Раздел 2. Бухгалтерский и налоговый учет
В случае банкротства для ведения бухгалтерского и налогового учета в организации необходимо пользоваться обычными принципами учета в связи с тем, что нормативные документы не регламентируют особые варианты ведения учета при несостоятельности (банкротстве), т.е. не существует никакого специального положения или специального закона по ведению бухгалтерского учета при банкротстве. В Налоговом Кодексе отсутствует глава о налогообложении в случае банкротства. Налоговым законодательством также не предусмотрено освобождение от уплаты налоговых платежей для юридических или физических лиц, находящихся в стадии процедур банкротства. Однако существуют свои особенности учета и налогообложения в случае ликвидации фирмы, проведения ее реорганизации и т.п., которые применяются и для организаций, находящихся в кризисе и в состоянии ведения судебного разбирательства по поводу банкротства. Эти особенности и будут рассмотрены в данной главе. Таким образом, при ведении бухгалтерского и налогового учета организации во время процедур банкротства, кроме Федерального Закона Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002г. №127-ФЗ необходимо пользоваться нормативными документами, которые обычно применяют для ведения бухгалтерского и налогового учета. Среди них можно перечислить следующие основные: 1. Налоговый Кодекс Российской Федерации. Часть первая от 31.07.1998 №146-ФЗ (ред. от 02.02.2006). Часть вторая от 05.08.2000 №117-ФЗ (ред. от 28.02.2006) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.05.2006) 2. Таможенный Кодекс Российской Федерации от 28.05.2003 №61-ФЗ (ред. от 31.12.2005, с изм. от 18.02.2006) 3. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 №129-ФЗ (ред. от 30.06.2003)
4. Методические рекомендации по применению главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса РФ. Утверждены приказом Министерства РФ по налогам и сборам от 20.12. 2000г. №БГ-3-03/447; 5. Методические рекомендации по применению главы 22 «Акцизы» части второй Налогового кодекса РФ. Утверждены приказом Министерства РФ по налогам и сборам от 18.12. 2000г. №БГ-3-03/440; 6. Методические рекомендации по применению главы 23 «Налог на доходы физических лиц» части второй Налогового кодекса РФ. Утверждены приказом Министерства РФ по налогам и сборам от 29.11. 2000г. №БГ-3-08/415; 7. Письмо Минфина РФ от 27.05.2003 №16-00-14/177 «Об отражении в бухгалтерском учете налога на добавленную стоимость при экспорте товаров» 8. Приказ Минфина РФ от 07.02.2006 №24н «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на прибыль организаций и порядка ее заполнения» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 20.02.2006 №7528) 9. Инструкция Министерства РФ по налогам и сборам «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций» от 15.06.2000г. №62. 10. Приказ Минфина РФ от 21.12.1998 №64н «О типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства» 11. Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 №173-ФЗ (ред. от 18.07.2005) 12. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Утверждено приказом Минфина РФ от 29.07.1998 №34-н (ред. от 24.03.2000, с изм. от 23.08.2000) 13. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкции по его применению. Утверждены приказом Минфина РФ от 31.10.2000г. №94н (ред. от 07.05.2003) 14. Положения по бухгалтерскому учету: ПБУ 1/98 «Учетная политика организации». Утверждено приказом Минфина РФ от 09.12.1998г. №60н (ред. от 30.12.1999); - ПБУ 2/94 «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство». Утверждено приказом Минфина РФ от 20.12.1994г. №167;
- ПБУ 3/2000 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте». Утверждено приказом Минфина РФ от 10.01.2000г. №2н; - ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации». Утверждено приказом Минфина РФ от 06.07.1999г. №43н; - ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов». Утверждено приказом Минфина РФ от 09.06.2001г. №44н; - ПБУ 6/01 «Учет основных средств» (ред. от 12.12.2005). Утверждено приказом Минфина РФ от 30.03.2001г. №26н; - ПБУ 7/98 «События после отчетной даты». Утверждено приказом Минфина РФ от 25.11.1998г. №56н; - ПБУ 8/01 «Условные факты хозяйственной деятельности». Утверждено приказом Минфина РФ от 28.11.2001г. №96н; - ПБУ 9/99 «Доходы организации» (ред. от 30.03.2001). Утверждено приказом Минфина РФ от 06.05.1999г. №32н; - ПБУ 10/99 «Расходы организации» (ред. от 30.03.2001). Утверждено приказом Минфина РФ от 06.05.1999г. №33н; - ПБУ 11/2000 «Информация по аффилированным лицам» (ред. от 30.03.2001). Утверждено приказом Минфина РФ от 13.01.2000г. №5н; - ПБУ 12/2000 «Информация по сегментам». Утверждено приказом Минфина РФ от 27.01.2000г. №11н; - ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи». Утверждено приказом Минфина РФ от 16.10.2000г. №92н; - ПБУ 14/2000 «Учет нематериальных активов». Утверждено приказом Минфина РФ от 16.10.2000г. №91н; - ПБУ 15/01 «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию». Утверждено приказом Минфина РФ от 02.08.2001г. №60н; - ПБУ 16/02 «Информация о прекращаемой деятельности». Утверждено приказом Минфина РФ от 02.07.2002 №66н; - ПБУ 17/02 «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы». Утверждено приказом Минфина РФ от 19.11.2002 № 115н; - ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль». Утверждено приказом Минфина РФ от 19.11.2002 №114н; - ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений». Утверждено приказом Минфина РФ от 10.12.2002 № 126н; - ПБУ 20/03 «Информация об участии в совместной деятельности». Утверждено приказом Минфина РФ от 24.11.2003 №105н; 15. Письмо Минфина РФ от 26.10.2005 №07-05-06/280 «Об отражении в бухгалтерском учете средств нераспределенной прибыли» 16. Методические указания по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций. Утверждены приказом Минфина РФ от 20.05.2003 №44н; 17. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Утверждены приказом Минфина РФ от 13.06.1995г. №49;
