Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Механизм оценки и управления развитием отдела маркетинга на предприятии ОАО «Могилевская фабрика мороженого»




Руководители многих предприятий постоянно сталкиваются с проблемой повышения эффективности управления, как структурными подразделениями, так и фирмой в целом. Ее решение связано с необходимостью учета интересов работников с одной стороны, и предприятия с другой.

Одним из главных мотивационных факторов для работников предприятия является величина оплаты труда. В связи с этим следует создать механизм заинтересованности каждого сотрудника структурного подразделения в достижении намеченных результатов работы при учете интересов субъекта хозяйствования.

Учет интересов работников осуществляется на основе рациональной стимулирующей политики в области оплаты труда, которая строится на сопоставлении достигнутых показателей работы с планируемыми.

При оценке эффективности управления отделом важным является расчет интегрального показателя надежности, который характеризует использование экономического потенциала подразделения в виде концентрации соотношения переменных величин за определенный период времени.

На основании данного индикатора можно оценить уровень управления отделом, полученный в результате комплексного исследования, т.е. одновременного и согласованного изучения совокупности показателей, отражающих все (или многие) аспекты работ и содержащий обобщающие выводы на основе выявления качественных и количественных отличий от базы сравнения (плана, нормативов, предшествующих периодов). Интегральный показатель надежности определяется путем применения аддитивного подхода:

 

ИПН = ,    (11)

 

где ИПН - интегральный показатель надежности;- весовой параметр k - ой группы показателей;-количество групп показателей;- значение нормирующего коэффициента для i - го показателя k - ой группы, характеризующего степень его близости к оптимальному значению;- весовой параметр i - го показателя в k - ой группе;- количество показателей в группе.

При этом должны соблюдаться следующие равенства:

 

; (12)

 (13)

 

Выбор аддитивного метода для оценки эффективности деятельности отдела продиктован следующими требованиями: декомпозиция задач; охват основных функций отдела; наличие экспертной поддержки; получение обобщающего уровня результативности при сохранении заданного объема входной информации; нецелесообразность применения других методов свертывания из-за возможности принятия некоторыми данными нулевых значений.

Чем ближе ИПН к единице, тем мощнее задействован потенциал отдела, выше надежность его работы и эффективность управления в целом.

Нормирующие коэффициенты определяются путем отношения их фактической величины к нормативной (плановой) или наоборот в зависимости от стремления показателя к максимизации либо минимизации его значения, т.е. с учетом выбранного варианта перехода к безразмерной шкале от 0 до 1.

На основании данной методики проведем оценку надежности работы отдела маркетинга на примере ОАО «Могилевская фабрика мороженого»,определим величину премиальных выплат, а также распределим их среди работников данного структурного подразделения.

Работа отдела в 2010 году оценивается по пяти показателям, которые можно классифицировать в две группы.

Для наглядности сведем данные в таблицу 8.

 

Таблица 8 - Исходные данные по работе отдела маркетинга

Группы показателей Частный показатель в группе

Вес

Стремление показателя (тенденция)

Значение частного показателя, млн. р.

NK
    группа показатель   план факт  
Общие показатели эффективности Выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг), млн.р. 0,5 0,7 макс 24100 26666 1
  Прибыль от реализации, млн.р.   0,1 макс 1543 3354 1
  Себестоимость, млн.р.   0,2 мин 18540 20618 0,90
Относительные показатели эффективности Рентабельность производства, % 0,5 0,8 макс 6,4 16,3 1
  Рентабельность реализованной продукции, %   0,2 макс 8,3 12,6 1

 

Нормирующий коэффициент для показателя 1 группы 1 определяется следующим образом: так как показатель 1 должен стремиться к максимуму,

= Факт / План = 26666 /24100 = 1

 

Такой подход позволяет произвести углубленную оценку влияния каждой группы показателей на изменение результатов работы всего подразделения в динамике и определить тенденцию их развития.

На изменение фактических значений показателей может оказывать влияние ряд других показателей.

