Арбитражный управляющий
Таблица 2
В качестве арбитражного управляющего (см. таблицу 2) арбитражным судом может быть назначено физическое лицо - гражданин Российской Федерации, - соответствующее определенным требованиям. В том числе зарегистрированное как индивидуальный предприниматель, обладающее специальными знаниями и опытом работы.
Гражданство Российской Федерации приобретается: по рождению; в результате приема в гражданство Российской Федерации; в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации; по иным основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации (ст. 11 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ (ред. от 18.07.2006) «О гражданстве Российской Федерации»). Гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство (т.е. человек с двойным гражданством), рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом (ст. 6 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации»). Основной документ, подтверждающий гражданство РФ - паспорт гражданина РФ, имеющийся у всех граждан Российской Федерации, достигших 14-летнего возраста и проживающих на территории Российской Федерации (Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации», Постановление Правительства РФ от 08.07.1997 № 828 (ред. от 20.12.2006) «Об утверждении положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации»). Основными документами, удостоверяющими личность гражданина РФ, по которым граждане РФ осуществляют выезд из РФ и въезд в РФ: паспорт; дипломатический паспорт; служебный паспорт; паспорт моряка (удостоверение личности моряка) (ст. 7 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ (ред. от 10.01.2007) «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию») Государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти - Федеральной налоговой службой (Постановление Правительства РФ от 30.09.2004 № 506 (ред. от 06.06.2007) «Об утверждении положения о Федеральной налоговой службе», ст. 2 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ (ред. от 05.02.2007) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей») в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган по месту жительства гражданина (ст. 8 Закона «О государственной регистрации»). Гражданин должен представить в налоговые органы заявление, копию документа, удостоверяющего его личность, место жительства или право проживания в Российской Федерации и т.п. (ст.22.1 Закона «О государственной регистрации»). При этом необходимо уплатить государственную пошлину в размере 400 рублей (подп.8 п.1 ст. 333.33 НК РФ).
Решение регистрирующего органа о государственной регистрации (Приказ ФНС РФ от 26.04.2005 № САЭ-3-09/180@ «Об утверждении формы «Решение о государственной регистрации»») является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр. Внесение записи в государственный реестр считается моментом государственной регистрации.
Арбитражный управляющий проходит обучение по специальной программе (Приказ Росрегистрации от 11.02.2005 № 12 «Об утверждении единой программы подготовки арбитражных управляющих», для арбитражных управляющих кредитными организациями - Указание ЦБ РФ от 21.12.2004 № 1532-У «Об утверждении программы обучения арбитражных управляющих»). Единая программа включает в себя разделы: правовое обеспечение арбитражного управления и деятельности арбитражных управляющих (152 часа за 19 дней), Бухгалтерский учет и финансовый анализ при проведении процедур арбитражного управления (144 часа за 18 дней), Оценка объектов арбитражного управления (64 часа за 8 дней), Менеджмент кризисного предприятия (120 часов за15 дней). Вся программа занимает 480 часов (60 дней). Обучение проводит образовательная организация или можно пройти программу самостоятельно (экстерном).
В результате обучения необходимо сдать экзамен (Постановление Правительства РФ от 28.05.2003 № 308 (ред. от 11.02.2005) «Об утверждении правил проведения и сдачи теоретического экзамена по Единой программе подготовки арбитражных управляющих», Приказ Росрегистрации от 13.04.2005 № 47 «Об утверждении регламента работы комиссий по приему теоретического экзамена по Единой программе подготовки арбитражных управляющих»). Полномочия по проведению экзамена возложены на Росрегистрацию (Указ Президента РФ от 13.10.2004 № 1315 (ред. от 15.06.2007) «Вопросы Федеральной регистрационной службы»).
