8 = число Справедливости и Равновесия, поскольку делится на две равные части (4 и 4), которые, в свою очередь, тоже могут быть разделены точно так же. Каждые 8 лет лунный и солнечный календарь практически уравниваются. Восьмиугольник - фигура, переходная между квадратом и кругом, символ посредничества между земным и божественным планом.
«Восемь» как слово во многих языках является как бы противоположностью
«ночи», то есть символизирует бодрствование, свет:
Acht - Nacht
eight - night
huit - nuit
otto - notte
ocho - noche
octo - nox (noctu)
К.- Г. ЮНГ
«Мораль не была принесена в виде скрижалей с горы Синай, не была навязана народу, мораль - это функция человеческой души, столь же древняя, как само человечество... Это инстинктивный регулятор, упорядочивающий общежитие и в стаде животных».
ЦИТАТА
«Я больше люблю злодея, сознающего, что он злодей, чем праведника, сознающего, что он праведник. О злодеях же, мнящих себя праведниками, сказано: «Они не свернут с пути и на пороге ада». Ибо они уверены, что и в ад их ведут только для того, чтобы они могли спасать попавшие туда души».
Повести хасидов
ОБРАЗЫ
Добродетель как основа личности, архангел Гавриил, изгнание из рая, царь Соломон.
МАРСЕЛЬСКОЕ ТАРО
Весы как символ равновесия и как измерительный инструмент. Рука держит меч так, что он не может служить ни для нападения, ни для защиты, а только для различения, выбора и вынесения приговора.
ТАРО
РАЙДЕРА-УЭЙТА
Две колонны и занавес между ними (как на II Аркане). Он фиолетового цвета -
это последний из цветов видимого для нас спектра. За ним - золотые небеса. Ограниченность земной справедливости. Меч и красная мантия = Марс. Весы и зеленый воротник = Венера. Дочь Марса и Венеры (Ареса и Афродиты) - Гармония. Правая нога (символ сознания) на виду. Это - Дике (Аст- рея), в эпоху железного века покинувшая землю и ставшая созвездием Девы.
АНАЛОГИИ
Кодифицированное право как абстрактное выражение правосознания.
СОВЕТ
Отвечай за себя.
«Ты волен делать все, что хочешь. Будь лишь готов к последствиям».
Шелдон Копп
КАЧЕСТВО
Среднее, соединительное звено между идеальным образом и его материальным воплощением. Объективность, справедливость, проработка прошлого, способность верного суждения.
ЦЕЛЬ
Сохранение равновесия, порядка. Стабильность, честность, суждение, осуждение, выбор, различение, способность отстоять свои права.
ТЕНЕВАЯ СТОРОНА
Стремление быть всегда правым, «Law and Order» [1], предрассудки.
ТРАДИЦИОННОЕ ТОЛКОВАНИЕ
(плюс) Благополучный, справедливый, законный исход дела, равновесие, искренность, отказ от старых привычек, (минус) Несправедливость, предвзятость, самоистязание, жестокость, нечестность, фарисейство.
СИНТЕЗ
Спектр значений у этой карты очень широк: это и чувство справедливости, и умение судить верно и здраво, для которых нужны объективность и готовность к компромиссам, а иногда и соломонова мудрость. Нужно и умение выбирать.
Карта Справедливости напоминает о словах Гете: «Один закон нам может дать свободу», потому что беззаконие автоматически влечет за собой право сильного, то есть произвол и бесправие слабых. Благодаря своему номеру, VIII (=2x4), эта карта взаимосвязана с Императором (IV), основная роль которого как раз в том и заключается, чтобы поддерживать порядок.
Юстицию издавна изображают в виде женщины. В то же время композиция этой карты напоминает о Жрице (II). Это - указание на то, что право и правосудие требуют не только умения мыслить логически, но и тонкого чутья. Уэйт не счел нужным объяснить, почему он поменял местами эту карту и карту Силы (XI) в порядке следования Арканов. Поэтому и я не буду гадать о причинах, побудивших его сделать это, а сохраню традиционный их порядок, для чего у меня есть свои причины:
1. нумерологическая: 8 - это число справедливости, а 11 - число греха, и:
2. логическая: Старшие Арканы разделяются на две десятерицы (декады), первая из которых начинается с «мужской» карты Мага (I), соответственно чему вторая должна начинаться с «женской» (XI). Эта карта олицетворяет уравновешенность, равновесие сил. Его не следует
смешивать с внутренней гармонией, которой посвящена карта Умеренности (XIV). Под «равновесием сил» можно ведь понимать и то равновесие, которое установилось в результате гонки вооружений. В определенных позициях она может означать «благополучный исход какого- либо дела», хотя понятие «благополучный» не обязательно означает «такой, какого вы и хотели», и уж ни в коем случае не означает вашего благополучия в ущерб кому-то другому. Это - карта Справедливости, то есть исход в любом случае будет справедлив, однако он может быть и неблагоприятным, потому что за все рано или поздно приходится платить. Таким образом, она может означать негативные последствия каких-то действий, совершенных вами прежде.
СОБЫТИЙНОЕ ЗНАЧЕНИЕ
Восстановление справедливости. Установление равновесия сил в какой-либо совместной деятельности, споре, конфликте. Период, когда человек способен судить здраво, готов к компромиссам и вполне владеет собой. Но карта может служить и предостережением: нужно играть по правилам, честно.
IX. ОТШЕЛЬНИК
Der Eremit; The Hermit; L'Hermite
АРХЕТИП
Старый, мудрый человек.
БУКВА
Тет = Т, символы: приют, цель пути, тайна. Числовое значение = 9.
ЧИСЛО
9 - сворачивающаяся спираль (в противоположность Шестерке). Число Посвящения (3x3) и Размышления. Число, всегда сводимое к самому себе: 9+9=18=9 (сумма цифр), 1+2+3+4+5+6+7+8+9=45=9, 9x1 и далее до 9x9 дает результаты, сумма цифр которых тоже всегда равна 9. Орешник плодоносит через 9 лет. Его плод, орех, служит символом мудрости («расколоть орешек»). Девятая сфира, Йесод = sod, тайна, а буква «Й» (йод) = 10 = тайна Десятки.
Число завершения цикла и судьбы: 9 месяцев, проходящие от зачатия до рождения. Иисус умер в девятом часу (по счислению древних).
3x9 дней проводили в пещере будущие жрецы Зевса. В одном ирландском авгу- стинском монастыре (Лох Дердж) послушникам полагалось семь дней очищать себя и поститься, на восьмой день их укладывали в гроб, а на девятый отправляли в пещеру, чтобы они прошли «чистилище святого Патрика», где они и оставались целые сутки (или навеки).
к.-г. юнг
«Человек вряд ли доживал бы до семидесяти и восьмидесяти лет, если бы подобное долгожительство не отвечало некоей цели человека как вида. Значит, вторая половина жизни тоже имеет свои смысл и цель, а не является всего лишь жалким придатком к первой. У примитивных племен, например, мы видим, что хранителями мистерий и законов почти всегда бывают старики, которые, по сути, и сохраняют культуру племени. А как обстоит дело у нас? Куда девалась мудрость наших стариков? Где их тайны и сказки? У нас старики пытаются скорее подражать молодым. В Америке даже считается идеалом, если отец ведет себя как брат своих сыновей, а мать как младшая сестра своей дочери».
