V. Пути совершенствования СКД в ДК им. С.М. Кирова
⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 социальный культурный досуг Программа развития культуры и искусства в Невском административном районе утверждается ежегодно начальником отдела культуры территориального управления Невского административного района Санкт-Петербурга в соответствии действующим законодательством в области культуры, с учетом запросов и потребностей различных категорий населения и имеет несколько приоритетных направлений. Исходя из задач, поставленных в данной курсовой, можно отметить некоторые шаги на пути совершенствования социально-культурной деятельности в центре ДК им. С.М.Кирова. Во-первых, это сохранение культурного и исторического наследия. Во-вторых, поддержка художественного творчества и потенциала населения. В-третьих, распространение ценностей культуры, путём привлечения посетителей. И, наконец, организация, освоение и распространение информационных ресурсов средствами библиотечно-бибилографического обслуживания населения. Всё возрастающая объективная потребность в укреплении семьи, как одной из высших моральных ценностей общества, наряду с социально-экономическими, идеологическими и другими факторами органически связана с решением задач социального воспитания. Традиционно, культурный центр остаётся авангардным социально-культурным институтом. Существует проблемная общественная задача: всемерно включить семью в социально-воспитательную систему. В этом вопросе полноценно позволяет действовать социально-культурная деятельность в культурном центре ДК им. С.М.Кирова. Являясь важным инструментом гуманизации, социализации и инкультурации личности, семья не может не отражаться в социально-культурной сфере, а именно в рассматриваемом объекте.
В ряду ведущих факторов, влияющих на активность семьи, создание благоприятной атмосферы в ЦК ДК им. С.М.Кирова, прогрессирование рекреационной и воспитательной функции этого социального института является уровень разумного использования свободного времени, содержательность досуга и его организованная активность. В основе организации и оптимизации среды досуга в «Троицком» главное место должна занимать социально-культурная деятельность, так как в социально-культурной сфере приоритет отдаётся активному деятельному подходу в семейном воспитании, развитии культуры досуга и внедрение в семейный социум гуманизма и нравственности. В настоящее время социокультурная деятельность там должна широко развивать свою социально-педагогическую направленность. Прежде всего, это выражается в активизации занятиями проблемами семьи и семейного воспитания. Важным аспектом в деле оптимизации социально-культурного уровня ДК им. С.М.Кирова является развитие через социокультурную деятельность специфических социальных связей - духовных коммуникаций, высшей формой которых считается социокультурное общение. Принципиальное условие действенности оптимизации социально-культурного уровня «Троицкого» есть органическая взаимосвязанность с культурной политикой, что на современном этапе приобретает особое значение, ибо культурное развитие всё в большей степени приобретает общесоциальное звучание. Оптимизация социально-культурного уровня ДК им. С.М.Кирова, происходящая через социально-культурную деятельность, является составной частью общей государственной и общественной политики. Это столь же важно, как политика экономическая и социальная, так как с её помощью осуществляется активное регулирование не только сферы культуры и культурной деятельности, но и оптимизация общего социального уровня. То есть через оптимальную организованность социально-культурного уровня социума в культурном центре, происходит улучшение общего социального уровня.
Для разрешения поставленной нами задачи по оптимизации социокультурного уровня ДК им. С.М.Кирова важно концептуально разработать и использовать универсальную систему взаимодействия специалиста социально-культурной деятельности (в частности социального педагога сферы досуга) и посетителя, направленной или влияющей на повышение культурного уровня населения. В этом и будет поиск продуктивных идей, направленных на инкультурацию социума. На современном этапе развития в связи с резкой поляризацией социальной и экономической дифференциации общества наблюдается кризис отношений между социумом и личностью, школой и семьёй, а также государственной идеологии в целом, ранее направлявших педагогический процесс, возрастает роль семейного воспитания. В данной ситуации немаловажное значение приобретает фигура социального педагога социально-культурной деятельности (или сферы досуга). Следовательно, для того, чтобы решить актуальную проблему оптимизации социокультурного уровня ДК, требуется выявить и чётко обозначить функции социального педагога сферы досуга, основанные на глубоких знаниях не только социальных и культурных особенностей современного общества, но и на знаниях психоанализа и практической психологии. Необходимо подойти к анализу и решению социально-педагогических проблем по оптимизации социокультурной деятельности культурного центра в новом аспекте и с разработанной психолого-педагогической методикой социально-культурной деятельности, отражающей направление изменения социальных и духовных запросов общества и в то же время учитывающей содержательные особенности сферы культуры. Практически разработать такую универсальную систему по оптимизации социально-культурного уровня «Троицкого», которая в синтезе с социальным воспитанием должна объединить многие теоретические и практические разработки, увеличив возможности социального педагога сферы социально-культурной деятельности и упрочив его роль в современном обществе. Игровой процесс должен быть разнообразно полезен. Обязательно присутствие в «Троицком» следующего: игра-труд, игра-искусство, игра-досуг, игра-отдых, игра-загадка, игра-разрядка, игра-тренинг, игра-упражнение, игра-развлечение, игра бессознательное влечение, игра-воображение, игра-ориентация, игра-коррекция, игра-общение, ролевые игры и так далее. Многие игры синтезируют в себе по несколько из этих видов. В любой из этих игровых форм должно быть проявление индивида с различных сторон человеческой личности. А.С. Макаренко и Л.С. Выготский видели возможность для человека почувствовать себя в игре «чем-то более высоким», подняться не «голову выше самого себя», приобрести «высшие нравственные достижения, которые завтра станут среднем уровнем. Моралью».
