Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

VIII. Справедливость




(у Уэйта XI) Die Gerechtigkeit;
Justice; La Justice

 

 

АРХЕТИП Судья.
БУКВА Хет = X, символы: поле, семя, стена, из­городь. Числовое значение: 8.
ЧИСЛО 8 = число Справедливости и Равновесия, поскольку делится на две равные части (4 и 4), которые, в свою очередь, тоже могут быть разделены точно так же. Каждые 8 лет лунный и солнечный ка­лендарь практически уравниваются. Восьмиугольник - фигура, переходная между квадратом и кругом, символ по­средничества между земным и божест­венным планом. «Восемь» как слово во многих языках является как бы противоположностью

 

  «ночи», то есть символизирует бодрство­вание, свет: Acht - Nacht eight - night huit - nuit otto - notte ocho - noche octo - nox (noctu)
К.- Г. ЮНГ «Мораль не была принесена в виде скрижалей с горы Синай, не была навя­зана народу, мораль - это функция че­ловеческой души, столь же древняя, как само человечество... Это инстинктивный регулятор, упорядочивающий общежи­тие и в стаде животных».
ЦИТАТА «Я больше люблю злодея, сознающего, что он злодей, чем праведника, сознаю­щего, что он праведник. О злодеях же, мнящих себя праведниками, сказано: «Они не свернут с пути и на пороге ада». Ибо они уверены, что и в ад их ведут только для того, чтобы они могли спасать попавшие туда души». Повести хасидов
ОБРАЗЫ Добродетель как основа личности, ар­хангел Гавриил, изгнание из рая, царь Соломон.
МАРСЕЛЬСКОЕ ТАРО Весы как символ равновесия и как из­мерительный инструмент. Рука держит меч так, что он не может служить ни для нападения, ни для защиты, а только для различения, выбора и вынесения приговора.
ТАРО РАЙДЕРА-УЭЙТА Две колонны и занавес между ними (как на II Аркане). Он фиолетового цвета -

 

  это последний из цветов видимого для нас спектра. За ним - золотые небеса. Ограниченность земной справедливости. Меч и красная мантия = Марс. Весы и зеленый воротник = Венера. Дочь Марса и Венеры (Ареса и Афро­диты) - Гармония. Правая нога (символ сознания) на виду. Это - Дике (Аст- рея), в эпоху железного века покинув­шая землю и ставшая созвездием Девы.
АНАЛОГИИ Кодифицированное право как абстракт­ное выражение правосознания.
СОВЕТ Отвечай за себя. «Ты волен делать все, что хочешь. Будь лишь готов к последствиям». Шелдон Копп
КАЧЕСТВО Среднее, соединительное звено между идеальным образом и его материальным воплощением. Объективность, справед­ливость, проработка прошлого, способ­ность верного суждения.
ЦЕЛЬ Сохранение равновесия, порядка. Ста­бильность, честность, суждение, осужде­ние, выбор, различение, способность от­стоять свои права.
ТЕНЕВАЯ СТОРОНА Стремление быть всегда правым, «Law and Order» [1], предрассудки.
ТРАДИЦИОННОЕ ТОЛКОВАНИЕ (плюс) Благополучный, справедливый, законный исход дела, равновесие, ис­кренность, отказ от старых привычек, (минус) Несправедливость, предвзятость, самоистязание, жестокость, нечестность, фарисейство.

 

 

СИНТЕЗ Спектр значений у этой карты очень широк: это и чувство справедливости, и умение судить верно и здраво, для ко­торых нужны объективность и готов­ность к компромиссам, а иногда и соло­монова мудрость. Нужно и умение вы­бирать. Карта Справедливости напоминает о сло­вах Гете: «Один закон нам может дать свободу», потому что беззаконие автома­тически влечет за собой право сильного, то есть произвол и бесправие слабых. Благодаря своему номеру, VIII (=2x4), эта карта взаимосвязана с Императором (IV), основная роль которого как раз в том и заключается, чтобы поддерживать порядок. Юстицию издавна изображают в виде женщины. В то же время композиция этой карты напоминает о Жрице (II). Это - указание на то, что право и правосудие требуют не только умения мыслить ло­гически, но и тонкого чутья. Уэйт не счел нужным объяснить, почему он поменял местами эту карту и карту Силы (XI) в порядке следования Арка­нов. Поэтому и я не буду гадать о при­чинах, побудивших его сделать это, а сохраню традиционный их порядок, для чего у меня есть свои причины: 1. нумерологическая: 8 - это число спра­ведливости, а 11 - число греха, и: 2. логическая: Старшие Арканы разделя­ются на две десятерицы (декады), пер­вая из которых начинается с «мужской» карты Мага (I), соответственно чему вто­рая должна начинаться с «женской» (XI). Эта карта олицетворяет уравновешен­ность, равновесие сил. Его не следует

 

  смешивать с внутренней гармонией, кото­рой посвящена карта Умеренности (XIV). Под «равновесием сил» можно ведь по­нимать и то равновесие, которое устано­вилось в результате гонки вооружений. В определенных позициях она может означать «благополучный исход какого- либо дела», хотя понятие «благополуч­ный» не обязательно означает «такой, какого вы и хотели», и уж ни в коем случае не означает вашего благополучия в ущерб кому-то другому. Это - карта Справедливости, то есть ис­ход в любом случае будет справедлив, однако он может быть и неблагоприят­ным, потому что за все рано или поздно приходится платить. Таким образом, она может означать негативные последствия каких-то действий, совершенных вами прежде.
СОБЫТИЙНОЕ ЗНАЧЕНИЕ Восстановление справедливости. Устано­вление равновесия сил в какой-либо со­вместной деятельности, споре, конфлик­те. Период, когда человек способен су­дить здраво, готов к компромиссам и вполне владеет собой. Но карта может служить и предостережением: нужно иг­рать по правилам, честно.

IX. ОТШЕЛЬНИК

Der Eremit; The Hermit; L'Hermite

 

 

АРХЕТИП Старый, мудрый человек.
БУКВА Тет = Т, символы: приют, цель пути, тайна. Числовое значение = 9.
ЧИСЛО 9 - сворачивающаяся спираль (в про­тивоположность Шестерке). Число Посвящения (3x3) и Размышления. Число, всегда сводимое к самому себе: 9+9=18=9 (сумма цифр), 1+2+3+4+5+6+7+8+9=45=9, 9x1 и далее до 9x9 дает результаты, сум­ма цифр которых тоже всегда равна 9. Орешник плодоносит через 9 лет. Его плод, орех, служит символом мудрости («расколоть орешек»). Девятая сфира, Йесод = sod, тайна, а буква «Й» (йод) = 10 = тайна Десятки.

