О милосердии Божием к грешникам
О милосердии Божием к грешникам 1. По учению Слова Божия 1. «Омойтесь, очиститесь, удалите злые деяния ваши от очей Моих, перестаньте делать зло, научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Тогда придите – и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, – как снег убелю; если будут красны, как пурпур, – как волну убелю» (Ис. 1, 16–18). 2. «Но если народ этот, на который Я это изрек, обратится от своих злых дел, Я отложу то зло, которое помыслил сделать ему» (Иер. 18, 8). 3. Притчу о погибшей и обретенной овце Спаситель заключил следующими словами: «Говорю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, чем о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии» (Лк. 15, 1–7). 4. К притче о потерянной и найденной драхме Иисус Христос добавил: «Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся» (Лк. 15, 10). 5. Притча о блудном сыне – это непререкаемое свидетельство о милосердии Отца Небесного к кающимся грешникам (см. Лк. 15, 12 – 32). 2. По учению Св. Отцов Церкви 1. Святой Ириней пишет: «Страх Господень – начало познания; познание же преступления производит покаяние; кающимся же дарует Господь благоволение» (Книга III. Гл. 37). 2. Святитель Василий Великий рассуждает: «Спросим Спасителя: – Для чего Ты пришел к нам? Он ответит: – Я пришел не праведников спасти, а грешников призвать к покаянию (Мф. 9, 13). – Что носишь на плечах? – Овцу погибшую, – говорит Он (см. Лк. 15, 4, 5). – О ком радуются небесные жители? – Об одном грешнике, – говорит, – Ангелы радуются (см. Лк. 15, 10).
Бог кающегося обнимает с радостью. Усерднее прибегнем к Благому Богу. Лишь только захочешь принести покаяние, подобно блудному сыну, как Сам Бог охотно встретит тебя. Думай об Отеческом благосердии и не потеряешь надежды на спасение» (См. Слово о покаянии). 3. Святой Ефрем Сирин говорит: «Бог не ограничил покаяния, не определил, что будто для некоторых грехов есть покаяние, а для других нет. Этот Великий Врач душ наших даровал нам это великое исцеление для любой раны» (О покаянии и обращении). 4. Святитель Иоанн Златоуст замечает: «Покаяние – это дар небесный, сила удивительная, благодать, превышающая силу законов. Поэтому ни блудника не отвергает, ни от пьяницы не отвращается, ни идолослужителем не гнушается, ни прелюбодея не отгоняет, ни проклинающего не гонит, ни хульника, ни горделивца, но всех принимает» (Беседа 4. О покаянии). 5. Святитель Григорий Богослов спрашивает: «Желаешь ли услышать о человеколюбии Божием? Если, – сказано, – обратившись, воздохнешь ко Господу, то спасен будешь (Иез. 33, 19). Смотрите, как спасение соединено с воздыханием. Ты не успеешь еще выговорить слова, Он скажет: «Я здесь», – и обратится к душе твоей: «Я – Спасение твое! » (Пс. 34, 3). Между прошением и получением нет посредника: ни золота, ни серебра, ни блестящих и дорогих камней, ничего прочего, чем люди склоняются к милости» (Из творений свт. Григория Богослова. Изд. 3. Ч. 2. С. 74). Когда и при каких условиях покаяние приводит к желаемой цели – исцелению наших душевных язв и полному очищению души? (По книге «Уроки благодатной жизни» по руководству о. Иоанна Кронштадтского. С. 51 – 57) Прежде всего покаяние должно быть совершенно свободным, а никак не вынужденным временем и обычаем или исповедующим лицом. Иначе это не будет покаяние: Покайтесь, – сказано, – ибо приблизилось царство небесное (Мф. 4, 17). Приблизилось, то есть само пришло, не нужно долго искать, оно само ищет вас и вашего свободного расположения.
