II. Анализ социокультурной деятельности ДК им. С.М. Кирова
Дворец культуры имени С.М. Кирова расположен на площади между Большим и Средним проспектами Васильевского острова. В XVIII - XIX веках эта территория была частью Смоленского поля, на котором проводились казни. В 1930 году здесь было решено возвести Василеостровский дом культуры. Для этого был организован архитектурный конкурс. В его условия включались создание большого театрального зала на 4000 мест, малого зала, кинотеатра, лектория, библиотек, спортивных помещений, обсерватории, детских комнат, комнат для клубных занятий. По результатам конкурса первую премию получил проект Н.А. Троцкого и С.Н. Козака. Архитекторы предложили строительство здания, решённого в стиле конструктивизма. Его фасады должны были содержать большие остеклённые поверхности. Невысокая башня увенчивалась куполом обсерватории. После победы на конкурсе архитекторы серьёзно переработали свой проект. Конструктивизм было решено соединить с только что входившей в моду неоклассической архитектурой. В результате большие стеклянные площади фасадов оказались заменены монументальными классическими формами. Объём Большого театрального зала было решено выделить в отдельном крыле, проектируемом в юго-западной части участка. Закладка здания состоялась в дни празднования 13-й годовщины Октябрьской революции 1917 года. Строительству способствовали массовые воскресники рабочих и служащих Балтийского завода, «Севкабеля», заводов «Красный гвоздильщик», «Пневматика», «Электроаппарат», студентов Университета, Горного института. Первая очередь Дворца культуры была сдана 5 мая 1933 года. В открывшемся ДК начали работать театр, библиотека, физкультурный и детский центр. Газета «Ленинградская правда» писала:
«На Васильевском острове, на бывшем Гаванском поле, на месте свалки, на месте царских кабаков вырастает величайший в союзе Дом культуры, вместимостью в 12 тыс. человек,- подлинно Днепрострой культурного строительства. Бригада каменщиков тов. Антонова укладывала по 2500-3000 кирпичей в день при норме 1300. Бригада формовщиков тов. Шалемова 40 часов не уходила с работы, когда собирала и устанавливала потолочную ферму театрального зала…». На торжественном открытии Дворца культуры трудящиеся Василеостровского района выразили желание дать ему имя С.М. Кирова, что было приведено в исполнение в 1934 году. Строительство продолжалось до 1937 года, проект не был завершён. Не были построены Большой театральный зал и западное крыло, соединяющее его с основным корпусом. Однако и в недостроенном виде Дворец культуры имени С.М. Кирова стал самым большим в Ленинграде. В глухих нишах фасада здания планировалось разместить барельефы, посвящённые социалистическому строительству. В 1935 году для их создания был организован конкурс, результаты которого так и не были реализованы. Внутреннему убранству залов уделялось особое внимание. Ряд помещений был оформлен с использованием мрамора и ценных пород дерева. Огромный Мраморный зал был предназначен для массовых развлечений и танцев. Формы построенного здания создавали впечатление большого корабля. Этому способствовали не только облик здания, но и близость Финского залива и просторные пустые площади вокруг Дворца культуры. Это свободное пространство также было переустроено. В 1930-х годах до Среднего проспекта был расширен Василеостровский сад. Во время Великой Отечественной войны во Дворце культуры работал госпиталь. Здание сильно пострадало от бомбёжек. Сгорели крыша, Мраморный зал, ряд других помещений. В 1948-1950-х годах на площади перед зданием по проекту Е.Ф. Владимировой и В.Д. Кирхоглани был разбит сквер. В 1968 году ближе к Большому проспекту были построены два павильона.