 

  Число завершения цикла и судьбы: 9 ме­сяцев, проходящие от зачатия до рожде­ния. Иисус умер в девятом часу (по счи­слению древних). 3x9 дней проводили в пещере будущие жрецы Зевса. В одном ирландском авгу- стинском монастыре (Лох Дердж) по­слушникам полагалось семь дней очи­щать себя и поститься, на восьмой день их укладывали в гроб, а на девятый от­правляли в пещеру, чтобы они прошли «чистилище святого Патрика», где они и оставались целые сутки (или навеки).
к.-г. юнг «Человек вряд ли доживал бы до семи­десяти и восьмидесяти лет, если бы по­добное долгожительство не отвечало не­коей цели человека как вида. Значит, вторая половина жизни тоже имеет свои смысл и цель, а не является всего лишь жалким придатком к первой. У прими­тивных племен, например, мы видим, что хранителями мистерий и законов по­чти всегда бывают старики, которые, по сути, и сохраняют культуру племени. А как обстоит дело у нас? Куда девалась мудрость наших стариков? Где их тайны и сказки? У нас старики пытаются ско­рее подражать молодым. В Америке да­же считается идеалом, если отец ведет себя как брат своих сыновей, а мать как младшая сестра своей дочери».
ЦИТАТА «Демагоги, эти проповедники самоотчу­ждения, которые развалили уже не одну цивилизацию, все время морочат людям голову, не давая им задуматься; они ста­раются собирать людей в большие мас­сы, чтобы те не могли заняться строи­тельством собственной личности там, где

 

  ее только и можно построить, то есть в одиночестве. (...) И всем этим они до­биваются того, что люди дают увлечь себя разнообразным страстям и рьяно, жутко выходят из себя. А поскольку че­ловек - это существо, которому удалось однажды прийти в себя, то ясно, что та­ким образом он опускается на ступеньку ниже: выходя из себя, он возвращается в животное состояние». Хозе Ортега-и-Гассет, «Человек и люди»
ОБРАЗЫ Отшельник, монах (бродячий), палом­ник, Иисус в пустыне, пророк, пастырь, Мерлин.
МАРСЕЛЬСКОЕ ТАРО Свет, озаряющий путь, пламя жизни, мудрость. Синяя сутана = сила духа, желтый = алхимическое золото. Фонарь - свет оккультного знания, он прикрыт сутаной: скрытое знание.
ТАРО РАЙДЕРА-УЭЙТА Фонарь не прикрыт, и в нем горит звез­да. Это - не столько Ищущий, сколько Просвещающий. Льды символизируют холод одиночества. Капюшон - защита от чужеродных влияний.
АНАЛОГИИ Интровертированная сторона человека. Одинокий путь обретения самого себя. Зимние холода - лишь подготовка к ве­сеннему пробуждению природы. Ску­дость, старость.
СОВЕТ Каждый из нас в конечном итоге одинок. Самые важные вещи каждый вынужден делать для себя сам. Руды всегда больше, чем драгоценных камней.

 

  Легче быть великим, уважаемым гуру, чем веселым, жизнерадостным метель­щиком.
КАЧЕСТВО Самопознание, мудрость, просветление, ум. Умение быть довольным тем, что есть. Умение «отключаться», абстраги­роваться от внешнего мира.
ЦЕЛЬ Удовлетворение, исполненный долг, путь, урок одиночества, созревание. Цель Посвящения - разбудить дух, что­бы укрепить волю.
ТЕНЕВАЯ СТОРОНА Повторение одного и того же, косность, застой, отчуждение, разочарование, не­желание жить.
ТРАДИЦИОННОЕ ТОЛКОВАНИЕ (плюс) Мудрость, медитация, сосредото­чение на главном, время размышлений, переоценка ценностей/жизненных це­лей, осторожность. (минус) Изоляция, недостаток сил, хро­ническая болезнь, замкнутость, тупость, фобии.
СИНТЕЗ Карта изображает один из наиболее рас­пространенных архетипов - старика-муд­реца (Мерлин, Далисянь, Авраам), ищу­щего истины и ведущего к ней других. Она означает прежде всего отказ от вне­шней активности, спокойствие, уверен­ность в себе, интровертированность как предпосылки сосредоточения на самом главном, выработки своих критериев и приоритетов. Это - фаза развития, в ко­торой человек не дает отвлечь себя ни­каким внешним факторам, обретает мир с самим собой. Те этапы жизни, которым соответствует Отшельник, часто бывают самыми инте-

 

  ресными, ценными и благоприятными. Главное, чтобы человек сам был готов впустить покой в свою душу, возможно, нужно даже, чтобы он сам искал этого покоя, не впадая в стресс ожидания не­пременного успеха и иных суетных пе­реживаний. Спокойствие, скромность запросов как мягкая форма смирения, благодарность Жизни за все, что она дала тебе, со­ставляют важнейшие переживания этого периода.
СОБЫТИЙНОЕ ЗНАЧЕНИЕ Умение абстрагироваться. Период внеш­него покоя, замкнутости, внутреннего удовлетворения. Период поста, медита­ций, размышлений. Спокойный, но вер­ный отказ от надоевших привычек (ку­рения, излишнего аппетита и т.п.). Рас­становка приоритетов. Удовлетворение, гордость собой. Ясность, скромность за­просов. На работе и в личной жизни пе­риод без ярких внешних событий, время собраться с силами и выбрать направле­ние дальнейшего этапа развития: после зимних холодов (Отшельник) наступает весеннее пробуждение. Если человек не согласен или не желает такого развития, то карта означает: ты не получишь того, чего желаешь. Будешь искать друзей, но и среди них останешь­ся одиноким. Все попытки наладить кон­такт завершатся неудачей. Поиск острых ощущений также ничего не даст.

X. КОЛЕСО ФОРТУНЫ

(КОЛЕСО СЧАСТЬЯ)

Das Glücksrad (Das Retd des Schicksals);
The Wheel of Fortune; La Rue de Fortune

 

 

АРХЕТИП Фортуна.
БУКВА Йод = Й, символы: указательный палец, вечность, могущество. Числовое значе­ние - 10.
ЧИСЛО * * * * * * * * * * 10 = символ совершенства. Число пира­миды из точек священной тетрактиды пифагорейцев, составленной из простых чисел от 1 до 4, в которой Многое снова становится Единым.
К.-Г. ЮНГ «Путь к цели вначале хаотичен и не оп­ределен, и ориентиры устанавливаются лишь постепенно. Да и сам путь не прям, а скорее цикличен. При более подроб-

 

  ном рассмотрении оказывается, что это спираль: прежние мечты возвращаются через некоторые промежутки времени, воплощаясь в определенные формы, об­разующие своего рода центр спирали.
ЦИТАТЫ «Человек до тех пор остается привязан к Колесу Судьбы, пока не осознает той сво­боды выбора, которая дана ему Богом. Тогда ему становится ясен и парадокса­льный замысел Природы, связавшей его, с одной стороны, по рукам и по ногам, с другой же давшей ему силу разорвать связывающие его путы, если он готов бу­дет терпеть боль, неизбежно сопровож­дающую подобные усилия, и встретить опасность, неизбежно поджидающую его на том спиралевидном пути, по которо­му он, оторвавшись от разбитого Колеса, будет подниматься все выше и выше». Фрэнсис Уикс
  «Не спрашивай: "Ну почему же это дол­жно было произойти именно со мной?", - потому что в глубине души своей и сам сознаешь, что притягиваешь к себе эти события, каковы бы они ни были». Беата Бишоп
ОБРАЗЫ Карма, кизмет, Провидение, постоянное круговращение, взлеты и падения Коле­са Солнца, постоянное движение Вселен­ной, поток человеческой жизни и судеб.
МАРСЕЛЬСКОЕ ТАРО Колесо Жизни, по закону которого за дождем неизбежно следует солнечная по­года, а за летом - зима. Чем ближе че­ловек к его внешнему краю (экстравер- тирован), тем быстрее движение. Колесо как символ небесного круговращения, в

 

  котором звезды и планеты указывают на судьбы людей. Анубис, египетский бог с головой шака­ла, взвешивающий души умерших. -Ти- фон, обезьяноподобное существо, бог разрушения и хаоса. Негативная, «иску­шающая» сторона Сфинкса.
ТАРО РАЙДЕРА-УЭЙТА Тифон в своей египетской форме как змей Сета. 4 существа из видения Иезе- кииля как символы четырех стихий, по своим книгам дающие вопрошающему ответ о его предназначении. На Колесе буквы: TORA или, в обратную сторону, ROTA, между ними - еврейские буквы тетраграммы JHVH, означающие божест­венное Провидение, постоянство. Сфинкс также покорен, покоен, что означает от­рицание случайного. Во внутреннем круге - алхимические символы серы, соли, ртути и воды. В центре нет никаких знаков, ибо у сере­дины нет имени. Если читать буквы на Колесе в том и другом направлении, в различных ком­бинациях, можно получить фразу, най­денную Полом Фостером Кейсом: ROTA TARO О RAT TORA ATOR, что в пере­воде с латинского означает: «Колесо Та- ро провозглашает Закон Атор» (Атор, Хатхор - египетская богиня, одна из ипостасей Изиды).
СОВЕТ На одной средневековой карте на колесе были изображены атрибуты четырех су­ществ и латинские девизы: Поднимается: Regnabo («я буду царство­вать»), Ослиные уши. Вверху: Regno («я царствую»). Человек с ослиными ушами.

