Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Одержимость, как и всякая болезнь, является следствием греха.




Одержимость, как и всякая болезнь, является следствием греха.

В книге «На берегу Божией реки» приводится описание одного из случаев, когда одержимость явилась следствием легкомысленного отношения одной девушки к святыне – девятичинной просфоре (грех, близкий к кощунству).

В одном из рассказов о деятельности великого пастыря о. Иоанна С. говорится о том, что его просили исцелить одну одержимую девушку. О. Иоанн на этот раз отказался помочь. Когда же его спросили, почему с ней случилась такая беда, то он ответил: «Из-за большой ее гордости».

Надо вспомнить также из жизнеописания прп. Макария Великого о женщине, жестоко страдавшей от наговора чародея. На вопрос ее «Почему это случилось? » великий старец ответил: «Потому что ты уже пять недель не причащалась Святых Таин».

На основе указанного в Церкви применяется «проклятие», т. е. предание души грешащего человека во власть сатаны. Ап. Павел применил проклятие для одного члена коринфской общины, согрешившего тяжким грехом.

Целью этого проклятия было «силою Господа нашего Иисуса Христа предать [грешника] сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа» (1Кор.   6,   1–5). Обычно проклятие несет за собой различные физические несчастья для проклинаемых, что служит для облегчения грехов.

Следует указать на некоторое сходство состояния одержимости и обычного состояния человека во власти греха.

В первом случае над душой заметна явная власть злого духа, по отвратительным проявлениям воли этого человека.

Во втором случае – при добровольном подчинении злу – эта власть скрытая и не всегда полная, если человек еще не вполне подчинился воле злого духа.

По существу человек, в котором сильно развита какая-либо из страстей, с которой он не в силах уже бороться, также является человеком в какой-то степени одержимым. Для окружающих подобный человек часто может быть более неприятен и опасен, чем явно ненормальный психически, в обращении с которым люди проявляют осторожность.

Как пишет о. Иоанн С:

«Несомненно, что диавол в сердцах весьма многих людей сидит какой-то сердечной вялостью, расслаблением и леностью ко всякому доброму и полезному делу, особенно к делу веры и благочестия, требующему сердечного внимания и трезвения, вообще духовного труда. Так он поражает сердца вялостью, а ум тупостью во время молитвы; так он поражает сердце вялостью, холодностью и бездействием сердечным тогда, когда нужно сделать добро, например сострадать страждущему, помочь находящемуся в беде, утешить печального, научить невежду, наставить на путь истины заблуждающегося и порочного. Диавол сидит в наших сердцах еще необыкновенно сильной раздражительностью; мы становимся иногда так больны самолюбием, что не терпим ни малейшего противоречия, препятствия вещественного или духовного, не терпим ни одного слова негладкого, грубого».

А св. Димитрий Ростовский так сказал, обращаясь к народу в храме:

«Простите меня, братья, если я всякого грешника, не думающего о своих грехах, назову бесноватым».

По мнению же схиархимандрита Софрония, даже «когда какой-либо страстный помысел или образ утвердится в душе, тогда человек становится в той или иной степени одержимым».

По его мнению, страсти суть одержимости различной степени напряжения и силы.

- Источник: Н. Е. Пестов. Современная практика православного благочестия. Душа человеческая. (Том I. Часть 2. ). https: //azbyka. ru/otechnik/Nikolaj_Pestov/sovremennaja-praktika-pravoslavnogo-blagochestija-tom-1/#header

*** *** ***

Как должно каяться

(Из слова свт. Феофана Затворника)

Целью нашего говения является приготовление к достойному принятию Св. Христовых Тайн, к принятию Самого Господа, Который говорит: « Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь во Мне пребывает, и И в нем » (Ин.   6,   56). Так как Господь пречист, а мы нечисты, то приобщению Св. Пречистых Христовых Таин у нас предшествует очищение совести и получение прощения в Таинстве покаяния.

Кто чист, с тем уж несомненно соединится Христос Спаситель: Он любвеобилен, Сам ищет общения с нами, и если не общается, причина этому – наша нечистота. Поэтому, главное наше дело – это очищение совести и получение прощения в Таинстве покаяния. Об этом отныне да будет вся наша забота и попечение.

Очистит совесть и получит прощение тот, кто как должно покается. Кто же покается, как должно? Тот, кто познает свои грехи и искренно в них сознается; а сознавшись, будет сокрушаться о них и оплакивать их. Оплакав же, положит твердое намерение больше не оскорблять Бога своими грехами. И наконец, в таком расположении души смиренно исповедует все грехи свои перед духовником, чтобы получить прощение и приступить к Чаше Господней оправданным и чистым перед очами Божиими.