ЦИТАТА
«Демагоги, эти проповедники самоотчуждения, которые развалили уже не одну цивилизацию, все время морочат людям голову, не давая им задуматься; они стараются собирать людей в большие массы, чтобы те не могли заняться строительством собственной личности там, где
ее только и можно построить, то есть в одиночестве. (...) И всем этим они добиваются того, что люди дают увлечь себя разнообразным страстям и рьяно, жутко выходят из себя. А поскольку человек - это существо, которому удалось однажды прийти в себя, то ясно, что таким образом он опускается на ступеньку ниже: выходя из себя, он возвращается в животное состояние».
Хозе Ортега-и-Гассет, «Человек и люди»
ОБРАЗЫ
Отшельник, монах (бродячий), паломник, Иисус в пустыне, пророк, пастырь, Мерлин.
МАРСЕЛЬСКОЕ ТАРО
Свет, озаряющий путь, пламя жизни, мудрость.
Синяя сутана = сила духа, желтый = алхимическое золото. Фонарь - свет оккультного знания, он прикрыт сутаной: скрытое знание.
ТАРО
РАЙДЕРА-УЭЙТА
Фонарь не прикрыт, и в нем горит звезда. Это - не столько Ищущий, сколько Просвещающий. Льды символизируют холод одиночества. Капюшон - защита от чужеродных влияний.
АНАЛОГИИ
Интровертированная сторона человека. Одинокий путь обретения самого себя. Зимние холода - лишь подготовка к весеннему пробуждению природы. Скудость, старость.
СОВЕТ
Каждый из нас в конечном итоге одинок. Самые важные вещи каждый вынужден делать для себя сам.
Руды всегда больше, чем драгоценных камней.
Легче быть великим, уважаемым гуру, чем веселым, жизнерадостным метельщиком.
КАЧЕСТВО
Самопознание, мудрость, просветление, ум. Умение быть довольным тем, что есть. Умение «отключаться», абстрагироваться от внешнего мира.
Повторение одного и того же, косность, застой, отчуждение, разочарование, нежелание жить.
ТРАДИЦИОННОЕ ТОЛКОВАНИЕ
(плюс) Мудрость, медитация, сосредоточение на главном, время размышлений, переоценка ценностей/жизненных целей, осторожность.
(минус) Изоляция, недостаток сил, хроническая болезнь, замкнутость, тупость, фобии.
СИНТЕЗ
Карта изображает один из наиболее распространенных архетипов - старика-мудреца (Мерлин, Далисянь, Авраам), ищущего истины и ведущего к ней других. Она означает прежде всего отказ от внешней активности, спокойствие, уверенность в себе, интровертированность как предпосылки сосредоточения на самом главном, выработки своих критериев и приоритетов. Это - фаза развития, в которой человек не дает отвлечь себя никаким внешним факторам, обретает мир с самим собой.
Те этапы жизни, которым соответствует Отшельник, часто бывают самыми инте-
ресными, ценными и благоприятными. Главное, чтобы человек сам был готов впустить покой в свою душу, возможно, нужно даже, чтобы он сам искал этого покоя, не впадая в стресс ожидания непременного успеха и иных суетных переживаний.
Спокойствие, скромность запросов как мягкая форма смирения, благодарность Жизни за все, что она дала тебе, составляют важнейшие переживания этого периода.
СОБЫТИЙНОЕ ЗНАЧЕНИЕ
Умение абстрагироваться. Период внешнего покоя, замкнутости, внутреннего удовлетворения. Период поста, медитаций, размышлений. Спокойный, но верный отказ от надоевших привычек (курения, излишнего аппетита и т.п.). Расстановка приоритетов. Удовлетворение, гордость собой. Ясность, скромность запросов. На работе и в личной жизни период без ярких внешних событий, время собраться с силами и выбрать направление дальнейшего этапа развития: после зимних холодов (Отшельник) наступает весеннее пробуждение. Если человек не согласен или не желает такого развития, то карта означает: ты не получишь того, чего желаешь. Будешь искать друзей, но и среди них останешься одиноким. Все попытки наладить контакт завершатся неудачей. Поиск острых ощущений также ничего не даст.
X. КОЛЕСО ФОРТУНЫ
(КОЛЕСО СЧАСТЬЯ)
Das Glücksrad (Das Retd des Schicksals); The Wheel of Fortune; La Rue de Fortune
10 = символ совершенства. Число пирамиды из точек священной тетрактиды пифагорейцев, составленной из простых чисел от 1 до 4, в которой Многое снова становится Единым.
К.-Г. ЮНГ
«Путь к цели вначале хаотичен и не определен, и ориентиры устанавливаются лишь постепенно. Да и сам путь не прям, а скорее цикличен. При более подроб-
ном рассмотрении оказывается, что это спираль: прежние мечты возвращаются через некоторые промежутки времени, воплощаясь в определенные формы, образующие своего рода центр спирали.
ЦИТАТЫ
«Человек до тех пор остается привязан к Колесу Судьбы, пока не осознает той свободы выбора, которая дана ему Богом. Тогда ему становится ясен и парадоксальный замысел Природы, связавшей его, с одной стороны, по рукам и по ногам, с другой же давшей ему силу разорвать связывающие его путы, если он готов будет терпеть боль, неизбежно сопровождающую подобные усилия, и встретить опасность, неизбежно поджидающую его на том спиралевидном пути, по которому он, оторвавшись от разбитого Колеса, будет подниматься все выше и выше».
Фрэнсис Уикс
«Не спрашивай: "Ну почему же это должно было произойти именно со мной?", - потому что в глубине души своей и сам сознаешь, что притягиваешь к себе эти события, каковы бы они ни были».
Беата Бишоп
ОБРАЗЫ
Карма, кизмет, Провидение, постоянное круговращение, взлеты и падения Колеса Солнца, постоянное движение Вселенной, поток человеческой жизни и судеб.
МАРСЕЛЬСКОЕ ТАРО
Колесо Жизни, по закону которого за дождем неизбежно следует солнечная погода, а за летом - зима. Чем ближе человек к его внешнему краю (экстравер- тирован), тем быстрее движение. Колесо как символ небесного круговращения, в
котором звезды и планеты указывают на судьбы людей.
Анубис, египетский бог с головой шакала, взвешивающий души умерших. -Ти- фон, обезьяноподобное существо, бог разрушения и хаоса. Негативная, «искушающая» сторона Сфинкса.
ТАРО
РАЙДЕРА-УЭЙТА
Тифон в своей египетской форме как змей Сета. 4 существа из видения Иезе- кииля как символы четырех стихий, по своим книгам дающие вопрошающему ответ о его предназначении. На Колесе буквы: TORA или, в обратную сторону, ROTA, между ними - еврейские буквы тетраграммы JHVH, означающие божественное Провидение, постоянство. Сфинкс также покорен, покоен, что означает отрицание случайного.
Во внутреннем круге - алхимические символы серы, соли, ртути и воды. В центре нет никаких знаков, ибо у середины нет имени.