 

  Опускается: Regnavi («я царствовал»). Вместо ушей - хвост. Внизу: Sum sine regno («у меня нет цар­ства»). Старик. Судьба складывается из двух компонен­тов: объективного события и отношения человека к нему, его реакция на событие.
КАЧЕСТВО Неожиданные перемены. Свободная иг­ра сил.
ЦЕЛЬ Прими свою судьбу.
ТЕНЕВАЯ СТОРОНА Фатализм, отчаяние.
ТРАДИЦИОННОЕ ТОЛКОВАНИЕ (плюс) Неожиданная удача, благопри­ятные перемены, начало нового, (минус) Перемены к худшему, человек не может повлиять на события, вмеша­ться в ход вещей.
СИНТЕЗ Эта «карта судьбы» всегда вызывает спор, что сильнее - свобода воли или предо­пределение? С одной стороны, для нас невыносимо думать, что жизнь во всех ее мельчайших подробностях предопреде­лена раз и навсегда, с другой же, полная свобода воли тоже кажется невероятной, потому что у нас не спрашивают согла­сия ни на что из происходящего, от ро­ждения до смерти. Даже когда говорят, что, вот, мол, я сам могу выбрать себе смерть и ее срок, это тоже не убеждает, потому что подобная «свобода» - лишь слегка завуалированное подчинение все той же неизбежной необходимости. Для меня свобода - это выбор реакции на событие: - одиночество Отшельника (IX) может быть невыносимым, но и творческим;

 

  – «закон и порядок» Аркана VIII могут служить препятствием, а могут и защи­той; – выход воина (VII) может быть поры­вом смелости или отчаяния; – выбор (VI) также может быть добро­вольным или вынужденным; – наведение порядка (IV) может прояс­нить дело, а может и запутать; – творческий подход (III) может дать толчок новому начинанию или завести в лабиринт, из которого трудно выбраться; – интуиция (II) может привести к исти­не, а может и завести в туман иллюзии; – ум (I) может подсказать правильное решение, а может свести все к холодно­му расчету. Таким образом, одно и то же движение Колеса одному человеку представляется подъемом, и он благодарит «Колесо Сча­стья», а другому - падением, и он про­клинает «Колесо Судьбы». Быть уверен­ным можно быть лишь в одном: Колесо не останавливается никогда - или, как выразился один француз в XV веке: Rien пе т'est sur que la chose incertaine [2]. Чем ближе мы к ступице Колеса, его центру, тем меньше ощущаем его движе­ние; чем ближе мы к его краю, тем си­льнее наши взлеты и падения. Это озна­чает, что интровертированному человеку живется спокойнее, экстраверту же по­стоянно приходится испытывать драма­тические переживания. Уэйт ввел в изображение этой карты символы TORA, JHVH, алхимические значки и покорного сфинкса, заменив,

 

  таким образом, старинные представления об игре случая и капризах Фортуны бо­жественным Провидением. Такой подход в значительной мере соответствует совре­менному представлению о том, что все ис­пытания, посылаемые человеку, необхо­димы ему для развития. То есть: ты до тех пор будешь «бить» свою машину, по­ка не станешь хорошо водить, не отучи­шься торопиться, не начнешь ценить ее возможности и лучше заботиться о ее со­стоянии, то есть обращать внимание на «мелочи», которым прежде не придавал значения или не хотел замечать. В этом данный Аркан обнаруживает определен­ное сходство с Повешенным (XII). Одна­ко тут, в этом Аркане, всегда присутству­ет и подъем, означающий в том числе и приятные сюрпризы, подарки судьбы.
СОБЫТИЙНОЕ ЗНАЧЕНИЕ Ситуации, о которых мы говорим: «Это судьба!», то есть такие, изменить ход ко­торых мы не можем; допустим, вам нуж­но в аэропорт, а поезд метро, на котором вы ехали, неожиданно встал посреди тон­неля. Выйти невозможно. Волнение и беспрестанное поглядывание на часы, ес­тественно, никак не помогут. Самое луч­шее в данной ситуации - согласиться с ней, принять ее как безвыходную и на­чать продумывать следующие шаги - на­пример, на чем можно будет побыстрее доехать до аэропорта, если поезд все- таки доедет хотя бы до следующей стан­ции, и что нужно будет сделать, если на самолет вы все-таки опоздаете. Если же окажется,' что и вылет задержали, поэто­му вы не опоздали, то, значит, вы успе­ли пережить и взлет, и падение Колеса в течение нескольких часов.

 

ДЕСЯТЬ СФИРОТ царство план
  иврит значение
  Кетер Венец царство разума божественный план
  Хохма Мудрость (теоретический разум)
  Бина Ум (практический разум)
  Гдола (Хесед) Любовь царство эмоций проявленная Вселенная
  Гвура (Дим) Справедливость (Сила)
  Тиферет (Рахамим) Красота (Милосердие)
  Недах Крепость царство природы
  Ход Слава
  Йесод Основа
  Малхут Царство общий итог
1. Кетер (Венец) = Перводвигатель  
2. Хохма (Мудрость) . = сфера Зодиака  
3. Бина (Разум) = сфера Сатурна  
4. Хесед (Благодать) = сфера Юпитера  
5. Гвура (Сила) = сфера Марса  
6. Тиферет (Красота) = сфера Солнца  
7. Нецах (Победа) = сфера Венеры  
8. Ход (Слава) = сфера Меркурия  
9. Йесод (Фундамент) = сфера Луны  
10. Малхут (Царство) = сфера Земли  
             

ДЕСЯТЬ СФИРОТ КАББАЛЫ С СООТВЕТСТВИЯМИ
У ИНДИЙЦЕВ И ГРЕКОВ

КАББАЛА ИНДИЯ ГРЕЧЕСКИЕ МУЗЫ

 


 

ДРЕВО ЖИЗНИ

 


XI. СИЛА

у Уэйта VIII

Die Stärke (Die Kraft); Strength (Force); La Force

 

 

 

АРХЕТИП Борьба с драконом.
БУКВА Каф = К или X, символ - полусогнутая ладонь, горсть. Числовое значение = 20.
ЧИСЛО 11 = число греха. Один шаг за пределы Десяти заповедей. Осенний пивной кар­навал в Германии начинается 11 числа 11 месяца в 11:11 по местному времени, а его оргкомитет состоит из 11 членов. Эпагомены - 11 дней, составляющих раз­ницу между солнечным годом (365 су­ток) и лунным годом (354 суток). Об их возникновении рассказывают такую ле­генду: Во времена, когда в году было еще 360 дней, солнечный бог Ра наложил заклятие  

 