В случае наличия зависимости некоторых показателей от выручки следует производить их корректировку по следующей формуле:

= iпл × ∆В       14)

 

где Gi - плановое значение показателя, пересчитанное с учетом фактической суммы прибыли;

iпл - плановая величина показателя;

∆В - изменение объема выручки, рассчитываемое как отношение ее плановой величины к фактической.

Для обеспечения сопоставимости показателей следует учитывать индекс инфляции за расчетный период:

 

Gi inf = Gi + (Gi × Iinf /100))     15)

 

где Gi inf - плановое значение показателя, пересчитанное с учетом индекса инфляции;i - плановое значение показателя, пересчитанное с учетом фактической выручки;inf - процент инфляции.

Для корректировки показателей представим данные о работе предприятия в таблице 9.

 


Таблица 9 - Данные о работе предприятия

Показатель Единица измерения Величина показателя
Выручка по плану (Врф) млн. р. 24100
Выручка по факту (Врпл) млн.р. 26666
Инфляция (годовая) % 118,8

 

Изменение выручки определяется следующим образом:

 

∆В = Врф / Врпл = 24100/26666 = 0,9

 

Изменение частных показателей группы 1 зависит от выручки, тогда произведем корректировку плановых значений. Результаты корректировки частных показателей, зависящих от объема производства продукции, представим в таблице 10.

В таблице 10 значение планового показателя, пересчитанное с учетом изменения выручки, для показателя 1 группы 1 определяется следующим образом:

 

Планпересч. = 1543*0,9 = 1388,7

 

Значение нормирующего коэффициента для показателя 1 группы 1 с учетом стремления его значения к максимуму составит:

= Факт/Планпересч = 3354/1543= 2,17.

 

Итак, сведем все данные в таблицу 10.

 


Таблица 10 - Данные по корректировке частных показателей с учетом изменения выручки от реализации

Группа показателей Частный показатель ∆В

Значение показателя

NK
      План Факт Планпересч.  
Группа 1 Прибыль от реализации, млн.р. 0,9 1543 3354 1388,7 1

 

Произведем корректировку плановых значений показателей с учетом процента инфляции. Результаты корректировки представлены в таблице 11.

 

Таблица 11 - Данные, скорректированные по индексу инфляции

Группа показателей Частные показатели в группе Iinf, % Стремление показателя (тенденция)

Значение показателя

NK
        план факт планпересч  
Группа 1 Выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг), без НДС и налогов, млн. руб. 118,8 max 24100 26666 52730,8 1
  Прибыль от реализации продукции, млн. руб.   max 1543 3354 3376,1 1

 

Корректировка планового значения частного показателя 3 Группы 1 в таблице 11 проводится следующим образом:

 

Планпересч = 24100+ (24100*118,8/100) = 52730,8 млн.р.

 

Тогда значение нормирующего коэффициента составит для данного показателя с учетом стремления его значения к минимуму:

= Планпересч / Факт = 52730,8 / 26666 = 1,98.

 

Таким образом, полученное значение нормирующих коэффициентов подставляется в формулу 1 и определяется интегральный показатель надежности работы отдела:

 

ИПН = 0,5*(0,7*1+0,1*1+0,2*0,9) + 0,5*(0,8*1 + 0,2*1) = 0,99.

 

Следует разработать новый подход к стимулированию труда для усиления личной заинтересованности работников в достижении намеченных результатов логистической системы.

В связи с этим целесообразно осуществлять управление отделом с помощью системы стимулирования, в которой доминирующее положение занимают два итоговых показателя:

интегральный показатель надежности работы отдела, который характеризует эффективность и надежность его функционирования, а также отражает степень достижения плановых величин ряда параметров;

удельный вес полученной добавленной стоимости в выручке, что характеризует эффективность функционирования фирмы во внешней среде (увеличение объема продаж путем завоевания доли рынка, получение прибыли). При этом удельный вес добавленной стоимости в выручке (УДС) рассчитывается по формуле 16.