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 09.07.2003 № 414 (ред. от 25.09.2003) «Об утверждении правил проведения стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего», помощник арбитражного управляющего должен пройти стажировку сроком от 6 до 12 месяцев. Ее организацию и проведение осуществляет СРО. Срок проведения стажировки устанавливается саморегулируемой организацией и не может быть менее 6 месяцев и более 12 месяцев. Реестр дисквалифицированных лиц формируется и ведется в соответствии с Положением о формировании и ведении реестра дисквалифицированных лиц, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 г. № 805 «О формировании и ведении реестра дисквалифицированных лиц» (Приказ МВД РФ от 22.11.2006 № 957 «Об утверждении наставления по формированию и ведению реестра дисквалифицированных лиц и инструкции о порядке предоставления информации о дисквалифицированных лицах»). Данный реестр ведется МВД. Учет дисквалифицированных лиц осуществляется Главным информационно-аналитическим центром МВД России (федеральный уровень) (ГИАЦ), информационными центрами МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации (региональный уровень) Арбитражный управляющий, участвующий в деле о банкротстве профессионального рынка ценных бумаг, должен иметь аттестат, выданный федеральным органом исполнительной власти по регулированию рынка ценных бумаг. Федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг является Федеральная служба по финансовым рынкам (Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ (ред. от 17.05.2007) «О рынке ценных бумаг», Указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314 (ред. от 15.02.2007) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 317 (ред. от 10.03.2007) «Об утверждении Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам», Постановление Правительства РФ от 09.04.2004 № 206 (ред. от 06.07.2007) «Вопросы Федеральной службы по финансовым рынкам»). Эта служба, среди прочего, регистрирует документы профессиональных участников рынка ценных бумаг и их саморегулируемых организаций, проводит их проверки, выдает им предписания; запрещает или ограничивает на срок до шести месяцев проведение профессиональным участником отдельных операций на рынке ценных бумаг; рассматривает дела об административных правонарушениях, отнесенные в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях к компетенции федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области рынка ценных бумаг, а также применяет меры ответственности, установленные административным законодательством (Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам»). Специалисты финансового рынка должны удовлетворять квалификационным требованиям, среди которых - наличие квалификационного аттестата по специализации, соответствующей виду деятельности на финансовом рынке, осуществляемому организацией, в которой работает указанное лицо (Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам РФ «Об утверждении положения о специалистах финансового рынка» от 20.04.2005 №05-17/пз-н (ред. от 08.08.2006)). Аттестацию специалистов финансового рынка вправе осуществлять аккредитованные образовательные учреждения высшего или дополнительного профессионального образования, осуществляющие обучение в области рынка ценных бумаг, а также саморегулируемые организации профессиональных участников рынка ценных бумаг. (Приказ ФСФР РФ от 08.08.2006 № 06-87/пз-н «Об утверждении положения об аккредитации организаций, осуществляющих аттестацию специалистов финансового рынка»). Они выдают аттестат следующих типов (Письмо ФСФР РФ от 17.10.2006 № 06-ВС-02/16970 «О рекомендациях к оформлению квалификационных аттестатов специалистов финансового рынка»: I - квалификационный аттестат специалиста финансового рынка по брокерской, дилерской деятельности и деятельности по управлению ценными бумагами (первого типа); II - квалификационный аттестат специалиста финансового рынка по организации торговли на рынке ценных бумаг (деятельности фондовой биржи) и клиринговой деятельности (второго типа); III - квалификационный аттестат специалиста финансового рынка по ведению реестра владельцев ценных бумаг (третьего типа); IV - квалификационный аттестат специалиста финансового рынка по депозитарной деятельности (четвертого типа); V - квалификационный аттестат специалиста финансового рынка по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами (пятого типа); VI - квалификационный аттестат специалиста финансового рынка по деятельности специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов (шестого типа). Для учета и контроля выданных квалификационных аттестатов Федеральная служба по финансовым рынкам РФ ведет Реестр. Дополнительные требования к руководителю или другому лицу, которое в соответствии с законом или учредительными документами организации выполняет функции единоличного исполнительного органа организации, осуществляющей деятельность на финансовом рынке (а именно таким человеком является арбитражный управляющий) (Приказ ФСФР РФ «Об утверждении положения о специалистах финансового рынка»): наличие опыта работы в должности руководителя отдела или иного структурного подразделения организации, осуществляющей деятельность на финансовом рынке, саморегулируемой организации, объединяющей организации, осуществляющие деятельность на рынке ценных бумаг и коллективных инвестиций, Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, Федеральной службы по финансовым рынкам, их территориальных органов, Министерства финансов Российской Федерации, финансовых органов субъектов Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации, в должностные обязанности которого входило принятие (подготовка) решений по вопросам, непосредственно связанным со специализацией в области финансового рынка, - не менее 1 года; отсутствие факта работы в организации, осуществлявшей деятельность на финансовом рынке, у которой была аннулирована соответствующая лицензия и в которой указанное лицо являлось лицом, осуществлявшим руководство текущей деятельностью этой организации, или контролером в период совершения нарушения, повлекшего аннулирование лицензии (за исключением случаев аннулирования лицензии на основании заявления самой организации), если с даты аннулирования лицензии прошло менее трех лет.