Итак, позаботьтесь о том, чтобы познать свои грехи и сознаться в них. Познать свои грехи – значит сказать, что такие-то грехи совершены нами; а сознаться в них – значит осудить себя за них, сказать: «Виноват», не допуская никаких оправданий и извинений. «Согрешил, виноват», – эти два слова надо произнести прежде всего и произнести искренно.

Останется только прибавить к этому осуждение себя и осознание своей виновности. Это придет, когда откажемся от всякого самооправдания: не будем оправдывать себя ни обстоятельствами жизни, ни родом служения, ни условностями отношений, ни увлечениями, ни неведением – словом, ничем. А как только заметим грех, искренне скажем: « Виноват, безответно виноват ».

Осознав грехи, надо оплакать их, сокрушаясь о том, что они сделаны. Кто искренне сказал: «Виноват», – тому не далеко до того, чтобы сказать: «Зачем же я все это сделал? » Не далеко и до того, чтобы пожалеть об этом, устыдить себя, поскорбеть перед Господом, устрашиться суда Его и беды, ожидающей того, кто останется неоправданным в грехах своих! Недалеко до этого, однако это требует труда над собой, самоконтроля и самопринуждения. Ибо бывает окаменение сердца, при котором, и осознавая грехи, и не имея оправдания в них, говорят: «Что же такого? »

Вспомни, сколько раз ты говорил: «Не буду, не буду», – и все равно грешил, и грешил еще больше и упорнее, чем прежде; вспомни, что никто тебя к этому не принуждал. Ты по причине злого нрава своего грешил и оскорблял Бога, Который все видит, и отталкивал руку Его, которой Он останавливал тебя. Вспомни смерть, Суд, ад; вспомни и все прочее, чем ты надеешься сокрушить свое упорное сердце. Всячески тревожь его, возбуждай и приводи в движение.

К этим размышлениям присоедини молитву к Господу, чтобы Владыка всех дал тебе возобладать над сердцем своим. Что за покаяние, в котором нет печали и сокрушения! Вслед за скорбью о грехах придет намерение отказаться от них, не оскорблять ими больше Господа и не губить себя. А за этим последует исповедание грехов самое искреннее, и прощение их самое действенное. И совершится покаяние воистину спасительное.

А иначе какая польза без чувств, со скукой или рассеянно стоять на службах, досадуя на то, что они долго тянутся; время, свободное от служб, проводить в полусне и бездействии; затем холодно говорить на исповеди: «Грешен», – про грехи, о которых спросят, и помышления не имея о том, что главной нашей целью должно быть совершенное исправление жизни. Какая в этом польза? Это значит исполнить обычай говения, а не говение во спасение.

«Смотрите, поступайте осторожно» (Еф.   5,   15), особенно в эти дни, когда враг, не искушая грехами, ухитряется делать бесполезными дарованные нам благодатью Божией средства к очищению от грехов и этим продолжать владычествовать над нами.

Библейские изречения о покаянии

Покаяние заповедано для всех Богом, «Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться» (Деян.   17,   30). «Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2Пет.   3,   9).

Покаяние заповедано Иисусом Христом. «С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: Покайтесь, ибо приблизилось царство небесное » (Мф.   4,   17).

«Итак, вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься» (Апок.   2,   5). «Кого И люблю, тех обличаю и наказываю. Итак, будь ревностен и покайся» (Апок.   3,   19).

Покаяние необходимо для спасения: « Если не покаетесь, все так же погибнете » (Лк.   13,   3).

Иисус Христос пришел призвать грешников к покаянию: « Пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я, – говорит Иисус Христос, – пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию » (Мф.   9,   13).

Покаяние производится действием Святого Духа: «на дом Давида и на жителей Иерусалима изолью Дух благодати и умиления, и они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают о единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце» (Зах.   12,   10). " И Он (т. е. Дух Святой), придя, обличит мир о грехе, и о правде, и о суде» (Ин.   16,   8).

Покаяние названо покаянием ради спасения: «печаль ради Бога производит неизменное покаяние ради спасения; а печаль мирская производит смерть» (2Кор.   7,   10).

