Экономическая характеристика организации
Организационно-правовая форма и полное фирменное наименование юридического лица - Открытое Акционерное Общество "Омутнинский хлебокомбинат", сокращенное наименование ОАО "Омутнинский хлебокомбинат". ОАО "Омутнинский хлебокомбинат" создано в соответствии с Федеральным законом "Об открытых акционерных обществах", НК РФ и ГК РФ с учетом изменений согласно ФЗ от 21.07.2005г. № 101-ФЗ и главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" части второй НК РФ. Общество имеет в собственности обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. В свою очередь ОАО "ОХК" является коммерческой организацией и считается созданным с момента государственной регистрации в налоговых органах. Общество является юридическим лицом и строит свою деятельность на основании законодательства РФ и имеющегося устава. Общество имеет полную самостоятельность, счет в банке, печать, штампы с обозначением своего наименования и ферменный товарный знак. Уставный капитал общества определяет минимальный размер имущества, гарантирующий интересы его кредиторов и составляет 10000 руб. Резервный фонд ОАО "ОХК" образуется за счет ежегодных отчислений в размере 15% от Уставного капитала. Его формирование осуществляется путем ежегодных отчислений в размере 5% от балансовой прибыли общества. Целью деятельности ОАО "ОХК" является увеличение производства товаров и рынка сбыта их, для извлечения прибыли. Для осуществления своих целей общество: ü организует производство продовольственных и непродовольственных товаров; ü торгует оптом и в розницу; ü оказывает посреднические услуги, занимается производством, заготовкой и переработкой сельскохозяйственной продукции;
ü заготовительной деятельностью; ü транспортные услуги по доставке грузов и т.д. ОАО "ОХК" находится в городе Омутнинске Омутнинского района Кировской области. Изучаемое предприятие находится в районе нечерноземной зоны, с умеренным климатом. Поскольку предприятие не относится к сельскохозяйственным, то особого влияния на его производственную деятельность это не оказывает. Но это влияет, во-первых, на количество производимого зерна, т.е. оно не подлежит переработке на муку, следовательно, ее приходится закупать. А во-вторых, на динамику сбыта продукции, а именно, в разрезе времен года, можно наблюдать, что в более теплое время года объем продаж возрастает, и достигает максимальной величины в 3 квартале. Это говорит о том, что чем продолжительнее теплая погода, тем больше выручки получает предприятие, поскольку во время холодной погоды часть потребителей выпекает хлеб в домашних условиях. Сбыт продукции осуществляется в пределах района и непосредственно на территории города, доставка хлебобулочных изделий осуществляется собственным транспортом. Во главе организационной структуры ОАО "ОХК" стоит его директор, который управляет элементами своей структуры. В организационную структуру ОАО "ОХК" входят: бухгалтерия, лаборантская, отдел безопасности и охраны труда, отдел заведования производством, а также основной, бараночный и кондитерский цеха. С верхнего элемента структуры к нижним элементам поступают рекомендации, цели и задачи. С нижних же элементов к верхним элементам структуры постепенно собирается и обрабатывается первичная информация, для последующей обработки и анализа в бухгалтерии и экономическом отделе. Более наглядно организационная структура предприятия представлена в виде схемы (Приложение А).
Свои полномочия высшего органа директор осуществляет через собрание пайщиков и общее собрание уполномоченных общества. К его исключительной компетенции относится принятие устава общества, внесение в него изменений и дополнений, определение основных направлений деятельности общества, распределение между пайщиками доходов от предпринимательской деятельности общества и другие полномочия, указанные в уставе общества. Обеспеченность ресурсами, результаты их использования и результаты деятельности ОАО "ОХК" представлены в следующих таблицах:
Таблица 1 - Показатели размера предприятия
На ОАО "ОХК" за анализируемый период значительно выросли как выручка от продажи продукции, работ и услуг (на 79,6%), так и среднегодовая стоимость основных средств (на 1911,1%). Исключением стала среднесписочная численность работников, которая сократилась на 54% или на 47 человек. Подобные изменения показателей размера предприятия свидетельствуют о производственном расширении хлебокомбината и повышении эффективности использования его персонала. Таблица 2 - Состав и структура основных средств
В течение 2008-2010 гг. стоимость ОФ предприятия увеличилась с 531 тыс. руб. до 14134 тыс. руб. или на 13603 тыс. руб. Такой значительный рост стоимости ОФ объясняется тем, что в течении 2009г и 2010г. хлебокомбинат приобрёл в собственность производственные здания, машины, оборудование и транспортные средства, находящиеся до этого периода в аренде (финансовом лизинге), соответственно их стоимость не отражалась на балансе предприятия. Таким образом, стоимость зданий с 2008 по 2010 гг. возросла на 9384,8 тыс. руб., машин и оборудования на 2860,5 тыс. руб., транспортных средств на 682,5 тыс. руб. В структуре ОФ наибольший удельный вес занимают здания - 71,9% в 2006г и 69,1% в 2008г, а также машины и оборудование - 17,6% и 20,9% соответственно.