18. Альбом унифицированных форм первичной учетной документации. Утвержден постановлением Госкомстата России от 30.10.97г. №71а (ред. от 21.01.2003); 19. Приказ Минфина РФ от 22.07.2003 №67н (ред. от 31.12.2004) «О формах бухгалтерской отчетности организаций» 20. Положение Центрального банка РФ «О безналичных расчетах в Российской Федерации» от 12.04.2001 №2-П; 21. «Положение о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации» от 05.01.1998 №14-П (ред. от 31.10.2002) (утв. Советом директоров Банка России 19.12.1997, протокол № 47) 22. Указание ЦБ РФ от 14.11.2001 №1050-У "Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке" 23. Порядок оценки стоимости чистых активов акционерных обществ. Утвержден Приказом Минфина России и ФКЦБ России от 29.01.2003 № 10н/03-6/пз; 24. Постановление Правительства РФ от 12 февраля 2001 г. N 100 "О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам" (с изменениями от 15.08.2002, 25.11.2004)
Особенности организации и ведения учета в конкретной организации определяются ее рабочими документами, утверждаемыми руководителем: документом по учетной политике предприятия, формами первичных документов, графиками документооборота, рабочим Планом счетов бухгалтерского учета и др.
Судебные расходы При осуществлении производства по делу о банкротстве неизбежно возникают судебные расходы, которые, в соответствии с Законом о банкротстве (ст. 59), во время процедур банкротства выплачиваются вне очереди за счет имущества должника.
Судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом (ст. 101 АПК РФ, ст. 88 ГПК РФ). Дело о банкротстве возбуждается по заявлению организации-должника или должника-гражданина, одного или нескольких конкурсных кредиторов, уполномоченных органов (налоговых органов, органов государственных внебюджетных органов, таможенных органов). При возбуждении дела заявитель-должник или конкурсный кредитор должен оплатить государственную пошлину, которая относится к судебным расходам.
В заявлении указывается также цена иска. Она указывается заявителем, а в спорных случаях определяется арбитражным судом и рассчитывается на основании ст. 103 АПК РФ следующим образом:
При подаче заявления при апелляции и кассации также необходимо уплатить государственную пошлину. В соответствии с Налоговым Кодексом (ст.333.16), государственная пошлина - это сбор, взимаемый с организаций и физических лиц при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершение в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 НК РФ, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями РФ. Во время процедур банкротства арбитражный управляющий имеет право обращаться в арбитражный суд с заявлениями и ходатайствами, в том числе с исками по поводу задолженности: с исками о признании недействительности сделок, о применении последствий недействительности ничтожных сделок, заключенных с нарушением законодательства Российской Федерации, об истребовании имущества должника у третьих лиц, о расторжении договоров и др. В этом случае также необходимо оплатить государственную пошлину.
Бухгалтерией организации-заявителя осуществляется расчет государственной пошлины и операции по перечислению ее в бюджет в соответствии с Налоговым Кодексом. Плательщики уплачивают государственную пошлину в следующие сроки:
Государственная пошлина уплачивается и российским, и иностранным плательщиком. В случае, если за совершением юридически значимого действия одновременно обратились несколько плательщиков, не имеющих права на льготы, государственная пошлина уплачивается плательщиками в равных долях. Если же среди них есть кто-то, имеющий право на освобождение от уплаты государственной пошлины, размер государственной пошлины уменьшается пропорционально количеству лиц, освобожденных от ее уплаты, а оставшаяся часть суммы государственной пошлины уплачивается лицами, не освобожденными от уплаты государственной пошлины. В соответствии с Налоговым Кодексом, государственная пошлина уплачивается в наличной или безналичной форме. Факт уплаты государственной пошлины плательщиком подтверждается следующими документами: в безналичной форме - платежным поручением с отметкой банка о его исполнении. в наличной форме - квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией, выдаваемой плательщику должностным лицом или кассой органа, которым производилась оплата, по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Сумма уплачиваемой государственной пошлины определяется в ст. 333.19 НК РФ. Можно, в частности, назвать следующие суммы уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах (ст. 333.21 НК РФ):
Работники при обращении в суд с иском по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, освобождаются от оплаты пошлин и судебных расходов (ст. 393 Трудового Кодекса РФ). Однако они не являются конкурсными кредиторами и не могут обратиться в арбитражный суд по поводу банкротства организации, сотрудниками которой они являются. По уплате государственной пошлины может быть предоставлена отсрочка или рассрочка (ст. 333.41 НК РФ) - по ходатайству заинтересованного лица на срок до шести месяцев без начисления процентов.
