скрытый недостаток этого дополнения, поэтому поступать, руководствуясь им, запрещено.

[419] Муслим и Абу Авана.

[420] Аль-Бухари и Муслим.

[421] Абу Дауд и аль-Хаким, который назвал этот хадис достоверным, и с ним согласился аз-Захаби.

[422] Аль-Бухари и Абу Дауд. Использованное здесь арабское слово «факар» означает «позвонок» — «костные или хрящевые элементы, составляющие позвоночный столб от основания шеи до копчика» — согласно определению арабского толкового словаря «Камус». См. также «Фатх аль-Бари» (2/308).

[423] Аль-Бухари и Ахмад.

[424] Там же.

[425] Муслим, Абу Авана, Ахмад и Абу Дауд. Важное замечание. Этот хадис не указывает на то, что молящиеся позади имама не участвуют вместе с имамом в произнесении слов: «Да услышит Аллах тех (или того), кто воздал Ему хвалу! (Сами‘а-Ллаху ли-ман хамидаху)», как не указывает и на то, что имам не произносит вместе с молящимися слова: «Господь наш, [и] хвала Тебе! (Рабба-на, [ва] ля-кя-ль-хамд)». Это обусловлено тем, что цель данного хадиса заключается не в том, чтобы конкретно указать имаму и молящимся позади него, какие слова они должны говорить, находясь в таком положении; нет, скорее этот хадис поясняет, что молящимся следует произносить слова восхваления Аллаха [тахмид] («Рабба-на, [ва] ля-кя-ль-хамд». - Прим. перев. ) после того, как имам скажет: «Сами‘а-Ллаху ли-ман хамидаху» (тасми‘). Это подтверждается тем фактом, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) произносил слова восхваления Аллаха (тахмид), когда сам был имамом, а общий характер его высказывания: «Совершайте молитву так же, как на ваших глазах молился я» обусловливает то, что молящимся позади имама следует произносить то же, что произносит имам, например, слова «Сами‘а-Ллаху ли-ман хамидаху» (тасми‘) и т. п. Т. е. уважаемые братья, которые ссылались на нас по данному вопросу, должны внимательно изучить его, и, возможно, то, что мы упомянули (здесь), является достаточным. Тому, кто желает больше узнать об обсуждении этого вопроса, следует обратиться к статье крупного знатока хадисов (хафиза) ас-Суйути, который рассматривает его в книге «аль-Хави лиль-Фатави» (1/529).

[426] Аль-Бухари и Муслим. Ат-Тирмизи назвал этот хадис достоверным.

[427] Аль-Бухари и Муслим. Об этом поднятии рук передается множество (мутаватир) хадисов от самого Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), и большинство ученых-богословов высказывались в пользу (этого) поднятия рук, включая некоторых представителей ханафитского мазхаба. См. приведенное ранее примечание в разделе «Поясной поклон (руку‘)».

[428] Аль-Бухари и Муслим.

[429] Там же.

[430] Аль-Бухари и Ахмад. Ибн аль-Каййим (да будет милостив к нему Аллах) в этом вопросе ошибался, отвергая в своей книге «Заад аль-Ма‘ад» сочетание слов «О Аллах! (Аллахумма)» и «и (ва)» в одном поминании. Этот факт установлен в «Сахих аль-Бухари» и «Муснаде» Ахмада, а также у ан-Наса’и и Ахмада через две цепочки передатчиков от Абу Хурайры, у ад-Дарими как хадис от Ибн Умара, у аль-Байхаки от Абу Са‘ида аль-Худри, и снова у ан-Наса’и как хадис от Абу Мусы аль-Аш‘ари.

[431] Аль-Бухари и Муслим; Ат-Тирмизи назвал этот хадис достоверным.

[432] Муслим и Абу Авана.

[433] Там же.

[434] Арабское слово «джадд» означает «богатство, могущество, власть»; здесь имеется в виду, что богатство, сыновья, могущество и власть, которыми человек обладает в этом мире, не принесут ему пользы перед Аллахом (в мире ином), а также то, чем он обладает (в этом мире), не спасёт его от (наказания) Аллаха — лишь благие дела принесут пользу любому человеку или послужат ему защитой (от наказания).

