Доля ведущей десятки глобальных компаний по затратам
на НИОКР в патентной активности в 1999 г. [13]
Практика показывает, что доля количества патентов, принадлежащих ведущей десятке компаний в каждой отрасли, превышает 50% и достигает в производстве компьютерной техники 96%, что свидетельствует о том, что инновации становятся главным инструментом в технологическом доминировании этих компаний на глобальном рынке. Положение крупнейших по затратам на НИОКР глобальных компаний в десятке ведущих по патентной активности в 1999 г. приведено в табл. 5. Табл. 5 демонстрирует на основе [139], [140] и [31] место, которая занимает компания по количеству патентов в разные периоды времени, позволяя тем самым оценить динамику ее патентной активности, а также выявить наиболее агрессивные и амбициозные компании, обеспечивающие себе в будущем технологическое превосходство. Стратегическая роль патентования состоит в защите будущих инновационных достижений фирмы, как основы будущего доминирования на рынке. В условиях увеличивающейся нестабильности мирового рынка, особую ценность приобретают не знания, вложенные в уже разработанную продукцию, а знания, на основе которых в будущем может быть создана стратегически значимая продукция [31]. Таблица 5 Место глобальных фирм в топ-десятке по патентной активности [14]
Таким образом, приведенные выше статистические исследования, выполненные в работах [139], [140] и [31], полностью подтверждают основные положения настоящего исследования. Затраты на НИОКР – главное средство поддержания доминирования глобальных фирм даже при слабом росте продаж. Инновационная эффективность фирм определяется их способностью использовать новые технологические знания в организации, производстве и маркетинге. В условиях интенсификации процессов глобализации управление знаниями становится важным элементом менеджмента компаний, создавая предпосылки формирования стратегического инновационного менеджмента. Конвергенция технологических инноваций, глобализации и экономической деятельности очевидны. Неглобальные фирмы и фирмы с малым инновационным потенциалом явно проигрывают более крупным инновационным участникам. Управление одновременно корпоративными технологическими знаниями и бизнес-стратегиями, похоже, становится главным способом поддерживать конкурентное преимущество в условиях намечающейся тенденции к усилению глобальной конкуренции. Важным в управлении компаниями является разработка стратегий НИОКР, основанных на конкурентном отображении патентных траекторий фирмы и конкурентов, стратегических нужд фирмы, технологических траекторий, которые могут возникнуть в будущем. Ускорение коммерциализации проектов НИОКР становится необходимым, так как время реагирования на конкуренцию все более сокращается. Глобальное технологическое доминирование зависит от знаний, инновации и общего видения руководства компании.
Делая вывод о резком изменении отношения руководства глобальных компаний к инновациям, исследованиям и знаниям в 1998 – 1999 гг., можно утверждать о формировании в этот момент нового понимания стратегической роли и значения знаний в стратегическом доминировании компаний на глобальном рынке, которое сохранилось и еще более укрепилось в настоящее время. Данные табл. 6, взятые из [139], [140], [300], [303], [304] и [305], показывают относительные приросты валовой выручки и затрат на НИОКР лидирующих компаний мира в 2002, 2003 и 2004 гг. по сравнению с 1999 г. Часть данных о деятельности некоторых ведущих компаний отсутствует, и в представленной таблице они отмечены прочерком. Данные табл. 6 и прил. 3 и 4 свидетельствуют, что происходит всеобщая интенсификация инновационной активности глобальных компаний. Относительный прирост затрат на НИОКР для подавляющего большинства компаний опережает прирост валовых продаж, что свидетельствует о новом понимании стратегической роли и значения знаний и инноваций в конкурентной борьбе на глобальном рынке.
