Трудоемкость ремонтов на единицу ремонтной сложности механической части технологического оборудования по видам работ, нормо-ч
Стр 1 из 8Следующая ⇒ ИНФРАСТРУКТУРА ПРЕДПРИЯТИЙ СЕРВИСА УЧЕБНИК Рекомендовано Учебно-методическим объединением по образованию в области сервиса и туризма в качестве учебника для студентов высших учебных заведений,
обучающихся по специальности 100101 «Сервис» УДК 728:64(075.8) ББК 65.441я73 Б79 Рецензенты: кандидат технических наук, профессор, заведующий кафедрой машин и аппаратов бытового назначения Южно-Российского государственного университета экономики и сервиса С. П. Летросов; доктор технических наук, профессор кафедры машин и аппаратов бытового назначения Южно-Российского государственного университета экономики и сервиса В.В.Левкин; доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой инженерной графики, технологии и дизайна Московского государственного университета сервиса И. Э. Пашковский; доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой технологии машиностроения Московского государственного открытого университета И. А. Короткое Болгов И. В. Б79 Инфраструктура предприятий сервиса: учебник для вузов / И. В. Болгов, А.П.Агарков. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 288 с. ISBN 978-5-7695-3758-5 Рассмотрены основные производственные процессы предприятий сервиса. Приведены необходимые сведения для проведения технико-экономических и технологических расчетов цехов, их компоновочные решения при осуществлении технического перевооружения и реконструкции производства. Освещены вопросы, связанные с эксплуатацией инфраструктуры, обеспечивающей нормальные условия для работающих и защиту окружающей среды от производственных вредностей. Для студентов высших учебных заведений. Может быть рекомендован руководителям и специалистам, занимающимся вопросами теории и практики управления предприятиями сферы сервиса, инфраструктуры этих предприятий и жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований.
УДК 728:64(075.8) ББК 65.441я73 Оригинал-макет данного издания является собственностью Издательского центра «Академия», и его воспроизведение любым способом без согласия правообладателя запрещается © Болгов И. В., Агарков А. П., 2008 © Образовательно-издательский центр «Академия», 2008 ISBN 978-5-7695-3758-5 © Оформление. Издательский центр «Академия», 2008 ПРЕДИСЛОВИЕ Сфера услуг является одной из важнейших отраслей народного хозяйства. Она выполняет важные экономические и социальные функции и призвана удовлетворять любые потребности и индивидуальные запросы клиентов. Деятельность предприятия, называемая сервисной, ориентируется на предоставление услуг и товаров в целях извлечения прибыли. Сервисная деятельность совершается путем оказания индивидуальных услуг на предприятиях разных организационно-право-ных форм и форм собственности. Предприятия сервиса могут размещаться в отдельно стоящих зданиях и сооружениях, быть пристроенными к зданиям иного назначения при обособленности псех групп помещений, быть встроенными в здания иного назначения. Отдельно стоящие здания, в которых размещаются предприятия сервиса, могут быть одно-, двух- и многоэтажными. Этажность здания определяется градостроительными и функционально-технологическими требованиями. Каждое здание имеет определенное назначение, которое учитывает специфику предприятия. Современные предприятия помимо зданий и сооружений представляют собой сложный комплекс инженерных систем: водоснабжения, отопления, канализации, вентиляции, энергоснабжения и других инфраструктур. Для их эксплуатации необходимо знать основные закономерности износа, старения, разрушения материалов элементов зданий, систем, устройство и работу электро-, газо- и теплотехнических систем, а также организационные мероприятия, обеспечивающие своевременный ремонт и устранение возникающих неисправностей.