Если читать буквы на Колесе в том и другом направлении, в различных комбинациях, можно получить фразу, найденную Полом Фостером Кейсом: ROTA TARO О RAT TORA ATOR, что в переводе с латинского означает: «Колесо Та- ро провозглашает Закон Атор» (Атор, Хатхор - египетская богиня, одна из ипостасей Изиды).
СОВЕТ
На одной средневековой карте на колесе были изображены атрибуты четырех существ и латинские девизы: Поднимается: Regnabo («я буду царствовать»), Ослиные уши. Вверху: Regno («я царствую»). Человек с ослиными ушами.
Опускается: Regnavi («я царствовал»). Вместо ушей - хвост. Внизу: Sum sine regno («у меня нет царства»). Старик.
Судьба складывается из двух компонентов: объективного события и отношения человека к нему, его реакция на событие.
КАЧЕСТВО
Неожиданные перемены. Свободная игра сил.
ЦЕЛЬ
Прими свою судьбу.
ТЕНЕВАЯ СТОРОНА
Фатализм, отчаяние.
ТРАДИЦИОННОЕ ТОЛКОВАНИЕ
(плюс) Неожиданная удача, благоприятные перемены, начало нового, (минус) Перемены к худшему, человек не может повлиять на события, вмешаться в ход вещей.
СИНТЕЗ
Эта «карта судьбы» всегда вызывает спор, что сильнее - свобода воли или предопределение? С одной стороны, для нас невыносимо думать, что жизнь во всех ее мельчайших подробностях предопределена раз и навсегда, с другой же, полная свобода воли тоже кажется невероятной, потому что у нас не спрашивают согласия ни на что из происходящего, от рождения до смерти. Даже когда говорят, что, вот, мол, я сам могу выбрать себе смерть и ее срок, это тоже не убеждает, потому что подобная «свобода» - лишь слегка завуалированное подчинение все той же неизбежной необходимости. Для меня свобода - это выбор реакции на событие:
- одиночество Отшельника (IX) может быть невыносимым, но и творческим;
– «закон и порядок» Аркана VIII могут служить препятствием, а могут и защитой;
– выход воина (VII) может быть порывом смелости или отчаяния;
– выбор (VI) также может быть добровольным или вынужденным;
– наведение порядка (IV) может прояснить дело, а может и запутать;
– творческий подход (III) может дать толчок новому начинанию или завести в лабиринт, из которого трудно выбраться;
– интуиция (II) может привести к истине, а может и завести в туман иллюзии;
– ум (I) может подсказать правильное решение, а может свести все к холодному расчету.
Таким образом, одно и то же движение Колеса одному человеку представляется подъемом, и он благодарит «Колесо Счастья», а другому - падением, и он проклинает «Колесо Судьбы». Быть уверенным можно быть лишь в одном: Колесо не останавливается никогда - или, как выразился один француз в XV веке: Rien пе т'est sur que la chose incertaine [2]. Чем ближе мы к ступице Колеса, его центру, тем меньше ощущаем его движение; чем ближе мы к его краю, тем сильнее наши взлеты и падения. Это означает, что интровертированному человеку живется спокойнее, экстраверту же постоянно приходится испытывать драматические переживания. Уэйт ввел в изображение этой карты символы TORA, JHVH, алхимические значки и покорного сфинкса, заменив,
таким образом, старинные представления об игре случая и капризах Фортуны божественным Провидением. Такой подход в значительной мере соответствует современному представлению о том, что все испытания, посылаемые человеку, необходимы ему для развития. То есть: ты до тех пор будешь «бить» свою машину, пока не станешь хорошо водить, не отучишься торопиться, не начнешь ценить ее возможности и лучше заботиться о ее состоянии, то есть обращать внимание на «мелочи», которым прежде не придавал значения или не хотел замечать. В этом данный Аркан обнаруживает определенное сходство с Повешенным (XII). Однако тут, в этом Аркане, всегда присутствует и подъем, означающий в том числе и приятные сюрпризы, подарки судьбы.
СОБЫТИЙНОЕ ЗНАЧЕНИЕ
Ситуации, о которых мы говорим: «Это судьба!», то есть такие, изменить ход которых мы не можем; допустим, вам нужно в аэропорт, а поезд метро, на котором вы ехали, неожиданно встал посреди тоннеля. Выйти невозможно. Волнение и беспрестанное поглядывание на часы, естественно, никак не помогут. Самое лучшее в данной ситуации - согласиться с ней, принять ее как безвыходную и начать продумывать следующие шаги - например, на чем можно будет побыстрее доехать до аэропорта, если поезд все- таки доедет хотя бы до следующей станции, и что нужно будет сделать, если на самолет вы все-таки опоздаете. Если же окажется,' что и вылет задержали, поэтому вы не опоздали, то, значит, вы успели пережить и взлет, и падение Колеса в течение нескольких часов.
ДЕСЯТЬ СФИРОТ
царство
план
иврит
значение
Кетер
Венец
царство разума
божественный план
Хохма
Мудрость (теоретический разум)
Бина
Ум
(практический разум)
Гдола (Хесед)
Любовь
царство эмоций
проявленная Вселенная
Гвура (Дим)
Справедливость (Сила)
Тиферет (Рахамим)
Красота (Милосердие)
Недах
Крепость
царство природы
Ход
Слава
Йесод
Основа
Малхут
Царство
общий итог
1. Кетер (Венец)
= Перводвигатель
2. Хохма (Мудрость)
. = сфера Зодиака
3. Бина (Разум)
= сфера Сатурна
4. Хесед (Благодать)
= сфера Юпитера
5. Гвура (Сила)
= сфера Марса
6. Тиферет (Красота)
= сфера Солнца
7. Нецах (Победа)
= сфера Венеры
8. Ход (Слава)
= сфера Меркурия
9. Йесод (Фундамент)
= сфера Луны
10. Малхут (Царство)
= сфера Земли
ДЕСЯТЬ СФИРОТ КАББАЛЫ С СООТВЕТСТВИЯМИ У ИНДИЙЦЕВ И ГРЕКОВ
КАББАЛА ИНДИЯ ГРЕЧЕСКИЕ МУЗЫ
ДРЕВО ЖИЗНИ
XI. СИЛА
у Уэйта VIII
Die Stärke (Die Kraft); Strength (Force); La Force
АРХЕТИП
Борьба с драконом.
БУКВА
Каф = К или X, символ - полусогнутая ладонь, горсть. Числовое значение = 20.