Образовательные учреждения к настоящему времени уже накопили определенный опыт организации народных праздников как образцов социально-культурной деятельности посетителей. Но, чтобы её совершенствовать в ДК им. С.М.Кирова необходимо регулярными сделать празднования Нового Года с элементами традиционного Рождества, Масленицы, Жаворонков, Осенин; организовать Покровские ярмарки, семейные праздники здоровья по типу традиционных мужских игр-забав - «кулачных» боев, «свалок-сцеплялок», боев «стенка на стенку» и других. Должны быть организованы классы национальных культур - башкирские праздники Сабантуй, Карга - туй (весенний обрядовый - «вороний» - праздник) и тому подобное. Среди моментов народных праздников в ДК им. С.М.Кирова должны быть элементы возрастной и символико-статусной инициации (в традиционной народной культуре - обрядов перехода подростков во взрослую жизнь, сопровождаемые выполнением сложнейших заданий - демонстраций силы и мужества, ремесленных знаний и умений, прочее), элементы массовых состязаний в ловкости, выносливости, то есть элементы ритуализированных игр. Главным атрибутом таких торжеств должны стать фольклорная песня, ритуальный танец и обрядовая игра. Особенностью использования фольклора и народной хореографии является акцентуацией аутентичных образцов фольклора (или приближенных к аутентичным) как образцов настоящей народной музыки, настоящей народной хореографии - «музейных» реликвий человечества. Использование таких вариантов народного искусства имеет не только значение собственно культурное, социализирующее, но и значение оздоровительное, «этнотерапевтическое», удовлетворяя потребность молодых людей в активной творческой деятельности, в самореализации, в самовыражении и самоутверждении.
Использование аутентичных образцов народного искусства должно иметь значение и воспитательное, формировать в подрастающем поколении новую культуру - культуру межнационального общения, так как она должна позволять участвовать в праздниках не только своего народа, но и праздниках других народов, живущих на одной территории, заставлять увидеть уникальность национальных культур и задуматься над значением мирного сосуществования народов. Анализ имеющегося опыта социально-культурной деятельности в КЦДК им. С.М.Кирова показывает, что на сегодняшний день, во-первых, должны иметься разные модели культурно-досуговых объединений, специально изучающих народную культуру и, в частности, праздничный ее аспект (детские фольклорные объединения, кружки народной хореографии, краеведческие объединения, другое). Во-вторых, так как наблюдается тенденция к возрождению традиционных форм культурно - досуговой деятельности, человечеством вновь должно быть открыто непреходящее социализирующее значение отдельных (в частности праздничных) форм народной культуры. В-третьих, так как наблюдается тенденция к возрождению традиционных форм культурно - досуговой деятельности, человечеством вновь должен быть открыт оздоровительный эффект отдельных ритуализированных форм народной культуры, способствующих удовлетворению потребностей молодежи в творческой самореализации, в самовыражении и самоутверждении. В-четвёртых, народный практический опыт должен быть оценен педагогической наукой и на этой основе созданы модели культурно - досуговых технологий по использованию в воспитательном смысле различных проявлений народной культуры (игровая технология, костюмированное зрелище, экспедиционно-архивное дело). И, наконец, должен имеется опыт оценки качественного уровня понимания подрастающим поколением роли, значения и сущности образцов социальной культуры. Таким образом, социально-культурная деятельность центра ДК им. С.М.Кирова прежде всего, должна включать, во-первых, организацию постоянных занятий по всем областям искусства в рамках работы художественных ансамблей и заинтересованных кругов.