  на свою супругу Нут, мать богов: она то и дело изменяла ему с другими любовниками, и Ра сделал так, чтобы она не могла рожать детей от них ни днем, когда царствует он сам, ни ночью, которой правит Луна. На помощь Нут пришел хитроумный Тот (Гермес). Он сел играть с богиней Луны, Селеной, и выиграл у нее одну семьдесят вторую часть года (360:72=5), то есть пять суток. Эти пять суток он прибавил к прежнему году. Так в году стало 365 дней. Эти дополнительные дни, самые жаркие дни года, начинались с восходом «Собачьей звезды» - Сириуса в июле месяце. И, поскольку они не при­надлежали ни Ра, ни Селене, Нут могла рожать детей в это время. Позже богиня Селена, видимо, проиграла кому-то еще один день, потому что в лунном году насчитывают 354 суток. Во многих культурах имелся такой пе­риод «межвременья», когда нормальный порядок вещей переворачивался вверх дном. Именно тогда проводились жен­ские празднества, на которых высмеива­ли мужчин, шабаши оборотней и дере­венский «мировой суд». Эти действия восходили по большей части к древнему культу Артемиды-Дианы, когда-то почи­таемой как «львица».
К.-Г. ЮНГ «Эротика - вещь сомнительная и всегда будет считаться таковой, какие бы зако­ны не принимались в будущем на этот счет. С одной стороны, она составляет неотъемлемую часть природного живот­ного начала в человеке и останется ею до тех пор, пока у человека есть живое

 

  животное тело. С другой же стороны, она сродни высшим формам проявления духа. По-настоящему она расцветает лишь тогда, когда дух и влечение нахо­дятся в гармоничной пропорции. Когда один или другой из этих аспектов отсут­ствуют, возникает перекос, дисбаланс, легко переходящий в болезнь. Преобла­дание животного начала деформирует че­ловека культурного, преобладание куль­туры дает больных животных».
ЦИТАТЫ «Все главные битвы ты носишь в себе самом. Единственная же твоя победа за­ключается в том, чтобы научиться дове­рять самому себе». Шелдон Копп «Не будь в нас животного начала, мы были бы кастрированными ангелами». Герман Гессе «Побороть темные желания можно не бледной, бессильной, не знающей ника­ких влечений добродетелью, а лишь другими желаниями, еще более страст­ными». Никоc Казандзакис
ОБРАЗЫ Основное качество: мужество. Самсон, Геракл, Лягушиный царь, Даниил во рву со львами.
МАРСЕЛЬСКОЕ ТАРО В противоположность Самсону, Гераклу и др. женщина на карте подходит ко льву ласково, осторожно - и сзади (с неосознаваемой стороны). Лев обычно ассоциируется с мудростью, а также со страстностью и с животным началом в человеке.

 


 

ТАРО РАЙДЕРА-УЭЙТА Уэйт присвоил этой карте номер VIII. На ней изображена лемниската («лежа­щая восьмерка»), как и на карте Мага (I). Женщина здесь закрывает льву пасть, то есть сила уже укрощена. Лев даст се­бя вести, как на поводке, на гирлянде из цветов («благое иго» и «легкое бремя» Божественного Закона). Красный лев в алхимии обозначает золото.
АНАЛОГИИ Лихо Одноглазое, доктор Джеки ль и мистер Хайд, граф Эдерланд.
СОВЕТ Укроти в себе зверя (с помощью любви и примирения с ним).
КАЧЕСТВО Мягкая сила, моральное превосходство, самодисциплина, мужество, гордость, владение собой, энергичность.
ЦЕЛЬ Укрощение, трансформация животного начала с помощью любви и примирения с ним.
ТЕНЕВАЯ СТОРОНА Разрушительная сторона силы, жажда власти. Похвальба. Неудержимое често­любие, безграничное самолюбование. Обыватели, падкие до сенсаций, люби­тели скабрезностей, ханжи, зануды-нев­ротики.
ТРАДИЦИОННОЕ ТОЛКОВАНИЕ (плюс) Доверие, обретение новой силы, овладение новыми навыками, духовная и телесная крепость, здоровье, (минус) Опасность получить рану, трав­му, всплеск низменных желаний, дур­ной вкус.
СИНТЕЗ «Карта Силы символизирует осознание и укрощение нашего животного (грешно­го?) начала, а также силу, мужество и энергию, которые возрастут, когда мы

 

  научимся управлять этим природным на­чалом. Нужно не подавлять, а лишь при­нять его таким, как оно есть, признать, что в нас (а не только в других) сущест­вуют "низменные желания", эти древние инстинкты и первобытные влечения. Та радость, которую испытывают буль­варные газетенки по поводу любой сен­сации, повышающей их тиражи, безжа­лостно смакуя самые жуткие детали оче­редного преступления ("чем хуже, тем лучше"), потому что-де их заботит "пол­нота информации", доказывает лишь, что "дух Джека-Потрошителя" по-прежнему жив в каждом из их читателей. И тот тон нарочитого возмущения, с которым эта "информация" подается, говорит лишь о молчаливом сговоре всего "добропо­рядочного общества", соглашающегося признать это пороком лишь за отдель­ными, особо редкостными маньяками. В том-то и состоит главная проблема: если мы не желаем назвать Лихо Лихом, не хотим признать существование в себе "зверя", то рано или поздно можем пасть его жертвой, начав вести себя так, что цивилизованному человеку внутри нас станет стыдно. (Вспомните о свинском поведении пьяных.) Лишь открыто пой­дя навстречу этому "зверю", мы сумеем укротить его. Если посмотреть вокруг, то мы увидим не тысячи даже, а мил­лионы таких непризнанных львов, кото­рые дружно рявкнут "Да!" в ответ на вопрос Диавола (XV), готовы ли они растерзать ближнего своего, хотя потом сами же ужаснутся этому. Неукрощенная Сила Льва имеет и еще одну сторону: это ощущение собственной

 

  одаренности и превосходства, кото­рое, будучи ничем не ограничено, часто перерастает в манию величия, деспотизм и крайние формы самолюбования. Ни готовность к самоуничижению, ни осуждающее морализаторство интеллек­та ничего не могут поделать с этим де­моном честолюбия. Ибо любое деяние, да даже любое высоконравственное намере­ние лишь увеличивают жажду самовос­хваления». Филипп Метман Алхимики, считавшие своей высшей це­лью превращение грубых веществ в благородную материю (золото, серебро), ис­кали для этого катализатор, который на­зывали «философским камнем» или «красным львом». Он олицетворяет риск увлечься материальной стороной алхи­мического Великого Делания, связанны­ми с ним искушениями славой и извест­ностью, вместо того чтобы использовать эти возможности с подобающим смире­нием, в тиши лаборатории, чтобы дове­сти до конца процесс трансформации собственной личности. Женская сила, олицетворяемая этой кар­той, основана на гармонии между живот­ным и цивилизованным началами чело­века. Она открывает второй десяток Стар­ших Арканов и во многом сродни Магу (I), открывающему первый десяток, муж­ская сила которого основана на гармонии между сознательным и бессознательным.
СОБЫТИЙНОЕ ЗНАЧЕНИЕ Период энергичной деятельности, муже­ства и повышенного риска. Успех и при­знание публики. Предпринимательский дух. Время ярких переживаний и сильных

 