Уплата государственной пошлины отражается в бухгалтерском учете следующим образом:
Государственная пошлина может быть возмещена в том случае, если ответчик будет признан судом виновным. Поэтому истец должен указать на необходимость взыскания с виновной стороны уплаченной государственной пошлины, внесенной им при подаче искового заявления в суд. В соответствии со ст.333.40 НК РФ, уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в следующих случаях:
При заключении мирового соглашения до принятия решения арбитражным судом возврату истцу (заявителю) подлежит 50% от суммы уплаченной им государственной пошлины. Однако это не применяется в случае, если мировое соглашение заключено в процессе исполнения судебного акта арбитражного суда. А при проведении процедур банкротства мировое соглашение в обязательном порядке утверждается арбитражным судом. Также не подлежит возврату уплаченная государственная пошлина при добровольном удовлетворении ответчиком требований истца после обращения последнего в арбитражный суд и вынесения определения о принятии искового заявления к производству, а также при утверждении мирового соглашения судом общей юрисдикции. Возврат государственной пошлины носит заявительный характер - плательщику необходимо подать заявление в налоговый орган по месту совершения действия, за которое уплачена (взыскана) государственная пошлина. Это возможно осуществить в течение трех лет со дня уплаты излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины. Для возврата суммы государственной пошлины необходимы следующие документы: заявление плательщика о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины решения, определения и справки судов, органов и (или) должностных лиц, осуществляющих действия, за которые уплачивается (взимается) государственная пошлина, об обстоятельствах, являющихся основанием для полного или частичного возврата излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины в соответствующих случаях - акты налоговых проверок организаций и должностных лиц также платежные поручения или квитанции с подлинной отметкой банка, подтверждающие уплату государственной пошлины, в случае, если государственная пошлина подлежит возврату в полном размере, а в случае, если она подлежит возврату частично, - копии этих платежных документов. Возврат суммы излишне уплаченной (взысканной) государственной пошлины производится за счет средств бюджета, в который произведена переплата. Не подлежит возврату государственная пошлина, уплаченная за государственную регистрацию прав, ограничений (обременении) прав на недвижимое имущество, сделок с ним, в случае отказа в государственной регистрации. При прекращении государственной регистрации права, ограничения (обременения) права на недвижимое имущество, сделки с ним на основании соответствующих заявлений сторон договора возвращается половина уплаченной государственной пошлины. Возврат госпошлины отражается в бухгалтерском учете следующим образом:
Налоговый Кодекс предусматривает возможность зачета излишне уплаченной государственной пошлины в счет суммы государственной пошлины, подлежащей уплате за совершение аналогичного действия. Он производится по заявлению плательщика, предъявленному в уполномоченный орган (должностному лицу), в который (к которому) он обращался за совершением юридически значимого действия. Заявление о зачете суммы излишне уплаченной (взысканной) государственной пошлины может быть подано в течение трех лет со дня принятия соответствующего решения суда о возврате государственной пошлины из бюджета или со дня уплаты этой суммы в бюджет. К заявлению о зачете суммы излишне уплаченной (взысканной) государственной пошлины прилагаются соответствующие документы: решения, определения и справки судов, органов и (или) должностных лиц, осуществляющих действия, за которые уплачивается государственная пошлина, об обстоятельствах, являющихся основанием для полного возврата государственной пошлины; платежные поручения или квитанции с подлинной отметкой банка, подтверждающие уплату государственной пошлины.
Кроме государственной пошлины могут быть и другие судебные расходы. К издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся (ст.94 ГПК РФ): · суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам. Этим лицам возмещаются понесенные ими в связи с явкой в суд расходы на проезд и проживание, выплачиваются суточные. За работающими гражданами, вызываемыми в суд в качестве свидетелей, сохраняется средний заработок по месту работы за время их отсутствия в связи с явкой в суд. Свидетели, не состоящие в трудовых отношениях, за отвлечение их от обычных занятий получают компенсацию за потерю времени исходя из фактических затрат времени и установленного законодательством минимального размера оплаты труда. Эксперты, специалисты получают вознаграждение за выполненную ими по поручению суда работу, если эта работа не входит в круг их служебных обязанностей в качестве работников государственного учреждения. Размер вознаграждения экспертам, специалистам определяется судом по согласованию со сторонами и по соглашению с экспертами, специалистами. Денежные средства, подлежащие выплате свидетелям, экспертам и специалистам, или другие связанные с рассмотрением дела расходы, признанные судом необходимыми, предварительно вносятся на банковский счет управления (отдела) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации стороной, заявившей соответствующую просьбу. В случае, если указанная просьба заявлена обеими сторонами, требуемые суммы вносятся сторонами в равных частях. Если вызов свидетелей, назначение экспертов, привлечение специалистов и другие действия, подлежащие оплате, осуществляются по инициативе суда, то расходы возмещаются за счет средств федерального бюджета. Если экспертов приглашает арбитражный управляющий, то, в соответствии с Законом о банкротстве, вознаграждение им выплачивается из имущества должника вне очереди.