[435] Муслим и Абу Авана.

[436] Муслим, Абу Авана и Абу Дауд.

[437] Абу Дауд и ан-Наса’и приводят этот хадис через достоверную цепочку передатчиков. Источники и цепочки передатчиков этого хадиса приведены в книге «аль-Ирва’» (№ 335).

[438] Малик, аль-Бухари и Абу Дауд.

[439] Там же.

[440] Аль-Бухари, Муслим и Ахмад. Источники и цепочки передатчиков этого хадиса приведены в книге «аль-Ирва’» (№ 307).

[441] Аль-Бухари и Муслим, который приводит только первую фразу; ад-Дарими, аль-Хаким, аш-Шафи‘и и Ахмад. Под словом «кости» здесь имеются в виду спинные хрящи, позвонки, как о том было упомянуто ранее в данном разделе. Важное замечание! Смысл этого хадиса ясен и очевиден: в этом положении следует стоять спокойно и не напрягаясь. Что касается использования данного хадиса нашими братьями из Хиджаза и других мест в качестве свидетельства о допустимости возложения правой руки на левую, находясь в этом положении, то оно слишком отдалено от смысла множества сообщений, имеющих отношение к приведенному здесь хадису. По сути это ложный аргумент, поскольку о возложении рук после поясного поклона не передается ни в одном сообщении и ни в одной версии хадиса, в отличие от стояния (кийам) перед поясным поклоном. Поэтому каким образом приводимое в хадисе выражение «пока все кости не возвратятся на свое место» можно интерпретировать в качестве допустимости возложения правой руки на левую, как это имеет место перед совершением поясного поклона?! Это было бы правомерно только в том случае, если бы все версии этого хадиса могли толковаться подобным образом, а на каком основании можно делать такой вывод, если все они несут противоположное значение? Наоборот, фактически на основании этого хадиса никоим образом нельзя сделать вывод о возложении рук после поясного поклона, поскольку под словами «все кости» подразумеваются позвоночные хрящи, как на то указано в Сунне: «он... выпрямлялся, пока каждый позвонок не возвращался на своё место».              Таким образом, у меня нет никаких сомнений, что возложение рук на груди в этом положении является религиозным нововведением и заблуждением, ибо об этом не упомянуто ни в одном из хадисов, имеющих отношение к молитве, несмотря на их большое количество. Если бы эта практика имела под собой какое-либо основание, то она дошла бы до нас хотя бы через один хадис. Более того, ни один из наших праведных предков среди первых поколений мусульман не совершал этого, и, насколько мне известно, ни один крупный ученый-знаток хадисов не упомянул о таком действии. Все изложенное не противоречит тому, что сообщил шейх Тувайджири в своем труде (стр. 18-19) от имама Ахмада (да будет милостив к нему Аллах): «... если человек пожелает, то он может держать свои руки вдоль боков, а если пожелает - возложить их на грудь», - поскольку имам Ахмад не относил эти слова к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), сказав их на основе собственного иджтихада и мнения, а мнение может быть ошибочным. Когда благодаря достоверному свидетельству выяснится сущность религиозного нововведения любого действия, как, например, этого, тогда даже высказывание любого имама в пользу такого нововведения не лишает его своей сути, как написал шейх-уль-ислам Ибн Таймиййа (да будет милостив к нему Аллах). На самом деле я вижу в этих словах (Ибн Таймиййи) указание на то, что сам имам Ахмад не рассматривал возложение рук после поясного поклона как факт, доказанный Сунной, ибо он предоставил право выбора: хочешь — поступай так, а хочешь - нет! Или может, уважаемый шейх (Тувайджири. — Прим. перев. ) полагает, что имам (Ахмад) предоставил такой же выбор и относительно возложения рук перед поясным поклоном? Таким образом доказано, что возложение рук на груди во время стояния после поясного поклона не относится к Сунне. Таково краткое рассуждение на эту тему, которую можно рассмотреть ещё более тщательным и подробным образом, однако ввиду ограниченности здесь места я это сделал в своей статье «Опровержение шейха Тувайджири».

[442] Ахмад и ат-Табарани в книге «Му‘джам аль-Кябир» приводят этот хадис через достоверную цепочку передатчиков.