Показатель фондовооружённости за период вырос на 4277% и в 2010г составил 267 тыс. руб. /чел., т.е. вооружённость труда 1-го работника основными фондами составляет 267 тыс. руб. Но при этом наблюдается значительное уменьшение фондоотдачи (на 91,07%), за период она сократилась с 170,13 руб. до 15, 19руб в 2006-2008гг соответственно, т.е. в начале периода при вложении 1 руб. ОФ предприятие получало 170,13 руб. выручки от продаж, а в конце всего 15,19 руб. Показатель фондоёмкости увеличился и в 2010г. составил 0,066, т. е чтобы получить 1 руб. выручки от продаж требуется затратить примерно 7 коп. основных фондов. Показатель рентабельности ОФ сократился на 45,48 п. п. и составил к концу анализируемого периода 57,91%, т.е.57,91 коп. чистой прибыли было получено с 1 руб. среднегодовой стоимости ОФ. В целом, несмотря на значительное уменьшение некоторых показателей, использование ОФ на хлебокомбинате остаётся на высоком уровне, а его работа рентабельной и эффективной.
Таблица 3 - Показатели обеспеченности и эффективности использования основных средств
В течение анализируемого периода стоимость оборотных средств увеличилась на 20513 тыс. руб. или на 359,56%. Наибольшее влияние на это изменение оказала повышение стоимости фондов обращения с 5282 тыс. руб. в 2006г до 25396 тыс. руб. в 2010г или на 380,80%. Наблюдается сильный рост остатков готовой продукции (на 449,70%) и дебиторской задолженности (на 286,96%), что очень негативно сказывается на работе предприятия, замедляет оборачиваемость оборотных средств, кроме того, при работе со скоропортящимися продуктами иметь большие остатки готовой продукции на складе очень опасно и невыгодно, поэтому при увеличении объёмов выпуска продукции хлебокомбинату необходимо искать новых покупателей и новые рынки сбыта.
Таблица 4 - Состав и структура оборотных средств
За рассматриваемый период стоимость оборотных средств увеличилась на 34934 тыс. руб. или на 151,09%. Наибольшее влияние на это изменение оказало повышение стоимости оборотных фондов с 8707 тыс. руб. в 2008г. до 23360 тыс. руб. в 2008г. или на 168,29%. Наблюдается сильный рост остатков готовой продукции (на 177,58%) и дебиторской задолженности (на 253,86%), что очень негативно сказывается на работе предприятия, замедляет оборачиваемость оборотных средств, кроме того, при работе со скоропортящимися продуктами иметь большие остатки готовой продукции на складе очень опасно и невыгодно, поэтому при увеличении объёмов выпуска продукции хлебокомбинату необходимо искать новых покупателей и новые рынки сбыта.
Таблица 5 - Экономическая эффективность использования оборотных средств
Коэффициент оборачиваемости оборотных средств в 2006 г. составлял 15,87, т.е. оборотные средства совершали 15 полных оборотов в год. В 2010г. коэффициент оборачиваемости составил 7,91, что на 50,16% меньше, чем в начале периода. Высокая оборачиваемость объясняется спецификой деятельности предприятия: хлебобулочные изделия - скоропортящийся продукт. Однако коэффициент оборачиваемости сократился в 2 раза и руководству хлебокомбината необходимо принимать меры для ускорения оборачиваемости и увеличения темпов роста оборотов. Продолжительность 1 оборота в 2006г. составляла 23 дня, к концу 2008г. она увеличилась до 46 дней.
Материалоотдача снизилась на 54,34%. К концу периода её величина составила 6,79 руб., т.е. с 1 руб. вложенных оборотных средств предприятие произвело 6,79 руб. продукции. Однако, несмотря на это рентабельность оборотных средств выросла на 20,53 п. п., предприятие со 100 руб вложенных оборотных средств вместо 9,64 руб. в 2006г. получило 30,17 руб. в 2008г. чистой прибыли.
Таблица 6 - Состав и структура работников предприятия
За анализируемый период численность работников предприятия сократилась на 54% с 87 чел. в 2010г. до 40 чел. В 2008г. При этом доля персонала по основной деятельности сократилась более значительно, чем доля административного аппарата, что свидетельствует о нерациональной структуре трудовых ресурсов хлебокомбината. Показатели эффективности использования персонала ОАО "ОХК" за изучаемый период значительно выросли. Выработка на одного работника по выручке от продаж увеличилась на 290,56%, чуть меньше возросла выработка на 1 отработанный чел - час - на 288,79%. Соответственно трудоёмкость производства продукции снизилась на 70% и к концу 2008г составила 0,0009 чел - час/руб., т. е для того, чтобы произвести 100 руб. продукции нужно затратить 0,09 чел - час рабочего времени. Такой резкий рост показателей эффективности использования персонала организации объясняется постоянным ростом выручки от продаж при неизменном сокращении численности работников. Таблица 7 - Экономическая эффективность использования персонала предприятия
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|