Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теоретические аспекты состава, структуры и порядка формирования бухгалтерского баланса




Курсовая работа

По дисциплине "Бухгалтерская финансовая отчётность"

Состав, структура и порядок формирования бухгалтерского баланса на примере ОАО "Омутнинский хлебокомбинат" (г. Омутнинск)

Выполнил: Иззатов Э.А.,

студент 5 курса группы Эб-530

экономического факультета

очной формы бюджетной формы обучения

по специальности "Бухгалтерский учёт, анализ и аудит"

Руководитель: Мокрецова Г.В.

 

 

Киров 2011


Содержание

Введение

1. Теоретические аспекты состава, структуры и порядка формирования бухгалтерского баланса

2. Краткая экономическая характеристика организации

2.1 Экономическая характеристика организации

2.2 Анализ финансового состояния

3. Состав, структура и порядок формирования бухгалтерского баланса на примере ОАО "Омутнинский хлебокомбинат"

3.1 Подготовительная работа перед формированием бухгалтерского баланса

3.2 Последовательность в формировании бухгалтерского баланса

3.3 Контроль отчетных показателей

Выводы и предложения

Список литературы

Приложения


Введение

 

Предпринимательская деятельность на современном этапе все больше находиться в зависимости от экономической информации. От качества такой информации зависит получение прибыли в результате принимаемых решений, в том числе определения круга клиентов, поставщиков и других возможных партнеров. При этом большое значение придается полноте, достоверности и прозрачности информации. Самым значимым источником такой информации является бухгалтерская (финансовая) отчетность.

Бухгалтерский баланс, как одна из главных форм отчётности играет определяющую роль в управлении предприятия. Данная роль заключается в определении экономической политики предприятия, сбережении имущества предприятия, его обязательств и фондов на определённый момент времени. Также баланс необходим организации для проведения анализа имущественного состояния хозяйственных процессов, обязательств и финансовых результатов.

Цель курсовой работы заключается в том, чтобы выяснить состава, структуру и порядок формирования бухгалтерского баланса, определить содержание основных бухгалтерских отчетов и порядок их составления.

Данная цель достигается посредством решения следующих задач:

ﻻ  изучение понятия и структуры бухгалтерского баланса;

ﻻ  характеристика классификации бухгалтерских балансов;

ﻻ  определение роли бухгалтерского баланса в управлении предприятия;

ﻻ  рассмотрение баланса как формы бухгалтерской отчётности.

Актуальность этой темы состоит в том, что на протяжении последних лет последовательно проводиться работа по формированию системы российских бухгалтерских стандартов и других документов по бухгалтерскому учету и отчетности, приближенных к Международным стандартам финансовой отчетности (МСФО).


Теоретические аспекты состава, структуры и порядка формирования бухгалтерского баланса

 

Баланс (от французского "balance" - весы) представляет собой систему показателей, сгруппированных в сводную ведомость в виде двусторонней таблицы, отображающую наличие хозяйственных средств и источников их формирования в денежной оценке на определенную дату.

В балансе хозяйственные средства представлены, с одной стороны, по их видам, составу и функциональной роли в процессе воспроизводства совокупного общественного продукта, а с другой - по источникам их формирования и целевому назначению. Состояние хозяйственных средств и их источников показывается на определенный момент, как правило, на первое число отчетного периода в стоимостном выражении. Принимая во внимание, что их группировка и обобщение в балансе приводится и на начало года, можно утверждать, что состояние показателей приведено не только в статике, но и в динамике. Это значительно расширяет границы познания сущности бухгалтерского баланса, его места в определении финансовой устойчивости экономического субъекта на рынке товаров, работ, и услуг.

Сущность бухгалтерского баланса проявляется в его назначении. С одной стороны, он является частью метода бухгалтерского учета. С другой стороны, бухгалтерский баланс - одна из форм периодической и годовой отчетности. Среди других слагаемых метода бухгалтерского учета двойственное назначение характерно только для бухгалтерского баланса.

В этой двойственности не только суть закона единства противоположностей, но и основа для оценки финансового положения фирмы. С целью большей доступности понимания экономической сущности объектов, отражаемых в составе отдельных статей, в балансе дана их группировка.