Познание греха необходимо для покаяния: «Наипаче омый мя от беззакония моего и от греха моего очисти мя; яко беззакония мои аз сознаю и грех мой предо мной есть выну» (Пс.   50,   4,   5). «Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш пусть обратится в плач, и радость – в печаль» (Иак.   4,   9).

Покаяние необходимо для отпущения грехов: «явился Иоанн, крестя в пустыне, и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов» (Мк.   1,   4). «Петр же сказал им: Покайтесь, и пусть крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа» (Деян.   2,   38).

Покаяние должно сопровождаться:

1. Смирением. «И смирится народ Мой, который именуется именем Моим, и будут молиться, и взыщут лица Моего, и обратятся от худых путей своих; И услышу с неба, и прощу грехи их, и исцелю землю их» (2Пар.   7,   14). «Смиритесь перед Господом и вознесет вас» (Иак.   4,   10).

2. Искренней печалью. «И ныне еще говорит Господь: Обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании. Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему, ибо Он благ и милосерд, долготерпелив и многомилостив, и сожалеет о бедствии» (Иоил.   2,   12–13). «И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: Прежде чем пропоет петух, трижды отречешься от Меня. И, выйдя вон, плакал горько» (Мф.   26,   75).

3. Стыдом. «Слышу Ефрема плачущего: «Ты наказал меня, и я наказан, как телец неукротимый; обрати меня, и обращусь, ибо Ты Бог мой. Когда я был обращен, я каялся, и когда был вразумлен, бил себя по бедрам; я был постыжен, я был смущен; потому что нес бесславие юности моей» (Иер.   31,   18–19). «Господи! У нас на лицах стыд: у царей наших, у князей наших и у отцов наших, потому что мы согрешили перед Тобой» (Дан.   9,   8).

4. Исповеданием греха. «И сказал Господь Моисею: скажи сынам Израилевым, если мужчина и женщина совершит какой-либо грех против человека, и через это совершит преступление против Господа, и виновна будет душа та, то пусть исповедуются во грехе своем, который они совершили, и возвратят сполна то, в чем виновны, и прибавят к тому пятую часть и отдадут тому, против кого согрешили» (Чис.   5: 5–7). «Тогда признаются они в беззаконии своем и в беззаконии отцов своих, как они совершали преступления против Меня» (Лев.   26,   40). Беззаконие мое я сознал и греха моего я не скрыл, сказал: «Исповедуюсь Господу в беззаконии моем», – и Ты простил нечестие сердца моего (см. Пс.   31,   5).

5. Обращением. «Испытаем и исследуем пути свои, и обратимся к Господу; вознесем сердце наше и руки к Богу, сущему на небесах: мы отпали и упорствовали» (Плач.   3,   40–42). «Итак, покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши» (Деян.   3,   19).

6. Оставлением греха. «Итак скажи мужам Иуды и жителям Иерусалима: так говорит Господь: Вот, Я готовлю вам зло и замышляю против вас; итак обратитесь каждый от злого пути своего и исправьте пути ваши и поступки ваши» (Иер.   18,   11). «Посему Я буду судить вас, дом Израилев, каждого по путям его, говорит Господь Бог, покайтесь и обратитесь от всех преступлений ваших, чтобы нечестие не было вам преткновением» (Иез.   18,   30).

7. Молитвой. «Обратись, Израиль, к Господу Богу твоему, ибо ты упал от нечестия твоего» (Ос.   14,   2). «Итак, покайся в этом грехе твоем и молись Богу; может быть, отпустится тебе помысл сердца твоего» (Деян.   8,   22).

8. Удовлетворением обиженных. «Пусть исповедуются в грехе своем, который они совершили, и возвратят сполна то, в чем виновны, и прибавят к нему пятую часть и отдадут тому, против кого согрешили» (Чис.   5,   7).

9. Верой. «Исполнилось время, и приблизилось Царствие Божие; покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк.   1,   15).

10. Ненавистью ко греху. «И вспомните там о путях ваших и обо всех делах ваших, которыми вы оскверняли себя, и возгнушаетесь самими собой за все злодеяния ваши, какие вы делали» (Иез.   20,   43).

11. Делами, достойными покаяния. «Сотворите же достойный плод покаяния» (Мф.   3,   8). «Сперва жителям Дамаска и Иерусалима, потом всей земле Иудейской и язычникам проповедовал апостол Павел, чтобы они покаялись и обратились к Богу, делая дела, достойные покаяния» (Деян.   26,   20).

Ø Иоанн Креститель: Сотворите же достойный плод покаяния (Мф.   3,   8)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...