  ощущений. Открытие животных ин­стинктов в себе (жадность, мститель­ность, жажда разрушения). Работа над собой средствами психотерапии, био­энергетики и т.д.
ОТРЫВОК из ЛИТЕРАТУРЫ Произнося слово «мужество», я имею в виду не только такие его значения, как «смелость» и «решительность», но и бо­лее глубокое, старинное его значение, подразумевающее мощь мысли, чувства и воли. Так оно точнее выражает то но­вое качество, которое ощущает человек, испытывающий «прилив мужества». Греки называли это ощущение enthousi- asmos, от чего идет наше слово «энтузи­азм», означавшее, собственно, «преис­полненный теоса», то есть одухотворен­ный Богом или новым качеством. Прежде, чем вновь преисполниться му­жества, человек должен длительное вре­мя пробыть в покое (карта IX), чтобы по-настоящему увидеть, услышать и ощу­тить саму Вселенную (карта X), а не одни лишь собственные представления о ней, да и то устаревшие (карта XI - «тень»). Однако такое мужество не есть нечто необычное или редкое. Его часто можно наблюдать у людей, возвратившихся из длительного, спокой­но проведенного отпуска (например, за ловлей рыбы). Нередко они начинают оправдываться, что вот, мол, сколько вре­мени потратили «зря», неизвестно зачем и так далее. Однако на самом деле у та­кого рыболова теперь хватит мужества взяться за такие вещи, о которых он две недели назад не смел и думать. Так что время это прошло для него вовсе не «зря».

 

  Это - ложное впечатление, вызванное на­шими культурными условностями. По опыту знаю, что свое мужество чело­век теряет по двум причинам. Первая предполагает некие внешние факторы, выбивающие человека из колеи; я назы­ваю ее «подножкой». Вторая, - я назы­ваю ее «блокадой», - включает факто­ры, действующие почти исключительно внутри каждого из нас. ПОДНОЖКА Впервые берясь за какую-то большую ра­боту, больше всего нужно опасаться под­ножки, которая называется «ошибка при сборке». Ее замечаешь, как правило, ко­гда кажется, что уже почти все сделано. Все детали собраны, подогнаны друг к другу, и вдруг, после многодневного тру­да, откуда-то берется еще одна, которую не знаешь куда пристроить. Какая-ни­будь подшипниковая втулка. Как можно было про нее забыть?! Неужели теперь придется опять все разбирать? И тут твое мужество уменьшается прямо на глазах. Как воздушный шарик: «пфф!» В таких случаях действительно больше ничего не остается, как начать все сна­чала. Разобрать мотор заново... Но то­лько после трех-, а то и четырехнедель­ного отпуска, чтобы успеть привыкнуть к этой мысли. Такие ошибки при сборке разного рода механизмов случаются довольно часто. И когда это происходит, нужно немед­ленно «замерить уровень» своего муже­ства: не снизился ли он, и если да, то насколько? Хуже всего - поддаться «му­жеству отчаяния» и пытаться наверстать

 

  упущенное время диким темпом и нече­ловеческими усилиями. Так можно лишь наделать еще больше ошибок. Как толь­ко мы обнаружим, что работу придется переделывать, нужно немедленно сде­лать перерыв, и чем больше, тем лучше. Другая подножка называется «переме­жающиеся сбои». Самое пакостное в них то, что эти сбои исчезают сами по себе в тот момент, когда мы наконец решили за них взяться. Плохой контакт - наибо­лее распространенная форма таких сбо­ев. Он отходит только тогда, когда мо­тоцикл вибрирует. Когда он стоит, все в порядке. Отыскать такой сбой почти не­возможно. Самое лучшее, что тут можно сделать, это попытаться вызвать его ис­кусственно; если же и это не помогает, то проще плюнуть и забыть о нем. Перемежающиеся сбои ведут к падению «уровня мужества» только тогда, когда человек серьезно верит, что починил свой мотоцикл. Поэтому при любом ремонте лучше прокатиться на нем для пробы пару сотен метров, прежде чем ставить точку. Если сбои все-таки будут повто­ряться, то это, конечно, будет действо­вать на нервы, но можно утешать себя тем, что это все-таки лучше, чем опять тащить мотоцикл в мастерскую, не зная, что же с ним делать. На худой конец можно взять с собой инструменты и, ко­гда опять засбоит, остановить мотоцикл и попытаться ликвидировать сбой «в ра­бочем порядке». БЛОКАДЫ 1. Самый распространенный и самый вредный вид блокады - это шаблонное

 

  мышление. Неспособность отойти от ста­рого шаблона, взглянуть на вещи по-новому, пересмотреть свои прежние пред­ставления. При ремонте мотоцикла надо просто «проснуться» и понять, что же это мы такое на самом деле делаем. Шаблон­ное мышление не позволяет нам этого. Типичный случай - когда мотоцикл про­сто не заводится. Факт налицо, однако человек его не видит. То есть он видит «мертвый» мотоцикл, но ему мешает шаблон: мотоцикл должен заводиться! Наткнувшись на такой шаблон, который вполне способен лишить человека значи­тельной доли мужества, нужно прежде всего замедлить темп действий. Тем бо­лее что его все равно придется замед­лить, раз мотоцикл не заводится. И - еще раз все продумать, проверить даже то, что уже счел до конца доделанным, чтобы убедиться, действительно ли ни­чего важного не забыто... Да просто по­сидеть, поглядеть на свой мотоцикл. Мысленно слиться с ним, как рыболов сливается со своей удочкой, не спуская с нее глаз. И тогда рано или поздно ты почувствуешь своеобразный толчок, лег­кий зов, идущий от какой-то маленькой и незаметной детали: вот она я! Это так же верно, как то, что в конце «Отче наш» в церкви всегда следует «аминь». Этот принцип незыблем, на нем весь мир держится. Главное - открыть глаза и обратить внимание на нужную деталь. Лучшим примером шаблонного мышле­ния я считаю индийскую ловушку для обезьян. Ее делают из пустого кокосово­го ореха, который привязывают к колы­шку. Внутрь ореха насыпают немного

 

  риса, который обезьяна может увидеть и достать через небольшое отверстие в скорлупе. Это отверстие достаточно ве­лико, чтобы она могла просунуть руку, но слишком мало, чтобы вытащить ку­лак с зажатым в нем рисом. Обезьяна хватает рис - и вот она уже в ловушке, и все из-за своего шаблонного мышле­ния. Она не в состоянии пересмотреть свое отношение к рису, понять, что сво­бода дороже риса в кулаке. Скоро при­дут крестьяне, чтобы поймать обезьяну. Вот они уже близко, вот подходят... Все! Обезьяна поймана. Какой общий со­вет - не конкретный, насчет ореха и ри­са, а именно общий - можно было бы дать несчастной обезьяне? Наверное, ей можно было бы повторить то, что я уже говорил о шаблонном мы­шлении - разве что в более резких вы­ражениях. Есть, конечно, конкретный факт, который должна понять обезьяна: разожми кулак - и ты свободна. Но как ей додуматься до этого факта? Только отказавшись от шаблона, согласно кото­рому рис для нее дороже свободы. А как ей от него отказаться? Вот тут-то и надо замедлить темп, продумать все еще раз, проверить даже то, что, как кажет­ся, уже доделано до конца, чтобы убе­диться, действительно ли ничего важно­го не забыто... И - правильно, перестать ковырять свой кокосовый орех, а просто посидеть, поглядеть на него. Мысленно слиться с ним, не спуская с него глаз. И тогда рано или поздно она почувствует своеобразный толчок, легкий зов, иду­щий от какой-то маленькой и незамет­ной детали: вот она я!