Арбитражный управляющий может иметь судимость только за преступления небольшой тяжести, за исключением экономических. К ним относятся преступления, умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК РФ, не превышает двух лет лишения свободы (ст. 15 УК РФ).
В соответствии с Приказом Минюста РФ от 30.12.2004 № 203 «Об утверждении положения о порядке ведения реестра арбитражных управляющих», регистрацию арбитражных управляющих осуществляет Федеральная регистрационная служба (Росрегистрация) в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 №1315 «Вопросы Федеральной регистрационной службы» (ред. от 15.06.2007). Для этого вносится запись в реестр арбитражных управляющих.
Закон о банкротстве содержит права и обязанности арбитражного управляющего (см. таблицу 2).
Возможны случаи, когда деятельность арбитражного управляющего приводит к убыткам. В связи с этим Закон о банкротстве в качестве финансового обеспечения ответственности арбитражного управляющего обязует его заключить договор страхования ответственности на случай причинения убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве, на срок не менее чем год с его обязательным последующим возобновлением на тот же срок в сумме не менее 3 миллионов рублей в год. Приступая к конкретному делу, он в течение 10 дней с даты своего утверждения арбитражным судом увеличивает сумму в зависимости от размера организации (от балансовой стоимости ее активов, на последнюю дату, предшествующую дате введения соответствующей процедуры, на которую назначен арбитражный управляющий; а при проведении конкурсного управления кредитной организацией - в размере, зависящем от оценочной стоимости активов кредитной организации на последнюю отчетную дату, рассчитанной временной администрацией на основании методик, установленных нормативными актами Банка России) (см. Таблицу):
Оплата услуг арбитражного управляющего производится в виде вознаграждения, ежемесячный размер которого определяется собранием кредиторов и утверждается арбитражным судом. Его размер, как правило, приблизительно равен размеру заработной платы руководителя организации должника и не может составлять менее 10 тыс. руб. Вознаграждение выплачивается за счет имущества должника вне очереди. Правила профессиональной деятельности арбитражных управляющих и их саморегулируемых организаций определяются Правительством РФ. На рис. 3 представлены виды арбитражных управляющих. Кроме общих правил, временный, внешний и конкурсный управляющие выполняют и специфические обязанности, связанные с конкретной процедурой банкротства, во время которой они работают.