Далее, раскаяние должно быть, безусловно, искренним, без всякого лукавства, или самооправдания. Убоимся окамененного нечувствия грехов наших, убоимся гордости своей сердечной, которая говорит: «Не нуждаюсь я в прощении грехов, я не виноват, я не грешен» или: «Грехи у меня легкие, человеческие», – как будто нужно, чтобы были бесовские; или: «Мне не худо жить и в грехах моих». Это сатанинская гордость. Прочувствуем глубоко, всем сердцем, свои бесчисленные беззакония, будем воздыхать о них из глубины души, прольем о них слезы умиления и умилостивим разгневанного Владыку. Не станем нимало оправдывать себя, как фарисеи-лицемеры, « ибо не оправдается, – сказано, – перед Богом никто из живущих » (Пс. 142, 2). Одним только искренним покаянием в грехах мы можем умилостивить Бога. Оставим равнодушие и холодность, будем духом горящим служить Господу. Итак, покаяние должно сопровождаться сокрушением сердца и плачем о грехах. Слезы покаяния необходимы всем, и без них нет спасения. Один святой муж, проходя мимо кладбища со своими учениками и увидав вдову, с воплем и рыданиями проливавшую слезы над могилой мужа, сказал ученикам: «Как убивается эта вдова на могиле, так и нам необходимо убиваться о душе своей, которую мы уморили грехами своими и похоронили на чуждой ей земле мира и похотей плотских». Сокрушаясь всем сердцем о своих грехах и проливая слезы покаяния, кающийся должен принести искреннейший обет Богу разорвать узы, связывающие его с грехом, и исправить свою жизнь. Кающийся должен всей душой возненавидеть грех, гореть внутренним желанием противостоять его соблазнам, истребить в себе противление Богу и возжечь желание исполнять Его заповеди, словом, совершить внутренний переворот, переломить свою волю. «Ибо не просто воздержание от зла, – говорит прп. Макарий, – является очищением, но истребление его из совести является полным очищением. Войди, кем бы ты ни был, через твои помышления к душе твоей, военнопленной и рабе греха, и рассмотри до дна мысли твои, и исследуй глубину мыслей, – и увидишь в недрах души твоей ползающего и гнездящегося змея, убивающего тебя, отравляющего по частям душу твою. Ибо неизмеримая бездна – сердце; но если убьешь этого змея, похвались перед Богом чистотой твоей».
Подвиг покаяния также должен сопровождаться молитвой с надеждой на Иисуса Христа, и молитва поддержит нас. Когда, по причине твоей порочности и власти греха над душой, тобой овладеет уныние и, Боже упаси, отчаяние в Божием милосердии, скажи из глубины души вместе с Метафрастом: «Знаю, Владыка мой, что беззакония мои превзошли голову мою, но безмерно множество щедрот Твоих и неизреченна милость незлобивой Твоей благодати, и нет греха, побеждающего Твое человеколюбие. Удиви же, Пречудный Царь, незлобивый Господи, и на мне, грешном, милость Твою, покажи силу благости Твоей и яви крепость благовременного милосердия Твоего, и прими меня, обращающегося к Тебе грешника. Я уповаю на Тебя, Боже мой! Если есть для меня надежда спасения, если человеколюбие Твое без числа превышает множество беззаконий моих, будь мне Спасителем и по щедротам Твоим и милостям Твоим ослабь, оставь мне все, в чем я согрешил перед Тобой, ибо множеством зол наполнилась душа моя, и нет во мне надежды на спасение». Ты – грешник, ты постоянно падаешь. Научись вставать, позаботься о том, чтобы найти эту мудрость. Эта мудрость состоит вот в чем: выучи наизусть псалом «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей» (Пс. 50), – внушенный Царю и пророку Давиду Духом Святым, и читай его с искренней верой и упованием. После твоего искреннего раскаяния, выраженного словами Царя Давида, тебе тотчас воссияет от Господа прощение грехов, и ты ощутишь мир своих душевных сил. Приготовившись достойным образом, осознав и оплакав грехи свои, ощутив в себе решимость исправить свою жизнь, христианин должен исповедать грехи свои перед священником. Исповедь, безусловно, необходима для очищения души. Трудность и болезненную жгучесть операции вынесешь, зато будешь здоров. Это значит, что надо на исповеди без утайки открыть все свои срамные дела духовнику, хотя и больно, и стыдно, и позорно, и унизительно. В противном случае рана останется неизлеченной и будет болеть, и ныть, и подтачивать душевное здоровье, останется закваской для других душевных болезней или греховных привычек и страстей.
Священник – врач духовный; покажи ему раны, не стыдясь, искренно, откровенно, с сыновней доверчивостью. Ведь духовник – твой отец духовный, который должен любить тебя больше твоих родных отца и матери, ибо Христова любовь выше плотской, естественной любви, за тебя он должен дать ответ Богу. Отчего жизнь наша стала такой нечистой, исполненной страстей и греховных навыков? Оттого, что очень многие скрывают свои душевные раны или язвы, от чего они и болят, и раздражаются, и нельзя их никак исцелить. Кто привыкает давать отчет о своей жизни на исповеди здесь, тому не будет страшно давать ответ на Страшном Суде Христовом. Для того и установлено здесь краткое судилище покаяния, чтобы нам, очищенным и исправившимся через здешнее покаяние, дать непостыдный ответ на Страшном Суде Христовом. Наконец, каждый искренне кающийся и исповедующий свои грехи должен знать, что его покаяние, давая ему душевное спокойствие и радость очищения от греха, в то же время является предметом радости на небе. Погибающие братья и сестры! Возвратитесь с пути погибели к Отцу Небесному! Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное! -Источник: Протоиерей Григорий Дьяченко. Накануне исповеди. Часть I. Читайте полностью на сайте: https: //azbyka. ru/otechnik/Grigorij_Djachenko/nakanune-ispovedi/1_4_4) *** *** *** Игумен Борис (Долженко): Искушения бывают: - от Бога, как написано: «Бог искушал Авраама и сказал ему: Авраам, Авраам! » (Библия. Быт. 22: 1). - от диавола: «Там сорок дней Он был искушаем от диавола, и ничего не ел в сии дни» (Евангелие от Луки 4: 2). - от себя: «Но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью» (Библия. Иак. 1: 14). Чем же отличаются эти искушения друг от друга? Бог, искушая человека, предлагает ему совершить подвиг добродетели (самопожертвования, милостыни, смирения, упования на Господа) превышающей обычную меру этого человека. И если человек выдержит испытание, он поднимается на более высокую ступеньку добродетели, приближается к Богу. В пример можно привести Евангельскую притчу о милосердном самарянине: священник и левит не выдержали испытания от Бога, а самарянин выдержал. Грехом же, или злом, Бог никого не искушает, как говорит апостол Иаков (Библия. Иак. 1: 13). Диавол, искушая, предлагает человеку совершить грех, нарушить Закон Божий, поступить против совести, обычно играя на какой-нибудь страсти, естественной немощи человеческого естества, затруднительной ситуации. Поддавшись искушению, человек падает нравственно, усиливает над собою власть злых духов. Слово «искушение» здесь несет смысл соблазна, прельщения грехом. Чаще всего именно в этом значении оно и употребляется.
