Описание, его виды и признаки
Описание - вид текста, в котором картина действительности создается перечислением признаков и свойств предмета или явления, присущих им в определенный момент. Единовременность элементов описания - его существенная черта. Выбор и порядок перечисления элементов описания отражают не только реальные признаки предметов, их свойства и пространственные отношения между ними, они определяют избранной автором позицией для наблюдения, его целью и отношением к действительности. Целостность, точность построения, выразительность деталей, органичность включения описания в общую структуру произведения - качества, присущие его лучшим образцам. Мне пришлось видеть много городов, но лучшего города, чем Севастополь, я не знаю. Черное море подходило почти к самым подъездам домов. Оно заполняло комнаты своим шумом, ветром и запахами. Маленькие трамваи осторожно спускались по спускам, боясь сорваться в воду. Гудение плавучих бакенов-ревунов доносилось с рейда. На базаре рядом с рундуками, обитыми цинком, рядом с навалом камбалы и розовой султанки плескались мелкие волны и поскрипывали бортами шаланды. Прибой, катившийся из открытого моря, бил в круглые крепостные форты. Броневые корабли дымили на рейде. Выли сирены, звенели склянки, перекликаясь со звонками трамваев и перезвоном церквей. Недовольно гудели пассажирские пароходы, протяжно грохотали якорные цепи. (К. Паустовский) Описание имеет четко выраженное вступление, представляющее авторскую оценку. Предмет описывается с разных сторон, части не смешаны. Каждая мысль заключена в отдельное предложение. Нет ни поворотов, ни излишних подробностей. И при всем разнообразии элементов все они объединены главным мотивом: Севастополь - это не просто город, «лучше которого я не знаю», это город морской.
Логическая и синтаксическая структуры описания подразумевает равноправность ее элементов, которую подчеркивает сочинительная связь между ними. Опорными элементами синтаксической структуры служат глаголы в форме несовершенного вида и слова категории состояния. Они характеризуют признак, присущий предмету в определенный момент, или вневременное его свойство - мысли, чувства, состояния, впечатления наблюдателя - подчеркивают единовременность перечисляемых признаков и свойств предмета наблюдения. Включенные в описание номинативные конструкции создают эффект «остановленного времени». Фронтовая хроника лучших военных фотографов разместилась в Доме культуры «Зодчий» на Партизанской улице… На черно-белых отпечатках - живые лица, мокрый одежный войлок, котелок у самого рта (ложка сломалась), обманчиво мягкие и округлые лопасти самолетов, сверкающий хром «зимов», тяжелые полевые будни и неколебимая уверенность в своей правоте. У Наума Грановского разведчики столичного неба охраняют Кремль, у Ивана Шагина пацан в буденовке залез на трофейную пушку и смеется. У Сергея Лоскутова пехота бежит из цветущей луговой поляны в забросанный гранатами дом, почти слышно нестройное «УРА!». У Александра Устинова Тверская улица забросана дровами - вот-вот полено окажется под колесами. Способ построения описания зависит от характера его объекта, цели наблюдателя, выбора им точки наблюдения. Статические описания представляют объект неподвижный, не подверженный изменениям, его характерные признаки и свойства. Наблюдения ведутся с одной точки, в одно и то же время, но отражают движение мысли наблюдателя, его оценку увиденного. Ялтинская дача Чехова стояла почти за городом, глубоко под белой и пыльной Аутской дорогой. Не знаю, кто ее строил, но она была, пожалуй, самым оригинальным зданием в Ялте. Вся белая, чистая, легкая, красиво ассиметричная, построенная вне какого-нибудь архитектурного стиля, с вышкой в виде башни, с неожиданными выступами. Со стеклянной верандой внизу и с открытой террасой вверху, с разбросанными то широкими, то узкими окнами, она походила бы на здание в стиле modern, если бы в ее плане не чувствовалась чья-то оригинальная мысль, чей-то своеобразный вкус. (А. Куприн)
Динамические описания представляют объект движущийся, претерпевающий изменения, фиксируют переход из одного состояния в другое. Динамичность описания подчеркивают глаголы активного действия: Скачут лошади, двадцать два изумительных жеребца. Благородные, чистокровные и все трехлетки. Скачут лошади. Вернее, летят, распластавшись параллельно земле, убегающей из-под копыт. Пригнулись к гривам их жокеи. Издали они кажутся игрушечными фигурками, раскрашенными во все цвета радуги. Скачут лошади. Позади осталась история. Впереди - дистанция в полторы мили. Это Эпсом. Это дерби, сто восемьдесят восьмое по счету. День для скачек выдался отменный. Чистое небо и легкая прохлада. (Р. Стуруа) Динамическими могут быть описания не только предмета действующего, но и предмета неподвижного. На перемены, происходящие с ним, в этом случае указывает наблюдатель, сообщая описанию активный характер своим отношением к нему, - прием, характерный для публицистики.