Рис. 3 Виды арбитражных управляющих
Проверка деятельности арбитражных управляющих проводится структурным подразделением, осуществляющим контроль деятельности арбитражных управляющих, формируемым в порядке, установленном саморегулируемой организацией, на основании Постановления Правительства РФ «Об утверждении правил проведения саморегулируемой организацией арбитражных управляющих проверки деятельности своих членов» от 25.06.2003 № 366. Основания для проведения проверки саморегулируемой организацией работы арбитражного управляющего: обращение федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления; мотивированная жалоба лица на действия (бездействие) арбитражного управляющего, за исключением анонимных жалоб; иные основания, установленные саморегулируемой организацией. По результатам проверки составляется акт, который должен храниться в саморегулируемой организации арбитражных управляющих в течение всего периода ее деятельности. В случае если выявленные при проверке нарушения являются основанием для исключения арбитражного управляющего из членов СРО, орган, уполномоченный на рассмотрение дел о наложении на членов СРО мер ответственности, обращается в соответствии с порядком, установленным СРО, с требованием о созыве собрания членов СРО или ее органа, уполномоченного принимать решения об исключении арбитражных управляющих из членов СРО. Информация о принятии решения об исключении арбитражного управляющего из членов саморегулируемой организации представляется саморегулируемой организацией в орган, осуществляющий контроль за саморегулируемыми организациями, в 3-дневный срок с даты принятия решения. Отстранение арбитражного управляющего от работы осуществляется арбитражным судом. Это происходит на основании Закона о банкротстве. При этом арбитражный суд принимает решение о назначении арбитражному управляющему наказания в виде дисквалификации, что влечет его отстранение от исполнения соответствующих обязанностей. В этом случае, в соответствии с Информационным Письмом Президиума ВАС РФ «О некоторых вопросах, касающихся исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях» от 24.10.2006 № 115, арбитражный суд направляет копию вступившего в силу решения о назначении наказания в следующие организации: федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (т.е. в Федеральную регистрационную службу); соответствующий территориальный орган МВД РФ; саморегулируемую организацию арбитражных управляющих, членом которой данный арбитражный управляющий является; арбитражный суд, рассматривающий соответствующее дело о банкротстве; Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в бумажной или электронной форме - для его размещения на интернет-сайте ВАС РФ. При получении такого решения арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, выносит определение об отстранении арбитражного управляющего. При этом каких-либо ходатайств участников арбитражного процесса по делу о банкротстве не требуется. К арбитражному управляющему может быть применена административная ответственность. Так, на практике обычно применяется ст. 14.13 КоАП РФ - неправомерные действия при банкротстве. Наказание по этой статье - дисквалификация на срок до трех лет (ст. 3.11 КоАП РФ). Так, Арбитражный суд Смоленской области по делу № А62-5437/2004 привлек конкурсного управляющего П. к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде дисквалификации на один год;, этот же суд по делу № А-62-2212-/03 привлек арбитражного управляющего по той же статье к дисквалификации на три года[5]. В то же время Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 31.10.2006 № А33-8541/06-Ф02-5711/06-С1 по делу № А33-8541/06 отказал в удовлетворении заявления Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Хакасия к арбитражному управляющему Терсину Максиму Валерьевичу о привлечении его к административной ответственности по той же статье, поддержав позицию судов первой и апелляционной инстанций. Не была доказана и вина арбитражного управляющего Ю. в Московском регионе - Постановление ФАС Московского округа от 23.10.2006 № КА-А40/10078-06 по делу N А40-31696/06-94-231.
Если в соответствии с Законом о банкротстве 1998г. с 1 марта 1999г. арбитражные управляющие действовали на основании лицензии арбитражного управляющего, выдаваемой Федеральной службой по финансовому оздоровлению и банкротству, то по закону о банкротстве 2002г. регулированием и обеспечением деятельности арбитражных управляющих занимаются специально для этого созданные некоммерческие организации – саморегулируемые организации арбитражных управляющих, членом хотя бы одной из которых должен быть арбитражный управляющий.
