Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Экономическая характеристика организации




 

Организационно-правовая форма и полное фирменное наименование юридического лица - Открытое Акционерное Общество "Омутнинский хлебокомбинат", сокращенное наименование ОАО "Омутнинский хлебокомбинат".

ОАО "Омутнинский хлебокомбинат" создано в соответствии с Федеральным законом "Об открытых акционерных обществах", НК РФ и ГК РФ с учетом изменений согласно ФЗ от 21.07.2005г. № 101-ФЗ и главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" части второй НК РФ.

Общество имеет в собственности обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

В свою очередь ОАО "ОХК" является коммерческой организацией и считается созданным с момента государственной регистрации в налоговых органах. Общество является юридическим лицом и строит свою деятельность на основании законодательства РФ и имеющегося устава.

Общество имеет полную самостоятельность, счет в банке, печать, штампы с обозначением своего наименования и ферменный товарный знак. Уставный капитал общества определяет минимальный размер имущества, гарантирующий интересы его кредиторов и составляет 10000 руб. Резервный фонд ОАО "ОХК" образуется за счет ежегодных отчислений в размере 15% от Уставного капитала. Его формирование осуществляется путем ежегодных отчислений в размере 5% от балансовой прибыли общества.

Целью деятельности ОАО "ОХК" является увеличение производства товаров и рынка сбыта их, для извлечения прибыли.

Для осуществления своих целей общество:

ü организует производство продовольственных и непродовольственных товаров;

ü торгует оптом и в розницу;

ü оказывает посреднические услуги, занимается производством, заготовкой и переработкой сельскохозяйственной продукции;

ü заготовительной деятельностью;

ü транспортные услуги по доставке грузов и т.д.

ОАО "ОХК" находится в городе Омутнинске Омутнинского района Кировской области.

Изучаемое предприятие находится в районе нечерноземной зоны, с умеренным климатом. Поскольку предприятие не относится к сельскохозяйственным, то особого влияния на его производственную деятельность это не оказывает. Но это влияет, во-первых, на количество производимого зерна, т.е. оно не подлежит переработке на муку, следовательно, ее приходится закупать. А во-вторых, на динамику сбыта продукции, а именно, в разрезе времен года, можно наблюдать, что в более теплое время года объем продаж возрастает, и достигает максимальной величины в 3 квартале. Это говорит о том, что чем продолжительнее теплая погода, тем больше выручки получает предприятие, поскольку во время холодной погоды часть потребителей выпекает хлеб в домашних условиях.

Сбыт продукции осуществляется в пределах района и непосредственно на территории города, доставка хлебобулочных изделий осуществляется собственным транспортом.

Во главе организационной структуры ОАО "ОХК" стоит его директор, который управляет элементами своей структуры.

В организационную структуру ОАО "ОХК" входят: бухгалтерия, лаборантская, отдел безопасности и охраны труда, отдел заведования производством, а также основной, бараночный и кондитерский цеха.

С верхнего элемента структуры к нижним элементам поступают рекомендации, цели и задачи. С нижних же элементов к верхним элементам структуры постепенно собирается и обрабатывается первичная информация, для последующей обработки и анализа в бухгалтерии и экономическом отделе. Более наглядно организационная структура предприятия представлена в виде схемы (Приложение А).

Свои полномочия высшего органа директор осуществляет через собрание пайщиков и общее собрание уполномоченных общества. К его исключительной компетенции относится принятие устава общества, внесение в него изменений и дополнений, определение основных направлений деятельности общества, распределение между пайщиками доходов от предпринимательской деятельности общества и другие полномочия, указанные в уставе общества.

Обеспеченность ресурсами, результаты их использования и результаты деятельности ОАО "ОХК" представлены в следующих таблицах:

 

Таблица 1 - Показатели размера предприятия

Показатели 2008г 2009г 2010г 2010г в % к 2008г
Выручка от продажи продукции, тыс. руб.  90338  118357  162217  179,6
Среднесписочная численность работников, чел  87  56  40  46,0
Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб.  531  3877,5  10679  2011,1

 

На ОАО "ОХК" за анализируемый период значительно выросли как выручка от продажи продукции, работ и услуг (на 79,6%), так и среднегодовая стоимость основных средств (на 1911,1%). Исключением стала среднесписочная численность работников, которая сократилась на 54% или на 47 человек. Подобные изменения показателей размера предприятия свидетельствуют о производственном расширении хлебокомбината и повышении эффективности использования его персонала.


Таблица 2 - Состав и структура основных средств

 Виды фондов

2008 г.

2009г.

2010г.

