Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2.Сущность управления качеством продукции.




2. Сущность управления качеством продукции.

Качество продукции – совокупность свойств продукции, делающих ее пригодной к потреблению в соответствии с назначением.

Уровень качества зависит от ряда причин:

1) качества исходного сырья и материала;

2) способов обработки сырья;

3) уровня квалификации кадров;

4) производственной трудовой дисциплины. Управление всякими процессами осуществляется круговым циклом: планирование (plan, P) – осуществление o, D) – контроль (check, С) – управляющее воздействие (action, А). Последовательность прохождения этих стадий является процессом управления качеством.

Цикл PDCA обеспечивает стабильное наблюдение и рост уровня качества в ходе производственной деятельности.

Управление необходимо создавать на базе семи комплексов мероприятий:

1) идентификация и поиск проблемы;

2) сбор и анализ информации;

3) анализ причини предпосылок;

4) планирование и исполнение решения проблемы;

5) оценка результатов;

6) стандартизация;

7) подведение итогов и переход к следующей проблеме.

Увеличение запросов рынка к потребляемым товарам, а также усложнение процессов, проистекающих в ходе производственной деятельности, заставили организации пересмотреть и поменять мнение о проблеме качества. Этому способствовало неполное контролирование качества конечной продукции и некоторых элементов производственного процесса в целом. Необходимым условием выживания в конкурентной борьбе явилось формирование системы качества, охватывающей все ступени производства, которые воздействуют на качество готового продукта: от подписания договора с поставщиками ресурсов до реализации готовых товаров.

Управление качеством – методы, применяемые для достижения уровня качества, удовлетворяющего проектно—конструкторским, контрактным и другим требованиям.

Управление качеством продукции должно происходить системно, т. е. в организации, фирме должна работать система управления качеством продукции, являющаяся организационной системой, точно распределяющей ответственность, операции, средства и материалы, нужные для управления качеством.

Система качества – совокупность организационной структуры, схем, процессов, средств и материалов, нужных для совместного управления качеством продукции. Действие системы качества распространяется на все стадии жизненного цикла продукции, создавая так называемую «петлю качества».

«Петля качества» – модель взаимосвязанных видов деятельности, воздействующих на качество на различных этапах – от установления потребностей до оценки их удовлетворения. Система качества образовывается с учетом определенной деятельности организации, но в любом случае она должна охватывать все стадии «петли качества»:

1) маркетинг, поиск, исследование и анализ рынка;

2) проектирование и / или разработка технических требований к изделиям;

3) материально—техническое обеспечение;

4) подготовка и разработка производственных процессов;

5) производство;

6) контроль, поверка и испытания;

7) упаковка и хранение;

8) сбыт и распределение товара;

9) монтаж и эксплуатация;

10) техническая помощь в обслуживании;

11) утилизация после употребления продукта.

Система качества должна обеспечивать управление качеством на всех этапах «петли качества», участие всех сотрудников в обеспечении качества конечной продукции, взаимосвязь деятельности по увеличению качества с деятельностью по уменьшению расходов, обязательность обнаружения недостатков и их устранение.

Закон повышения качества продукции. По мере развития потребностей людей и производительных сил их труда улучшаются потребительские свойства и расширяется ассортимент производимых и потребляемых ими материальных благ и услуг.

3. Эксплуатация и утилизация.

Этап эксплуатации — часть жизненного цикла продукции, на котором реализуется, поддерживается и восстанавливается ее качество. Эксплуатация ряда непродовольственных товаров, в частности бытовой техники, включает не только ее использование по назначению, но и техническое обслуживание.

На данном этапе управление качеством осуществляет, главным образом, потребитель. В управлении качеством сложно-технических товаров участвует сервисная организация. Особую роль она играет в техническом обслуживании автомобильного транспорта.

Правила эксплуатации изложены в эксплуатационных документах: руководствах по эксплуатации (РЭ), инструкциях, памятках по уходу за изделием. От качества этих документов и строгого следования изложенным в них правилам зависит, насколько рационально будет эксплуатироваться изделие.

Исследования ученых-товароведов (В. В. Платонов, г. Санкт-Петербург, Б. X. Несмелов, г. Минск) показали, что 20% неисправностей бытовой радиоаппаратуры — это следствие нарушения правил эксплуатации; 20% повреждений швейных и трикотажных товаров обусловлено неправильным выбором температуры при глаженье и стирке.

В стандартах на конкретную продукцию имеется раздел " Указания по эксплуатации и применению". Стандартизация правил эксплуатации и правил ухода за товаром необходима по той причине, что в прилагаемых к товарам одного назначения эксплуатационных документах с разной степенью грамотности, полноты и четкости излагаются правила ухода за товаром. Необходимо отметить, что потребитель, осуществляя тщательный уход за товаром, может заметно продлить сроки пользования им. А повышение срока службы продукции равносильно ее дополнительному выпуску. В этом смысле грамотная эксплуатация изделия — это не только забота владельца товара, но и народнохозяйственная проблема, поскольку речь идет об экономии материальных и трудовых ресурсов. Ведь в руках у населения находится пятая часть богатства страны.

Строгое следование правилам использования товара - фактор не только его безопасности и надежности, но и функциональной пригодности, т. е. его полезности. Классический пример — значение правил грамотного применения такого товара, как лекарство. Только строгое следование инструкции по применению препарата может обеспечить надлежащий лечебный эффект.

Грамотное использование чая, соков, напитков и т. п. предполагает знание определенных правил, касающихся посуды, температуры продуктов, сочетания с другими продуктами и др.

Утилизация — стадия жизненного цикла продукции, на которой продукция, уже не используемая по прямому назначению, подвергается промышленной переработке для получения другой продукции или захоронению (уничтожению).

Субъектом управления в производственных условиях является изготовитель, в быту — владелец продукции, организации ЖКХ и специализированные коммерческие организации, которые осуществляют сбор, переработку и уничтожение продукции.

Владелец товара при утилизации должен полагаться на рекомендации эксплуатационного документа, а специализированная организация должна следовать рекомендациям руководства по утилизации отходов.

Руководство по утилизации отходов — нормативный документ, регламентирующий цель, задачи, организацию, порядок и правила поведения, критерии ресурсосбережения, а также меры по обеспечению безопасности и охраны окружающей среды при утилизации отходов конкретного товара.

Содержание руководства по утилизации определяется особенностями товара, в частности, такой характеристикой, как утилизируемость продукции.

Утилизируемость продукции — комплекс показателей продукции, который устанавливают при ее разработке, уточняют на стадии изготовления и используют в технологических регламентах при утилизации отходов, порождаемых данной продукцией при ее производстве и эксплуатации.

Для идентификации потребителем условий утилизации изготовителю продукции необходимо проставлять соответствующие символы на упаковке товаров.

Так, символ " не для пищевой продукции" (рюмка с вилкой в кружке) применяется в соответствии с техническим регламентом Таможенного союза " О безопасности упаковки" и указывает на то, что упаковка данного товара не предназначена для повторного использования и подлежит уничтожению. Символ " петля Мебиуса" указывает на возможность утилизации упаковки.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...