ЧИСЛО
11 = число греха. Один шаг за пределы Десяти заповедей. Осенний пивной карнавал в Германии начинается 11 числа 11 месяца в 11:11 по местному времени, а его оргкомитет состоит из 11 членов. Эпагомены - 11 дней, составляющих разницу между солнечным годом (365 суток) и лунным годом (354 суток). Об их возникновении рассказывают такую легенду:
Во времена, когда в году было еще 360 дней, солнечный бог Ра наложил заклятие
на свою супругу Нут, мать богов: она то и дело изменяла ему с другими любовниками, и Ра сделал так, чтобы она не могла рожать детей от них ни днем, когда царствует он сам, ни ночью, которой правит Луна. На помощь Нут пришел хитроумный Тот (Гермес). Он сел играть с богиней Луны, Селеной, и выиграл у нее одну семьдесят вторую часть года (360:72=5), то есть пять суток. Эти пять суток он прибавил к прежнему году. Так в году стало 365 дней. Эти дополнительные дни, самые жаркие дни года, начинались с восходом «Собачьей звезды» - Сириуса в июле месяце. И, поскольку они не принадлежали ни Ра, ни Селене, Нут могла рожать детей в это время. Позже богиня Селена, видимо, проиграла кому-то еще один день, потому что в лунном году насчитывают 354 суток. Во многих культурах имелся такой период «межвременья», когда нормальный порядок вещей переворачивался вверх дном. Именно тогда проводились женские празднества, на которых высмеивали мужчин, шабаши оборотней и деревенский «мировой суд». Эти действия восходили по большей части к древнему культу Артемиды-Дианы, когда-то почитаемой как «львица».
К.-Г. ЮНГ
«Эротика - вещь сомнительная и всегда будет считаться таковой, какие бы законы не принимались в будущем на этот счет. С одной стороны, она составляет неотъемлемую часть природного животного начала в человеке и останется ею до тех пор, пока у человека есть живое
животное тело. С другой же стороны, она сродни высшим формам проявления духа. По-настоящему она расцветает лишь тогда, когда дух и влечение находятся в гармоничной пропорции. Когда один или другой из этих аспектов отсутствуют, возникает перекос, дисбаланс, легко переходящий в болезнь. Преобладание животного начала деформирует человека культурного, преобладание культуры дает больных животных».
ЦИТАТЫ
«Все главные битвы ты носишь в себе самом. Единственная же твоя победа заключается в том, чтобы научиться доверять самому себе».
Шелдон Копп
«Не будь в нас животного начала, мы были бы кастрированными ангелами».
Герман Гессе
«Побороть темные желания можно не бледной, бессильной, не знающей никаких влечений добродетелью, а лишь другими желаниями, еще более страстными».
Никоc Казандзакис
ОБРАЗЫ
Основное качество: мужество. Самсон, Геракл, Лягушиный царь, Даниил во рву со львами.
МАРСЕЛЬСКОЕ ТАРО
В противоположность Самсону, Гераклу и др. женщина на карте подходит ко льву ласково, осторожно - и сзади (с неосознаваемой стороны). Лев обычно ассоциируется с мудростью, а также со страстностью и с животным началом в человеке.
ТАРО
РАЙДЕРА-УЭЙТА
Уэйт присвоил этой карте номер VIII. На ней изображена лемниската («лежащая восьмерка»), как и на карте Мага (I). Женщина здесь закрывает льву пасть, то есть сила уже укрощена. Лев даст себя вести, как на поводке, на гирлянде из цветов («благое иго» и «легкое бремя» Божественного Закона). Красный лев в алхимии обозначает золото.
АНАЛОГИИ
Лихо Одноглазое, доктор Джеки ль и мистер Хайд, граф Эдерланд.
СОВЕТ
Укроти в себе зверя (с помощью любви и примирения с ним).
КАЧЕСТВО
Мягкая сила, моральное превосходство, самодисциплина, мужество, гордость, владение собой, энергичность.
ЦЕЛЬ
Укрощение, трансформация животного начала с помощью любви и примирения с ним.
ТЕНЕВАЯ СТОРОНА
Разрушительная сторона силы, жажда власти. Похвальба. Неудержимое честолюбие, безграничное самолюбование. Обыватели, падкие до сенсаций, любители скабрезностей, ханжи, зануды-невротики.
ТРАДИЦИОННОЕ ТОЛКОВАНИЕ
(плюс) Доверие, обретение новой силы, овладение новыми навыками, духовная и телесная крепость, здоровье, (минус) Опасность получить рану, травму, всплеск низменных желаний, дурной вкус.
СИНТЕЗ
«Карта Силы символизирует осознание и укрощение нашего животного (грешного?) начала, а также силу, мужество и энергию, которые возрастут, когда мы
научимся управлять этим природным началом. Нужно не подавлять, а лишь принять его таким, как оно есть, признать, что в нас (а не только в других) существуют "низменные желания", эти древние инстинкты и первобытные влечения. Та радость, которую испытывают бульварные газетенки по поводу любой сенсации, повышающей их тиражи, безжалостно смакуя самые жуткие детали очередного преступления ("чем хуже, тем лучше"), потому что-де их заботит "полнота информации", доказывает лишь, что "дух Джека-Потрошителя" по-прежнему жив в каждом из их читателей. И тот тон нарочитого возмущения, с которым эта "информация" подается, говорит лишь о молчаливом сговоре всего "добропорядочного общества", соглашающегося признать это пороком лишь за отдельными, особо редкостными маньяками. В том-то и состоит главная проблема: если мы не желаем назвать Лихо Лихом, не хотим признать существование в себе "зверя", то рано или поздно можем пасть его жертвой, начав вести себя так, что цивилизованному человеку внутри нас станет стыдно. (Вспомните о свинском поведении пьяных.) Лишь открыто пойдя навстречу этому "зверю", мы сумеем укротить его. Если посмотреть вокруг, то мы увидим не тысячи даже, а миллионы таких непризнанных львов, которые дружно рявкнут "Да!" в ответ на вопрос Диавола (XV), готовы ли они растерзать ближнего своего, хотя потом сами же ужаснутся этому. Неукрощенная Сила Льва имеет и еще одну сторону: это ощущение собственной
одаренности и превосходства, которое, будучи ничем не ограничено, часто перерастает в манию величия, деспотизм и крайние формы самолюбования. Ни готовность к самоуничижению, ни осуждающее морализаторство интеллекта ничего не могут поделать с этим демоном честолюбия. Ибо любое деяние, да даже любое высоконравственное намерение лишь увеличивают жажду самовосхваления».
Филипп Метман
Алхимики, считавшие своей высшей целью превращение грубых веществ в благородную материю (золото, серебро), искали для этого катализатор, который называли «философским камнем» или «красным львом». Он олицетворяет риск увлечься материальной стороной алхимического Великого Делания, связанными с ним искушениями славой и известностью, вместо того чтобы использовать эти возможности с подобающим смирением, в тиши лаборатории, чтобы довести до конца процесс трансформации собственной личности. Женская сила, олицетворяемая этой картой, основана на гармонии между животным и цивилизованным началами человека. Она открывает второй десяток Старших Арканов и во многом сродни Магу (I), открывающему первый десяток, мужская сила которого основана на гармонии между сознательным и бессознательным.
СОБЫТИЙНОЕ ЗНАЧЕНИЕ
Период энергичной деятельности, мужества и повышенного риска. Успех и признание публики. Предпринимательский дух. Время ярких переживаний и сильных
ощущений. Открытие животных инстинктов в себе (жадность, мстительность, жажда разрушения). Работа над собой средствами психотерапии, биоэнергетики и т.д.