Виды описания
В журналистском тексте различаются в зависимости от предмета описания и цели автора (событийное описание, познавательное описание, портретное описание), от жанра произведения и функции описания (информационное описание, репортажное описание, публицистическое описание). Событийное описание представляет информацию об уже свершившемся или происходящем в данный момент событии. Эффект событийности достигается указанием на его последствия, их экстремальный характер. Глаголы совершенного вида в этом случае обращают внимание читателя не на действие (как в повествовании), а на его результат. График движения поездов был сорван во вторник из-за железнодорожной аварии, произошедшей на перегоне Шарапова Охота - Чехов в Южном Подмосковье. Здесь электропоезд столкнулся с «КамАЗом», водитель которого нарушил правила дорожного движения. Жертвами этого происшествия стали семь человек.
Познавательные описания представляют читателю новые объекты наблюдения или сообщают новые для него сведения. Если смотреть с Земли, то Венера - самая яркая утренняя или вечерняя «звезда» на небосклоне. На самом деле это - вторая планета Солнечной системы, удаленная от Солнца на расстояние 108 млн. км. От Земле ее соответственно отделяет 40 млн. км., так что Венера - наш ближайший сосед. Да и сходство наших планет поражает. Масса Венеры составляет 0,815 массы Земли, радиус Венеры равен 6052 км (радиус Земли, для сравнения, - 6371 км.), средняя плотность Венеры лишь незначительно отличается от средней плотности Земли. Продолжительность венерианского года - 224,7 земных суток. Как и Земля, Венера имеет мощную атмосферу, которую обнаружил в 1761 г. еще М.В. Ломоносов. Знание приемов научной популяризации облегчает задачу журналиста и редактора, которые ответственны за точность сообщаемых фактов: новые сведения вводятся в сравнении с уже известными читателю, они конкретны, выразительны, изложение не осложнено специальной терминологией. Один из традиционных видов познавательного описания - описание географическое, в основе построения которого - прочные стереотипы, обеспечивающие порядок следования элементов описания и его полноту. Пустынные зоны - природные зоны, в естественных ландшафтах которых преобладают пустыни…, затем указывается место их нахождения, характеризуется климат, растительность, животный мир, иногда включают пейзажную зарисовку. Если описание осложнено качественной оценкой элементов описания, возрастает роль их наблюдателя, выбора им изобразительных средств. Мы проезжали «painted desert» - «окрашенную пустыню». До самого горизонта, подобно штормовому океану, волны которого внезапно окаменели, тянулись гладкие песчаные холмы. Они налезали друг на друга, образовывали гребни и жирные, круглые складки. Они были чудесно и ярко раскрашены природой в синий, розовый, красно-коричневый и палевые цвета. Тона были ослепительно чисты. (И. Ильф, Е. Петров «Одноэтажная Америка»)
Прием, придающий познавательному описанию достоверность, - рассказ об увиденном от первого лица. Такое описание включает детали, о которых может рассказать только тот, кто видел описываемое. Я шагаю по Стокгольму, красивому, умытому городу. На центральных торговых улицах автомобильное движение запрещено. Толпы пешеходов: покупатели, туристы и просто зеваки… Шведы любят украшать свои дома, каждый имеет право вывесить из окна государственный флаг, в день своего рождения, в годовщину свадьбы и просто по случаю хорошего настроения. Флаг может висеть с утра до заката солнца, потом его надо снять, а утром можно снова вывесить. Портретное описание представляет героя публикации, перечисляя черты его внешности, показывая, как в них проявляется его характер, оценка действительности, его манера поведения и отношение к нему автора описания. Примером описания, наиболее точно запечатлевшего облик Пушкина, по мнению современников, может служить портрет, созданный И.А. Гончаровым: …Пушкин говорил с увлечением, но, к сожалению, тихо, сдержанным тоном, так что за толпой трудно было расслышать… С первого взгляда наружность его казалась невзрачной. Среднего роста, худощавый, с мелкими чертами смуглого лица. Только когда вглядишься пристально в глаза, увидишь задумчивую глубин и какое-то благородство в этих глазах, которое потом не забудешь. В позе, в жестах, сопровождающих речь, была сдержанность светского, благовоспитанного человека. Лучше всего, по-моему, напоминает его гравюра Уткина с портретом Кипренского. Во всех других копиях у него глаза сделаны слишком открытыми, почти выпуклыми, нос выдающимся, это неверно. У него было небольшое лицо и