бухгалтерский баланс отчетность показатель

Потенциальные инвесторы и кредиторы изучают и оценивают содержание и отношения между отдельными группами и подгруппами актива и пассива баланса, их взаимосвязь между собой.

Бухгалтерский баланс является наиболее информативной формой, которая позволяет принимать обоснованные управленческие решения.

Умение читать баланс - это знание содержания каждой его статьи, способа ее оценки, роли в деятельности предприятия, связи с другими статьями, характеристики этих изменений для экономики предприятия.

Умение чтения бухгалтерского баланса дает возможность:

ﻻ  получить значительный объем информации о предприятии;

ﻻ  определить степень обеспеченности предприятия собственными и оборотными средствами;

ﻻ  установить, за счет, каких статей изменилась величина оборотных средств;

ﻻ  оценить общее финансовое состояние предприятия даже без расчетов аналитических показателей.

Бухгалтерский баланс является реальным средством коммуникации, благодаря которому:

ﻻ  руководители получают представление о месте своего предприятия в системе аналогичных предприятий, правильности выбранного стратегического курса, сравнительных характеристик эффективности использования ресурсов и принятии решений самых разнообразных вопросов по управлению предприятием;

ﻻ  аудиторы получают подсказку для выбора правильного решения в процессе аудирования, планирования своей проверки, выявления слабых мест в системе учета и зон возможных преднамеренных и непреднамеренных ошибок во внешней отчетности клиента;

ﻻ  аналитики определяют направления финансового анализа.

Основным элементом бухгалтерского баланса (единицей отражаемой в нём информации) считается балансовая статья (строка). Балансовая статья соответствует показателю (на начало или конец отчётного периода), характеризующему отдельные виды экономических ресурсов (активы) и источников их образования (капитал собственника и привлечённый капитал или обязательства).

В мировой практике применяются две формы бухгалтерского баланса: горизонтальная и вертикальная. При горизонтальной форме активы показываются в левой части баланса, а пассивы - в правой. Вертикальная форма баланса предполагает последовательное расположение балансовых статей (в столбик): сначала статьи, характеризующие актив, далее статьи пассива.

По строению бухгалтерский баланс представляет собой два ряда чисел - актив и пассив, итоги которых всегда равны между собой. В активе бухгалтерского баланса содержатся статьи, в которых показываются определённые группы имущественных средств и прав на них, объединённые в зависимости от стадий кругооборота средств в разделах "Внеоборотные активы" и "Оборотные активы". При формировании структуры актива баланса статьи располагаются в порядке растущей ликвидности, то есть в зависимости от того, с какой быстротой данная часть имущества приобретает в хозяйственном обороте денежную форму.

Пассив отражает величину, лежащих на хозяйствующем субъекте обязательств за полученное имущество и право распоряжения им. Такие обязательства возникают, прежде всего, перед собственниками как в силу первоначального их вклада при создании организации и последующих дополнительных взносов (уставный капитал), так и накопления средств за счёт оставления и распоряжении организации части полученной прибыли (резервный капитал, добавочный капитал, нераспределённая прибыль). Эти обязательства находят отражение в разделе "Капитал и резервы". Другой вид обязательств - это обязательства перед третьими лицами (кредиторами, кредитными организациями и др.), которые находят отражение в зависимости от срока погашения в разделах "Краткосрочные обязательства" и "Долгосрочные обязательства". Статьи пассива располагаются в порядке возрастающей степени срочности возврата обязательств, или другими словами - востребования капитала.

Действующим законодательством установлены единые основополагающие принципы и правила составления бухгалтерского баланса для всех хозяйствующих субъектов. Принятая в настоящее время структура бухгалтерского баланса (Форма № 1) в значительной мере приближена к мировой практике.