 

  Не мучиться из-за своей проблемы, а рассмотреть чистый факт, лежащий в ее основе. Тогда и «проблема» окажется не такой уж большой, как представлялось поначалу. С другой стороны, и сам факт, наверное, покажется уже не таким мало­важным. Вот какой совет, самый общий, можно было бы дать этой обезьяне. 2. Другая блокада, может быть, даже важнее предыдущей. Это - утрата муже­ства из-за завышенной самооценки. Са­мооценка тоже связана с шаблонным мышлением и даже является одной из его причин. Если ты высокого мнения о себе, то твоя способность воспринимать новое ограни­чена. Завышенная самооценка мешает те­бе осознать истинное качество окружа­ющих тебя вещей. И, когда факты неос­поримо доказывают, что ты сделал глу­пость, завышенная самооценка мешает тебе признать это. Когда же ты слышишь речи, пусть лживые, но говорящие в твою пользу, то скорее всего примешь их за истину. Завышенная самооценка обычно препятствует ремонту мотоцик­ла. Человек все время обманывается от­носительно своих способностей, то и де­ло ошибается, а возомнивший о себе ме­ханик просто ненадежен. Если скромность не относится к числу твоих достоинств, то завышенную само­оценку можно компенсировать, научив­шись изображать скромность. Сказав се­бе однажды, что ты не так ловок и умен, как кажется, ты лишь прибавишь себе мужества, когда факты подтвердят эти твои слова. Таким образом, ты сможешь

 

  продержаться на плаву до тех пор, пока новые факты не покажут, что это все-таки неправда. 3. Еще одна причина потери мужества - скука. Скука означает, что ты «потерял качество», выбит из колеи и не видишь, куда едешь, что ты устал быть начеку, а это означает, что твой мотоцикл подвер­гается большой опасности. Ощущение скуки - признак падения уровня муже­ства чуть ли не до ноля: бак пуст и, прежде чем браться за что бы то ни бы­ло, надо его наполнить. Если тебе скучно, выход тут только один: немедленно все бросить! Сходи в кино. Включи телевизор. Предоставь все воле Божией. Делай, что хочешь, только не прикасайся к своему мотоциклу. Ина­че в самое ближайшее время ты совер­шишь свою самую Ужасную Ошибку, и эта ужасная ошибка вместе со скукой окончательно тебя доконают, так что ты лишишься последнего своего мужества, и поделать уже ничего нельзя будет. Для меня самым лучшим средством от скуки служит сон. Когда человеку скуч­но, он засыпает легко и быстро, и наобо­рот: когда человек хорошо выспался, ску­чно ему никогда не бывает. Второе сред­ство - это кофе. Когда ни то, ни другое не помогает, значит, проблемы сидят го­раздо глубже, и это не просто скука. Скука тут - лишь сигнал, указывающий, что пора заняться этими проблемами - ведь ими так или иначе придется заня­ться когда-нибудь, - и решить их, пре­жде чем вернуться к своему мотоциклу. Самое скучное для меня - это мыть мо­тоцикл. По-моему, это вообще лишняя

 

  трата времени. Он же все равно опять заляпается, не успеешь выехать за воро­та. Лучший способ переварить какое-нибудь скучное занятие вроде мытья, сме­ны масла или смазки - это превратить его в ритуал. У привычных работ, как и у работ совершенно непривычных, своя эстетика. Мытье мотоцикла для меня сродни походу в церковь, где я тоже не ожидаю для себя ничего нового, хотя отношусь к службе очень внимательно: меня радует узнавание вещей, давно знакомых. Иногда бывает так приятно пройтись по знакомой тропинке. Очень мудрое отношение к скуке выра­ботал дзен-буддизм. Возьмите его корон­ное упражнение, «просто сиди» - каза­лось бы, что может быть скучнее? Если, конечно, не брать в расчет старинного индийского трюка с погребением зажи­во. Делать ничего нельзя; нельзя шеве­литься, думать, вспоминать о чем-то. Скука смертная, одним словом. И тем не менее, где-то в глубине этой скуки за­ключено то, чему, собственно, дзен-буд- дизм и учит. Что же это такое, что на­ходится в самой глубине скуки? Меня, конечно, могут спросить: «И что же, если я научусь всем этим упражне­ниям, то со мной больше ничего не бу­дет случаться?» Увы, случаться-то будет, причем все, что угодно. Но ведь главное не в этом. Глав­ное в том, чтобы научиться правильно жить. А это означает избегать ситуаций, которые могут лишить тебя мужества, и трезво смотреть на вещи. Хочешь уз­нать, как нарисовать самую совершенную картину на свете? Нет ничего проще!

 

  Сначала надо самому стать совершен­ным, а потом все нарисуется само собой. Ни картина, которую ты хочешь нари­совать, ни мотоцикл, который ты выну­жден чинить, не отделимы от твоего «Я». Если ты шесть дней в неделю, по­ка руки у тебя не доходят до мотоцикла, ведешь себя дурак дураком, то, спраши­вается, откуда возьмутся ум и навык на седьмой день, когда ты наконец решишь им заняться? Это же все взаимосвязано. Если же ты шесть дней в неделю жи­вешь дурак дураком, но на седьмой день действительно даешь себе труд задумать­ся о том, что и зачем делаешь, то, воз­можно, в течение следующих шести дней ты станешь уже немного умнее. Я думаю даже, что те факторы, из-за которых я теряю мужество в очередных жизнен­ных ситуациях, на самом деле служат для меня маяками правильной жизни. А мотоцикл, который мы с вами чиним тут все время, есть на самом деле лишь наше собственное «Я». Это не механизм, который находится где-то там, «во дво­ре», или его хозяин, который отдыхает от него у себя «дома», а две стороны од­ной и той же медали. И перейти в новое качество (равно как и отступить на два шага назад) они могут только вместе. Роберт М. Пирсиг «Искусство Дзен, или Ремонт мотоцикла и уход за hump

XII ПОВЕШЕННЫЙ

Der Gehдngte (Der Hдngende);
The Hanged Man; Le Pendu

 

 

АРХЕТИП Плен, тюрьма.
БУКВА Буква Ламед = Л, символ: протянутая рука, жертва. Числовое значение = 30.
ЧИСЛО 12=3х4=рубеж времени в человеческом мире. 1+2+3+4+5+6+7+8+9+10+11+12=78 78 - число карт Таро. 12 дневных и ночных часов, 12 месяцев. Иисус, в двенадцать лет вошедший во храм.
К.-Г. ЮНГ «Неосознанное все время пытается соз­давать немыслимые ситуации, чтобы вы­нудить индивида проявить себя с луч­шей стороны... Иначе человек будет удовлетворяться меньшим, будет неполноценен,

 

  не сможет реализовать себя. Немыслимая ситуация нужна, чтобы от­казаться от своих привычных желаний, привычных способов мышления, чтобы у человека не было иного выхода, кроме как положиться на неосознаваемую силу роста и развития».
ЦИТАТА «Заклинило? Это и есть точка начала отсчета нового сознания». Роберт Пирсиг
ОБРАЗЫ Вынужденный покой. «Авария». Интро- версия. Стойка на голове.
МАРСЕЛЬСКОЕ ТАРО Облако вдохновения: здесь - синие во­лосы, в других колодах - нимб или сия­ние. Скрещенные ноги = 4 (крест). Также - намек на карту Императора, которого часто изображают со скрещенными но­гами. Голова и руки = 3 (треугольник). 3x4=12. Земной крест над божественным треугольником - Иисус, несущий Свой крест, или Атлант, поддерживающий земной шар.
ТАРО РАЙДЕРА-УЭЙТА Т-образный крест (дерево), знак адепта (посвященного), символ исцеления и по­священия. Ноги складываются в гности­ческий крест. В отличие от большинства других колод у Уэйта Повешенный под­вешен за правую ногу. Это - указание на то, что он пошел на это сознательно. Побеги на дереве - признак роста новой силы. Перевернутая фигура Повешенно­го представляет собой аналог прямой фигуры на карте Мира (XXI). 12 - «пе­ревернутое» число 21.