прекрасная пропорциональная ему голова с негустыми кудрявыми волосами. (Упоминание о гравюре с известного портрета поэта расширило возможности словесного описания.) Портретное описание может фиксировать не только черты внешности человека, но и обращать внимание читателя на то, как в поступках, манере поведения героя раскрываются черты его характера. Антон Павлович слушал несладкую речь; в его грустных глазах поблескивала улыбка, вздрагивали морщинки на висках, и вот своим глубоким, мягким, точно матовым голосом он сам начинал говорить простые, ясные, близкие к жизни слова, слова, которые как-то сразу упрощали собеседника: он переставал стараться быть умником, отчего сразу становился и умнее и интереснее …(М. Горький «Литературные портреты»)
Герой современных журналистских публикаций, представленный обобщенным портретом человека определенной профессии, воссоздает типичный характер, обычно акцентируя внимание читателя на одной ведущей детали. Информационные описания содержат новые для читателя сведения и характеристику предмета, зачастую преследуют практическую цель, широко используются в рекламе. …Недавно на московском рынке стальных дверей появилась новая дверь… Судите сами, с двух сторон металл толщиной 2 мм, внутри двери мощные ребра жесткости. Все это сварено точечной и полуавтоматической сваркой. Рама представляет собой весьма весомую в прямом смысле конструкцию особой формы, сделанную на гибочном оборудовании. Внутрь двери закладывается экологически чистая минеральная вата. По периметру двери - специальный резиновый уплотнитель. Описания процессов - вид информационных описаний. Они близки к повествованию, но отличаются от него тем, что должны создать в представлении читателя целостную картину происходящего, временные рамки которой четко обозначены. Конвейер похож на трассу американских горок. Кусок сырого теста выпрыгивает из тестоотделительной машины. Потом ножи в рост человека нарезают будущий «нарезной». Батоны шеренгами заезжают в туннельную печь, самое мощное во всем цеху сооружение - метров 30 в длину. Через специальное окошечко видно, как «нарезные» подрумяниваются, а надрезы вспухают. Последняя стадия - упаковка: железный рот мгновенно надувает пакет, железная рука ловко вбрасывает в него хлеб и запечатывает. Секунда на батон. Репортажное описание ведется от лица автора - участника или свидетеля событий, делая читателя их очевидцем, подчеркивает достоверность изображаемого. При выборе элементов описания предпочтение отдается зрительным впечатлениям, соотнесенным с определенным моментом. Узнав, что столицей зимней Олимпиады-2014 выбран Сочи, российские чиновники не сдерживали эмоций… Рогге осторожно принялся вскрывать конверт с названием города-победителя. Российская команда съежилась, и все, схватив друг друга за руки, следили за движением пальцев президента МОК. Сочи опередил Пхеньян на четыре голоса: 51 против 47. Из 27 членов МОК, ранее отдавших голоса Зальцбургу, 17 проголосовали за Россию. Корейская делегация, представленная следующими мужчинами, рыдала, прикрывая лица руками. Ликующие россияне перемешались в улыбках и объятиях. Губернатор Краснодарского края Александр Ткачев закутался в российский флаг и качался, прикрыв глаза. Вячеслав Фетисов подхватил почти потерявшего сознание Александра Жукова и стал что есть силы трясти его. «Мы просто счастливы, счастливы… Это всемирное признание новой России…» Жукова взбодрил телефонный звонок: Путин звонил ему с поздравлениями и поручением поздравить всех остальных, в первую очередь Рогге. Публицистическое описание служит средством выражения авторской идеи. Оно документально, достоверное, элементы описания точно воспроизводят реалии действительности. Построение публицистического описания, выбор выразительных средств отрицают возможность содержательных и конструктивных схем, они определяются эмоциональным складом личности автора. Внешне он похож на храм золота, как изгрызанный кусок угля на хорошо отполированный слиток благородного металла… …Стены его и крыша не выложены золотом, как в храмах Древнего Египта или бирманских пагодах. В них вгрызлась подагрическими пальцами прошлого многовековая копоть. Его фасад не украшают золотые боги с полузакрытыми глазами и носами с алчным вырезом ноздрей, с руками, сплетенными на необъятных животах неисправимых обжор. Его фасад - длинная глухая стена, лишь кое-где, и неизвестно почему, изрезанная морщинами коринфских колонн… …Храм золота - гигантский кусок угля, и официальное наименование это здания - «Бэнк оф Инглэнд». (Р. Стуруа)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|