2010г. в % к 2008г.
  тыс. руб. % тыс. руб. % тыс. руб. %  
Фонды основного вида деятельности, всего, в т. ч:  511,4  96,3  7079,5  98,0  13907,9  98,4  2719,6
Здания 381,8 71,9 4984,6 69,0 9766,6 69,1 2558,0
Сооружения - - 195,0 2,7 353,4 2,5 -
Машины и оборудование 93,5 17,6 1394,2 19,3 2954,0 20,9 3159,4
Транспортные средства 23,9 4,5 397,3 5,5 706,7 5,0 2956,9
Производственный и хозяйственный инвентарь  2,7  0,5  36,2  0,5  56,5  0,4  2092,6
Прочие ОПФ 9,5 1,8 72,2 1,0 70,7 0,5 744,2
Основные непроизводственные фонды  19,6  3,7  144,5  2,0  226,1  1,6  1153,6
Всего основных фондов 531 100 7224 100 14134 100 2661,8

 

В течение 2008-2010 гг. стоимость ОФ предприятия увеличилась с 531 тыс. руб. до 14134 тыс. руб. или на 13603 тыс. руб. Такой значительный рост стоимости ОФ объясняется тем, что в течении 2009г и 2010г. хлебокомбинат приобрёл в собственность производственные здания, машины, оборудование и транспортные средства, находящиеся до этого периода в аренде (финансовом лизинге), соответственно их стоимость не отражалась на балансе предприятия. Таким образом, стоимость зданий с 2008 по 2010 гг. возросла на 9384,8 тыс. руб., машин и оборудования на 2860,5 тыс. руб., транспортных средств на 682,5 тыс. руб. В структуре ОФ наибольший удельный вес занимают здания - 71,9% в 2006г и 69,1% в 2008г, а также машины и оборудование - 17,6% и 20,9% соответственно.

Показатель фондовооружённости за период вырос на 4277% и в 2010г составил 267 тыс. руб. /чел., т.е. вооружённость труда 1-го работника основными фондами составляет 267 тыс. руб. Но при этом наблюдается значительное уменьшение фондоотдачи (на 91,07%), за период она сократилась с 170,13 руб. до 15, 19руб в 2006-2008гг соответственно, т.е. в начале периода при вложении 1 руб. ОФ предприятие получало 170,13 руб. выручки от продаж, а в конце всего 15,19 руб.

Показатель фондоёмкости увеличился и в 2010г. составил 0,066, т. е чтобы получить 1 руб. выручки от продаж требуется затратить примерно 7 коп. основных фондов.

Показатель рентабельности ОФ сократился на 45,48 п. п. и составил к концу анализируемого периода 57,91%, т.е.57,91 коп. чистой прибыли было получено с 1 руб. среднегодовой стоимости ОФ. В целом, несмотря на значительное уменьшение некоторых показателей, использование ОФ на хлебокомбинате остаётся на высоком уровне, а его работа рентабельной и эффективной.

 

Таблица 3 - Показатели обеспеченности и эффективности использования основных средств

Показатели 2008г. 2009г. 2010г. 2010г. в % к 2008г.
Фондовооружённость, тыс. руб. 6,10 69,24 267,00 4377,00
Фондоотдача, руб. 170,13 30,52 15, 19 8,93
Фондоёмкость, руб. 0,006 0,033 0,066 1100,00
Рентабельность (убыточность) ОПФ, % 103,39 157,91 57,91 -45,48 п. п.

 

В течение анализируемого периода стоимость оборотных средств увеличилась на 20513 тыс. руб. или на 359,56%. Наибольшее влияние на это изменение оказала повышение стоимости фондов обращения с 5282 тыс. руб. в 2006г до 25396 тыс. руб. в 2010г или на 380,80%. Наблюдается сильный рост остатков готовой продукции (на 449,70%) и дебиторской задолженности (на 286,96%), что очень негативно сказывается на работе предприятия, замедляет оборачиваемость оборотных средств, кроме того, при работе со скоропортящимися продуктами иметь большие остатки готовой продукции на складе очень опасно и невыгодно, поэтому при увеличении объёмов выпуска продукции хлебокомбинату необходимо искать новых покупателей и новые рынки сбыта.

 

Таблица 4 - Состав и структура оборотных средств

Элементы оборотных средств

2008г.

2009г.

2010г.

