Понятие и признаки банкротства
Из этого определения вытекают следующие основные моменты:
Таким образом, образования, не являющиеся ни физическими, ни юридическими лицами (например, паевые инвестиционные фонды) не подпадают под действие Закона о банкротстве.
Никакой другой орган, сам должник не могут признать или объявить себя банкротом. Признание должника банкротом происходит в момент открытия процедуры «Конкурсное производство», решение суда в этом случае носит наименование «решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства». В Российской Федерации судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (ст. 118 Конституции РФ). Дела о банкротстве относятся к компетенции арбитражных судов, поскольку арбитражные суды рассматривают дела в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ст. 1 Арбитражного Процессуального Кодекса РФ, ст.4 Федерального Конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации» от 28.04.1995 № 1-ФКЗ (ред. от 25.03.2004, с изм. от 12.07.2006)). Суд общей юрисдикции рассматривает уголовные дела и дела об административных правонарушениях, за исключением некоторых правонарушений, оговоренных Кодексом об административных правонарушениях. В частности, дела об административных правонарушениях, связанных с фиктивным и преднамеренным банкротством, правонарушениями при банкротстве рассматриваются арбитражными судами (ст.14.12., 14.13, 23.1 КоАП РФ).
Существуют также мировые судьи, которые рассматривают уголовные дела, по которым наказание не превышает трех лет лишения свободы, дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей 500 МРОТ на день подачи заявления, дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе и дел о разрешении коллективных трудовых споров, а также дела об административных правонарушениях, за исключением тех, которые относятся только к компетенции суда общей юрисдикции или арбитражного суда (ст.3 Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации» от 17.12.1998 № 188-ФЗ (ред. от 02.03.2007)). Вопросы о несоответствии федеральных законов, нормативных актов Конституции, которые нередко встречаются в делах о банкротстве, рассматривает Конституционный Суд Российской Федерации. Он же по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле. Решения Конституционного Суда Российской Федерации обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений (ст. 3,6 Федерального Конституционного Закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21.07.1994 № 1-ФКЗ (ред. от 05.02.2007)).
По закону о банкротстве существуют признаки банкротства: дело о банкротстве открывается по заявлению самого должника или кредиторов в том случае, если у должника есть просроченная задолженность не меньше определенной суммы.
Кроме неплатежеспособности существует также критерий неоплатности. Так, по Закону о банкротстве 1992г., для признания должника банкротом помимо невозможности расплатиться по долгам у него должна была быть еще и неудовлетворительная структура баланса, которая определялась с помощью аналитических показателей по установленной методике. Подобный подход связан с тем, что у организации могут быть проблемы с текущей ликвидностью, с краткосрочной нехваткой денежных средств, которые можно решить, не прибегая к такой жёсткой мере, как возбуждение судебного дела о банкротстве, которое само по себе может привести к потере деловой репутации и серьезным проблем в работе.
Закон о банкротстве различает понятия «денежное обязательство» и «обязательные платежи». Денежное обязательство - обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовой сделке и (или) иному предусмотренному ГК РФ основанию. Обязательные платежи - налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации. (ст. 2 Закона о банкротстве). Таким образом, в соответствии с Законом о банкротстве, лицо может быть признано банкротом, если оно не платит налоги и/или другим кредиторам. Однако разница между этими обязательствами установлена налоговым законодательством. Еще до возбуждения дела о банкротстве в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно следующим образом. По решению налогового органа в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, не уплативших обязательные платежи - направляется инкассовое поручение (распоряжение) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты и/или внебюджетные фонды необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента), которое банк обязан исполнить не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения этого поручения (распоряжения), при оплате с рублевых счетов, и не позднее двух операционных дней - с валютных счетов. Это решение налоговый орган может принять в случае неуплаты налога вовремя, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога (ст. 46 НК РФ).
Если денег на счетах нет, налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества. Это происходит по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об исполнительном производстве» (ст. 47 НК РФ). Как мы видим, на самом деле кредиторы по обычным обязательствам и налоговые органы не равны между собой.
Признаки банкротства рассмотрены в таблице 1. Таблица 1.
Для определения наличия признаков банкротства должника учитываются суммы, представленные в таблице 2.
Таблица 2
Процедуры банкротства, как это видно из рис.1, можно разделить на внесудебные (добровольные) и судебные, осуществляемые в рамках судебного процесса. К внесудебным процедурам относятся: досудебная санация, меры по предупреждению банкротства. К судебным процедурам, осуществляемым в рамках судебного процесса, относятся:наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство и мировое соглашение. Судебное разбирательство может быть начато как по заявлению самого должника, так и конкурсных кредиторов и уполномоченных органов. Конкурсное производство приводят к ликвидации организации, все остальные процедуры – к ее финансовому оздоровлению и, в конечном счете, к нормальному состоянию. Таким образом, процесс по делу о банкротстве не всегда приводит к ликвидации должника.
Контрольные вопросы. 1. Каковы цели законодательства о банкротстве? 2. Какие нормативные документы регламентируют банкротство юридических и физических лиц? 3. В чем заключается разница между понятиями «ликвидация» и «банкротство»? 4. Какие признаки банкротства Вы знаете? 5. Какие юридические лица не подлежат банкротству в порядке, предусмотренном законом о банкротстве? 6. Для каких субъектов законодательство устанавливает особенности при банкротстве? 7. Что относится к судебным процедурам банкротства? 8. Какие процедуры банкротства приводят к ликвидации должника? 9. Во время каких процедур банкротства можно заключить мировое соглашение? 10. Во время каких процедур банкротства осуществляется финансовое оздоровление должника? Рисунок 1. Процедуры банкротства (в соответствии с законом о банкротстве 2002г).
Читайте также: III. Вызываемое заболевание, признаки Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|