 

УДС = (ФЗП × (1 + СОЦ / 100) + БП + А) / В      16)

 

где ФЗП - фонд заработной платы по предприятию;

СОЦ - коэффициент учета отчислений на социальные нужды;

БП - балансовая прибыль;

А - сумма амортизационных отчислений;

В - выручка предприятия.

Данные для определения удельного веса добавленной стоимости в выручке представим в таблице 12.

 


Таблица 12 - Данные для определения удельного веса добавленной стоимости в выручке

Показатель Единица измерений Величина показателя
Выручка предприятия млн.р. 26666
Прибыль от реализации млн.р. 3354
Фонд заработной платы по предприятию млн.р. 3164,6
Процент социальных отчислений % 34
Сумма амортизационных отчислений млн. р. 432

 

Расчет удельной добавленной стоимости в выручке проводиться на основе формулы 16:

 

УДС = (3164,6 * (1+ 34/ 100) + 3354 + 432)/26666 = 0,3.

 

Связать результативность управления работой отдела (ИПН) и предприятием в целом (УДС) с системой стимулирования труда можно с помощью следующей зависимости:

 

FZPotd = FZPconst × (1 + X1 * Pbaz * k1 + X2 * Pbaz * k2)              (17)

 

где FZPotd - фонд заработной платы отдела;- постоянная часть фонда заработной платы отдела (оклады);, x2 - весовые параметры системы поощрения;- величина отношения базовой величины премии к постоянной части фонда заработной платы отдела;, k2 - поправочные коэффициенты к величине премии соответственно по результатам работы отдела и предприятия.

На основании работы предприятия ОАО «Могилевская фабрика мороженого» определены следующие данные:

 

ИПН min = 0,1; ИПН baz = 0,4; ИПН max = 1; ИПНras = 0,99

P min = 0; P bas = 0,4; P max = 0,5;

Если , то:

 

1) определяется величина премии (Pras), соответствующая ИПНras, принимая, что ИПНbaz соответствует Pbaz. и ИПНmax соответствует Pmax;

2) если ИПНras - ИПНbaz > ИПНmax - ИПН ras, то,

 

Pras = Pmax - ((Pmax-Pbaz)/(ИНПmax-ИНПbaz)*(ИНПmax-ИНПras)

Pras=0,5-((0,5-0,4)/(1-0,4))*(1-0,99)=0,498

Следовательно, Pras = 49,8%.

Исходя из того что Pras - Pbaz > Pmax - Pras,

 

где 0,4895-0,3>0,5-0,4895, определяем поправочный коэффициент k1 по формуле:

 

k1= kmax-((kmax-1)/(Pmax- Pbaz))*(Pmax- Pras)         (18)

 

При этом учитываем, что

= Pmax / P baz = 0,5/0,4 =1,25:=1,25-((1,25-1)/(0,5-0,3))*(0,5-0,4895) = 1,245.

 

Определяем поправочный коэффициент k2:

 

1) Принимается, что УДСmin=0,1; УДСbaz=0,3; УДСmax=0,6; УДСras= 0,3.

2) Pmin = 0; Pbaz = 0,4; Pmax = 0,5

3) Так как  и ,

т.е. (0,3-0,3)<(0,6-0,3), то

Pras=Pbaz-((Pmax-Pbaz)/(УДСmax-УДСbaz))*(УДСras-УДСbaz),

Pras=0,4-((0,5-0,4)/(0,6-0,3))*(0,3-0,3)=0,4

 

Следовательно, по УДСras величина премиальных выплат составляет 40 % от постоянной части фонда заработной платы отдела.

Определим поправочный коэффициент k2 для интервала, где

 

Pras - Pmin > Pbas - P ras, тогда,=1-((1-kmin)/(Pbaz-Pmin))*(Pbaz-Pras)

kmin = Pmin /Pbaz = 0/0,4 = 0;

k2 = 1 - ((1 -0) / (0,4 - 0))*(0,4 - 0,4) = 1.