Таблица 6 Инновационная активность ведущих крупных компаний [15]
Химическая промышленность
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
BASF | 1,06 | 0,77 | 1,31 | 0,90 | 1,59 | 1,03 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Bayer | 1,17 | 1,25 | 1,29 | 1,43 | 1,39 | 1,34 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
DuPont | 0,96 | 0,46 | 1,08 | 0,49 | 1,09 | 0,48 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Hoechst | – | – | – | – | – | – | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Dow Chemical | 1,51 | 0,92 | 1,78 | 0,84 | 2,20 | 0,88 |
Продолжение табл. 6
| 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | |||
Фирмы | Относит. прирост продаж | Прирост затрат на НИОКР | Относит. прирост продаж | Прирост затрат на НИОКР | Относит. прирост продаж | Прирост затрат на НИОКР |
| ||||||
| ||||||
к 1999 г. | к 1999 г. | к 1999 г. | к 1999 г. | к 1999 г. | к 1999 г. | |
Rhone-Ponlenc | – | – | – | – | – | – |
Mitsubishi Chemical | – | – | – | – | 1,17 | 1,25 |
AKZO Nobel | 1,29 | 1,26 | 1,14 | 1,47 | 0,95 | 1,26 |
Imp. Chem. Ind. | – | – | – | – | 0,73 | 0,80 |
Asahi Chem. Ind. | – | – | – | – | 1,03 | 0,67 |
Degussa | – | – | – | – | – | – |
Sumitomo Chemical | – | – | – | – | 1,22 | 1,45 |
Monsanto | 0,55 | 0,42 | 0,57 | 0,40 | 0,64 | 0,40 |
Toreda Chem. | – | – | – | – | – | – |
Автомобилестроение | ||||||
Gen. Motors | 1,17 | 0,73 | 1,16 | 0,72 | 1,22 | 0,82 |
Diamler Crysler | 1,02 | 1,09 | 1,12 | 1,20 | 1,25 | 1,32 |
Ford Motor | 1,14 | 1,22 | 1,15 | 1,19 | 1,20 | 1,17 |
Toyota | 1,04 | 1,12 | 1,58 | 1,64 | 1,58 | 1,64 |
Volkswagen | 1,36 | 0,95 | 1,64 | 1,40 | 1,33 | 1,42 |
Fiat | 0,97 | 1,18 | 1,16 | 1,61 | 1,21 | 1,79 |
Honda Motor | 1,05 | 1,17 | 1,48 | 1,70 | 1,46 | 1,68 |
Renault | – | – | – | – | 1,18 | 0,93 |
PSA | – | – | – | – | – | – |
Mitsubishi Motor | – | – | – | – | – | – |
Robert Bosch | – | – | – | – | 1,43 | 1,50 |
Volvo | 1,35 | 0,50 | 0,97 | 0,76 | 1,15 | 0,86 |
Peugeot | – | – | – | – | 3,73 | 3,07 |
Audi | – | – | – | – | – | – |
Denso | – | – | – | – | 1,78 | 1,45 |
Аэрокосмическая промышленность | ||||||
Boeing | 1,06 | 0,86 | 0,99 | 0,87 | 1,03 | 0,99 |
Lockheed Martin | – | – | – | – | 1,33 | 1,17 |
United Technologies | 1,10 | 0,90 | 1,21 | 0,78 | 1,43 | 0,95 |
Raytheon | 0,87 | 0,86 | 0,93 | 0,84 | 1,04 | 0,84 |
Allied Signal | – | – | – | – | – | – |
British Aerospace | – | – | – | – | – | – |
Aerospatiale | – | – | – | – | – | – |
Textron | – | – | – | – | 1,07 | 2,68 |
Northrop Grumman | 1,95 | 2,05 | 2,98 | 2,15 | 3,40 | 2,70 |
Honeywell | 2,65 | 1,58 | 2,75 | 1,56 | 3,05 | 1,92 |
Rolls-Royce | – | – | – | – | 1,59 | 1,86 |
Bombardier | – | – | – | – | 3,67 | 1,90 |
Gen. Dynammics | 2,76 | 2,78 | 3,32 | 3,11 | 3,84 | 3,67 |
Snecma | – | – | – | – | 2,17 | 3,54 |
Goodrich | – | – | – | – | – | – |
Компьютерная техника | ||||||
IBM | 1,00 | 1,06 | 1,09 | 1,13 | 1,18 | 1,27 |