Ведение ЕГРСРО осуществляется на основании Приказа Минюста РФ «Об утверждении положения о порядке ведения Единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и формы выписки из Единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих» от 30.12.2004 № 202.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ «О регулирующем органе, осуществляющем контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих» от 03.02.2005 № 52, регулирующим органом, осуществляющим контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих является Федеральная регистрационная служба (Росрегистрация). В свою очередь, Росрегистрация подведомственна Минюсту России (Указ Президента РФ «Вопросы Федеральной Регистрационной службы» от 13.10.2004 № 1315 (ред. от 02.05.2006)). Инспектором или группой инспекторов Росрегистрации (ее территориального органа) производится проверка деятельности СРО на основании Постановления Правительства РФ «Об утверждении положения о проведении проверки деятельности саморегулируемой организации арбитражных управляющих регулирующим органом» от 25.06.2003 № 365. Плановая проверка деятельности СРО проводится 1 раз в 2 года в соответствии с утвержденным регулирующим органом ежеквартальным планом. Может быть также проведена внеплановая проверка по решению руководителя регулирующего органа в случае: получения информации о нарушении СРО или ее членами федеральных законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих их деятельность; наличия признаков банкротства СРО; принятия решения о реорганизации или ликвидации СРО. Регулирующий орган проверяет: соответствие организационной структуры СРО требованиям Закона о банкротстве; наличие установленного Законом о банкротстве числа арбитражных управляющих и их соответствие требованиям, предъявляемым к ним; наличие компенсационного фонда или имущества у общества взаимного страхования, а также соответствие условий и порядка размещения и расходования средств компенсационного фонда или общества взаимного страхования СРО установленным Правительством Российской Федерации требованиям; учредительные документы СРО, документы, подтверждающие ее государственную регистрацию и внесение в единый государственный реестр саморегулируемых организаций; ведение СРО реестра арбитражных управляющих, достоверность указанных в нем сведений и своевременность внесения в него изменений; осуществление СРО контроля за соблюдением арбитражными управляющими Федерального Закона о банкротстве и правил профессиональной деятельности арбитражного управляющего; рассмотрение СРО жалоб на действия (бездействие) арбитражных управляющих; обеспечение СРО информационной открытости своей деятельности и деятельности арбитражных управляющих; выполнение СРО функций по защите прав и законных интересов своих членов, содействию повышению уровня профессиональной подготовки арбитражных управляющих; проведение стажировки помощников арбитражных управляющих в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации требованиями. По результатам проверки составляется акт проверки, в который включаются сведения о выявленных нарушениях. Руководитель СРО вправе обжаловать действия инспектора руководителю регулирующего органа в течение 10 дней с даты их совершения инспектором. По итогам рассмотрения акта проверки регулирующим органом принимается решение по результатам проверки, о котором СРО извещается в письменной форме в 3-дневный срок с даты принятия решения. Решения (предписания) регулирующего органа также могут быть обжалованы руководителем СРО вышестоящему руководителю регулирующего органа в 10-дневный срок со дня получения решения (предписания). СРО в установленный в предписании срок устраняет нарушения и направляет в регулирующий орган заказным письмом с уведомлением о вручении отчет об устранении нарушений с приложением подтверждающих материалов. Если нарушения не устранены, регулирующий орган вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением об исключении СРО из единого государственного реестра саморегулируемых организаций.
Существует Постановление Конституционного Суда РФ от 19.12.2005 N 12-П «По делу о проверке конституционности абзаца восьмого пункта 1 статьи 20 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» в связи с жалобой гражданина А.Г. Меженцева», содержащее признание не противоречащим Конституции РФ положения о том, что арбитражный управляющий в обязательном порядке должен быть членом саморегулируемой организации арбитражных управляющих. Арбитражный суд Белгородской области на основании закона о банкротстве отказал в удовлетворении заявления гражданина А.Г. Меженцева об утверждении его в должности конкурсного управляющего ООО "Плодоовощконсерв" (определение от 17.09.2004г.). Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Белгородской области и управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Белгородской областитакже разъяснили А.Г.