Применительно к МСФО формирование бухгалтерских показателей осуществляется по принципу баланса-нетто, то есть, исключая из балансового подсчёта суммы регулирующих величин, которые раскрываются в пояснениях к бухгалтерскому балансу и пояснительной записке. Активы и пассивы показываются с подразделением в зависимости от срока обращения (погашения) - на долгосрочные (свыше одного года) и краткосрочные (до одного года). Оценка имущества и обязательств осуществляется организацией для отражения их в учёте и отчётности в денежном выражении в соответствии с правилами оценки отдельных объектов учёта и статей баланса на основе действующих положений по бухгалтерскому учёту (ПБУ). В балансе не допускается зачёт между статьями активов и пассивов, кроме случаев, предусмотренных соответствующими нормативными документами по бухгалтерскому учёту.

Для обеспечения сопоставимости данных баланса на начало и конец отчётного года номенклатура статей вступительного (на начало года) баланса приводится в соответствие с номенклатурой статей, установленного для заключительного (на конец года) баланса.

Таким образом, бухгалтерский баланс представляет собой систему показателей и является как методом бухгалтерского учёта, так и одной из форм годовой и периодической отчётности. Структура бухгалтерского баланса представляет собой два ряда чисел - актив и пассив, которые содержат в себе статьи, показывающие определённые группы имущественных средств и прав на них (актив) и отражающих величину, лежащих на хозяйствующем субъекте обязательств за полученное имущество и право распоряжения им (пассив).

В бухгалтерском учёте существует множество видов бухгалтерских балансов, которые отличаются в зависимости от цели их составления.

Балансы классифицируются по:

ﻻ  сроку составления;

ﻻ  источнику составления;

ﻻ  объёму информации;

ﻻ  характеру деятельности;

ﻻ  объекту отражения;

ﻻ  способу очистки.

 

Таблица 1

Классификация балансов по срокам составления

Бухгалтерские балансы

Вступительные (организационные) Текущие Санируемые Ликвидационные Разделительные Объединительные
  Начальные (входящие) Промежуточные Заключительные (исходящие)   Начальные Промежуточные Заключительные    

 

Вступительные балансы - составляют в момент организации предприятий. Со вступительного баланса начинается ведение бухгалтерского учёта данного хозяйствующего субъекта. Различают вступительные балансы вновь создаваемых предприятий и хозяйственных единиц, образованных на условиях правопреемственности ранее действовавших. В первом случае во вступительном балансе отражается уставной капитал, зарегистрированный в уставе предприятия, и инвентарные перечни реально внесённого имущества и имущественных (в основном денежных) обязательств учредителей по взносам в уставный капитал.

Во втором случае (создаваемое предприятие организовано на базе ранее действовавшего), вступительный баланс может соответствовать заключительному ликвидационному балансу предприятия, правопреемником которого выступает создаваемое предприятие, но с уточнением оценки отдельных статей ликвидационного баланса. Когда вступительный баланс составляется для предприятия, приобретённого на аукционе по цене, превышающей (занижающей) чистую стоимость идентифицированных материальных и неосязаемых активов, необходимо ввести во вступительный баланс показатель положительной или отрицательной репутации фирмы.

Текущие балансы - в отличие от вступительных балансов, которые составляются только один раз (в момент организации предприятия), текущие балансы разрабатываются в соответствии с принципом учётного периода периодически в течение всего времени функционирования предприятия и подразделяются на:

ﻻ  начальные и заключительные балансы - разрабатываются в начале и конце финансового года. Исходящие данные на конец отчётного периода (года) служат начальным (входным) данными на начало следующего финансового года. Коллация (тождественность, идентичность) преемственных данных обязательна;

ﻻ  промежуточные балансы - составляются за периоды, находящиеся между началом и концом отчётного периода. В России промежуточные балансы заполняются ежемесячно, а также итоговыми показателями за первый квартал (за три месяца), за полугодие (за шесть месяцев) и по окончании третьего квартала, т.е. нарастающими данными за девять месяцев;

Промежуточные балансы отличаются от заключительных, с одной стороны, набором прилагаемых отчётных форм, раскрывающих отдельные балансовые статьи; с другой - источниками составления баланса (промежуточные балансы строятся по данным текущего (книжного) учёта, а заключительные балансы, кроме того, подтверждаются данными полной инвентаризации всех статей баланса - основных средств и нематериальных активов, товарно-материальных ценностей, денежных средств и расчётов предприятия).