Любые судебные расходы, в том числе расходы на уплату государственной пошлины, которая была отсрочена или рассрочена, расходы на опубликование сведений о банкротстве должника, расходы на выплату вознаграждения арбитражным управляющим и оплату услуг лиц, привлекаемых арбитражными управляющими для обеспечения исполнения своей деятельности, относятся на имущество должника и возмещаются за счет этого имущества вне очереди (ст. 59 Закона о банкротстве). При заключении мирового соглашения стороны должны предусмотреть порядок распределения судебных расходов, в том числе расходов на оплату услуг представителей. Это может осуществляться необязательно за счет средств должника (ст. 101 ГПК РФ, ст. 59 Закона о банкротстве). Таким образом, в соответствии с мировым соглашением, должник и кредиторы могут между собой договориться о другом порядке выплаты судебных расходов. Если по результатам рассмотрения обоснованности требований кредиторов арбитражным судом вынесено определение об отказе во введении наблюдения и об оставлении заявления без рассмотрения или об отказе во введении наблюдения и о прекращении производства по делу, за исключением удовлетворения требований заявителя после подачи заявления о признании должника банкротом, то судебные расходы относятся на заявителя, обратившегося в арбитражный суд с заявлением кредитора. Если заявление было подано несколькими конкурсными кредиторами в виде объединенного требования, эти расходы распределяются между заявителями пропорционально суммам их требований. Если у должника нет средств, достаточных для погашения судебных расходов, часть судебных расходов, на которую не хватило имущества должника, обязан погасить заявитель. В любом случае порядок распределения судебных расходов и расходов на выплату вознаграждения арбитражным управляющим устанавливается в решении арбитражного суда или определении арбитражного суда, принятых по результатам рассмотрения дела о банкротстве. Судебные расходы и арбитражные сборы в бухгалтерском учете входят в состав прочих расходов (до 1.01.2007 входили в состав внереализационных расходов). В налоговом учете судебные расходы и арбитражные сборы входят в состав внереализационных расходов и уменьшают базу налогообложения при расчете налога на прибыль (пп.10 п.1 ст. 265 НК РФ и письмо Минфина России от 18.01.2005 №03-03-01-04/2/8). Датой признания расходов по уплате государственной пошлины для целей бухгалтерского учета и налогового учета при определении налога на прибыль считается дата вынесения определения о принятии искового заявления к производству (ст. 272 НК РФ). Судебные расходы могут быть списаны только после вступления решения суда в законную силу. Поэтому в случае производства в апелляционной и кассационной инстанциях не рекомендуется списывать судебные расходы вплоть до окончательного решения дела. Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, когда это оплачивается из средств бюджета в соответствии с законодательством. В случае, если иск удовлетворен частично, такие судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано. Арбитражный управляющий может привлекать к работе также различных специалистов в области юриспруденции в целях более успешного ведения дела. Так, необходимо чтобы судебные действия при банкротстве выполняли квалифицированные специалисты. В этом случае возникают расходы по уплате им вознаграждения. Если на предприятии существует собственная юридическая служба или хотя бы один штатный юрист, то расходы на выплату ему вознаграждения представляют собой начисление заработной платы штатному сотруднику. В налоговом учете расходы на юридические услуги входят в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией (пп.14 п.1 ст. 264 НК РФ). Но для этого необходимо соблюдение условий обоснованности и документального подтверждения расходов (п.1 ст.252 НК РФ). Поэтому при наличии штатного юриста налоговые органы могут поставить под сомнение целесообразность и обоснованность привлечения других юристов и, соответственно, целесообразность расходов на оплату их услуг. В частности, на это обратили внимание ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 30.05.2005 по делу №Ф04-3285/2005(11681-А27-26), ФАС Поволжского округа в Постановлении от 12.11.2003 по делу №А12-9605/02-С46. Однако тот факт, что у организации имеются штатные юрисконсульты, не означает, что других юристов привлекать нельзя. Так, Минфин России в Письме от 31.05.2004 №04-02-05/3/42 указал на то, что при наличии в штатном расписании должности юриста вопрос о признании расходов на юридические услуги адвокатов в целях налогообложения прибыли должен рассматриваться в каждой отдельной ситуации. При этом налогоплательщики должны учитывать положения п.5 ст.252 НК РФ в части повторного включения расходов в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, а также круг обязанностей, возложенных на юриста организации, объем выполняемых работ. В соответствии с Письмом УФНС России по г. Москве от 07.12.2004 №26-12/78777 при отсутствии в штатном составе юридического отдела организации сотрудников, должностные обязанности которых совпадают с перечнем услуг, оказываемых привлекаемой сторонней юридической организацией, расходы по оплате услуг этой организации могут считаться экономически оправданными и данные расходы могут быть учтены для целей налогообложения прибыли, если они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. По нашему мнению[8], даже при наличии в штате организации должности юриста расходы на юридические услуги можно отнести в уменьшение облагаемой прибыли, если функции, выполняемые сторонним юристом, дублируют обязанности, соответствующие должности юриста данной организации, например в связи с большим уровнем специализации. Подтверждение тому - Постановления ФАС Московского округа от 14 - 18.07.2005 по делу №КА-А40/6315-05, ФАС Поволжского округа от 02.12.2004 по делу №А55-5119/04-31. Так, например, в Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 08.08.2005 по делу №А82-11632/2004-37 указано на то, что право на возмещение издержек по привлечению юриста не поставлено в зависимость от наличия у организации специалиста, компетентного представлять интересы в суде. Требование об обоснованности затрат особенно актуально для крупных организаций, имеющих собственные и, как правило, достаточно многочисленные юридические отделы. Поэтому привлечение сторонних юридических фирм в ряде случаев свидетельствует об экономической неоправданности понесенных расходов. Если предприятие обращается за юридическими услугами в специальную организацию, то это отражается проводками:
При привлечении к разбирательству частнопрактикующего юриста (адвоката), являющего членом коллегии адвокатов, организация выплачивает ему гонорар, но налог на доходы физических лиц и единый социальный налог исчисляются и уплачиваются не организацией, по делу которой этот юрист работает, а коллегиями адвокатов (их учреждениями) (п.1 ст.226 и п.6 ст.244 НК РФ). Чтобы не начислять и не уплачивать НДФЛ и ЕСН в этом случае, организации необходимо запросить документы о регистрации в установленном порядке частнопрактикующего юриста и доказательства того, что он является членом коллегии адвокатов. В случае, если адвокат участвует в производстве предварительного расследования или судебном разбирательстве по назначению дознавателя, следователя, прокурора или суда, расходы на оплату его труда компенсируются за счет средств федерального бюджета (ст.50 УПК РФ). В соответствии с определением Конституционного Суда РФ от 20.02.02. №22-О расходы на представительство в суде и оказание юридических услуг подлежат возмещению проигравшей стороной. Таким образом, у юридического лица, обратившегося с иском, отражаются следующие операции, кроме начисления и уплаты государственной пошлины, которые были описаны выше:
Оплата труда При проведении процедур банкротства текущие платежи сохраняются, в том числе сохраняются выплаты по оплате труда работников. Текущая зарплата выплачивается вне очереди. Сотрудники, которым предприятие должно выплатить заработную плату за предыдущие месяцы работы, до возбуждения дела о банкротстве, являются кредиторами второй очереди, однако не относятся к конкурсным кредитором и не обладают правом голосования на собрании кредиторов. Расходы на выплату заработной платы отражаются традиционной проводкой:
При открытии процедур Внешнее управление и Конкурсное производство прекращает свои полномочия руководитель организации, который в течение трех дней с даты утверждения арбитражного управляющего обязан обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей, штампов, материальных и иных ценностей арбитражному управляющему. Арбитражный управляющий выполняет в зависимости от процедуры работу по надзору за руководством несостоятельной организации или управляет организацией вместо руководителя. За свою работу он получает вознаграждение за счет имущества должника в размере, как правило, не меньше оплаты труда руководителя (размер вознаграждения определяется арбитражным судом). В связи с тем, что функции временного и внешних управляющих связаны с управлением производства предприятий-банкротов, то выплачиваемые им вознаграждения относятся на себестоимость продукции (работ, услуг) и уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. Т.к. конкурсный управляющий фактически осуществляет процедуру ликвидации должника, то вознаграждение, полученное им за проведение процедуры ликвидации, относится на уменьшение конкурсной массы и не может уменьшать налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. При открытии конкурсного производства, при котором осуществляется ликвидация организации, конкурсный управляющий обязан уведомить работников должника о предстоящем увольнении не позднее месяца с даты введения этой процедуры. Этим сотрудникам при увольнении должно быть выплачено выходное пособие. Реорганизация Реорганизация невозможна при проведении процедуры банкротства «Наблюдение», однако она является одним их основных способов, используемых для выхода предприятия из кризиса и может быть осуществлена во время процедур банкротства «Финансовое оздоровление» и «Внешнее управление» при условии внесения ее, соответственно, в план финансового оздоровления или в план внешнего управления, т.е. при наличии согласия на это действие большинства конкурсных кредиторов и уполномоченных органов и арбитражного суда. За государственную регистрацию юридического лица, за исключением государственной регистрации ликвидации юридических лиц или государственной регистрации политических партий и региональных отделений политических партий уплачивается государственная пошлина в размере 2 000 рублей (ст. 333.33. НК РФ). За государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, а также за государственную регистрацию ликвидации юридического лица, за исключением случаев, когда ликвидация юридического лица производится в порядке применения процедуры банкротства, - 20% от этой суммы (т.е. 400 рублей). При реорганизации юридических лиц (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу (лицам) в соответствии с передаточным актом. Решение о реорганизации акционерного общества в соответствии с Законом об акционерных обществах относится к компетенции общего собрания акционеров (ст. 48 Закона об акционерных обществах). Однако во время процедур банкротства такое решение должно быть поддержано также собранием кредиторов и арбитражным судом. Решение о реорганизации принимается общим собранием акционеров большинством в ¾ голосов акционеров-владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров, только по предложению совета директоров (наблюдательного совета) (ст. 49 Закона об акционерных обществах). Решение о реорганизации общества с ограниченной ответственностью должно быть принято общим собранием участников единогласно. Основным документом, определяющим порядок перехода прав и обязанностей реорганизуемых обществ к правопреемнику, является передаточный акт. В его состав включается бухгалтерская отчетность, составляемая в установленном Минфином порядке, в объеме форм годового бухгалтерского отчета на последнюю отчетную дату (дату реорганизации). В нем должно быть отраженно распределение между обществами всего имущества и всех обязательств реорганизуемого лица. Разделительный баланс составляется на основании инвентаризации имущества. Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 22.03.1991 №948-1 (ред. от 07.03.2005) «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», осуществляется государственный контроль за слиянием и присоединением коммерческих организаций, если сумма их активов по последнему балансу превышает 30 млн. МРОТ или одним из них является хозяйствующий субъект, внесенный в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35%, либо приобретателем является группа лиц, контролирующая деятельность указанного хозяйствующего субъекта - осуществляются с предварительного согласия антимонопольного органа. Если слияние или присоединение совершено без соответствующего разрешения антимонопольного органа, то такая сделка может быть признана недействительной в судебном порядке по иску федерального антимонопольного органа или его территориального отделения. Имущество присоединяемого общества передается основному со всеми его активами. При реорганизации организации в форме выделения вычетам у реорганизованной (реорганизуемой) организации подлежат суммы налога, исчисленные и уплаченные ею с сумм авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), реализуемых на территории Российской Федерации, в случае перевода долга при реорганизации на правопреемника (правопреемников) по обязательствам, связанным с реализацией товаров (работ, услуг) или передачей имущественных прав. Эти вычеты по налогам производятся в полном объеме после перевода долга на правопреемника (правопреемников) по обязательствам, связанным с реализацией товаров (работ, услуг) или передачей имущественных прав (ст. 162.1 НК РФ). При реорганизации организации в форме выделения налоговая база правопреемника (правопреемников) увеличивается на суммы авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), полученных в порядке правопреемства от реорганизованной (реорганизуемой) организации и подлежащих учету у правопреемника (правопреемников) (ст. 162.1 НК РФ).