ОТРЫВОК из ЛИТЕРАТУРЫ
Произнося слово «мужество», я имею в виду не только такие его значения, как «смелость» и «решительность», но и более глубокое, старинное его значение, подразумевающее мощь мысли, чувства и воли. Так оно точнее выражает то новое качество, которое ощущает человек, испытывающий «прилив мужества». Греки называли это ощущение enthousi- asmos, от чего идет наше слово «энтузиазм», означавшее, собственно, «преисполненный теоса», то есть одухотворенный Богом или новым качеством. Прежде, чем вновь преисполниться мужества, человек должен длительное время пробыть в покое (карта IX), чтобы по-настоящему увидеть, услышать и ощутить саму Вселенную (карта X), а не одни лишь собственные представления о ней, да и то устаревшие (карта XI - «тень»). Однако такое мужество не есть нечто необычное или редкое. Его часто можно наблюдать у людей, возвратившихся из длительного, спокойно проведенного отпуска (например, за ловлей рыбы). Нередко они начинают оправдываться, что вот, мол, сколько времени потратили «зря», неизвестно зачем и так далее. Однако на самом деле у такого рыболова теперь хватит мужества взяться за такие вещи, о которых он две недели назад не смел и думать. Так что время это прошло для него вовсе не «зря».
Это - ложное впечатление, вызванное нашими культурными условностями. По опыту знаю, что свое мужество человек теряет по двум причинам. Первая предполагает некие внешние факторы, выбивающие человека из колеи; я называю ее «подножкой». Вторая, - я называю ее «блокадой», - включает факторы, действующие почти исключительно внутри каждого из нас.
ПОДНОЖКА
Впервые берясь за какую-то большую работу, больше всего нужно опасаться подножки, которая называется «ошибка при сборке». Ее замечаешь, как правило, когда кажется, что уже почти все сделано. Все детали собраны, подогнаны друг к другу, и вдруг, после многодневного труда, откуда-то берется еще одна, которую не знаешь куда пристроить. Какая-нибудь подшипниковая втулка. Как можно было про нее забыть?! Неужели теперь придется опять все разбирать? И тут твое мужество уменьшается прямо на глазах. Как воздушный шарик: «пфф!» В таких случаях действительно больше ничего не остается, как начать все сначала. Разобрать мотор заново... Но только после трех-, а то и четырехнедельного отпуска, чтобы успеть привыкнуть к этой мысли.
Такие ошибки при сборке разного рода механизмов случаются довольно часто. И когда это происходит, нужно немедленно «замерить уровень» своего мужества: не снизился ли он, и если да, то насколько? Хуже всего - поддаться «мужеству отчаяния» и пытаться наверстать
упущенное время диким темпом и нечеловеческими усилиями. Так можно лишь наделать еще больше ошибок. Как только мы обнаружим, что работу придется переделывать, нужно немедленно сделать перерыв, и чем больше, тем лучше. Другая подножка называется «перемежающиеся сбои». Самое пакостное в них то, что эти сбои исчезают сами по себе в тот момент, когда мы наконец решили за них взяться. Плохой контакт - наиболее распространенная форма таких сбоев. Он отходит только тогда, когда мотоцикл вибрирует. Когда он стоит, все в порядке. Отыскать такой сбой почти невозможно. Самое лучшее, что тут можно сделать, это попытаться вызвать его искусственно; если же и это не помогает, то проще плюнуть и забыть о нем. Перемежающиеся сбои ведут к падению «уровня мужества» только тогда, когда человек серьезно верит, что починил свой мотоцикл. Поэтому при любом ремонте лучше прокатиться на нем для пробы пару сотен метров, прежде чем ставить точку. Если сбои все-таки будут повторяться, то это, конечно, будет действовать на нервы, но можно утешать себя тем, что это все-таки лучше, чем опять тащить мотоцикл в мастерскую, не зная, что же с ним делать. На худой конец можно взять с собой инструменты и, когда опять засбоит, остановить мотоцикл и попытаться ликвидировать сбой «в рабочем порядке».
БЛОКАДЫ
1. Самый распространенный и самый вредный вид блокады - это шаблонное
мышление. Неспособность отойти от старого шаблона, взглянуть на вещи по-новому, пересмотреть свои прежние представления. При ремонте мотоцикла надо просто «проснуться» и понять, что же это мы такое на самом деле делаем. Шаблонное мышление не позволяет нам этого. Типичный случай - когда мотоцикл просто не заводится. Факт налицо, однако человек его не видит. То есть он видит «мертвый» мотоцикл, но ему мешает шаблон: мотоцикл должен заводиться! Наткнувшись на такой шаблон, который вполне способен лишить человека значительной доли мужества, нужно прежде всего замедлить темп действий. Тем более что его все равно придется замедлить, раз мотоцикл не заводится. И - еще раз все продумать, проверить даже то, что уже счел до конца доделанным, чтобы убедиться, действительно ли ничего важного не забыто... Да просто посидеть, поглядеть на свой мотоцикл. Мысленно слиться с ним, как рыболов сливается со своей удочкой, не спуская с нее глаз. И тогда рано или поздно ты почувствуешь своеобразный толчок, легкий зов, идущий от какой-то маленькой и незаметной детали: вот она я! Это так же верно, как то, что в конце «Отче наш» в церкви всегда следует «аминь». Этот принцип незыблем, на нем весь мир держится. Главное - открыть глаза и обратить внимание на нужную деталь. Лучшим примером шаблонного мышления я считаю индийскую ловушку для обезьян. Ее делают из пустого кокосового ореха, который привязывают к колышку. Внутрь ореха насыпают немного
риса, который обезьяна может увидеть и достать через небольшое отверстие в скорлупе. Это отверстие достаточно велико, чтобы она могла просунуть руку, но слишком мало, чтобы вытащить кулак с зажатым в нем рисом. Обезьяна хватает рис - и вот она уже в ловушке, и все из-за своего шаблонного мышления. Она не в состоянии пересмотреть свое отношение к рису, понять, что свобода дороже риса в кулаке. Скоро придут крестьяне, чтобы поймать обезьяну. Вот они уже близко, вот подходят... Все! Обезьяна поймана. Какой общий совет - не конкретный, насчет ореха и риса, а именно общий - можно было бы дать несчастной обезьяне? Наверное, ей можно было бы повторить то, что я уже говорил о шаблонном мышлении - разве что в более резких выражениях. Есть, конечно, конкретный факт, который должна понять обезьяна: разожми кулак - и ты свободна. Но как ей додуматься до этого факта? Только отказавшись от шаблона, согласно которому рис для нее дороже свободы. А как ей от него отказаться? Вот тут-то и надо замедлить темп, продумать все еще раз, проверить даже то, что, как кажется, уже доделано до конца, чтобы убедиться, действительно ли ничего важного не забыто... И - правильно, перестать ковырять свой кокосовый орех, а просто посидеть, поглядеть на него. Мысленно слиться с ним, не спуская с него глаз. И тогда рано или поздно она почувствует своеобразный толчок, легкий зов, идущий от какой-то маленькой и незаметной детали: вот она я!
Не мучиться из-за своей проблемы, а рассмотреть чистый факт, лежащий в ее основе. Тогда и «проблема» окажется не такой уж большой, как представлялось поначалу. С другой стороны, и сам факт, наверное, покажется уже не таким маловажным.
Вот какой совет, самый общий, можно было бы дать этой обезьяне. 2. Другая блокада, может быть, даже важнее предыдущей. Это - утрата мужества из-за завышенной самооценки. Самооценка тоже связана с шаблонным мышлением и даже является одной из его причин.