С 1967 до середины 1980-х годов здесь работал кинотеатр Госфильмофонда «Кинематограф». В 1990-х годах во дворце культуры был открыт Дом национальных культур, чья деятельность к настоящему времени прекращена. В настоящее время помещения здания сдаются в аренду под офисы. 17 января 2005 года площадь перед главным входом в Дворец культуры была названа именем первого мэра Санкт-Петербурга - А. Собчака. В здании ДК находятся: курсы английского языка, курсы массажа, класс фортепьяно, вокальный ансамбль «Жаворонок», мягкая игрушка, изостудия, хореография, современные танцы, класс гитары, драматическая студия «Фортуна», кройка и шитье, вязание, аргентинское танго, скорняжные работы, народный театр оперы, русский народный хор, ансамбль старинного русского романса, клуб кактусистов, клуб садоводов. Так как основной целью культурного центра ДК им. С.М.Кирова является приобщение посетителей к духовно-культурному опыту человечества (формирование духовной культуры) и научение этим опытом пользоваться во благо себя и общества, находить им применение в проектируемой в будущем или реализуемой в настоящем в практической деятельности, то рациональной организация социально-культурной деятельности населения считается та, которая способствует возникновению у посетителей духовно-ориентированных нравственных, социально-значимых потребностей (потребностей в нравственно-мотивированном творческом самовыражении и самореализации, потребностей сближения поколений и сохранения национальных культурных памятников). Нравственные знания посетителей, формируемые в ДК им. С.М.Кирова, предполагают определение совокупности духовных ценностей жизни, роли и места каждой личности в социуме, значения социальной активности этой личности. Работа организатора социально-культурной деятельности по формированию этих знаний рассчитана на выработку нравственных потребностей у населения в процессе овладения нравственными знаниями. Нравственные потребности современных людей, в том числе у посетителей культурного центра ДК им. С.М.Кирова, характеризуются рядом отличительных особенностей в сравнении с нравственными потребностями предыдущих поколений. Прежде всего, в усилении роли первичных потребностей (в выживании и безопасности). Это связано с тем, что в современном общественном сознании принципы коллективизма уступили место концепциям идеализации отдельной личности, отдельной культуры.
Нравственные знания как содержательная база социально-культурной деятельности в культурном центре ДК им. С.М.Кирова нацелены на формирование в людях активно-деятельностной позиции, стремления к содержательному наполнению свободного времени в соответствии с социально-значимыми представлениями о культуре. Показательной кульминацией культурной деятельности, организуемой специально с этой целью является проживание множества самых разных коллективно-деятельностных моментов. В такой деятельности в ДК им. С.М.Кирова каждый из участников проживает: во-первых, духовную общность со своими друзьями, педагогами, родителями (и это отвечает цели формирования нравственно окрашенных коллективистско-деятельностных потребностей у посетителей дворца, потребностей общения с представителями разных поколений). Во-вторых, удовлетворение от качества реализации собственных творческих способностей, от результатов ненапрасных подготовительных усилий (это отвечает цели формирования активной творчески-деятельностной позиции, самоутверждению людей в творчестве, потребности привносить вклад в культурные ценности человечества). И, наконец, нравственные знания как содержательная база социально-культурной деятельности ДК им. С.М.Кирова являются средством их первичного предметно-профильного самоопределения, так как формируют мотивацию поиска в ситуациях примирения людьми на себя определенных других ролей. Так как ДК им. С.М.Кирова может посещать человек любого возраста, то создается та самая цепь преемственности поколений, которая формируется лишь практически в реальных делах, а не по учебникам и красочным журналам. Иначе говоря, участие в секциях, кружках, мероприятиях культурного центра связано с появлением у посетителей определенных практических умений, классифицируемых как предметные, профильные (предметно-профильные) и первичные профессиональные.
Культурный центр ДК им. С.М.Кирова - совершенное явление культуры, проявление «весьма» содержательно наполненного свободного времени населения, образец удивительно емкой комплексности объединений и очагов культуры на отдельно взятом участке. Времяпрепровождение народа в ДК в виде культурного досуга имитирует жизнь, создает универсальную картину мира, вводит человека в жизнь этой картины, заставляет его подчиниться определенным правилам игры. Поэтому иногда культурный центр формирует поле для психологической разрядки посетителей, снятия напряженности, агрессивности, разрушительности и тому подобное с помощью, например, секций единоборств, а иногда сильнейшим образом заряжает души людей могучей энергией и силой.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|