[443] Аль-Бухари и Муслим.

[444] Абу Дауд и аль-Хаким, который назвал этот хадис достоверным, и с ним согласился аз-Захаби.

[445] Абу Йа‘ла в своей книге «Муснад» (284/2) приводит этот хадис через хороший иснад, а Ибн Хузайма (1/79/2) приводит его через другой достоверный иснад.

[446] Ан-Наса’и, ад-Даракутни и аль-Мухлис в книге «аль-Фава’ид» (1/2/2) приводят этот хадис через два достоверных иснада. Об этом поднятии рук передаются сообщения от десяти сподвижников Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), и многие праведные предки из первых поколений мусульман считали эту практику правомерной. Среди них Ибн Умар, Ибн Аббас, аль-Хасан аль-Басри, Тавус и его сын Абдуллах, Нафи‘ - вольноотпущенник Ибн Умара, Салим - сын Ибн Умара, аль-Касим ибн Мухаммад, Абдуллах ибн Динар и ‘Ата. Абдурахман ибн Махди также сказал: «Это соответствует Сунне». Этой же практике следовал имам Сунны Ахмад ибн Ханбал, об этом также сообщается от имамов Малика и аш-Шафи‘и.

[447] Ибн Хузайма (1/76/1), ад-Даракутни и аль-Хаким, который назвал этот хадис достоверным, и с ним согласился аз-Захаби. Все хадисы, которые противоречат этому хадису, недостоверны. В пользу этого действия высказывался Малик, и то же самое сообщается от Ахмада в книге Ибн аль-Джаузи «Ат-Тахкик» (108/2). Также аль-Марвази в своей книге «Маса’иль» (1/147/1) через достоверную цепочку передатчиков приводит следующее высказывание имама аль-Ауза‘и: «Я застал людей, которые касались земли своими руками прежде, чем коленями». Прим. перев.: поскольку имам аль-Ауза‘и умер в Бейруте в 157 г. х. (774 г. н. э. ) можно сделать вывод, что речь здесь идёт о живых последователях сподвижников Пророка (да благословит его Аллах и приветствует).

[448] Абу Дауд, Таммам в «аль-Фава’ид» (108/1), ан-Наса’и в «Сунан ас-Сугра» и «Сунан аль-Кубра» (47/1) через достоверную цепочку передатчиков. Абдуль-Хакк в «аль-Ахкам аль-Кубра»(54/1) назвал этот хадис достоверным, а в книге «Китаб аль-Тахаджжуд» (56/1) он сделал следующее дополнение: «... у этого хадиса более достоверный иснад, чем у предыдущего хадиса», — под «предыдущим хадисом» здесь имеется в виду хадис, передаваемый от Ва’иля, в котором сообщается об обратном (сначала ставятся колени, а потом руки). На самом деле хадис от Ва’иля противоречит двум вышеприведенным достоверным хадисам и не является подлинным ни в своей цепочке передатчиков, ни по своему смыслу, как я разъяснил в книгах «Сильсилят аль-Ахадис ад-Да‘ифа» (№ 929) и «аль-Ирва’» (№ 357). Следует отметить, что опускаться на землю «не как верблюд» означает касаться её руками прежде, чем коленями, потому что верблюд сначала опускает колени, а под «коленями» верблюда подразумеваются его передние ноги, согласно определению «Лисан аль-‘Араб» и другим книгам по арабскому языку. На то же самое указал ат-Тахави в книгах «Мушкиль аль-Асар» и «Шарх Ма‘ани аль-Асар». Кроме того, имам Касим аль-Саракусти (да будет милостив к нему Аллах) в книге «Гариб аль-Хадис» (2/70/1-2) через достоверную цепочку передатчиков привел следующее утверждение Абу Хурайры: «Никому не следует становиться на колени, как это делает беглый верблюд», - после чего добавил: «Это относится к земному поклону». Он (Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах). — Прим. перев. ) говорит, что человеку не следует бросаться на землю, как это делает беглый (либо не поддающийся приручению) верблюд: торопливо и беспокойно. Наоборот, ему следует опускаться спокойно, сначала поставив руки, затем — колени, а разъясняющий это хадис в форме «марфу‘» был приведён ранее». Затем он (имам аль-Саракусти. — Прим. перев. ) привел вышеупомянутый хадис. Относительно высказывания Ибн аль-Каййима: «Эти слова непостижимы, и они непонятны знатокам (арабского) языка», - то на него можно дать ответ, приведя те источники, которые были упомянуты выше, а также обратившись ко многим другим (источникам). Кроме того, я подробнее излагаю затронутую здесь тему в специальной статье «Опровержение Шейха Тувайджири».