2010г в % к 2008г
  тыс. руб. % тыс. руб. % тыс. руб. %  
Производственные запасы 8676 37,2 15716 30,75 23352 40,22 269,16
Незавершенное производство 31 0,13 10 0,02 - - -
Расходы будущих периодов - - - - 8 0,01 -
Итого оборотные фонды 8707 37,66 25716 50,31 23360 40,23 268,29
Готовая продукция 8394 36,30 14894 29,14 23300 40,13 277,58
Дебиторская задолженность 2902 12,55 7124 13,94 10269 17,69 353,86
 Денежные средства 3119 13,49 3378 6,61 1127 1,94 36,13
Итого фонды обращения 14415 62,34 25396 49,69 34696 59,76 240,69
Итого оборотные средства 23122 100 51112 100 58056 100 251,09

 

За рассматриваемый период стоимость оборотных средств увеличилась на 34934 тыс. руб. или на 151,09%. Наибольшее влияние на это изменение оказало повышение стоимости оборотных фондов с 8707 тыс. руб. в 2008г. до 23360 тыс. руб. в 2008г. или на 168,29%. Наблюдается сильный рост остатков готовой продукции (на 177,58%) и дебиторской задолженности (на 253,86%), что очень негативно сказывается на работе предприятия, замедляет оборачиваемость оборотных средств, кроме того, при работе со скоропортящимися продуктами иметь большие остатки готовой продукции на складе очень опасно и невыгодно, поэтому при увеличении объёмов выпуска продукции хлебокомбинату необходимо искать новых покупателей и новые рынки сбыта.

 

Таблица 5 - Экономическая эффективность использования оборотных средств

Показатели 2008г. 2009г. 2010г. 2010г в % к 2008г
Коэффициент оборачиваемости, оборотов  15,87  11,56  7,91  49,84
Продолжительность 1 оборота, дни  23,00  31,57  46,14  200,61
Материалоотдача, руб  14,87  9,96  6,79  45,66
Материалоёмкость, руб  0,07  0,10  0,15  214,29
Рентабельность (убыточность) оборотных фондов, %  9,64  59,78  30,17  +20,53 п. п

 

Коэффициент оборачиваемости оборотных средств в 2006 г. составлял 15,87, т.е. оборотные средства совершали 15 полных оборотов в год. В 2010г. коэффициент оборачиваемости составил 7,91, что на 50,16% меньше, чем в начале периода. Высокая оборачиваемость объясняется спецификой деятельности предприятия: хлебобулочные изделия - скоропортящийся продукт. Однако коэффициент оборачиваемости сократился в 2 раза и руководству хлебокомбината необходимо принимать меры для ускорения оборачиваемости и увеличения темпов роста оборотов. Продолжительность 1 оборота в 2006г. составляла 23 дня, к концу 2008г. она увеличилась до 46 дней.

Материалоотдача снизилась на 54,34%. К концу периода её величина составила 6,79 руб., т.е. с 1 руб. вложенных оборотных средств предприятие произвело 6,79 руб. продукции. Однако, несмотря на это рентабельность оборотных средств выросла на 20,53 п. п., предприятие со 100 руб вложенных оборотных средств вместо 9,64 руб. в 2006г. получило 30,17 руб. в 2008г. чистой прибыли.

 

Таблица 6 - Состав и структура работников предприятия

Категория персонала

2008г.

2009г.

2010г.

2010г. в % к 2008г.
  чел. % чел. % чел. %  
Среднесписочная численность, в т. ч:  87  100  56  100  40  100  46,00
Промышленно-производственный персонал, из него:  59  67,82  37  66,07  24  60  40,68
Рабочие 49 56,32 26 46,43 16 40 32,65
Служащие 28 32,18 19 33,93 16 40 57,14
Руководители 11 12,64 7 12,5 6 15 54,55
Специалисты 17 19,54 12 21,43 10 25 58,82
Непромышленный персонал 10 11,50 11 19,64 8 20 80,0

 

За анализируемый период численность работников предприятия сократилась на 54% с 87 чел. в 2010г. до 40 чел. В 2008г. При этом доля персонала по основной деятельности сократилась более значительно, чем доля административного аппарата, что свидетельствует о нерациональной структуре трудовых ресурсов хлебокомбината. Показатели эффективности использования персонала ОАО "ОХК" за изучаемый период значительно выросли. Выработка на одного работника по выручке от продаж увеличилась на 290,56%, чуть меньше возросла выработка на 1 отработанный чел - час - на 288,79%. Соответственно трудоёмкость производства продукции снизилась на 70% и к концу 2008г составила 0,0009 чел - час/руб., т. е для того, чтобы произвести 100 руб. продукции нужно затратить 0,09 чел - час рабочего времени. Такой резкий рост показателей эффективности использования персонала организации объясняется постоянным ростом выручки от продаж при неизменном сокращении численности работников.


Таблица 7 - Экономическая эффективность использования персонала предприятия

Показатели 2008г. 2009г. 2010г. 2010г. в % к 2008г.
Выработка 1-го работника по денежной выручке, тыс. руб.  1038,37  2113,52  4055,43  390,56
Выработка на 1 отработанный чел-час по денежной выручке, руб. /чел - час  294,99  597,71  1146,90  388,79
Трудоёмкость производства продукции, чел - час/руб.  0,003  0,002  0,009  20,0

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...