ﻻ  заключительные балансы - наиболее адекватно отражают объекты бухгалтерского наблюдения.

Санируемые балансы - необходимость в санируемом балансе возникает, когда предприятие находится на пороге банкротства (не в состоянии выплачивать долги) и необходимо определиться:

принять решение о ликвидации (прекращении деловой активности) путём объявления о банкротстве;

или испытать последний шанс - убедить кредиторов в целесообразности отсрочки платежей.

Для составления санируемого баланса привлекаются независимые аудиторы, которые ещё до срока составления заключительного баланса (до окончания финансового года) должны выдать заключение о реальном состоянии дел на предприятии, величине понесённого убытка, путях и реальности его покрытия в будущем, возможных сроках реализации мероприятий, направленных на оздоровление финансового состояния предприятия. Подобный баланс, как правило, существенно отличается от отчётных балансов, составленных бухгалтерским аппаратом предприятия, так как аудиторы часто подвергают значительной уценке статьи баланса, не соответствующего реальности.

Ликвидационные балансы - составляются при ликвидации предприятия и разрабатываются неоднократно:

ﻻ  на начало периода ликвидации (вступительный ликвидационный баланс);

ﻻ  в ходе периода ликвидации предприятия (промежуточные балансы;

ﻻ  их количество зависит от длительности ликвидационного процесса, информационный потребностей владельцев и кредиторов);

ﻻ  на конец периода ликвидации (заключительный ликвидационный баланс).

В соответствии с принципом непрерывности (действующего предприятия) при его ликвидации вступают в силу особые правила оценки имущества хозяйствующего субъекта: в ликвидационном балансе они отражаются не по учётной (исторической или восстановительной) стоимости, а по цене возможной реализации каждого актива в отдельности на момент ликвидации.

Разделительные балансы - составляются в момент разделения крупного предприятия на несколько более мелких предприятий (структурных единиц) или при передаче одной или нескольких структурных единиц данного предприятия другому предприятию (в последнем случае баланс называется передаточным).

Объединительные балансы - разрабатываются при объединении (слиянии) нескольких предприятий в одно предприятие или при присоединении одной или нескольких структурных единиц к данному предприятию.

Рассмотренные характеристики относятся к классификации бухгалтерских балансов по времени их составления. В Таблице 2 приведена классификация балансов по пяти остальным признакам.

 

Таблица 2

Классификация бухгалтерских балансов

Признаки классификации

Источник составления Объём информации Характер деятельности Объект отражения Способ очистки
Инвентарные Книжные Генеральные Единичные Сводные (консолидируемые) Основная Неосновная Самостоятельные Отдельные Баланс-брутто Баланс-нетто

 

Классификация по источникам составления:

ﻻ  инвентарные балансы - составляются только на основании инвентарной ведомости имущества, средств в расчётах, обязательств. Примером инвентарного баланса считается вступительный, или организационный, баланс.

Инвентарные ведомости разрабатывают в тех случаях, когда необходимо рассчитать балансирующие показатели вступительного баланса государственного (муниципального) предприятия, какими признаются уставный фонд, а также при возникновении нового предприятия на существующей ранее имущественной основе или при изменении хозяйством своей формы (например, превращение его из государственного в акционерное);

ﻻ  книжный баланс - строится по данным текущего бухгалтерского учёта без предварительной проверки книжных записей путём инвентаризации;

ﻻ  генеральный баланс - считается самым реальным, так как в его основу положены текущие учётные (книжные) записи и результаты инвентаризации, предшествующие формированию балансовых статей.

По объёму информации:

ﻻ  единичные балансы - характеризуют деятельность только одного предприятия;

ﻻ  сводные (консолидированные) балансы - различают два вида сводных балансов в зависимости от объекта и способа их составления.

Во-первых, сводные балансы разрабатывают министерства и ведомства, рассчитывая агрегированные данные в целом по отрасли или по подведомственным единичным предприятиям путём простого суммирования одноимённых показателей и исключения остатков по взаимным расчётам между предприятиями внутри отрасли.