[449] Ибн Хузайма (1/79/2), Ахмад и ас-Сирадж. На достоверность этого хадиса указал аль-Хаким, и с ним согласился аз-Захаби. Источники и цепочки передатчиков этого хадиса приведены в книге «аль-Ирва’» (313).

[450] Абу Дауд и аль-Хаким, последний назвал этот хадис достоверным, и с ним согласился аз-Захаби.

[451] Ибн Хузайма, аль-Байхаки и аль-Хаким, последний назвал этот хадис достоверным, и с ним согласился аз-Захаби.

[452] Аль-Байхаки приводит этот хадис через достоверную цепочку передатчиков. Ибн Аби Шайба (1/82/2) и ас-Сирадж передали хадис о направлении пальцев в сторону Киблы через другую цепочку передатчиков.

[453] Абу Дауд и ат-Тирмизи, последний назвал этот хадис достоверным, так же как и Ибн аль-Мулаккин (27/2). Ибн Аби Шайба (1/82/2) и ас-Сирадж передали о направлении пальцев ног в сторону Киблы через другую цепочку передатчиков. Источники и цепочки передатчиков этого хадиса приведены в книге «аль-Ирва’» (309).

[454] Абу Дауд и ан-Наса’и приводят этот хадис через достоверную цепочку передатчиков.

[455] Абу Дауд и ат-Тирмизи, последний назвал этот хадис достоверным, также как и Ибн аль-Мулаккин (27/2). Источники и иснады этого хадиса приведены в книге «аль-Ирва’» (309).

[456] Абу Дауд и Ахмад приводят этот хадис через достоверную цепочку передатчиков.

[457] Ибн Хузайма (1/10/1) приводит этот хадис через хорошую цепочку передатчиков.

[458] Ад-Даракутни, ат-Табарани (3/140/1) и Абу Ну‘айм в «Ахбар Исбахан».

[459] Аль-Байхаки приводит этот хадис через достоверную цепочку передатчиков. Ибн Аби Шайба (1/82/2) и ас-Сирадж передали о направлении пальцев ног в сторону Киблы через другую цепочку передатчиков.

[460] Аль-Бухари и Абу Дауд. Ибн Са‘д (4/157) передал от Ибн Умара, что во время молитвы он любил обращать все части тела, которые только мог, в сторону Киблы, даже большие пальцы рук.

[461] Ат-Тахави, Ибн Хузайма (№ 654) и аль-Хаким, который назвал этот хадис достоверным, и с ним согласился аз-Захаби.

[462] Аль-Байхаки приводит этот хадис через достоверную цепочку передатчиков.

[463] Ат-Тирмизи и ас-Сирадж; аль-Хаким назвал этот хадис достоверным, и с ним согласился аз-Захаби.

[464] Об этом движении рук был сделан вывод на основе грамматического построения арабского текста («Фатх аль-Бари»). (Этот жест означал, что при совершении земного поклона земли следует касаться и носом, и лбом. — Прим. перев. ).

[465] Здесь имеется в виду запрет заправлять одежду и волосы и не давать им распускаться, что означает собирать их вместе руками во время совершения поясных и земных поклонов («Нихайа»). Подобный запрет распространяется не только на время молитвы: большинство ученых-богословов также включают в этот запрет заплетение волос и заправление одежды перед совершением молитвы. Этот запрет еще более усиливается тем, что он (да благословит его Аллах и приветствует) не разрешал мужчинам молиться с заплетенными волосами, о чём будет сказано далее.

[466] Аль-Бухари и Муслим. Источники и цепочки передатчиков этого хадиса приведены в книге «аль-Ирва’» (310).

[467] Муслим, Абу Авана и Ибн Хиббан.