Hewlett-Packard | 1,20 | 0,99 | 1,56 | 1,09 | 1,70 | 1,04 |
Fujitsu | 0,85 | 0,77 | 0,00 | 0,00 | 1,02 | 0,69 |
|
|
Окончание табл. 6
| 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | |||
Фирмы | Относит. прирост продаж | Прирост затрат на НИОКР | Относит. прирост продаж | Прирост затрат на НИОКР | Относит. прирост продаж | Прирост затрат на НИОКР |
| ||||||
| ||||||
к 1999 г. | к 1999 г. | к 1999 г. | к 1999 г. | к 1999 г. | к 1999 г. | |
Compaq Computer | – | – | – | – | – | – |
Canon | 1,01 | 1,27 | 1,24 | 1,58 | 1,38 | 1,75 |
Xerox | 0,81 | 0,88 | 0,81 | 0,84 | 0,81 | 0,73 |
Dell Computer | 1,86 | 1,52 | 2,18 | 1,57 | 2,59 | 2,19 |
Ricoh | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 1,46 | 1,51 |
Sun Microsystems | 1,29 | 1,81 | 1,15 | 1,91 | 1,15 | 1,91 |
Apple Computer | 0,95 | 1,45 | 1,03 | 1,52 | 1,38 | 1,58 |
Casio Computer | – | – | – | – | 1,21 | 0,74 |
EMC Corporation | 1,35 | 2,36 | 1,55 | 2,18 | 2,05 | 2,58 |
Harris | – | – | – | – | – | – |
Bull | – | – | – | – | – | – |
Acer | – | – | – | – | 2,00 | 2,00 |
Программное обеспечение | ||||||
Microsoft | 1,96 | 1,72 | 2,54 | 3,11 | 2,54 | 3,11 |
Oracle | 1,32 | 1,64 | 1,42 | 1,78 | 1,42 | 1,92 |
Unisys | 0,78 | 0,91 | 0,82 | 0,95 | 0,81 | 0,98 |
Computer Associates | 0,60 | 1,56 | 0,63 | 1,56 | 0,63 | 1,56 |
ADP | 2,00 | 1,25 | 1,48 | 1,33 | 1,63 | 1,55 |
SAP | 1,70 | 1,57 | 1,93 | 2,06 | 2,22 | 2,28 |
Silicon Graphics | – | – | – | – | – | – |
America Online | – | – | – | – | – | – |
Imation | – | – | – | – | – | – |
Cadence Design Syst | 1,08 | 1,90 | 0,92 | 1,90 | 1,00 | 1,96 |
Novell | – | – | – | – | 1,09 | 0,78 |
Sybase | – | – | – | – | – | – |
Antodesk | – | – | – | – | – | – |
Informix | – | – | – | – | – | – |
Platinum Tech | – | – | – | – | – | – |
Нефтяная промышленность | ||||||
Exxon | 1,79 | 1,15 | 2,14 | 1,13 | 2,92 | 1,18 |
Shell | 0,00 | 0,00 | 2,27 | 0,73 | 2,99 | 0,66 |
British Petroleum | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 4,29 | 1,07 |
Mobil | – | – | – | – | – | – |
Veba | – | – | – | – | – | – |
Elf Aquitaine | – | – | – | – | 3,52 | 0,59 |
Texaco | – | – | – | – | – | – |
Chevron | – | – | – | – | 5,90 | 1,28 |
Mitsubishi Oil | – | – | – | – | – | – |
ENI | – | – | – | – | 3,70 | 0,91 |
Petrofina | – | – | – | – | – | – |
Petrobras | – | – | – | – | 1,97 | 0,99 |
Burman Castrol | – | – | – | – | – | – |
Schlumberger | 1,14 | 1,14 | 1,18 | 0,99 | 0,97 | 0,83 |
Imerial Oil | – | – | – | – | 0,95 | 6,09 |
В практическом плане в управлении инновационной деятельностью компаний вырабатываются подходы, методы, алгоритмы, инструментарий, которые позволяют компаниям добиваться конкурентных преимуществ и обеспечивают стратегическое доминирование на глобальном рынке. Это обусловливает необходимость системного подхода к исследованию процесса управления инновационной деятельностью крупных и глобальных компаний.