 

СКРЫТЫЙ СМЫСЛ Внешняя неподвижность - это внутрен­няя свобода. Находясь на протяжении долгого времени вниз головой, лучше чувствуешь ритм собственного сердца. Он означает: «я существую». Восточные мистики называли этот ритм «надо» и считали, что он соответствует ритму Аб­солюта, то есть Космоса (по принципу микрокосм=макрокосм).
АНАЛОГИИ Согласно «Старшей Эдде», Один 9 дней висел на мировом древе Иггдрасиле, а сойдя на землю, нашел руны и преис­полнился мудрости и знания: «Знаю, висел я в ветвях на ветру девять долгих ночей, пронзенный копьем, посвященный Одину, в жертву себе же, на дереве том, чьи корни сокрыты в недрах неведомых».[3] Мировое Древо расположено вблизи ло­на матери-земли, возле Омфалоса, пупа мира. Оно соединяет между собой раз­личные «этажи» мира, спускаясь кор­нями в Подземное царство и уходя кро­ной в Небеса. Иггдрасиль источает мед, дающий силу и мудрость. Это древо (так же, как и деревья шаманов) растет све­рху вниз, с небес на землю. Волшебница Вельва поднимается по нему вниз (!), проходя одну за другой девять ступеней (или девять ветвей), ведущих к девяти мирам.

 

  По «Эдде», при помощи 12 магических рун можно заставить повешенного отве­чать на любые вопросы. Святой Петр, распятый вниз головой, что символизировало человека, каким он был до того, как Люцифер перевернул преж­ний порядок вещей. По легенде, на кре­сте Петр сказал: «Вот что говорит Господь втайне: Если не примете правого, если не признаете верха низом [т.е. высшее низшим], то не познаете Царства».
СОВЕТ «Глядя на мир вниз головой, я вижу его совершенно иначе». Шелдон Копп
КАЧЕСТВО Принятие своей судьбы и поиск ее глу­бинного смысла.
ЦЕЛЬ Освобождение, достижение зрелости, об­ретение мудрости, спасительный «спуск с небес».
ТЕНЕВАЯ СТОРОНА Уныние, пораженческие настроения.
ТРАДИЦИОННОЕ ТОЛКОВАНИЕ (плюс) Перемены в жизни, ощущение доверия, инициация, открытость всему новому. Внутренний покой, новый взгляд на мир. (минус) Лжеучение, высокомерие, со­противление всему новому, пораженче­ские настроения, страхи, пассивность, усталость, измена кому-то или чему-то.
СИНТЕЗ Число 12 представляет собой конец цик­ла. Новый цикл начинается опять с еди­ницы. Смерть и Воскресение - архетипические «станции» возле этого рубежа. Таким образом, карта Повешенного вклю­чает в себя и такие темы, как жертва,

 

  самопожертвование, жертвоприношение (отказ от прежних целей, представлений, мнений, вплоть до чувства собственного достоинства). Чаще всего она говорит о том, что что-то «заклинило», произошла «авария», человек бессилен, он не мо­жет ничего поделать. Как если бы Судь­ба в своей игре вдруг сделала ему «шах», и теперь человек вынужден отказаться от всех своих так хорошо продуманных замыслов, чтобы только избежать грозя­щего ему «мата». Это - препятствие, ко­торое само по себе еще не опасно, так что человек иногда даже не замечает его; однако оно обладает тем неприятным свойством, что, раз появившись, уже не исчезает, мешая движению вперед, и не исчезнет до тех пор, пока человек не из­влечет заложенного в нем для себя уро­ка. Зато урок этот часто оказывается жизненно важен. Будучи последней картой двенадцатири­чного цикла, Повешенный олицетворяет некий экзамен, который человек должен сдать, прежде чем вступить в следую­щий цикл. Все, что может помешать это­му, нужно оставить позади - старые при­вычки, представления и шаблоны, - во­оружившись лишь готовностью воспри­нимать и принимать то новое, что несет с собой следующий цикл. И, в отличие от карты Смерти (XIII), это происходит не за счет отказа от своей прежней лич­ности, а путем осознания того, что что-то где-то «заклинило» (что часто вос­принимается очень болезненно), и это ощущение не проходит до тех пор, пока человек окончательно не настроится на свой будущий цикл.

 

  Это, в частности, означает, что карта По­вешенного может символизировать риту­ал посвящения в те или иные ступени познания, экзамен на следующую сту­пень для адепта. И, поскольку адепты обычно сознательно идут на это, Пове­шенный в колоде Уэйта подвешен за правую ногу (означающую сознание).
СОБЫТИЙНОЕ ЗНАЧЕНИЕ Вынужденный перерыв, тупик; необхо­димость переждать бурю, сидя в одино­ком приюте на склоне горы, или машина не заводится как раз тогда, когда поза­рез надо ехать, или не можешь попасть к себе домой, потому что забыл ключи внутри; или после закрытия магазинов вдруг понимаешь, что забыл купить самое важное; или собрал чемоданы и не мо­жешь найти заграничный паспорт, и т.п. Причины такого перерыва могут лежать и глубже (например, болезнь), так что из-за них не только останавливается какое-то конкретное дело, но меняется и вся жизнь.
ОТРЫВОК ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ Например, заклинило винт на закрылке мотоцикла. Ты листаешь инструкцию, чтобы понять, нет ли у этого винта ка­ких-нибудь особенных функций, почему он не отвинчивается, но там сказано лишь: «снять закрылок» - в том непод­ражаемо лаконичном стиле, которым обы­чно пишутся инструкции, чтобы ни один нормальный человек не мог в них разо­браться. И если ты к тому же неопытный меха­ник, то будешь ковырять этот винт от­верткой до тех пор, пока не отвалятся руки - просто потому, что до сих пор ты всегда так поступал, и это всегда приводило к какому-то результату;

 

  однако на сей раз ты добьешься лишь того, что со­бьешь резьбу, и винт нельзя будет вы­винтить уже никак. Между тем твоя мысль давно обогнала руки, и ты уже видел то, что скрывается под закрылком - и вдруг тебе приходит­ся не только остановиться, но и заду­маться, и наконец до тебя доходит, что этот несчастный винт заклинило не про­сто так, что это - знак того, что закли­нило вообще все, и значит, мотоцикл се­годня уже не починить. Все, приехали. Такое случается очень часто, и не толь­ко в технике, но, например, и в науке: заклинило, и все. И инструкция тут уже не поможет, рав­но как и твоя хваленая научная смекал­ка. Не нужны никакие эксперименты, чтобы понять, что случилось. Случилась простая вещь: заклинило винт, и тебе надо что-то придумать, чтобы его вы­винтить. Это и есть точка начала отсчета нового сознания. Заклинило, и все. Приехали. Ау! - Нет ответа. Тяжелый удар по са­мосознанию (и самолюбию). А время-то уходит. И ничего сделать нельзя. Стыд­но-то как, не описать словами. Может, лучше отогнать мотоцикл к какому-ни­будь толковому механику, который дей­ствительно разбирается в технике? Если при этом у человека возникает же­лание шарахнуть по закрылку кувалдой, то это вполне закономерно и даже нор­мально. Или человек начинает размыш­лять, что бы предпринять, и больше все­го его привлекает возможность подта­щить мотоцикл к ближайшему мосту и
  столкнуть в реку. Потому что какой-то жалкий винт просто не имеет права так унижать свободную человеческую лич­ность. На самом же деле тут человек сталкива­ется с Великим Неизвестным западной цивилизации, с той пустотой в сознании, с которой он не знает, что делать. Запад­ный человек не может жить без кон­кретной идеи, без очередной рабочей ги­потезы. А давайте-ка попробуем взглянуть на ситуацию по-новому, исходя из того, что «заклинило» - это точка начала отсчета, то есть не самое худшее, а самое лучшее из всего, что только может быть. Не зря же дзен-буддисты сознательно стремятся к такому состоянию. Да они делают все возможное, чтобы их «заклинило», что­бы дух освободился, чтобы наступило ощущение «вечного начала». Представь, что «заклинило» тебя навсегда, что ты вечно будешь находиться в таком со­стоянии, - это поможет тебе больше, чем любые идеи, которые судорожно выра­батывает сейчас твой ум. Решение проблемы может сначала пока­заться совершенно неважным, а то и не­нужным, однако само ее наличие («за­клинило») со временем заставит тебя взглянуть глубже. И тогда ты поймешь, что «неважным» оно казалось из-за тво­его прежнего упрямства, которое и при­вело к тому, что тебя «заклинило». А теперь подумай о том, что это состоя­ние «заклиненности» когда-нибудь закон­чится, оно пройдет, даже если ты изо всех сил будешь пытаться удержать его. Твой дух сам, естественно и свободно,