[468] С завязанными либо заплетёнными волосами.

[469] Муслим, Абу Авана и Ибн Хиббан. Ибн аль-Асир сказал: «Смысл этого хадиса состоит в том, что если бы у него волосы были распущены, то они падали бы на землю во время совершения земного поклона, и этот человек в результате получал бы награду от Аллаха за поклон своих волос. Однако если его волосы были заплетены, то тогда фактически получается, что они не совершали земной поклон, так как он (да благословит его Аллах и приветствует) сравнил этого человека с тем, руки которого скованы, поскольку в таком положении руки не будут касаться земли при совершении земного поклона». По всей вероятности, это указание относится только к мужчинам и не касается женщин, как сообщил аш-Шавкани от Ибн аль-‘Араби.

[470] Абу Дауд и ат-Тирмизи, который назвал этот хадис хорошим. Ибн Хузайма и Ибн Хиббан назвали этот хадис достоверным. См. «Сахих Абу Дауд» (653).

[471] Здесь и далее под предплечьем человека подразумевается часть верхней конечности от локтевого сустава до кисти, а у позвоночных животных — часть передней конечности от плечевого сустава до лапы (Прим. перев. ).

[472] Аль- Бухари и Абу Дауд.

[473] Аль-Бухари и Муслим. Источники и цепочки передатчиков этого хадиса приведены в книге «аль-Ирва’» (359).

[474] Муслим, Абу Авана и Ибн Хиббан.

[475] Абу Дауд и Ибн Маджа приводят этот хадис через хорошую цепочку передатчиков.

[476] Муслим и Абу Авана.

[477] Аль-Бухари, Муслим, Абу Дауд и Ахмад.

[478] Ахмад и ат-Тирмизи, который назвал этот хадис достоверным.

[479] Ибн Хузайма (1/80/2), аль-Макдиси в «аль-Мухтара» и аль-Хаким, который назвал этот хадис достоверным, и с ним согласился аз-Захаби.

[480] Ахмад, Абу Дауд, Ибн Маджа, ад-Даракутни, ат-Тахави, аль-Баззар, Ибн Хузайма (604) и ат-Табарани в книге «Му‘джам аль-Кябир» приводят этот хадис со слов семерых сподвижников. См. также примечание к разделу «Слова обращения к Аллаху во время совершения поясного поклона».

[481] Такой вывод был сделан на основании хадисов, где сообщается, что его (да благословит его Аллах и приветствует) стояние (кийам), поясной и земной поклон были одинаковыми по продолжительности.

[482] Достоверный хадис, приводимый Абу Даудом, ад-Даракутни, Ахмадом, ат-Табарани и аль-Байхаки.

[483] Муслим и Абу Авана.

[484] Аль-Бухари и Муслим. «Выполняя то, что было велено ему делать в Коране» относится к следующему высказыванию Всевышнего Аллаха: «Так прославляй Господа твоего хвалою и проси у Него прощения, ведь Он, поистине, всегда приемлет покаяние» (Сура «Помощь», 110: 3).

[485] Муслим, Абу Авана, ат-Тахави и ад-Даракутни.

[486] Муслим и Абу Авана.

[487] Ибн Наср, аль-Баззар и аль-Хаким, который назвал этот хадис достоверным, однако аз-Захаби с ним не согласился. Тем не менее у этого хадиса есть другой подкрепляющий его хадис, который содержится в рукописной версии.

[488] Абу Дауд и ан-Наса’и приводят этот хадис через достоверную цепочку передатчиков.

[489] Муслим, Абу Авана, ан-Наса’и и Ибн Наср.

[490] Ибн Аби Шайба (62/112/1) и Ан-Наса’и. Аль-Хаким назвал этот хадис достоверным, и с ним согласился аз-Захаби.

[491] Муслим, Абу Авана и Ибн Аби Шайба в «аль-Мусаннаф» (12/106/2 и 112/1).

[492] Там же.

[493] Муслим, Абу Авана и аль-Байхаки. Источники и цепочки передатчиков этого хадиса приведены в книге «аль-Ирва’» (456).