Права и обязанности реорганизованного общества переходят к его правопреемнику в момент реорганизации (т.е. в момент ликвидации присоединяемого или разделенного обществ). Права на недвижимое имущество возникают у правопреемника с момента государственной регистрации этих прав (ст. 131 ГК РФ и Федеральный закон от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»). Общество не позднее 30 дней с даты принятия решения о реорганизации обязано уведомить своих кредиторов, которые вправе требовать от общества прекращения или досрочного исполнения обязательств и возмещения убытков путем письменного уведомления в срок не позднее 30 дней для ООО и 60 дней для АО с даты направления обществом кредитору уведомления о реорганизации. Государственная регистрация ООО, созданного в результате реорганизации, и внесения записей о прекращении деятельности реорганизованных обществ осуществляется только при условии доказательств уведомления кредиторов о проводимой реорганизации. При реорганизации АО акционеры- владельцы голосующих акций вправе требовать выкупа обществом всех или части принадлежащих им акций, если они голосовали против принятия решения о реорганизации или не принимали участия в голосовании по этому вопросу. Лицензии, выданные организациям, которые в результате реорганизации ликвидируются, теряют юридическую силу и аннулируются. Для продолжения вида деятельности, на которую ликвидируемой организации была выдана лицензия, правопреемник этой организации должен получить лицензию в общем порядке. В соответствии с п.2 ст.23 НК РФ налогоплательщик обязан письменно сообщить в налоговый орган по месту его учета об объявлении несостоятельности (банкротства), о ликвидации или о реорганизации в срок не позднее 3 дней со дня принятия такого решения. При реорганизации юридического лица в форме слияния и присоединения налоговые обязательства, которые существовали у юридических лиц до момента их слияния или присоединения, переходят к правопреемнику (в том числе обязательства по уплате налогов, пеней за просроченный платежи по налогам, штрафов). Излишне уплаченные (взысканные) до реорганизации суммы налогов подлежат зачету налоговым органом в счет исполнения правопреемником обязанности по уплате налога реорганизованного юридического лица в срок не позднее 30 дней со дня завершения реорганизации. При отсутствии у реорганизованной организации задолженности бюджету уплаченная (взысканная) сумма налога подлежит возврату правопреемнику. Случаи, когда преобразование обязательно в соответствии с законодательством:
Реорганизация в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица. Она, как правило, не требует какого-либо бухгалтерского оформления, за исключением операций по изменению уставного капитала, которые отражаются записями по счету 80 «Уставный капитал» в корреспонденции со счетами учета денежных средств и другого имущества. При разделении к вновь образуемым обществам переходят все права и обязанности реорганизованного общества. При выделении реорганизованное общество продолжает свою деятельность наряду с выделенными из его состава обществами. При этом у выделенных юридических лиц не возникает правопреемства по отношению к реорганизованному юридическому лицу в части исполнения его обязанностей по уплате налогов. Принудительно юридическое лицо может быть реорганизовано в форме выделения или разделения в том случае, если коммерческие организации и некоммерческие организации, занимающиеся предпринимательской деятельностью, занимают доминирующее положение и совершили два и долее нарушений антимонопольного законодательства, и, кроме того: ü Есть возможность организационного и территориального обособления структурных подразделений коммерческой организации; ü Отсутствует между ее структурными подразделениями тесная технологическая взаимосвязь (в частности, объем потребляемой коммерческой организацией продукции, работ, услуг) ее структурного подразделения не превышает 30% общего объема производимой этим структурным подразделением продукции, работ, услуг. ü Есть возможность в результате реорганизации самостоятельно работать каждому из юридических лиц на рынке определенного товара. Согласие антимонопольного органа на выделение требуется в случае выделения государственных и муниципальных унитарных предприятий, размер активов которых превышает 50 тысяч МРОТ, если это приводит к появлению хозяйствующего субъекта, доля которого на соответствующем товарном рынке будет превышать 35%. К выделившемуся обществу переходит только часть прав и обязанностей реорганизованного общества, которая определяется согласно разделительному балансу, утверждаемому общим собранием реорганизуемого и выделившегося обществ. Не допускается проведение выделения, в результате которого все активы реорганизуемого юридического лица оказались бы у одного вновь возникшего общества, а все пассивы – у другого. В разделительном балансе должны содержаться сведения о тех обязательствах, которые передаются выделившимся юридическим лицам, и о тех. Которые остаются у основного юридического лица. Если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника, то вновь возникшие юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица перед его кредиторами. Если до окончания процесса реорганизации и составления разделительного баланса территориальная налоговая инспекция не выявит недоимки, то впоследствии вновь созданное юридическое лицо не может быть привлечено к ответственности за нарушения налогового законодательства. Однако сама сумма недоимки может быть взыскана. При реорганизации юридического лица выделяется не часть уставного капитала, а часть его имущества в соответствии с решением общего собрания акционеров (участников). При этом разделительный баланс реорганизуемого юридического лица является также и первым балансом нового юридического лица, поэтому стоимость выделяемого имущества не должна быть меньше суммы, установленной для минимального размера уставного капитала (100 МРОТ для ЗАО, 1000 МРОТ для ОАО). При выделении у выделяемых лиц не возникает правопреемства по отношению к реорганизованному юридическому лицу по уплате налогов. Однако если в результате выделения реорганизуемое лицо не может исполнить в полном объеме обязанность по уплате налогов и реорганизация были направлена на неисполнение этой обязанности, то по решению суда выделившиеся юридические лица могут солидарно исполнять