Раздел 3. Управление качеством продукции и стандартизация.
Раздел 3. Управление качеством продукции и стандартизация. Тема 3. 1 Основы управления качеством. 1. Методологические основы управления качеством. 2. Сущность управления качеством продукции. 3. Эксплуатация и утилизация. 4. Ответственность руководства. 5. Менеджмент ресурсов.
1. Методологические основы управления качеством. Актуальность управления качеством (УК) в любых организациях и на предприятиях в условиях рыночных отношений определяется его направленностью на формирование и обеспечение такого уровня качества продукции и услуг, который может полностью удовлетворять все запросы потребителей. Высокое качество продукции и услуг является самой значимой и весомой составляющей, определяющей их конкурентоспособность. Без обеспечения стабильного качества, соответствующего требованиям потребителей, невозможно занять достойное место в мировой экономике. Совершенно объективно, что процессы интеграции в современных условиях развития мирового сообщества стали объективно необратимыми. Поэтому современная концепция управления качеством продукции и услуг при достижении всех целей и задач функционирования предприятий и организаций предполагает его обязательный приоритет среди всех других направлений управления. Современные рыночные отношения, безусловно, требуют обеспечения такого уровня качества продукции и услуг, которые удовлетворяют запросы потребителей. При этом высокий уровень качества продукции и услуг является самой весомой составляющей, определяющей их конкурентоспособность. Очевидно, что без стабильного качества, соответствующего требованиям потребителей, невозможно рационально интегрировать национальную экономику в мировое хозяйство и занимать в ней достойное место. Процессы интеграции в современных условиях развития мирового сообщества объективно необратимы, поэтому современная концепция управления качеством предполагает ее обязательный приоритет среди других направлений управления. При этом само по себе качество является очень емкой и универсальной категорией, включающей технические, экономические, организационные, социальные, философские и правовые аспекты.
В стандартах ГОСТ Р ИСО серии 9000 2001 и 2005 гг. качество определяется как степень, в которой совокупность присущих характеристик соответствует требованиям. Данное определение носит односторонний характер, а потому применительно к продукции и услугам качество можно было бы определить как совокупность свойств объекта, потенциально или реально способных удовлетворять требуемые потребности при их использовании по назначению, в том числе при утилизации или уничтожении объекта. В условиях рынка и конкуренции высокое качество следует воспринимать как стратегический коммерческий императив и исключительно важный источник национального богатства и престижа страны. Отсюда вытекает значимость и первостепенность управления качеством среди всех видов направлений управления. В более широком смысле управление качеством следует рассматривать как универсальный целенаправленный процесс скоординированных воздействий на объекты управления для установления, обеспечения и поддержания необходимого ему уровня качества, удовлетворяющего требованиям потребителей и общества в целом. Содержание понятия " СМК" по ныне действующим ГОСТ Р ИСО серии 9000 раскрывается как " система менеджмента для руководства и управления организацией применительно к качеству".
Согласно требованиям системного подхода система управления качеством представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих между собой относительно обособленных элементов и подсистем, обеспечивающих выполнение требований к качеству результатов деятельности организации. При решении проблем в области качества необходимо более четко понимать сущность часто используемых терминов " повышение качества" и " улучшение качества". Принято считать, что повышение качества может осуществляться в основном при разработке продукции или ее модернизации, т. е. при внесении существенных конструктивных изменений, а улучшение качества может достигаться, как правило, изменениями технологического характера и более эффективными управляющими воздействиями. Одной из важнейших категорий, используемых в управлении качеством, является уровень качества. Применительно к продукции, услуге, процессу, работе в соответствии с отечественным традиционным определением их уровень качества представляет собой относительную характеристику, основанную на сравнении совокупности показателей качества продукции, услуг, процесса, работ с соответствующей совокупностью базовых показателей. Важнейшим результатом деятельности организаций и предприятий является выпуск продукции и выполнение различного вида услуг, удовлетворяющих требованиям потребителей. На эти результаты существенное влияние оказывает уровень качества. В формальном смысле уровень качества носит сравнительный характер, т. е. во многом является относительным, показывающим отклонение оцениваемых объектов от базы сравнения. Однако сравнительный уровень качества следует воспринимать как более общее понятие, чем относительный уровень. Неформальное содержание уровня качества может состоять в его абсолютном понимании. Например, численные значения показателей ресурса, удельной массы прибора, интегрального показателя и т. п. определяют абсолютный уровень качества, что может в дальнейшем использоваться как база для сравнения. При этом уровень качества, например продукции, прежде всего связан с тем, насколько продукция пригодна выполнять функции по своему назначению и удовлетворять требования потребителей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|