 

Таким образом, на основе полученных коэффициентов k1 и k2 с учетом весовых параметров системы поощрения x1 = 0,5 и x2 = 0,5 фонд заработной платы отдела, исходя из формулы 7, составит:

= 1,1*(1+0,5*0,4*1,245+0,5*0,4*1)=1,71 млн. р.

 

Общий премиальный фонд по отделу рассчитывается по формуле:

 

      (19)

 

где FZPotd - фонд заработной платы отдела;const - постоянная часть фонда заработной платы отдела.

Общий премиальный фонд по отделу составит:

= 1,71 - 1,1 = 0,61 млн. р.

 

Распределение премиального фонда заработной платы отдела проводиться по сотрудникам.

Премия каждого сотрудника зависит от ряда конкретных показателей, за выполнение которых он несет ответственность. При этом распределение происходит исходя из коэффициента качества работы сотрудника, рассчитываемого по формуле:

 

 (20)

 

где NKij - значение нормирующего коэффициента i-го частного показателя в j - ой группе, по которому сотрудник несет ответственность;

fij - весовой параметр i - го показателя в j - ой группе;- весовой параметр j - ой группы показателей;- количество показателей, по которым сотрудник несет ответственность;- количество групп показателей, по которым сотрудник несет ответственность.

Условный заработок для сотрудника определяется по формуле:

 

,  (21)

 

где Okl - начисленный оклад сотрудника за отработанное время, р.

Премия на 1рубль условного заработка определяется по формуле

 

,  (22)

 

где FZPpr - общий премиальный фонд по отделу;

Uzri - условный заработок i - го сотрудника;- количество сотрудников в отделе.

Премия к выплате с учетом коэффициента качества работы каждого сотрудника определяется по формуле

 

.   (23)

 

В таблице 13 представим исходные данные, необходимые для распределения премиального фонда отдела маркетинга на примере ОАО «Могилевская фабрика мороженого».

 

Таблица 13 - Исходные данные для распределения премиального фонда

Должность Ф.И.О. Оклад, р.
Заместитель директора по маркетингу Королькова Е.В. 4157000
Ведущий специалист по маркетингу Дудорева Е. А. 2874000
Маркетолог Василькова О.М. 1040000

 

Рассчитаем коэффициенты качества работы по сотрудникам рассматриваемого отдела по формуле 20.

Коэффициент качества работы для Ковальковой Е.В:

= (0,7*1+0,1*1+0,2*0,9)*0,5+(0,8*1 + 0,2*1)*0,5=0,979.

 

Коэффициент качества работы для Дудоревой Е.А:

= ((0,1*1)*0,5+(0,8*1+0,2*0,9)*0,5)/(0,1*0,5+0,8*1+0,2*0,9) = 0,995.

 

Коэффициент качества работы для Васильковой О.М:

= 0,8*1*0,5/(0,5*0,8) = 1

 

Сведем данные по сотрудникам в таблицу 14


Таблица 14 - Распределение премиального фонда отдела

Ф.И.О. Начисленный оклад за отработанное время, р. Kk Условный заработок, р. Премия на 1 рубль условного заработка Премия к выплате с учетом Kk., р.
Королькова Е.В. 4157000 0,979 4069703 0,293 1192423
Дудорева Е.А. 2874000 0,995 2856040 0,293 836822
Василькова О.М. 1040000 1 1040000 0,293 304720
Итого по отделу 8071000   7965743   2333965

 

Премия на 1 рубль условного заработка равна:

 

Pr = 2333965/7965743=0,293 р.

 

По итогам расчетов можно сделать вывод, что общий размер премиального фонда равен 2333965 р., наибольшую премию в размере 1192423 р. должна получить Королькова Е.В., заместитель директора по маркетингу. Ведущий специалист по маркетингу Дудорева Е.А. должна получить премию в размере 836822 р. Маркетолог Василькова О.М. должна получить премию в размере 304720 р.


Заключение

 

Транспорт - это отрасль материального производства, осуществляющая перевозки людей и грузов. В структуре общественного производства, транспорт относится к сфере производства материальных услуг.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...