Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пользователи бухгалтерской отчетности, порядок и сроки ее представления




В условиях рыночной экономики любая коммерческая организация стремится к извлечению экономических выгод. Именно целевая направленность является существенной в деловой активности организации, это же обстоятельство признается важнейшим с точки зрения условий формирования финансовых ресурсов любой организации, ее финансового капитала. Все заинтересованные лица могут быть рассмотрены как потенциальные инвесторы.

Заинтересованными пользователями информации, формирующейся в бухгалтерском учете и отражаемой в бухгалтерской отчетности, считаются лица, имеющие какие-либо потребности в информации об организации, обладающие достаточными познаниями и навыками для того, чтобы понять, оценить и использовать эту информацию, а также желающие изучать эту информацию.

Физические и юридические лица, являющиеся пользователями информации, содержащейся в бухгалтерской отчетности, условно делятся на две основные группы – внутренние и внешние (рис. 1.).

Рис. 1. Состав внутренних и внешних пользователей бухгалтерской отчетности

Внутренние пользователи ведут свою деятельность в рамках данного экономического субъекта. Информация бухгалтерской отчетности используется ими прежде всего для обоснования и принятия различных управленческих решений, для разработки стратегии и тактики функционирования и развития организации. Внутренние пользователи, в отличие от внешних, располагают возможностью использовать данные не только бухгалтерской отчетности, но и бухгалтерского, оперативного и статистического учета. Для внешних пользователей эта информация недоступна, так как составляет коммерческую тайну организации.

С точки зрения информационных потребностей внутренних пользователей следует отметить, что им необходима информация о текущем и перспективном финансовом состоянии организации и о финансовых результатах ее деятельности в разрезе различных отраслевых и географических сегментов. Работники заинтересованы в информации о стабильности и прибыльности работодателей; способности организации гарантировать оплату труда и сохранение рабочих мест.

Внешние пользователи в своей деятельности обособлены по отношению к данному экономическому субъекту, но нуждаются в информации о нем. Они могут иметь прямой или косвенный финансовый интерес к данной организации.

Прямой финансовый интерес пользователей, как правило, связан с уже осуществленными или планируемыми инвестициями. Пользователи с прямым финансовым интересом – это собственники, настоящие и потенциальные инвесторы, кредитующие банки, поставщики организации. Они заинтересованы в информации о рискованности и доходности предполагаемых или осуществленных ими инвестиций; возможности и целесообразности распоряжаться инвестициями; способности организации выплачивать дивиденды. Поставщики и подрядчики заинтересованы в информации о платежеспособности организации, позволяющей своевременно погасить обязательства.

Косвенный финансовый интерес возникает, когда у пользователей нет прямой финансовой заинтересованности в результатах деятельности организации, но в силу возложенных на них контрольных функций или хозяйственных связей их интересует отчетная информация для определения перспектив сотрудничества. К данной группе относятся налоговые и финансовые органы, которые контролируют сбор налогов и формирование бюджетов различных уровней. Они заинтересованы в информации о налогооблагаемых показателях, которые в основной своей массе формируются в бухгалтерском учете и отражаются в том числе в бухгалтерской отчетности. Обслуживающие банки и страховые организации на основании отчетных данных оценивают возможность заключения договоров по расчетно-кассовому обслуживанию и договоров страхования. Правительственные органы заинтересованы в информации по осуществлению возложенных на них функций: распределению ресурсов, регулированию экономики, разработке и реализации общегосударственной политики. Покупатели и заказчики заинтересованы в информации о продолжении деятельности организации. Аудиторские организации подтверждают достоверность бухгалтерской отчетности, а так как их услуги являются платными, то присутствует косвенный финансовый интерес в информации о финансовом положении и финансовых результатах клиентов.

Отдельную группу внешних пользователей бухгалтерской отчетности составляют пользователи без финансового интереса – органы статистики, арбитраж, биржи. Сбор и обработка отчетных данных являются обязательным атрибутом деятельности этих пользователей, возложенными на них обязанностями, выполнение которых не связано с прямым или косвенным финансовым интересом.

