Методы и инструментарий стратегического управления инновационной деятельностью компаний
Проблемное поле, задачи, методы и алгоритмы стратегического управления инновационной деятельностью компаний В рамках настоящей монографии был проведен анализ специализированной литературы с целью выявления проблемного поля стратегического и инновационного менеджмента и опыта управления успешно действующих на глобальном рынке компаний. Акцент был сделан на исследование зарубежных специализированных периодических изданий, так как именно там предполагалось найти результаты последних исследований и научных достижений в области стратегического инновационного менеджмента. В качестве источников использовались следующие зарубежные научно-периодические издания: 1) Management Review (журнал «Менеджмент»); 2) Strategic Management (журнал «Стратегический менеджмент»); 3) Journal of Product Innovation Management («Журнал продуктового инновационного менеджмента»); 4) Journal of Strategic Marketing («Журнал стратегического маркетинга»); 5) Californian Management Review (журнал «Менеджмент Калифорнийской школы бизнеса»); 6) Management Science (журнал «Наука менеджмент»); 7) Research and Technology Management (журнал «Исследования и технологический менеджмент»); 8) Journal of Marketing (журнал «Маркетинг»); 9) Sloan Management Review (журнал «Менеджмент Слоановской школы бизнеса»); 10) Business in Europe (журнал «Бизнес в Европе»); 11) American Business Review (журнал «Бизнес в Америке»); 12) Business and Health (журнал «Бизнес и здоровье»); 13) Electronic Business (журнал «Электронный бизнес»); 14) Harvard Business Review («Гарвардский журнал бизнеса»); 15) European Management Journal (журнал «Менеджмент в Европе»); 16) Journal of Evolutionary Economics (журнал «Развитие в Экономике»); 17) IEEE Transactions of Engineering Management (сборник статей «Менеджмент инженерных разработок»); 18) Industry Week (газета «Промышленность за неделю») и др.
Анализ проблемного поля инновационного менеджмента и исследование опыта управления действующих на глобальном рынке компаний позволил выявить следующий комплекс взаимосвязанных задач и проблем. К задачам, в частности, относятся: 1) прогнозирование и планирование стратегической инновационной деятельности; 2) отбор проектов и формирование портфеля проектов НИОКР; 3) организация процесса глобальных НИОКР; 4) управление знаниями; 5) управление персоналом. Основываясь на приведенной классификации и учитывая базовые положения, изложенные в главе I, к основным задачам стратегического инновационного менеджмента относятся следующие. 1. Определение сравнительных преимуществ компании и превращение их в конкурентные. 2. Мониторинг базовых технологий и спектра их развития. 3. Определение приоритетов стратегического развития компании и роли в этом отдельных проектов НИОКР. 4. Создание устойчивого конкурентного преимущества компании на основе полученных знаний и проводимых НИОКР. 5. Обеспечение воспроизводства качественных человеческих ресурсов в сфере менеджмента НИОКР. 6. Получение, использование, правовая защита и эффективное управление знаниями. 7. Управление потоком проектов НИОКР. 8. Управление общими и специфическими (инновационно-ориентированными) видами ресурсов. 9. Управление непосредственным процессом осуществления НИОКР. В табл. 8 указаны литературные источники, в которых нашли отражение вопросы по предложенной выше классификации. В табл. 9 приведен автобиографический список ученых, занимавшихся исследованиями в указанных областях.
Таблица 8 Классификация основных современных проблем управления глобальных компаний [25]
Таблица 9 Список ученых, занимавшихся исследованиями в указанных областях [26]
Инструментарием стратегического инновационного менеджмента, позволяющим решать стоящие перед ним задачи, являются методы и алгоритмы. Современный инструментарий отличается высокой степенью эффективности применения в практической деятельности крупных компаний. К ним, в частности, относятся:
1) современные методы планирования и прогнозирования; 2) современные эвристические алгоритмы и методы отбора проектов; 3) современные эвристические алгоритмы и методы организации, глобального управления НИОКР и т.д.; 4) мониторинг и аутсорсинг технологий; 5) обучение персонала; 6) обучение высшего руководства компаний. Задачи стратегического инновационного менеджмента и инструментарий их разрешения приведен в табл. 10.
Таблица 10 Задачи и инструментарий стратегического инновационного менеджмента [27]
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|