[494] Прим. перев.: аль-Хасан и аль-Хусейн - сыновья дочери Пророка Фатимы (да будет доволен ею Аллах) и зятя Пророка Али (да будет доволен им Аллах), внуки Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует).

[495] Ан-Наса’и, Ибн ‘Асакир (4/275/1-2) и аль-Хаким, который назвал этот хадис достоверным, и с ним согласился аз-Захаби.

[496] Ибн Хузайма передал этот хадис от Ибн Мас‘уда в книге «Сахих» (887) через хорошую цепочку передатчиков, а аль-Байхаки (2/263) — в форме «мурсаль». Ибн Хузайма дал следующее название главе, в которой приводится этот хадис: «Свидетельство о том, что во время молитвы допустимо подавать знак рукой, который понятен (остальным людям), и это не делает молитву недействительной и не нарушает ее». А ведь это действие запрещали Ахль ар-Рай и другие (сторонники личного мнения (в решении правовых вопросов))! Однако существуют также другие хадисы, приводящиеся в «Сахихах» аль-Бухари, Муслима и иных сборниках хадисов, которые допускают подобного рода жестикуляцию (в случае необходимости).

[497] Здесь имеется в виду, что цвет этих лошадей абсолютно чёрный без каких-либо примесей («Нихайа»).

[498] Здесь имеется в виду сияние лица благодаря свету земных поклонов.

[499] Здесь имеется в виду сияние всех частей тела, которые верующий умывал во время совершения омовения: лицо, руки и ноги. Следы сияния от омовения на лице, руках и ногах человека здесь сравниваются с белизной лба и ног лошади.

[500] Ахмад приводит этот хадис через достоверную цепочку передатчиков. Ат-Тирмизи передал часть этого хадиса и указал на его достоверность. Этот хадис приводится в «Сильсилят аль-Ахадис ас-Сахиха».

[501] Здесь имеются в виду люди, которые исповедовали религию Единобожия, однако из-за того, что в День Воскресения чаша с их дурными делами окажется на Весах тяжелее чаши с добрыми делами, они попадут в Огонь (Прим. перев. ).

[502] Аль-Бухари и Муслим. Этот хадис указывает на то, что грешники из числа тех, кто постоянно совершает молитву, не останутся в Аду навечно. На самом деле даже те, кто пропускал молитвы из-за лени, не останутся в Аду навечно, и это является достоверным — см. об этом побробнее «ас-Сахиха» (2054).

[503] Арабское слово «хасир» означает подстилку, сделанную из пальмовых листьев, соломы и т. п.

[504] Это объясняется тем, что мечеть Пророка не была устлана циновками, подстилками и т. п. Об этом свидетельствуют многочисленные хадисы, в том числе и следующий хадис, а также хадис от Абу Са‘ида аль-Худри (да будет доволен им Аллах), который приведен далее.

[505] Муслим и Абу Авана

[506] Ахмад, ас-Сирадж и аль-Байхаки приводят этот хадие через достоверную цепочку передатчиков.

[507] Аль-Бухари и Муслим.

[508] Арабское слово «хумра» означает часть подстилки из пальмовых волокон или другого материала, размер которой достаточен для того, чтобы молящийся мог положить на неё лицо при совершении земного поклона; однако это слово не может использоваться для обозначения подстилок более крупного размера.

[509] Аль-Бухари и Муслим.

[510] Там же.

[511] Муслим и Абу Авана. Обычное значение арабского слова «лябиса» - «носить (одежду)», однако здесь оно употреблено в значении «использовать», т. е. «садиться на что-либо». Таким образом, в значение слова «ношение» здесь входит и слово «сидение», а это указывает на то, что сидеть на чём-либо, сделанном из шелка, строго запрещено (харам), поскольку, как известно из «Сахихов» аль-Бухари, Муслима и других сборников достоверных хадисов, ношение шелка находится под запретом. По сути здесь содержится очевидный запрет сидеть на чём-либо шёлковом, так пусть вас не смущает тот факт, что некоторые крупные ученые-богословы разрешают это (как следует из достоверных хадисов, запрет на ношение шелка, а также золота, распространяется только на мужчин и не действует в отношении женщин. — Прим. перев. ).

[512] Аль-Бухари и Муслим.