Выводы по главе 1
1. Инновации, нововведения, новшества – понятия, составляющие содержание инновационного процесса, под которым понимается процесс последовательного превращения идеи в товар через этапы фундаментальных и прикладных исследований, конструкторских разработок, маркетинга, производства и сбыта. Непосредственно инновационная деятельность компаний сводится к реализации трех основных задач: проведения инновационной процедуры проекта НИОКР, создания специфических (инновационно-ориентированных) видов ресурсов и надлежащего управления всеми видами ресурсов, а также формирования ресурсно-сбалансированного портфеля проектов НИОКР и управления им.
|
|
2. Ключевой особенностью мировой экономической системы сегодня становятся международная концентрация капитала и глобализация хозяйственной деятельности, а современное экономическое развитие характеризуется ведущим значением научно-технического прогресса и интеллектуализацией основных факторов производства.
Уже стал общепризнанным тот факт, что в глобальной конкуренции решающую роль играют инновации, и компании добиваются конкурентных преимуществ на глобальном рынке только посредством реализации инноваций. Компания, достигнув конкурентных преимуществ, может удерживать их после этого только посредством постоянных улучшений.
3. Стратегическое доминирование компаний на глобальном рынке связано с инновациями и знаниями. Компании, занимающие лидирующее положение в мире по объемам валовой выручки, от 1 % до 70 % от объема продаж своей продукции тратят на НИОКР. Текущее конкурентное положение этих фирм достигнуто за счет применения эффективных стратегий и технологического доминирования. Будущее конкурентное положение компании связывают с инновациями: те из них, кто желает занять более сильное положение, тратит на НИОКР больше.
Резкое увеличение патентной активности после 1997 г. свидетельствует о переоценке роли знаний как основы получения стратегического конкурентного преимущества на рынке. Знания представляют собой наиболее важный ресурс из всех имеющихся в распоряжении компании, а способность получать, интегрировать, накапливать, сохранять и применять их есть наиболее важный способ создания конкурентного преимущества.
4. Обладание знаниями является отправной точкой для компании к осуществлению инновационной деятельности. Формирование конкурентных преимуществ на основе инноваций может быть достигнуто только посредством их реализации, воплощения в новых товарах и в использовании новых технологий. Это, в свою очередь выводит, компании на новый технологический уровень, обеспечивая технологическое превосходство перед конкурентами, на основе которого и формируются конкурентные преимущества. Для успеха в глобальной конкуренции компании не достаточно иметь конкурентные преимущества, важно выбрать и сформировать правильную стратегию.
Выявленная последовательность «знания – инновации – технологическое превосходство – конкурентные преимущества – стратегия и стратегическое управление компанией – успех в глобальной конкуренции» объясняет современные этапы достижения успеха в глобальной конкуренции, обосновывает важность знаний и инноваций в конкурентной борьбе, неразрывно связывает менеджмент знаний, инновационный, технологический и стратегический менеджмент. Это обусловливает формирование нового понимания в управлении глобальными компаниями и видения со стороны высшего руководства.
5. Важным в управлении компаниями является разработка стратегий НИОКР, основанных на конкурентном отображении патентных траекторий фирмы и конкурентов, стратегических нужд фирмы, технологических траекторий, которые могут возникнуть в будущем. Ускорение коммерциализации проектов НИОКР становится необходимым, так как время реагирования на конкуренцию все более сокращается. Глобальное технологическое доминирование зависит от знаний, инновации и общего видения руководством компании.
|
|