Во-вторых, организацию конкурсов, фестивалей, просмотров представляющих достижения любительского художественного движения. В-третьих, организацию творческих лабораторий, пленэров и других образовательных форм, позволяющих развивать литературные, пластические и фотографические способности. И, наконец, организацию празднеств, представляющих культурные достижения города и представляющих возможность для отдыха и интеграции жителей. Предложенный метод, в высшей степени универсален, достаточно прост в усвоении, если его хотя бы раз применить на практике, то есть лично провести экспертизу и рассчитать приоритеты. Кроме простоты у данного метода еще, по крайней мере, три бесспорных преимущества: он не строится на статистических данных, качество которых не всегда соответствует действительности; метод позволяет выбрать практически любой критерий для оценки соотношений (конструктивный, технологический, экономический, социальный); объективно использовать в полной мере личный опыт специалистов, что, по нашему мнению, даст возможность получить наиболее правильную оценку. Предложенная модель позволит разработать концепцию развития социально-культурной сферы в регионе, а также выделить задачи, которые должны решаться в рамках предприятий данной сферы в регионе, установить приоритеты в выделении инвестиций, распределении материально-технических и иных ресурсов среди хозяйствующих субъектов социально-культурной сферы. Принципиальная модель достижения необходимых уровней специализации и кооперирования СКД должна строиться с помощью горизонтальной и вертикальной интеграции. Горизонтальная интеграция представляет собой объединение учреждений и организаций, налаживающих тесное взаимодействия между ними «по горизонтали», с учётом совместной деятельности учреждений и организаций, выпускающих однородный продукт и применяющих сходные технологии. Вертикальная интеграция представляет собой производственное и организационное объединение, кооперацию, взаимодействие учреждений, организаций, связанных общим участием в производстве и реализации продукта. В соответствии с представленной моделью важно обеспечить необходимую производственную ориентацию структурных элементов разных функциональных комплексов на удовлетворение дифференцированного спроса населения на продукцию и услуги социально-культурной сферы. Для обеспечения необходимого уровня специализации необходим выбор и обоснование критериев, которые должны: давать однозначную абсолютную оценку уровня специализации, позволяющую сравнить во времени специализацию одного учреждения, организации СКД с другим; показывать относительный уровень экономической и социальной эффективности специализации; допускать агрегирование от низшего звена реализации продукта (от учреждения, организации СКД) до высшего (до отрасли, социально-культурной сферы в целом); реагировать на изменения технической оснащённости учреждения, организации социально-культурной сферы; отличаться простотой расчёта, планирования и учёта; обладать универсальностью применения. Критерии специализации, можно установить исходя из классификации функций результативности воздействия учреждений и организаций СКД на социум. В этой связи следует подчеркнуть, что применяющаяся в настоящее время классификация продукта, на наш взгляд, нуждается в совершенствовании. Для построения модели специализации и кооперирования, все продукты СКД, по нашему мнению, можно сгруппировать по жанровой направленности. В случае развития специализации, классификация продукта должна отражать концепцию развития СКД в регионе, направленную на удовлетворение всех потребностей, увеличение количества потребителей и качества данных продуктов. Основные организационные мероприятия для повышения эффективности функционирования ДК им. С.М. Кирова предусматриваются следующие: · Обновление обстановки (сантехника, мебель, интерьер) · Обновление спортивного оборудования · Повышение квалификации кадрового состава · Расширение рекламной кампании, включая новые виды рекламы · Реализация различных мини-проектов в рамках общего проекта · Диверсификация деятельности (в нашем примере - экологический туризм).
Таблица 3. Критерии специализации ДК им. С.М.Кирова
Рекламная кампания предусматривает следующие направления: разработку опытными специалистами рекламы, в виде проспектов, листовок; участие на выставках; съёмку видеофильмов с демонстрацией своей деятельности и рассказе об организации, рассылка этого материала по организациям; реализацию Интернет-рекламы (учитывая популярность Интернета в школьной среде). Чтобы создать условия и разработать план мероприятий, способствующий повышению эффективности текущего функционирования и перспективного развития социально-культурной сферы, должны быть осуществлены маркетинговые исследования производства и сбыта продукта СКД. При этом необходимо детально рассмотреть виды, качество и количество социокультурной продукции, их отличительные особенности, уникальные свойства. Это позволит социально-культурной сфере объёмно в натуральной и стоимостной формах выделить свои ресурсные потенциальные возможности, координировать и регулировать выпуски отдельных видов продуктов, дольше изготавливать необходимые продукты, переоценивать неудачные из них.