[513] Абу Дауд и аль-Хаким, последний назвал этот хадис достоверным, и с ним согласился аз-Захаби.

[514] Аль-Бухари в «Джуз’ Раф‘ аль-Йадайн фи-с-Салят», Абу Дауд, Муслим и Абу Авана приводят этот хадис через достоверную цепочку передатчиков. Источники и цепочки передатчиков этого хадиса приведены в книге «аль-Ирва’» (316). О поднятии рук здесь, так же как и при произнесении каждого такбира, высказывался имам Ахмад, как сообщается в книге Ибн аль-Каййима «аль-Бадаи‘» (3/89): «Асрам передал от него (имама Ахмада), что на заданный ему вопрос о поднятии рук (во время молитвы) он ответил: «При каждом наклоне и подъёме». Асрам сказал: «Я видел, как Абу Абдуллах (имам Ахмад) поднимал свои руки во время молитвы при каждом наклоне и подъёме». Кроме того, этого мнения придерживались Ибн аль-Мунзир и Абу Али - представители шафиитского мазхаба, также, впрочем, как и сами имамы Малик и аш-Шафи‘и, как о том сообщается в «Тарх ат-Тасриб». Об этом поднятии рук также достоверно передаётся от Анаса ибн Малика, Ибн Умара, Нафи‘, Тавуса, аль-Хасана аль-Басри, Ибн Сирина и Аййуба ас-Сихтиани, — все эти достоверные сообщения от них приведены в книге «Мусаннаф Ибн Аби Шайба» (1/106).

[515] Как следует из хадисов этого раздела, в положении «ифтираш» (другое название — «муфтаришан») молящийся садится на распростертую по земле левую ногу, предварительно подогнув её под себя, тогда как ступня его правой ноги находится в вертикальном положении, а пальцы этой ноги направлены в сторону Киблы (Прим. перев. ).

[516] Ахмад и Абу Дауд приводят этот хадис с хорошим иснадом.

[517] Аль-Бухари и аль-Байхаки.

[518] Ан-Наса’и приводит этот хадис через достоверную цепочку передатчиков.

[519] Муслим, Абу Авана, Абу аш-Шайх Ибн Хаййан в «Ма раваху Абу аз-Зубайр ‘ан Гайр Джабир» (№№104-106) и аль-Байхаки.

[520] В этом положении молящийся подбирает голени под бёдра, упирает стопы обеих ног в землю и садится на них. См.: «Итхаф аль-Кирам» Сафий ар-Рахмана аль-Мубаракфури (Прим. перев. ).

[521] Муслим, Абу Авана, Абу аш-Шайх в «Ма раваха Абу аз-Зубайр ‘ан Гайр Джабир» (№№104-106) и аль-Байхаки. Ибн аль-Каййим (да будет милостив к нему Аллах) упустил это из виду и после упоминания о том, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) принимал положение «ифтираш» между двумя земными поклонами, он написал: «Никакого иного способа сидения от него не сохранилось! ». Как подобное высказывание может быть верным, если положение «ик‘а’» дошло до нас через: хадис от Ибн Аббаса в сборниках Муслима, Абу Дауда и ат-Тирмизи, назвавшего его достоверным, а также в других книгах хадисов (см. «Сильсилят аль-Ахадис ас-Сахиха», 383); хадис от Ибн Умара, приводимый в сборнике аль-Байхаки через хорошую цепочку передатчиков, и названный Ибн Хаджаром Достоверным?! Кроме того, Абу Исхак аль-Харби в книге «Гариб аль-Хадис» (5/12/1) передал от Тавуса, что тот видел, как Ибн Умар и Ибн Аббас принимали положение «ик‘а’» — цепочка этого сообщения достоверна. Да одарит Аллах Своей Милостью Имама Малика, который сказал: «Каждый из нас может опровергать и быть опровергнутым, кроме находящегося в этой могиле», - и он указал на могилу Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Этой Сунны придерживались некоторые сподвижники, их последователи и другие люди, а более подробно затронутый здесь вопрос я рассмотрел в оригинале данной книги («аль-Асль»). Разумеется, этот способ «ик‘а’» отличается от того, который запрещён, о чём речь пойдёт в разделе «Ташаххуд».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...