Информационные потребности внешних пользователей бухгалтерской отчетности в силу их многочисленности различаются. Но все внешние пользователи ориентируются, как правило, на публичную бухгалтерскую отчетность или, как ее еще называют, бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Она доступна пользователям, не содержит сведений, относящихся к коммерческой тайне, и унифицирована по объему информации.

На основании данных бухгалтерской (финансовой) отчетности заинтересованные пользователи анализируют имущественное и финансовое положение организации, ее платежеспособность, финансовые результаты, эффективность деятельности и использования ресурсов. Таким образом, бухгалтерская (финансовая) отчетность позволяет в основном удовлетворить информационные запросы всех групп пользователей, что предъявляет особые требования к ее содержанию и порядку формирования.

Состав и содержание бухгалтерской отчетности

Состав годовой бухгалтерской отчетности определен Законом № 402-ФЗ, п. 5 ПБУ 4/99, а конкретный перечень форм, сроки и адреса представления зависят от длительности охватываемых отчетностью периодов.

Промежуточная бухгалтерская отчетность состоит из бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах (п. 49 ПБУ 4/99).

Годовая включает (п.1 ст.14 ФЗ 3 402-ФЗ):

• бухгалтерский баланс;

• отчет о финансовых результатах;

• приложения к ним (отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств и другие пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках).

В состав годовой бухгалтерской отчетности в Законе № 402-ФЗ не включены аудиторское заключение и пояснительная записка.

Фактически аудиторское заключение не является отчетностью субъекта, а подтверждает ее достоверность. Если организация подлежит обязательному аудиту бухгалтерской отчетности, то к отчетности должна прилагаться итоговая часть аудиторского заключения (п. 41 ПБУ 4/99). Что же касается пояснительной записки, то ее формирование, как пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах.

 Субъекты малого предпринимательства формируют бухгалтерскую отчетность по следующей упрощенной системе:

• в бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках включаются показатели только по группам статей (без детализации показателей по статьям);

• в приложениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках приводится только наиболее важная информация, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

Организации - субъекты малого предпринимательства вправе формировать все формы бухгалтерской отчетности.

Некоммерческие организации в состав годовой бухгалтерской отчетности включают: бухгалтерский баланс, отчет о целевом использовании средств и приложения к ним (ч. 2 ст. 14).

 Если у организации есть дочерние и зависимые общества, то она обязана помимо собственного бухгалтерского отчета составлять сводную бухгалтерскую отчетность, включающую показатели отчетов таких обществ, находящихся как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами.

Сроки представления бухгалтерской отчетности

Годовая бухгалтерская отчетность представляется «не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода» (ранее в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством РФ.

 Годовая бухгалтерская отчетность представляется не ранее 60 дней по окончании отчетного года.

Организация должна сформировать промежуточную бухгалтерскую отчетность не позднее 30 дней по окончании отчетного периода (п.51 ПБУ 4/99).

Адреса представления бухгалтерской отчетности

Организация обязана обеспечить представление годовой бухгалтерской отчетности каждому учредителю (участнику) в сроки, установленные законодательством Российской Федерации.

Законом N 402-ФЗ установлен только один адрес представления отчетности - в органы государственной статистики по месту государственной регистрации. Причем представляется в органы государственной статистики только «обязательный экземпляр годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности».

Обязанность представлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность в налоговый орган по месту своего нахождения установлена в подп.5 п. 1 ст. 23 НК РФ. С 2013 года организации должны представлять в налоговый орган лишь годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Срок ее представления - не позднее трех месяцев после окончания отчетного года. Это предусмотрено изменениями, внесенными в НК РФ Федеральным законом от 29.06.2012 N 97-ФЗ. Представление промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности в налоговые органы и органы государственной статистики с 2013 года не предусмотрено ни Законом N 402-ФЗ, ни НК РФ. В то же время, необходимость представления промежуточной отчетности закреплена в других нормативных актах. В частности, обязанность представления квартальной бухгалтерской (финансовой) отчетности установлена для эмитентов ценных бумаг Федеральным законом от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" при регистрации проспекта ценных бумаг.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...