Заключение
В данной работе мы попытались рассмотреть проблему организации социально-культурной деятельности в культурном центре ДК им. С.М.Кирова. Мы попытались выявить основные тенденции организации досуга в КЦ, проанализировав современное состояние игровых программ, четко выделяя тот факт, что в настоящее время для посетителя появилась большая возможность выбора, право проявлять инициативу для организации и проведения досуга. Причем все виды социально-культурной деятельности в ДК им. С.М. Кирова призваны не только развлекать посетителя, но и развивать его как умственно, так и физически, открывая и развивая в нем скрытые таланты. Также мы выявили психологические и педагогические аспекты организации СКД в Центре. Рассмотрели как педагоги, организаторы досуга, решают свои педагогические задачи через игровые методики. Пути совершенствования социально-культурной деятельности в культурном центре - актуальная культурологическая проблема, получившая обоснование в научно-теоретических источниках различных наук: общей и досуговой педагогики, общей психологии и психологии личности, социологии, социальной педагогики, философии, культурологии. Отсутствие чувства идентичности порождает одиночество, потерянность, отчуждённость. К сожалению, в современных условиях оказалось почти полностью разрушенной система внешкольного образования в клубах, кружках самодеятельности, центрах организации досуга, детского творчества, любительских объединениях. А она может не только выполнять функцию развития личности, поддержки талантов и способностей, но и играть роль «буфера», создавая очаги постоянного притяжения, снимающие стресс, усталость и беспокойство. Социально-культурная деятельность наиболее успешна в культурном центре, так как, во-первых, педагог-организатор имеет свободу выбора направлений и средств организуемой деятельности посетителей. Во-вторых, педагог-организатор в своей деятельности особо нестеснен ни временными, ни территориальными рамками. И, в-третьих, педагог-организатор выполняет заказ социума. Организаторскими условиями социально-культурной деятельности в Центре являются, во-первых, содержательное обеспечение в виде разработанных наборов социально-значимых знаний и умений посетителей, нравственно-культурная наполненность этих знаний и умений. Во-вторых, программное и методическое обеспечение в виде досуговых программ и комплексных образовательных программ, опосредованно связанных с участием посетителей в мероприятиях культурного центра, направленных на приобретение населения отдельных творческих умений; и в виде научно-обоснованного и экспериментально проверенного арсенала методических средств реализации программы культурно-досуговой деятельности участников секций и кружков ДК. Список используемой литературы
1. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы - М.: Просвещение, 2000 -С.41-86. 2. Григорьев С.В. Самовыражение и развитие личности в игре (по материалам традиционных народных игр): Автореф. Кандид. дис. М.,1991. 3. Забелин П.В., Моисеева Н.К. Основы стратегического управления. М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2003. - 320 с. 4. Морозова Н.С., Морозов М.А., Реклама в социально-культурном сервисе и туризме М., «Академия», 2003 - 336 с. . Николаев А.В. Реализация социально-педагогического потенциала досуга в центрах детского и юношеского творчества: Автореф. дис. канд. пед. наук. - СПб., 1996. . Педагогика сотворчества. Обновление содержания и организации педагогического процесса в учреждении дополнительного образования. Под общей редакцией С.Ю.Степанова. - Петрозаводск, 1995. . Погорелова Н.В. Досуговая квалификация подростка // Социальный педагог: Подготовка и деятельность. Сб. статей ЧГИИК. - Челябинск, 1994. . Погорелова Н.В. Методическое обеспечение культурно-досуговой деятельности детей и подростков в условиях городского района //Культурно-досуговая деятельность: Методология и методика. Межвуз. сб. науч. тр. ЧГИИК. - Челябинск, 1993. . Погорелова Н.В. Полифункциональное досуговое объединение как фактор развития творческой активности старших подростков: Автореферат дис. канд. пед. наук. - Оренбург, 2000. 10. Соколов А.В. Феномен социально-культурной деятельности: Монография. М.,2003. 11. Хитарова И.Ю. Формирование нравственных потребностей старшеклассников средствами культурно-досуговой деятельности: Автореферат дис. Канд. Пед. Наук. - Оренбург, 2000.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|