Меженцеву, что членство в саморегулируемой организации арбитражных управляющих, зарегистрированной в реестре Министерства юстиции Российской Федерации, относится к числу основных требований, предъявляемых к арбитражному управляющему, и что налоговым органам предписано при выявлении случаев исполнения обязанностей арбитражных управляющих лицами, не являющимися членами такойорганизации, принимать меры по их отстранению от исполнения соответствующих обязанностей. В жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин А.Г. Меженцев указывает, что порядок отбора кандидатур для утверждения в должности арбитражного управляющего, предполагающий обязательность членства в саморегулируемой организации арбитражных управляющих, означает для лиц, не желающих вступать в такую организацию, запрет на осуществление профессиональной деятельности и данное положение Закона о банкротстве противоречит статье 30 Конституции Российской Федерации, в силу которой никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем. Далее аргументация Конституционного суда следующая. Конституция Российской Федерации утверждает право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности и не допускает осуществление экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (статья 34). Это обязывает государство, по смыслу статьи 45 (часть 1) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 2, 17 и 18, создавать наиболее благоприятные условия для рыночной экономики как путем непосредственно-регулирующего государственного воздействия, так и через стимулирование свободной экономической деятельности, основанной на принципах самоорганизации, баланса частных и публичных интересов, корпоративного взаимодействия и сотрудничества, в целях выработки отвечающей интересам и потребностям общества государственной экономической политики, в частности в сфере финансового оздоровления и банкротства. Федеральный законодатель, в соответствии со статьей 71 (пункты "а", "в", "ж") Конституции Российской Федерации устанавливая правовые основы единого рынка и осуществляя при этом регулирование и защиту прав и свобод, прежде всего экономических, для защиты общих (общественных) интересов вправе применить публично-правовой тип регулирования рыночных отношений, которое - в силу взаимодействия частноправовых и публично-правовых интересов - предполагает в то же время сочетание частноправовых и публично-правовых элементов. При этом он, располагая широкой свободой усмотрения в выборе правовых средств, вместе с тем связан конституционно-правовыми пределами использования публично-правовых начал (статьи 7 и 8; статья 55, части 2 и 3, Конституции Российской Федерации). Одним из таких средств, направленных на защиту как частных, так и публичных интересов, является институт банкротства. В рамках его правовой регламентации с учетом конституционных принципов соразмерности государственного вмешательства в права и свободы граждан, баланса частных и публичных интересов федеральный законодатель вправе наделить рядом публичных нормотворческих, исполнительно-распорядительных, контрольных полномочий автономные публично-правовые субъекты - саморегулируемые организации арбитражных управляющих, призванные выполнять в этой сфере общественных отношений функции саморегулирования в интересах общества, кредиторов и должников. Законодательное регулирование, направленное на обеспечение самостоятельности арбитражных управляющих в выработке правил и норм своей корпоративной организации, контроль за их соблюдением, а также на гарантирование коллективных форм защиты собственных интересов, является конкретизацией взаимосвязанных положений статей 32 (часть 1), 34 (часть 1) и 37 (часть 1) Конституции Российской Федерации, по смыслу которых граждане, чей труд свободен, вправе принимать непосредственное участие в управлении делами государства, в том числе в экономической сфере, на началах самоорганизации, самоуправления и саморегулирования. При этом соответствующая деятельность граждан во всяком случае подконтрольна государству, определяющему исходя из баланса конституционно защищаемых ценностей правовые основы и процедуры ее осуществления, с тем чтобы исключить возможность нарушений прав как членов саморегулируемых организаций, так и других лиц. Таким образом, конституционный принцип демократического правового государства и гарантируемая Конституцией Российской Федерации свобода экономической деятельности предполагают развитие необходимых для становления гражданского общества начал самоуправления и автономии в экономической сфере, проявлением чего является создание саморегулируемых организаций, и, соответственно, - государственную поддержку и стимулирование гражданской активности в данной сфере. Это, однако, не означает, что государство отказывается как от своего конституционного полномочия по установлению правовых основ единого рынка, особенно в тех случаях, когда представители той или иной профессии наделяются публично-правовыми функциями, а образуемые ими саморегулируемые организации - правом разрабатывать и устанавливать обязательные для своих членов правила профессиональной деятельности, так и от конституционного полномочия влиять на содержание правовых норм, принимаемых саморегулируемыми организациями, посредством