Если ты высокого мнения о себе, то твоя способность воспринимать новое ограничена. Завышенная самооценка мешает тебе осознать истинное качество окружающих тебя вещей. И, когда факты неоспоримо доказывают, что ты сделал глупость, завышенная самооценка мешает тебе признать это. Когда же ты слышишь речи, пусть лживые, но говорящие в твою пользу, то скорее всего примешь их за истину. Завышенная самооценка обычно препятствует ремонту мотоцикла. Человек все время обманывается относительно своих способностей, то и дело ошибается, а возомнивший о себе механик просто ненадежен. Если скромность не относится к числу твоих достоинств, то завышенную самооценку можно компенсировать, научившись изображать скромность. Сказав себе однажды, что ты не так ловок и умен, как кажется, ты лишь прибавишь себе мужества, когда факты подтвердят эти твои слова. Таким образом, ты сможешь
продержаться на плаву до тех пор, пока новые факты не покажут, что это все-таки неправда. 3. Еще одна причина потери мужества - скука. Скука означает, что ты «потерял качество», выбит из колеи и не видишь, куда едешь, что ты устал быть начеку, а это означает, что твой мотоцикл подвергается большой опасности. Ощущение скуки - признак падения уровня мужества чуть ли не до ноля: бак пуст и, прежде чем браться за что бы то ни было, надо его наполнить. Если тебе скучно, выход тут только один: немедленно все бросить! Сходи в кино. Включи телевизор. Предоставь все воле Божией. Делай, что хочешь, только не прикасайся к своему мотоциклу. Иначе в самое ближайшее время ты совершишь свою самую Ужасную Ошибку, и эта ужасная ошибка вместе со скукой окончательно тебя доконают, так что ты лишишься последнего своего мужества, и поделать уже ничего нельзя будет. Для меня самым лучшим средством от скуки служит сон. Когда человеку скучно, он засыпает легко и быстро, и наоборот: когда человек хорошо выспался, скучно ему никогда не бывает. Второе средство - это кофе. Когда ни то, ни другое не помогает, значит, проблемы сидят гораздо глубже, и это не просто скука. Скука тут - лишь сигнал, указывающий, что пора заняться этими проблемами - ведь ими так или иначе придется заняться когда-нибудь, - и решить их, прежде чем вернуться к своему мотоциклу. Самое скучное для меня - это мыть мотоцикл. По-моему, это вообще лишняя
трата времени. Он же все равно опять заляпается, не успеешь выехать за ворота. Лучший способ переварить какое-нибудь скучное занятие вроде мытья, смены масла или смазки - это превратить его в ритуал. У привычных работ, как и у работ совершенно непривычных, своя эстетика. Мытье мотоцикла для меня сродни походу в церковь, где я тоже не ожидаю для себя ничего нового, хотя отношусь к службе очень внимательно: меня радует узнавание вещей, давно знакомых. Иногда бывает так приятно пройтись по знакомой тропинке. Очень мудрое отношение к скуке выработал дзен-буддизм. Возьмите его коронное упражнение, «просто сиди» - казалось бы, что может быть скучнее? Если, конечно, не брать в расчет старинного индийского трюка с погребением заживо. Делать ничего нельзя; нельзя шевелиться, думать, вспоминать о чем-то. Скука смертная, одним словом. И тем не менее, где-то в глубине этой скуки заключено то, чему, собственно, дзен-буд- дизм и учит. Что же это такое, что находится в самой глубине скуки? Меня, конечно, могут спросить: «И что же, если я научусь всем этим упражнениям, то со мной больше ничего не будет случаться?»
Увы, случаться-то будет, причем все, что угодно. Но ведь главное не в этом. Главное в том, чтобы научиться правильно жить. А это означает избегать ситуаций, которые могут лишить тебя мужества, и трезво смотреть на вещи. Хочешь узнать, как нарисовать самую совершенную картину на свете? Нет ничего проще!
Сначала надо самому стать совершенным, а потом все нарисуется само собой. Ни картина, которую ты хочешь нарисовать, ни мотоцикл, который ты вынужден чинить, не отделимы от твоего «Я». Если ты шесть дней в неделю, пока руки у тебя не доходят до мотоцикла, ведешь себя дурак дураком, то, спрашивается, откуда возьмутся ум и навык на седьмой день, когда ты наконец решишь им заняться? Это же все взаимосвязано. Если же ты шесть дней в неделю живешь дурак дураком, но на седьмой день действительно даешь себе труд задуматься о том, что и зачем делаешь, то, возможно, в течение следующих шести дней ты станешь уже немного умнее. Я думаю даже, что те факторы, из-за которых я теряю мужество в очередных жизненных ситуациях, на самом деле служат для меня маяками правильной жизни. А мотоцикл, который мы с вами чиним тут все время, есть на самом деле лишь наше собственное «Я». Это не механизм, который находится где-то там, «во дворе», или его хозяин, который отдыхает от него у себя «дома», а две стороны одной и той же медали. И перейти в новое качество (равно как и отступить на два шага назад) они могут только вместе.
Роберт М. Пирсиг «Искусство Дзен, или Ремонт мотоцикла и уход за hump
XII ПОВЕШЕННЫЙ
Der Gehдngte (Der Hдngende); The Hanged Man; Le Pendu
12=3х4=рубеж времени в человеческом мире.
1+2+3+4+5+6+7+8+9+10+11+12=78 78 - число карт Таро. 12 дневных и ночных часов, 12 месяцев. Иисус, в двенадцать лет вошедший во храм.
К.-Г. ЮНГ
«Неосознанное все время пытается создавать немыслимые ситуации, чтобы вынудить индивида проявить себя с лучшей стороны... Иначе человек будет удовлетворяться меньшим, будет неполноценен,
не сможет реализовать себя. Немыслимая ситуация нужна, чтобы отказаться от своих привычных желаний, привычных способов мышления, чтобы у человека не было иного выхода, кроме как положиться на неосознаваемую силу роста и развития».
ЦИТАТА
«Заклинило? Это и есть точка начала отсчета нового сознания».
Роберт Пирсиг
ОБРАЗЫ
Вынужденный покой. «Авария». Интро- версия. Стойка на голове.
МАРСЕЛЬСКОЕ ТАРО
Облако вдохновения: здесь - синие волосы, в других колодах - нимб или сияние.
Скрещенные ноги = 4 (крест). Также - намек на карту Императора, которого часто изображают со скрещенными ногами.
Голова и руки = 3 (треугольник). 3x4=12. Земной крест над божественным треугольником - Иисус, несущий Свой крест, или Атлант, поддерживающий земной шар.
ТАРО
РАЙДЕРА-УЭЙТА
Т-образный крест (дерево), знак адепта (посвященного), символ исцеления и посвящения. Ноги складываются в гностический крест. В отличие от большинства других колод у Уэйта Повешенный подвешен за правую ногу. Это - указание на то, что он пошел на это сознательно. Побеги на дереве - признак роста новой силы. Перевернутая фигура Повешенного представляет собой аналог прямой фигуры на карте Мира (XXI). 12 - «перевернутое» число 21.