 

  найдет решение проблемы, и этому ты тоже не сможешь помешать - если ты, конечно, еще не стал мастером дзенской «заклиненности». Страх перед нею не­обоснован, так как чем дольше ты пре­бываешь в этом состоянии, тем больше выигрываешь в качестве мышления, ко­торое и позволит тебе легко находить любые решения. Тебя «заклинило» - ну и что? Этого не надо ни избегать, ни бояться. Это со­стояние - психический предвестник под­линного Понимания: - Винты, они обычно настолько малы и так дешево стоят, что кажутся человеку неважными. Тебе же, чей взор ясен, а мысль обрела качество, ясно теперь, что данный конкретный винт вовсе не мал, не дешев и очень даже важен. Теперь ты видишь, что этот винт стоит столько же, сколько весь мотоцикл, потому что, пока ты его не вывинтил, тебе и от мотоцикла нет никакого проку. Так винт в этом но­вом свете становится символом твоей го­товности расширять свои горизонты. Какое именно решение ты найдешь, уже неважно, потому что любое решение бу­дет результатом роста качества. Найдя решение, понимаешь, каким простым оно было. Но понять это может лишь тот, кто его уже знает! Роберт М. Пирсиг «Искусство Дзен, или Ремонт мотоцикла и уход за ним»

XIII. СМЕРТЬ

Der Tod; Death; La Mort

           
     

 

АРХЕТИП Смерть.
БУКВА Мем = М, символ = вода, светлое, жен­ское. Числовое значение = 40.
ЧИСЛО 13 = несчастливое число. 12 - заверше­ние цикла (часы, месяцы); если нет пе­рехода к Единице, то новый цикл не на­чинается, наступает конец. Пробило три­надцать! У некоторых народов это число, наобо­рот, считается счастливым: Иисус + 12 апостолов = 13. На 13-й день после Его рождения волхвы увидели в небе свою путеводную звезду. До введения солнечного года - священ­ное число. В лунном году 13 месяцев.

 

  Лишь когда лунную богиню стали счи­тать «злой», тогда и число 13 преврати­лось в «чертову дюжину», а пятница/ 13-е число - в день неудач, потому что этот день посвящался матери богов Фрейе. 13-го или 15-го августа в Греции справляли праздник богини смерти, Ге­каты. Позже этот праздник стал днем Вознесения Богородицы. Числовое значение буквы Мем = 40: биб­лейский период. Сорок лет скитания по пустыне, сорок лет - длительность одно­го поколения, сорок дней пребывания Моисея на горе Синай, Иисус явился ученикам через 40 дней, 40 дней блужда­ния Илии по Хориву, 40-дневный пост перед Пасхой. Блаженный Августин пи­шет, что душа вселяется в эмбрион лишь на сороковые сутки беременности.
К.-Г. ЮНГ «Признать тот факт, что тебя со време­нем не станет, есть своего рода победа над временем. Не хотеть жить - это то же, что не хотеть умирать. Становление и уход - это одна и та же линия. Тот, кто сходит с этой линии, повисает в воздухе, глохнет. Достигнув среднего возраста, жить продолжает лишь тот, кто готов умереть вместе с жизнью».
ЦИТАТЫ «Для меня смерть - центральный факт моей жизни. Пройдет какое-то время, и все превратится в Ничто. Когда у меня хватает мужества взглянуть этому факту в лицо, все мои ценности сразу стано­вятся ясны мне... Я не трачу сил на ил­люзии. Имидж не играет для меня ника­кой роли. Я не задаюсь вопросом, пра­вильно или не правильно веду себя; я

 

  просто делаю то, что делаю, и остаюсь самим собой. Вот и все!» Шелдон Копп «Научи нас так счислять дни наши, что­бы нам приобресть сердце мудрое». Псалом 89:12 «Пальма сбрасывает листья и плоды, когда они созревают. Папаладжи (белый) живет так же, как пальма, пытающаяся удержать свои листья и плоды: «Это мое! Я не дам вам их взять, не дам есть». Как же пальме тогда народить новые плоды? У пальмы больше мудрости, чем у па­паладжи». Папаладжи «Если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если ум­рет, то принесет много плода». Ин. 12:24. «Смерть есть величайшее творческое на­чало, ибо в ней заключена вся тайна жизни. Смерть означает, что прошлое придется отбросить, что неведомого не избежать, что наше «Я» не вечно, и что окончательных решений не существует. Только поняв это, человек действитель­но начинает жить. Пытаясь удержать в себе дыхание, он лишится его; дав ему течь свободно, он найдет его». Алан Уотс.
ОБРАЗЫ «Черный человек», Сатурн - бог време­ни, старуха с косой, кума-смертушка.

 

  Чума («черная смерть»). Смерть как освобождение, как возвращение домой. Смерть как друг, и постоянный спутник.
МАРСЕЛЬСКОЕ ТАРО Скелет символизирует необходимость отказа от отождествления себя со своим телом. Серп убывающей Луны (Геката, также Астарта, богиня времени, приливов-от­ливов и перемен). Пора урожая. На многих вариантах этой карты ее на­звание не пишут — из страха, что придет та, чье имя будет названо. Положение рук и косы напоминает сим­вол Сатурна.
ТАРО РАЙДЕРА-УЭЙТА Вместо старухи с косой четвертый апока­липтический всадник с черным знаменем, на котором изображена мистическая ро­за, символ жизни и чистоты помыслов. На шлеме у него красное перо, алхими­ческий символ философского камня. Ре­ка олицетворяет вечное движение и раз­витие; на ней - корабль мертвецов фа­раона, символ пути к новой жизни. На заднем плане - Солнце, символ бес­смертия. Царь, женщина и ребенок прекло­нили колена, и лишь священник встречает Смерть стоя: символ твердости в вере. Смерть как естественный переход на следующую ступень бытия.
АНАЛОГИИ «Малые смерти». Ритуалы посвящения, включающие образ перехода через порог смерти. По-немецки zugrunde gehen (уме­реть) можно истолковать и как auf den Grund (zurьck) gehen - «вернуться к ис­токам».
СОВЕТ Перед Смертью все равны (полная де­мократия). Умереть - значит испытать

 

  самое яркое и, возможно, самое живое ощущение за всю свою жизнь. Это сов­сем не то, что обмереть. Ни
Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...