судебного нормоконтроля, а также иным образом (статья 46, часть 1; статья 120, часть 2; статья 129, часть 5, Конституции Российской Федерации). Далее, Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 22 июля 2002 года N 14-П по делу о проверке конституционности ряда положений Федерального закона "О реструктуризации кредитных организаций", пунктов 5 и 6 статьи 120 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", процедуры банкротства носят публично-правовой характер, они предполагают принуждение меньшинства кредиторов большинством, а потому, вследствие невозможности выработки единого мнения иным образом, воля сторон формируется по другим, отличным от искового производства, принципам. В силу различных, зачастую диаметрально противоположных интересов лиц, участвующих в деле о банкротстве, законодатель должен гарантировать баланс их прав и законных интересов, что, собственно, и является публично-правовой целью института банкротства. Достижение этой публично-правовой цели призван обеспечивать арбитражный управляющий, утверждаемый арбитражным судом в порядке, установленном статьей 45 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", и для проведения процедур банкротства наделяемый полномочиями, которые в значительной степени носят публично-правовой характер: он обязан принимать меры по защите имущества должника, анализировать финансовое состояние должника и т.д., действуя добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества (пункты 4 и 6 статьи 24). Решения арбитражного управляющего являются обязательными и влекут правовые последствия для широкого круга лиц. Публично-правовой статус арбитражных управляющих обусловливает право законодателя предъявлять к ним специальные требования, касающиеся в том числе членства в профессиональном объединении, на которое государство также возлагает ответственность за обеспечение проведения процедур банкротства надлежащим образом. Так, по Закону о банкротстве 1998г., арбитражный управляющий действовал на основании лицензии. Лицензирование было формой государственного регулирования деятельности арбитражных управляющих, которая сейчас заменена на иной, альтернативный механизм обеспечения стандартов профессиональной деятельности, предполагающий обязательность их членства в одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. В такой замене проявляется конституционный принцип соразмерности в правовом регулировании экономической деятельности. Публично-правовая природа этой обязанности по контролированию профессиональной деятельности членов СРО подтверждается тем, что правила саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих проверки деятельности своих членов разрабатываются Правительством Российской Федерации (п.2 ст. 29 Закона о банкротстве, Постановление от 25 июня 2003 года N 366 "Об утверждении Правил проведения саморегулируемой организацией арбитражных управляющих проверки деятельности своих членов"). Правительством Российской Федерации утверждаются общие правила деятельности арбитражного управляющего, касающиеся содержания и порядка ведения реестра требований кредиторов, подготовки, организации и проведения собраний кредиторов и комитетов кредиторов, подготовки отчетов арбитражных управляющих, а также правила деятельности саморегулируемой организации относительно проведения финансового анализа, проверки наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства, проведения проверки саморегулируемой организацией деятельности своих членов. Наличие у саморегулируемых организаций арбитражных управляющих обязанностей представлять в регулирующий орган изменения, внесенные в учредительные документы, правила и стандарты деятельности и деловой этики арбитражных управляющих, в целях последующего их опубликования, по запросу регулирующего органа представлять отчеты о процедурах банкротства, проведенных арбитражными управляющими, являющимися членами данной саморегулируемой организации (п.3 ст.22 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"), свидетельствует о том, что они определенным образом интегрированы в государственную систему финансового оздоровления. Помимо указанных публично-правовых функций, которыми обычно не наделяются субъекты гражданского права, саморегулируемые организации арбитражных управляющих выполняют такую функцию, как обеспечение общего для арбитражных управляющих интереса - защиты репутационных прав, и в этих целях противодействуют физическим и юридическим лицам, дискредитирующим профессиональную честь и достоинство арбитражных управляющих, а также деятельность саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. Выполняют они и другие публично-правовые функции: обращаются в суд за защитой прав и законных интересов своих членов, заявляют в арбитражный суд ходатайства об отстранении от участия в деле о банкротстве своих членов, в действиях (бездействии) которых установлены нарушения законодательства о несостоятельности (банкротстве), обеспечивают информационную открытость своей деятельности (пункт 3 статьи 21, пункт 1 статьи 22 