СКРЫТЫЙ
СМЫСЛ
Внешняя неподвижность - это внутренняя свобода. Находясь на протяжении долгого времени вниз головой, лучше чувствуешь ритм собственного сердца. Он означает: «я существую». Восточные мистики называли этот ритм «надо» и считали, что он соответствует ритму Абсолюта, то есть Космоса (по принципу микрокосм=макрокосм).
АНАЛОГИИ
Согласно «Старшей Эдде», Один 9 дней висел на мировом древе Иггдрасиле, а сойдя на землю, нашел руны и преисполнился мудрости и знания:
«Знаю, висел я в ветвях на ветру девять долгих ночей, пронзенный копьем, посвященный Одину, в жертву себе же, на дереве том, чьи корни сокрыты в недрах неведомых».[3]
Мировое Древо расположено вблизи лона матери-земли, возле Омфалоса, пупа мира. Оно соединяет между собой различные «этажи» мира, спускаясь корнями в Подземное царство и уходя кроной в Небеса. Иггдрасиль источает мед, дающий силу и мудрость. Это древо (так же, как и деревья шаманов) растет сверху вниз, с небес на землю. Волшебница Вельва поднимается по нему вниз (!), проходя одну за другой девять ступеней (или девять ветвей), ведущих к девяти мирам.
По «Эдде», при помощи 12 магических рун можно заставить повешенного отвечать на любые вопросы. Святой Петр, распятый вниз головой, что символизировало человека, каким он был до того, как Люцифер перевернул прежний порядок вещей. По легенде, на кресте Петр сказал: «Вот что говорит Господь втайне: Если не примете правого, если не признаете верха низом [т.е. высшее низшим], то не познаете Царства».
СОВЕТ
«Глядя на мир вниз головой, я вижу его совершенно иначе».
Шелдон Копп
КАЧЕСТВО
Принятие своей судьбы и поиск ее глубинного смысла.
ЦЕЛЬ
Освобождение, достижение зрелости, обретение мудрости, спасительный «спуск с небес».
ТЕНЕВАЯ СТОРОНА
Уныние, пораженческие настроения.
ТРАДИЦИОННОЕ ТОЛКОВАНИЕ
(плюс) Перемены в жизни, ощущение доверия, инициация, открытость всему новому. Внутренний покой, новый взгляд на мир.
(минус) Лжеучение, высокомерие, сопротивление всему новому, пораженческие настроения, страхи, пассивность, усталость, измена кому-то или чему-то.
СИНТЕЗ
Число 12 представляет собой конец цикла. Новый цикл начинается опять с единицы. Смерть и Воскресение - архетипические «станции» возле этого рубежа. Таким образом, карта Повешенного включает в себя и такие темы, как жертва,
самопожертвование, жертвоприношение (отказ от прежних целей, представлений, мнений, вплоть до чувства собственного достоинства). Чаще всего она говорит о том, что что-то «заклинило», произошла «авария», человек бессилен, он не может ничего поделать. Как если бы Судьба в своей игре вдруг сделала ему «шах», и теперь человек вынужден отказаться от всех своих так хорошо продуманных замыслов, чтобы только избежать грозящего ему «мата». Это - препятствие, которое само по себе еще не опасно, так что человек иногда даже не замечает его; однако оно обладает тем неприятным свойством, что, раз появившись, уже не исчезает, мешая движению вперед, и не исчезнет до тех пор, пока человек не извлечет заложенного в нем для себя урока. Зато урок этот часто оказывается жизненно важен.
Будучи последней картой двенадцатиричного цикла, Повешенный олицетворяет некий экзамен, который человек должен сдать, прежде чем вступить в следующий цикл. Все, что может помешать этому, нужно оставить позади - старые привычки, представления и шаблоны, - вооружившись лишь готовностью воспринимать и принимать то новое, что несет с собой следующий цикл. И, в отличие от карты Смерти (XIII), это происходит не за счет отказа от своей прежней личности, а путем осознания того, что что-то где-то «заклинило» (что часто воспринимается очень болезненно), и это ощущение не проходит до тех пор, пока человек окончательно не настроится на свой будущий цикл.
Это, в частности, означает, что карта Повешенного может символизировать ритуал посвящения в те или иные ступени познания, экзамен на следующую ступень для адепта. И, поскольку адепты обычно сознательно идут на это, Повешенный в колоде Уэйта подвешен за правую ногу (означающую сознание).
СОБЫТИЙНОЕ ЗНАЧЕНИЕ
Вынужденный перерыв, тупик; необходимость переждать бурю, сидя в одиноком приюте на склоне горы, или машина не заводится как раз тогда, когда позарез надо ехать, или не можешь попасть к себе домой, потому что забыл ключи внутри; или после закрытия магазинов вдруг понимаешь, что забыл купить самое важное; или собрал чемоданы и не можешь найти заграничный паспорт, и т.п. Причины такого перерыва могут лежать и глубже (например, болезнь), так что из-за них не только останавливается какое-то конкретное дело, но меняется и вся жизнь.
ОТРЫВОК ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ
Например, заклинило винт на закрылке мотоцикла. Ты листаешь инструкцию, чтобы понять, нет ли у этого винта каких-нибудь особенных функций, почему он не отвинчивается, но там сказано лишь: «снять закрылок» - в том неподражаемо лаконичном стиле, которым обычно пишутся инструкции, чтобы ни один нормальный человек не мог в них разобраться.
И если ты к тому же неопытный механик, то будешь ковырять этот винт отверткой до тех пор, пока не отвалятся руки - просто потому, что до сих пор ты всегда так поступал, и это всегда приводило к какому-то результату;
однако на сей раз ты добьешься лишь того, что собьешь резьбу, и винт нельзя будет вывинтить уже никак.
Между тем твоя мысль давно обогнала руки, и ты уже видел то, что скрывается под закрылком - и вдруг тебе приходится не только остановиться, но и задуматься, и наконец до тебя доходит, что этот несчастный винт заклинило не просто так, что это - знак того, что заклинило вообще все, и значит, мотоцикл сегодня уже не починить. Все, приехали. Такое случается очень часто, и не только в технике, но, например, и в науке: заклинило, и все.
И инструкция тут уже не поможет, равно как и твоя хваленая научная смекалка. Не нужны никакие эксперименты, чтобы понять, что случилось. Случилась простая вещь: заклинило винт, и тебе надо что-то придумать, чтобы его вывинтить.
Это и есть точка начала отсчета нового сознания. Заклинило, и все. Приехали. Ау! - Нет ответа. Тяжелый удар по самосознанию (и самолюбию). А время-то уходит. И ничего сделать нельзя. Стыдно-то как, не описать словами. Может, лучше отогнать мотоцикл к какому-нибудь толковому механику, который действительно разбирается в технике? Если при этом у человека возникает желание шарахнуть по закрылку кувалдой, то это вполне закономерно и даже нормально. Или человек начинает размышлять, что бы предпринять, и больше всего его привлекает возможность подтащить мотоцикл к ближайшему мосту и
столкнуть в реку. Потому что какой-то жалкий винт просто не имеет права так унижать свободную человеческую личность.