обязанность по уплате налогов реорганизованного лица. При выделении из основного общества выделяется доля имущества и обязательств на основании решения общего собрания акционеров. Выделяемое общество обязано отразить в балансе долю имущества и обязательств, получаемых им. В результате реорганизации юридического лица в форме разделения реорганизованное общество прекращает свое существование, и возникают как минимум два новых юридических лица, каждое из которых подлежит государственной регистрации. При реорганизации АО не допускается размещение акций среди лиц, не являющихся акционерами реорганизуемых обществ (Указ Президента РФ от 18.08.1996 №1210 «о мерах по защите прав акционеров и обеспечению интересов государства как собственника и акционера»). При разделении юридических лиц разделительный баланс состоит из общего баланса по ранее действовавшему юридическому лицу и балансов юридических лиц, образованных на его базе. Данные разделительного баланса являются данными баланса каждого нового юридического лица на дату начала его деятельности после их государственной регистрации. При разделении юридического лица возникшие юридические лица являются его правопреемниками по уплате налогов, пеней и штрафов, независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом этой обязанности. Доля участия каждого правопреемника в уплате этих налогов определяется в соответствии с гражданским законодательством на основе разделительного баланса. Налоговый орган вправе обратиться в суд о солидарном взыскании налога с юридических лиц, возникших в результате проведения разделения, в случаях, если:
При присоединении данные бухгалтерского баланса присоединяемого общества добавляются к данным бухгалтерского баланса основного общества. При слиянии объединяются балансы двух реорганизуемых обществ. Бухгалтерская отчетность при реорганизации организаций
Отчетность при реорганизации составляется в соответствии с Приказом Министерства Финансов РФ от 20 мая 2003 г. N 44н «Об утверждении методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций». В соответствии с этим приказом, формирование бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации производится при наличии следующих документов: ü учредительных документов организаций, возникших в результате реорганизации; ü решения учредителей или соответствующих органов, определенных законодательством Российской Федерации; ü договоров о слиянии или присоединении в установленных законодательством Российской Федерации случаях; ü передаточного акта или разделительного баланса, которые в соответствии с решением (договором) учредителей могут включать следующие приложения: - бухгалтерскую отчетность, в соответствии с которой определяется состав имущества и обязательств реорганизуемой организации, их оценка на последнюю отчетную дату перед датой оформления передачи имущества и обязательств в установленном законодательством порядке; - акты (описи) инвентаризации имущества и обязательств реорганизуемой организации, проведенной в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами перед составлением передаточного акта или разделительного баланса, подтверждающих их достоверность (наличие, состояние и оценку имущества и обязательств); - первичные учетные документы по материальным ценностям (акты (накладные) приемки-передачи основных средств, материально-производственных запасов и др.), перечни (описи) иного имущества, подлежащего приемке-передаче при реорганизации организаций; - расшифровки (описи) кредиторской и дебиторской задолженностей с информацией о письменном уведомлении в установленные сроки кредиторов и дебиторов реорганизуемых организаций о переходе с момента государственной регистрации организации имущества и обязательств по соответствующим договорам и контрактам к правопреемнику, расчетов с соответствующими бюджетами, государственными внебюджетными фондами и др.; ü документа, подтверждающего факт о внесении соответствующей записи регистрирующего органа в Единый государственный реестр юридических лиц: - о вновь возникших организациях при реорганизации в форме слияния, выделения, разделения и преобразования; - о прекращении деятельности последней из присоединенных организаций при реорганизации в форме присоединения и т.д. Дата утверждения в установленном порядке передаточного акта или разделительного баланса определяется учредителями в пределах срока проведения реорганизации, предусмотренного в договоре (решении) учредителей о реорганизации с учетом необходимых процедур (уведомления кредиторов (акционеров, участников) и предъявления ими требований о прекращении или досрочном исполнении обязательств и возмещении убытков, проведения инвентаризации имущества и обязательств и др.). Составление передаточного акта или разделительного баланса рекомендуется приурочивать к концу отчетного периода (года) или дате составления промежуточной бухгалтерской отчетности (квартала, месяца), являющейся основанием для характеристики и оценки передаваемого имущества и обязательств реорганизуемой организацией. Оценка передаваемого (принимаемого) при реорганизации организации имущества производится в соответствии с решением учредителей, определенным в решении (договоре) о реорганизации, - по остаточной стоимости, либо по текущей рыночной стоимости, либо по иной стоимости (фактической себестоимости материально-производственных запасов, первоначальной стоимости финансовых вложений и др.). Во время процедур банкротства решение о реорганизации может быть включено в план финансового оздоровления или в план внешнего управления. В этом случае оно требует согласия конкурсных кредиторов и арбитражного суда. Стоимость имущества, отраженного в передаточном акте или разделительном балансе, должна совпадать с данными, приведенными в приложениях (описях, расшифровках) к передаточному акту или разделительному балансу в соответствующей стоимостной оценке. При оценке передаваемого в ходе реорганизации имущества по остаточной стоимости (фактической себестоимости материально-производственных запасов, первоначальной стоимости финансовых вложений) отражение в передаточном акте или разделительном балансе реорганизуемой организации передаваемого имущества производится в сумме, которая приведена по соответствующим числовым показателям в бухгалтерской отчетности, являющейся основанием для составления этих документов. В соответствии с решением (договором) учредителей оценка передаваемого при реорганизации имущества по текущей рыночной стоимости может быть произведена реорганизуемой организацией при составлении передаточного акта или разделительного баланса. Оценка обязательств реорганизуемой организации в передаточном акте или разделительном балансе отражается в сумме, по которой кредиторская задолженность была отражена в бухгалтерском учете, с учетом сумм убытков, причитающихся возмещению кредиторам в соответствии с законодательством Российской Федерации. В этом случае при процедуре банкротства Внешнее управление на выплату обязательств действует мораторий на срок проведения процедуры, а при Финансовом оздоровлении - составляется специальный график погашения задолженности. Оценка подлежащих выкупу акций акционерных обществ в уставном капитале организации по требованию акционеров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации по цене не ниже их текущей рыночной стоимости, определенной в установленном порядке акционерными обществами. При аннулировании выкупленных в установленном порядке реорганизуемой организацией собственных акций после выполнения всех предусмотренных процедур на номинальную стоимость акций в бухгалтерском учете отражается уменьшение уставного капитала. Возникающая при этом разница между фактическими затратами на выкуп акций и номинальной их стоимостью относится на финансовые результаты реорганизуемой организации в качестве операционных доходов (расходов). Реорганизуемая организация, прекращающая свою деятельность, составляет заключительную бухгалтерскую отчетность на день, предшествующий дате внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц (о возникших организациях - при реорганизации в формах слияния, разделения и преобразования, о прекращении деятельности последней из присоединенных организаций - при реорганизации в форме присоединения). Заключительная бухгалтерская отчетность составляется в соответствии с ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», Приказом Минфина РФ от 22.07.2003 №67н (ред. от 31.12.2004) «О формах бухгалтерской отчетности организаций» в объеме форм годовой бухгалтерской отчетности, принятых ранее организацией, за период с начала отчетного года до внесения в Реестр соответствующей записи о вновь возникших организациях (о прекращении деятельности последней из присоединенных организаций). При составлении заключительной бухгалтерской отчетности производится закрытие счетов учета прибылей и убытков. В связи с несовпадением даты передачи имущества и обязательств реорганизуемой организации на основе передаточного акта или разделительного баланса и даты внесения в Единый государственный реестр юридических лиц соответствующей записи о возникших организациях (о прекращении деятельности последней из присоединенных организаций) в возникающий промежуток времени между этими датами реорганизуемой организацией составляется и представляется промежуточная и (или) годовая бухгалтерская отчетность. При этом числовые показатели промежуточной и (или) годовой, а затем и заключительной бухгалтерской отчетности могут не соответствовать данным передаточного акта или разделительного баланса. Возникающие в этот период изменения в стоимости передаваемого имущества и обязательств следует раскрывать в пояснительной записке к промежуточной и (или) годовой бухгалтерской отчетности, заключительной бухгалтерской отчетности либо в уточнениях к передаточному акту или разделительному балансу. Передача имущества и обязательств при реорганизации по передаточному акту или разделительному балансу от одной организации к другой организации в порядке универсального правопреемства не рассматривается для целей бухгалтерского учета как продажа имущества и обязательств или как безвозмездная их передача и бухгалтерскими записями не отражается. Расходы, связанные с реорганизацией (с государственной регистрацией возникших организаций, с внесением соответствующих изменений в учредительные документы, с регистрацией ценных бумаг, оплатой юридических услуг и др.), признаются внереализационными расходами соответствующего периода и отражаются в бухгалтерском учете организации, осуществляющей эти расходы. В отчете о прибылях и убытках этой организации они, независимо от их существенности, раскрываются обособленно по отдельной строке. Во вступительной бухгалтерской отчетности возникшей в результате реорганизации организации на начало отчетного периода (дату государственной регистрации) данные об имуществе, обязательствах и других числовых показателях заполняются на основе передаточного акта или разделительного баланса, а также данных заключительной бухгалтерской отчетности реорганизованных организаций, составленной с учетом возникших изменений в составе и стоимости передаваемого имущества и обязательств. В случае прекращения обязательства совпадением должника и кредитора в одном лице при реорганизации в форме слияния (присоединения) во вступительный бухгалтерский баланс организации, возникшей в результате реорганизации в форме слияния (присоединения), не включаются: ü числовые показатели, отражающие взаимную дебиторскую и кредиторскую задолженность между реорганизуемыми организациями, включая расчеты по дивидендам; ü финансовые вложения одних реорганизуемых организаций в уставные капиталы других реорганизуемых организаций; ü иные активы и обязательства, характеризующие взаимные расчеты реорганизуемых организаций, включая прибыль и убытки в результате взаимных операций. Начисление амортизации по основным средствам, доходным вложениям в материальные ценности и нематериальным активам организаций, возникших в результате реорганизации (за исключением реорганизации в форме преобразования), производится с 1 числа месяца, следующего за месяцем, в котором была осуществлена их государственная регистрация, исходя из срока полезного использования объекта и способа начисления амортизации, определяемых организациями, возникшими в результате реорганизации (за исключением реорганизации в форме преобразования), в соответствии с ПБУ 6/01 «Учет основных средств» и ПБУ 14/2000 «Учет нематериальных активов», при принятии объекта к бухгалтерскому уч
Читайте также: A) простая, единая, целостная форма национально-государственного устройства, при которой территория государства подразделяется на административно-территориальные единицы. Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|