Во-вторых, сводные (консолидированные) балансы составляет группа, представленная материнской и её дочерними компаниями. Сводный баланс формирует информацию о группе как о едином предприятии и показывает, каким был бы собственный баланс материнской компании, если бы она закрыла все дочерние и сама осуществляла непосредственное управление их деятельностью. Данный баланс составляется не просто суммированием одноимённых показателей, а осуществлением следующих корректировок:

исключением инвестиций материнской компании в уставные капиталы дочерних предприятий и исключением соответствующих долей материнской компании в уставных капиталах дочерних предприятий;

исключением остатков по взаимным расчётам внутри группы;

исключением дивидендов, выплаченных внутри группы, а также прочих взаимных расходов и доходов;

Консолидированный баланс группы имеет важные особенности:

◘ группа компаний юридически не существует, в отличие от отдельной компании. Материнская и каждая из дочерних компаний являются отдельными юридическими лицами;

◘ собственная прибыль материнской компании включает дивиденды, полученные от дочерних компаний, но не их нераспределённую прибыль;

◘ баланс группы содержит сводную информацию о результатах деятельности и финансовом положении каждой компании, входящей в группу. Это значит, что прибыль одной дочерней компании может "скрывать" убытки другой и прочное финансовое положение одной компании может "скрывать" потенциальную неплатёжеспособность другой;

◘ если группа состоит из компаний, работающих в разноплановых отраслях бизнеса, то сводная отчётность по данной группе делает неясными наиболее важные детали, когда отсутствует дополнительная информация о каждом сегменте деятельности группы.

По характеру деятельности - балансы подразделяются на:

ﻻ  балансы основной деятельности - относится деятельность соответствующая профилю предприятия и зарегистрированная в его уставе;

ﻻ  балансы неосновной деятельности - относятся все прочие виды деятельности.

В основном сейчас данному признаку классификации не уделяется должного внимания и все виды деятельности (основные и неосновные) отражаются в одном балансе (основной деятельности):

ﻻ  самостоятельный баланс - имеют только хозяйствующие субъекты, наделённые правами юридического лица;

ﻻ  отдельные балансы - составляют подразделения предприятий (филиалы, отделы, цехи, представительства).

По способу очистки:

ﻻ  баланс-брутто - первоначально под балансом-брутто понимался баланс с нераспределённой прибылью, а

ﻻ  баланс-нетто - считался балансом с распределённой прибылью.

Впоследствии появился новый признак классификации:

нереформированные балансы - применялись в нашей стране до девяностых годов прошлого века. На конец отчётного года показатель прибыли не распределялся и находился в заключительном и в начальном балансе следующего отчётного периода (до утверждения вышестоящей организацией);

реформированные балансы - применяются в современной практике, когда выявленный в конце отчётного года финансовый результат присоединяется к нераспределённой прибыли (непокрытому убытку) заключительными оборотами последнего дня года.

На данный момент понятия баланса-брутто и баланса-нетто связывают с регулирующими или уточняющими статьями баланса.

Методология ведения учётных операций предполагает в соответствии с принципом стоимости отражение основных средств и нематериальных активов по неубывающей исторической (а для объектов основных средств, прошедших переоценку, - по восстановительной) стоимости. В тоже время Внеоборотные активы (материальные и нематериальные) переносят свою стоимость на произведённый продукт (расходы отчётного периода) в течение времени полезного использования или по специальным правилам распределения стоимости, выбранным для конкретного объекта бухгалтерского наблюдения. Возникает потребность в раздельном учёте показателей по неубывающей стоимости и накопленных показателей распределённой стоимости.

В западном учёте собственник предприятия в течение учётного периода может изымать часть заработанного капитала, а отдельных случаях возвращать его своему предприятию. В подобных ситуациях в западном бухгалтерском балансе величина реинвестированного (заработанного) капитала до конца отчётного периода остаётся неизменённой, отражение уменьшения показывается в статье, характеризующей временное изъятие капитала.

Исходя из вышесказанного, балансовые статьи можно разделить на два типа:

ﻻ  основные - отражающие неубывающие показатели оценки объектов бухгалтерского наблюдения;

ﻻ  регулирующие - уточняющие величину оценки основных статей до их остаточного значения (остаточной стоимости).