На самом же деле тут человек сталкивается с Великим Неизвестным западной цивилизации, с той пустотой в сознании, с которой он не знает, что делать. Западный человек не может жить без конкретной идеи, без очередной рабочей гипотезы.
А давайте-ка попробуем взглянуть на ситуацию по-новому, исходя из того, что «заклинило» - это точка начала отсчета, то есть не самое худшее, а самое лучшее из всего, что только может быть. Не зря же дзен-буддисты сознательно стремятся к такому состоянию. Да они делают все возможное, чтобы их «заклинило», чтобы дух освободился, чтобы наступило ощущение «вечного начала». Представь, что «заклинило» тебя навсегда, что ты вечно будешь находиться в таком состоянии, - это поможет тебе больше, чем любые идеи, которые судорожно вырабатывает сейчас твой ум. Решение проблемы может сначала показаться совершенно неважным, а то и ненужным, однако само ее наличие («заклинило») со временем заставит тебя взглянуть глубже. И тогда ты поймешь, что «неважным» оно казалось из-за твоего прежнего упрямства, которое и привело к тому, что тебя «заклинило». А теперь подумай о том, что это состояние «заклиненности» когда-нибудь закончится, оно пройдет, даже если ты изо всех сил будешь пытаться удержать его. Твой дух сам, естественно и свободно,
найдет решение проблемы, и этому ты тоже не сможешь помешать - если ты, конечно, еще не стал мастером дзенской «заклиненности». Страх перед нею необоснован, так как чем дольше ты пребываешь в этом состоянии, тем больше выигрываешь в качестве мышления, которое и позволит тебе легко находить любые решения.
Тебя «заклинило» - ну и что? Этого не надо ни избегать, ни бояться. Это состояние - психический предвестник подлинного Понимания:
- Винты, они обычно настолько малы и так дешево стоят, что кажутся человеку неважными. Тебе же, чей взор ясен, а мысль обрела качество, ясно теперь, что данный конкретный винт вовсе не мал, не дешев и очень даже важен. Теперь ты видишь, что этот винт стоит столько же, сколько весь мотоцикл, потому что, пока ты его не вывинтил, тебе и от мотоцикла нет никакого проку. Так винт в этом новом свете становится символом твоей готовности расширять свои горизонты. Какое именно решение ты найдешь, уже неважно, потому что любое решение будет результатом роста качества. Найдя решение, понимаешь, каким простым оно было. Но понять это может лишь тот, кто его уже знает!
Роберт М. Пирсиг «Искусство Дзен, или Ремонт мотоцикла и уход за ним»
XIII. СМЕРТЬ
Der Tod; Death; La Mort
АРХЕТИП
Смерть.
БУКВА
Мем = М, символ = вода, светлое, женское. Числовое значение = 40.
ЧИСЛО
13 = несчастливое число. 12 - завершение цикла (часы, месяцы); если нет перехода к Единице, то новый цикл не начинается, наступает конец. Пробило тринадцать!
У некоторых народов это число, наоборот, считается счастливым: Иисус + 12 апостолов = 13. На 13-й день после Его рождения волхвы увидели в небе свою путеводную звезду.
До введения солнечного года - священное число. В лунном году 13 месяцев.
Лишь когда лунную богиню стали считать «злой», тогда и число 13 превратилось в «чертову дюжину», а пятница/ 13-е число - в день неудач, потому что этот день посвящался матери богов Фрейе. 13-го или 15-го августа в Греции справляли праздник богини смерти, Гекаты. Позже этот праздник стал днем Вознесения Богородицы. Числовое значение буквы Мем = 40: библейский период. Сорок лет скитания по пустыне, сорок лет - длительность одного поколения, сорок дней пребывания Моисея на горе Синай, Иисус явился ученикам через 40 дней, 40 дней блуждания Илии по Хориву, 40-дневный пост перед Пасхой. Блаженный Августин пишет, что душа вселяется в эмбрион лишь на сороковые сутки беременности.
К.-Г. ЮНГ
«Признать тот факт, что тебя со временем не станет, есть своего рода победа над временем. Не хотеть жить - это то же, что не хотеть умирать. Становление и уход - это одна и та же линия. Тот, кто сходит с этой линии, повисает в воздухе, глохнет. Достигнув среднего возраста, жить продолжает лишь тот, кто готов умереть вместе с жизнью».
ЦИТАТЫ
«Для меня смерть - центральный факт моей жизни. Пройдет какое-то время, и все превратится в Ничто. Когда у меня хватает мужества взглянуть этому факту в лицо, все мои ценности сразу становятся ясны мне... Я не трачу сил на иллюзии. Имидж не играет для меня никакой роли. Я не задаюсь вопросом, правильно или не правильно веду себя; я
просто делаю то, что делаю, и остаюсь самим собой. Вот и все!»
Шелдон Копп
«Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобресть сердце мудрое».
Псалом 89:12
«Пальма сбрасывает листья и плоды, когда они созревают. Папаладжи (белый) живет так же, как пальма, пытающаяся удержать свои листья и плоды:
«Это мое! Я не дам вам их взять, не дам есть».
Как же пальме тогда народить новые плоды?
У пальмы больше мудрости, чем у папаладжи».
Папаладжи
«Если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода».
Ин. 12:24.
«Смерть есть величайшее творческое начало, ибо в ней заключена вся тайна жизни. Смерть означает, что прошлое придется отбросить, что неведомого не избежать, что наше «Я» не вечно, и что окончательных решений не существует. Только поняв это, человек действительно начинает жить. Пытаясь удержать в себе дыхание, он лишится его; дав ему течь свободно, он найдет его».
Алан Уотс.
ОБРАЗЫ
«Черный человек», Сатурн - бог времени, старуха с косой, кума-смертушка.
Чума («черная смерть»). Смерть как освобождение, как возвращение домой. Смерть как друг, и постоянный спутник.
МАРСЕЛЬСКОЕ ТАРО
Скелет символизирует необходимость отказа от отождествления себя со своим телом.
Серп убывающей Луны (Геката, также Астарта, богиня времени, приливов-отливов и перемен). Пора урожая. На многих вариантах этой карты ее название не пишут — из страха, что придет та, чье имя будет названо. Положение рук и косы напоминает символ Сатурна.
ТАРО
РАЙДЕРА-УЭЙТА
Вместо старухи с косой четвертый апокалиптический всадник с черным знаменем, на котором изображена мистическая роза, символ жизни и чистоты помыслов. На шлеме у него красное перо, алхимический символ философского камня. Река олицетворяет вечное движение и развитие; на ней - корабль мертвецов фараона, символ пути к новой жизни. На заднем плане - Солнце, символ бессмертия. Царь, женщина и ребенок преклонили колена, и лишь священник встречает Смерть стоя: символ твердости в вере. Смерть как естественный переход на следующую ступень бытия.
АНАЛОГИИ
«Малые смерти». Ритуалы посвящения, включающие образ перехода через порог смерти. По-немецки zugrunde gehen (умереть) можно истолковать и как auf den Grund (zurьck) gehen - «вернуться к истокам».
СОВЕТ
Перед Смертью все равны (полная демократия). Умереть - значит испытать
самое яркое и, возможно, самое живое ощущение за всю свою жизнь. Это совсем не то, что обмереть. Ни