Позывы к добру могут происходить от усвоенных долгим навыком добродетелей, также и искушения на зло возможны от усвоенных человеком греховных страстей. Впрочем, к добрым побуждениям обычно присоединяет свое действие Ангел Хранитель, а к злым – демоны, стараясь как можно сильнее разжечь действие страсти. Среди нас бытует мнение, что Господь не попускает верующему человеку искушения не по силам (Библия. 1Кор. 10: 13). Однако это верно только в том случае , когда мы сами соблюдаем Закон Божий. Мы же Закон Божий нарушаем, и порой очень грубо, вследствие чего Благодать покидает нас, и мы не можем справиться с искушениями. Обычно искушения не по силам бывают за гордость в различных ее проявлениях, чтобы человек в своем падении смирился, осознал, что без Бога он – ничто. Едва ли не главной характеристикой человека является сопротивляемость искушению. Она зависит от веры, желания спастись, силы воли, знания последствий греха и многого другого. К сожалению, у многих нынешних христиан сопротивляемость искушению близка к нулю – как только искушение появляется, так они в него сразу и впадают, как малые дети. - Источник: «К тихому пристанищу» игумен Борис (Долженко), httpsHYPERLINK " https: //azbyka. ru/": //HYPERLINK " https: //azbyka. ru/" azbykaHYPERLINK " https: //azbyka. ru/". HYPERLINK " https: //azbyka. ru/" ru *** *** *** В моменты искушений « немедленно обращайте сердечные очи ко Христу с молитвою: Иисусе, помози мне, Иисусе, Сам мя заступи и спаси, - и Он пошлет вам силу побороть её, и страсть исчезнет; помысл ли нечистый или сомнение в вере будет томить вас — опять призовите Его и успокоитесь, помыслы исчезнут, а мрак сомнения сменится светом веры; облако ли уныния найдет на вашу душу и вы предадитесь грусти безотрадной - опять призовите Господа в молитве, и уныние сменится спокойствием и радостию; в ваших глазах Иисус Христос будет творить над вами чудеса Своей благости и Своего всемогущества: и в один день вы будете воспевать много раз победную песнь Господу Иисусу, вашему всесильному Помощнику; и день ото дня будете преуспевать в вере, надежде и любви, если не будете ослабевать от лености или уныния и маловерия. Христос всегда одесную вас (Пс. 15: 8), и Он будет хранить вас, по вере вашей, каждое мгновение вашей жизни, как мать своего младенца. Только не забывайте всегда обращаться к Нему с сердечною верою, всегда призывать Его с непоколебимым упованием на Его помощь ». - Св. прав. Иоанн Кронштадтский. «Обращаясь опять к Святителю Николаю, вспоминаю слова из акафиста, на которые я лет сорок с лишним назад, будучи еще молодым человеком, обратил внимание: молчаньми бо прежде и бореньми с помыслы, деянию богомыслие приложил еси, богомыслием же разум совершен стяжал еси. Очень важный момент: молчаньми бо прежде и бореньми с помыслами, то есть старайся меньше говорить. Моя мама, Царство ей Небесное, бывало, все говорила мне: «Валюшка, молчи! Валюшка, не смей! ». Эти слова я постоянно вспоминаю, это для меня святая заповедь. И вот когда молчишь, а внутри все «кипит» - это и есть боренье с помыслы. Молчать-то молчишь, а внутри все «закипает», начинаешь дискутировать – это все нужно сразу стараться погасить, оставить, пустое это дело и греховное». - Протоиерей Валериан Кречетов. ( Источник: Протоиерей Валериан Кречетов. О самом важном. Издание Данилова мужского монастыря. - М.: Даниловский благовестник, 2011. - 176 с. С. 100. ) *** *** ***
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|