Регулирующие статьи расширяют количество балансовых статей и увеличивают объём информации, содержащейся в балансе.

Регулирующие статьи баланса бывают двух типов:

ﻻ  прямые регулирующие статьи - можно рассматривать как дополнение к основной статье баланса. Уточнённая оценка показателя на основной статье равна сумме показателей основной и дополнительной статьи.

ﻻ  контрарные регулирующие статьи - указывают на уменьшение величины основной статьи. Приведённые примеры регулирования (уточнения оценки) статей относятся к контрарным регулирующим статьям. Контрарные регулирующие статьи (амортизация основных средств или нематериальных активов), уточняющие оценку (остаточную убывающую нераспределённую стоимость) основных средств и нематериальных активов, называются контрарными статьями, потому что они регулируют показатели по основным статьям актива баланса. Контрарные регулирующие статьи, уточняющие оценку по балансовым статьям капитала (прибыли), относятся к контрпассивным статьям.

Бухгалтерский баланс, включающий регулирующие статьи, называется балансом-брутто, а без регулирующих статей - балансом-нетто.

Таким образом, бухгалтерский баланс имеет массу классификаций, причём, в основном, каждая из них имеет свои дополнительные подклассификации.

Данные бухгалтерской отчетности используется внешними пользователями для оценки эффективности деятельности организации, а также для экономического анализа в самой организации. Вместе с тем отчетность необходима внутренним пользователям для последующего планирования деятельности организации. Отчетность должна быть достоверной, своевременной. В ней должна обеспечиваться сопоставимость отчетных показателей с данными за прошлые периоды.

Информация финансовой отчётности используется внешними пользователями, заинтересованными юридическими и физическими лицами: поставщиками, покупателями, настоящими и потенциальными кредиторами, кредитными учреждениями, налоговыми и статистическими органами, а так же для экономического анализа в самой организации. В результате бухгалтерские отчёты способствуют информированности служащих об управленческих планах и политике, побуждают работающих в организации действовать в соответствии с общими целями и задачами.

Всё это позволяет конкретизировать цели учёта и отчётности на уровне предприятия, которые в общем можно определить как оценку: платёжеспособности предприятия (обеспеченности его кредиторской задолженности, ликвидности и т.п.); рентабельности; степени ответственности лиц, занятых хозяйственной деятельностью в рамках предоставленных им полномочий - по распоряжению средствами производства и рабочей силой.

Наиболее общей моделью, которая оберегает имущество предприятия, его обязательства и фонды на определенный момент времени, является бухгалтерский баланс.

Бухгалтерская (финансовая) отчётность - совокупность итоговых данных бухгалтерского учёта, выраженная в определённой системе показателей, используется для анализа имущественного состояния хозяйственных процессов, обязательств и финансовых результатов. Бухгалтерской информации присуща более высокая достоверность, т.к. она базируется на сложном, документальном оформлении всех совершаемых хозяйственных операций и её данные подтверждаются материалами инвентаризации.

Бухгалтерский баланс отличается спецификой методологии, особыми целями, характером использования данных. Только по данным бухгалтерского баланса составляются, по установленным формам, расчёты по налогам с бюджетом, с внебюджетными фондами.

В бухгалтерском балансе не допускается никаких подчисток и помарок. В случаях исправления ошибок делаются соответствующие оговорки, которые заверяют лица, подписывающие отчёт, с указанием даты исправления.

Бухгалтерский баланс - завершающий этап учетного процесса на предприятии, в учреждении. В ней отражаются нарастающим итогом имущественное и финансовое положение предприятия, учреждения, результаты хозяйственной деятельности за отчетный период (месяц, квартал, год).

Таким образом, бухгалтерский баланс, как одна из главных форм отчётности играет определяющую роль в управлении предприятия. Данная роль заключается в определении экономической политики предприятия, сбережении имущества предприятия, его обязательств и фондов на определённый момент времени. Также баланс необходим организации для проведения анализа имущественного состояния хозяйственных процессов, обязательств и финансовых результатов.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...