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"). В силу того, что на саморегулируемые организации арбитражных управляющих возложены публично-правовые функции, по мнению Конституционного суда, в их деятельности неприемлем вытекающий из статьи 30 Конституции Российской Федерации принцип добровольности, характерный для объединений, которые создаются гражданами исключительно на основе общности интересов. Саморегулируемые организации арбитражных управляющих обладают двойственной правовой природой: с одной стороны, это некоммерческие организации, и регистрируются они в порядке, предусмотренном статьей 3 Федерального закона "О некоммерческих организациях", с другой стороны - с даты включения в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих они приобретают особый публично-правовой статус саморегулируемой организации арбитражных управляющих (п.1 ст.21 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"). Как следует из ст. 21 и 22 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", саморегулируемые организации арбитражных управляющих, хотя они и выполняют функцию защиты прав и интересов своих членов, создаются для регулирования и обеспечения профессионального осуществления их деятельности. В п.2 ст. 251 НК РФ профессиональные объединения, построенные на принципе обязательного членства, прямо называются публично-правовыми объединениями. В Постановлении от 19.05.1998 года № 15-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статей 2, 12, 17, 24 и 34 «Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что норма, устанавливающая обязательное членство занимающихся частной практикой нотариусов в нотариальной палате в качестве условия занятия этой профессией, не затрагивает ни конституционный принцип равенства, ни конституционные права на свободу объединения и свободный выбор рода деятельности и профессии (ст. 19, 30 и 37 Конституции Российской Федерации), поскольку государство вправе устанавливать для всех граждан, желающих осуществлять публичную деятельность, обязательные условия назначения на должность и пребывания в должности. Данная правовая позиция коррелирует выводам Европейского Суда по правам человека, который в своем решении от 3 апреля 2001 года по вопросу приемлемости жалобы, поданной О.В. Романовской против Российской Федерации, указал, что нотариальные палаты - принимая во внимание положения Основ законодательства о нотариате от 11.02.1993 года и законодательно закрепленные функции нотариальных палат - не могут рассматриваться в качестве объединений в смысле статьи 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Как отметил Европейский Суд по правам человека, конвенционные органы последовательно не признавали исполнительно-регулятивные органы профессиональных структур, создаваемых лицами так называемых свободных профессий, в качестве ассоциаций (объединений) в смысле статьи 11; цель этих предусмотренных законодательством органов - осуществление контроля и содействие развитию профессиональной деятельности, при этом они выполняют важные публично-правовые функции, преследующие цель защиты прав других лиц, и их нельзя отождествлять с профессиональными союзами, но они, тем не менее, интегрированы в государственную структуру. Таким образом, норма Закона о банкротстве, закрепляющая обязательность членства арбитражных управляющих в СРО, не может рассматриваться как устанавливающая противоречащий статье 37 (часть 1) Конституции Российской Федерации запрет на профессиональную деятельность, поскольку предполагается, что в объединение по профессиональному признаку вступают граждане, уже избравшие для себя соответствующую профессию. Государство вправе устанавливать для всех граждан, желающих осуществлять публично-значимую деятельность и занять должность арбитражного управляющего, обязательные условия, в частности условие о членстве в СРО. Поэтому гражданин, если он выбрал деятельность арбитражного управляющего, должен подчиняться всем требованиям, предъявляемым к этой деятельности законом. Закрепляя требование об обязательном членстве в СРО, федеральный законодатель исходил из того, что данная норма, как регулирующая деятельность арбитражных управляющих, направленную на обеспечение защиты интересов участников дела о банкротстве, не предполагает возможность ограничения на ее основании доступа граждан к осуществлению этой деятельности и тем самым ее использование для защиты одних лиц - членов саморегулируемой организации арбитражных управляющих от конкуренции со стороны других лиц - желающих приобрести статус арбитражных управляющих. Положение об обязательном членстве в саморегулируемой организации арбитражных управляющих обусловливает открытость этих организаций для вступления новых членов (при том, что они соответствуют требованиям закона) и не допускает возможность немотивированного отказа в принятии в организацию. При этом, исходя из требования статьи 34 (часть 2) Конституции Российской Федерации, саморегулируемые организации арбитражных управляющих не вправе устанавливать такие
Читайте также: Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|