2.Сущность управления качеством продукции.
2. Сущность управления качеством продукции. Качество продукции – совокупность свойств продукции, делающих ее пригодной к потреблению в соответствии с назначением. Уровень качества зависит от ряда причин: 1) качества исходного сырья и материала; 2) способов обработки сырья; 3) уровня квалификации кадров; 4) производственной трудовой дисциплины. Управление всякими процессами осуществляется круговым циклом: планирование (plan, P) – осуществление o, D) – контроль (check, С) – управляющее воздействие (action, А). Последовательность прохождения этих стадий является процессом управления качеством. Цикл PDCA обеспечивает стабильное наблюдение и рост уровня качества в ходе производственной деятельности. Управление необходимо создавать на базе семи комплексов мероприятий: 1) идентификация и поиск проблемы; 2) сбор и анализ информации; 3) анализ причини предпосылок; 4) планирование и исполнение решения проблемы; 5) оценка результатов; 6) стандартизация; 7) подведение итогов и переход к следующей проблеме. Увеличение запросов рынка к потребляемым товарам, а также усложнение процессов, проистекающих в ходе производственной деятельности, заставили организации пересмотреть и поменять мнение о проблеме качества. Этому способствовало неполное контролирование качества конечной продукции и некоторых элементов производственного процесса в целом. Необходимым условием выживания в конкурентной борьбе явилось формирование системы качества, охватывающей все ступени производства, которые воздействуют на качество готового продукта: от подписания договора с поставщиками ресурсов до реализации готовых товаров. Управление качеством – методы, применяемые для достижения уровня качества, удовлетворяющего проектно—конструкторским, контрактным и другим требованиям.
Управление качеством продукции должно происходить системно, т. е. в организации, фирме должна работать система управления качеством продукции, являющаяся организационной системой, точно распределяющей ответственность, операции, средства и материалы, нужные для управления качеством. Система качества – совокупность организационной структуры, схем, процессов, средств и материалов, нужных для совместного управления качеством продукции. Действие системы качества распространяется на все стадии жизненного цикла продукции, создавая так называемую «петлю качества». «Петля качества» – модель взаимосвязанных видов деятельности, воздействующих на качество на различных этапах – от установления потребностей до оценки их удовлетворения. Система качества образовывается с учетом определенной деятельности организации, но в любом случае она должна охватывать все стадии «петли качества»: 1) маркетинг, поиск, исследование и анализ рынка; 2) проектирование и / или разработка технических требований к изделиям; 3) материально—техническое обеспечение; 4) подготовка и разработка производственных процессов; 5) производство; 6) контроль, поверка и испытания; 7) упаковка и хранение; 8) сбыт и распределение товара; 9) монтаж и эксплуатация; 10) техническая помощь в обслуживании; 11) утилизация после употребления продукта. Система качества должна обеспечивать управление качеством на всех этапах «петли качества», участие всех сотрудников в обеспечении качества конечной продукции, взаимосвязь деятельности по увеличению качества с деятельностью по уменьшению расходов, обязательность обнаружения недостатков и их устранение. Закон повышения качества продукции. По мере развития потребностей людей и производительных сил их труда улучшаются потребительские свойства и расширяется ассортимент производимых и потребляемых ими материальных благ и услуг.
3. Эксплуатация и утилизация. Этап эксплуатации — часть жизненного цикла продукции, на котором реализуется, поддерживается и восстанавливается ее качество. Эксплуатация ряда непродовольственных товаров, в частности бытовой техники, включает не только ее использование по назначению, но и техническое обслуживание. На данном этапе управление качеством осуществляет, главным образом, потребитель. В управлении качеством сложно-технических товаров участвует сервисная организация. Особую роль она играет в техническом обслуживании автомобильного транспорта. Правила эксплуатации изложены в эксплуатационных документах: руководствах по эксплуатации (РЭ), инструкциях, памятках по уходу за изделием. От качества этих документов и строгого следования изложенным в них правилам зависит, насколько рационально будет эксплуатироваться изделие. Исследования ученых-товароведов (В. В. Платонов, г. Санкт-Петербург, Б. X. Несмелов, г. Минск) показали, что 20% неисправностей бытовой радиоаппаратуры — это следствие нарушения правил эксплуатации; 20% повреждений швейных и трикотажных товаров обусловлено неправильным выбором температуры при глаженье и стирке. В стандартах на конкретную продукцию имеется раздел " Указания по эксплуатации и применению". Стандартизация правил эксплуатации и правил ухода за товаром необходима по той причине, что в прилагаемых к товарам одного назначения эксплуатационных документах с разной степенью грамотности, полноты и четкости излагаются правила ухода за товаром. Необходимо отметить, что потребитель, осуществляя тщательный уход за товаром, может заметно продлить сроки пользования им. А повышение срока службы продукции равносильно ее дополнительному выпуску. В этом смысле грамотная эксплуатация изделия — это не только забота владельца товара, но и народнохозяйственная проблема, поскольку речь идет об экономии материальных и трудовых ресурсов. Ведь в руках у населения находится пятая часть богатства страны.
Строгое следование правилам использования товара - фактор не только его безопасности и надежности, но и функциональной пригодности, т. е. его полезности. Классический пример — значение правил грамотного применения такого товара, как лекарство. Только строгое следование инструкции по применению препарата может обеспечить надлежащий лечебный эффект. Грамотное использование чая, соков, напитков и т. п. предполагает знание определенных правил, касающихся посуды, температуры продуктов, сочетания с другими продуктами и др. Утилизация — стадия жизненного цикла продукции, на которой продукция, уже не используемая по прямому назначению, подвергается промышленной переработке для получения другой продукции или захоронению (уничтожению). Субъектом управления в производственных условиях является изготовитель, в быту — владелец продукции, организации ЖКХ и специализированные коммерческие организации, которые осуществляют сбор, переработку и уничтожение продукции. Владелец товара при утилизации должен полагаться на рекомендации эксплуатационного документа, а специализированная организация должна следовать рекомендациям руководства по утилизации отходов. Руководство по утилизации отходов — нормативный документ, регламентирующий цель, задачи, организацию, порядок и правила поведения, критерии ресурсосбережения, а также меры по обеспечению безопасности и охраны окружающей среды при утилизации отходов конкретного товара. Содержание руководства по утилизации определяется особенностями товара, в частности, такой характеристикой, как утилизируемость продукции. Утилизируемость продукции — комплекс показателей продукции, который устанавливают при ее разработке, уточняют на стадии изготовления и используют в технологических регламентах при утилизации отходов, порождаемых данной продукцией при ее производстве и эксплуатации. Для идентификации потребителем условий утилизации изготовителю продукции необходимо проставлять соответствующие символы на упаковке товаров. Так, символ " не для пищевой продукции" (рюмка с вилкой в кружке) применяется в соответствии с техническим регламентом Таможенного союза " О безопасности упаковки" и указывает на то, что упаковка данного товара не предназначена для повторного использования и подлежит уничтожению. Символ " петля Мебиуса" указывает на возможность утилизации упаковки.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|