Развитие и совершенствование предприятий по производству услуг должны отвечать современным требованиям научно-технического прогресса, условиям работы в рыночных отношениях. Следовательно, следует учитывать, что такие формы развития предприятий сервиса, как расширение, реконструкция, техническое перевооружение, обеспечивают наращивание мощностей в более короткие сроки и при меньших капиталовложениях, чем при строительстве новых. Для улучшения деятельности предприятия очень важно совершенствовать структуру проектирования инженерных систем и уро-вень экономической эффективности их эксплуатации. Объектами профессиональной деятельности выпускника высшего учебного заведения сервиса являются человек и его потребности в индивидуальных услугах: способы и методы выявления и формирования этих потребностей; методы моделирования, диагностики и разработки материальных объектов и услуг по индивидуальным заказам потребителя; технологические процессы сервиса, посредством которых выполняются индивидуальные заказы потребителей на услуги; оборудование, машины, приборы и их системы для осуществления технологических процессов сервиса. При написании учебника использованы материалы, изложенные в книгах С. М.Бабусенко, Ф.А.Благовещенского, Е.Ф.Букина, Ф.А.Буренина, Б.Я.Орловского, Я.Б.Орловского, Г.А.Порывай, К.В.Тихомирова, М.В.Виноградовой, З.И.Паниной и др., что позволило авторам расширить круг вопросов, рассмотренных в учебнике. Авторы выражают глубокую благодарность за ценные замечания и советы, направленные на улучшение содержания учебника, рецензентам: заведующему кафедрой машин и аппаратов бытового назначения Южно-Российского государственного университета экономики и сервиса кандидату технических наук, профессору С. П. Петросову и доктору технических наук, профессору В.В.Левкину, заведующему кафедрой инженерной графики, технологии и дизайна Московского государственного университета сервиса, доктору технических наук, профессору И.Э.Пашков-скому и заведующему кафедрой технологии машиностроения Московского государственного открытого университета, доктору технических наук, профессору И. А. Короткову. Авторы признательны также заведующему кафедрой оборудования предприятий сервиса Московского государственного университета сервиса, доктору технических наук, профессору М. Е. Ставровскому за советы по содержанию учебника и методическому его построению.
Авторы будут благодарны всем, кто пришлет свои отзывы и замечания по улучшению учебника по адресу: 141221, Московская область, Пушкинский район, пос. Черкизово, ул. Главная, 99, МГУС. Предисловие, гл. 1 (подразд. 1.1 — 1.3, 1.5—1,7), 2 — 4 (под-разд. 4.2—4.5), 5 — 9, 13, 14 (подразд. 14.1 — 14.3) и 16 написаны И.В.Болговым, подразд. 1.4 гл. 1 и подразд. 4.1 гл. 4, гл. 10... 12, подразд. 14.4 гл. 14 и гл. 15 написаны А. П. Агарковым. Общее руководство подготовкой рукописи к изданию и редактирование осуществлено заслуженным работником высшей школы РФ профессором И. В. Болговым. ГЛАВА 1 СТРУКТУРА ПРОЦЕССА ОКАЗАНИЯ УСЛУГИ 1.1. Особенности рынка услуг Современные подходы к менеджменту предусматривают главенствующую роль человека, удовлетворение его потребностей в социально-экономическом развитии общества. В связи с этим целью большинства предприятий является удовлетворение этих потребностей, запросов и, безусловно, извлечение при этом прибыли. Особую значимость в достижении целей предприятия имеет сфера услуг как комплекс отраслей хозяйства, выполняющих функции обслуживания, удовлетворения материальных и духовных потребностей населения, создания наиболее благоприятных условий для его жизнедеятельности. Особенность сферы услуг заключается в том, что она не просто часть общественного производства, но элемент, непосредственно формирующий социально-экономические условия. Именно в сфере услуг, ее пропорциональности и уровне развития отражаются качество жизни населения, степень его благосостояния и жизнеустройства.
Рынок услуг является одной из разновидностей товарного рынка, развивающейся в рамках общих законов рыночной экономики и подчиняющейся этим законам. Вместе с тем он имеет ряд специфических черт, обусловливающих особый подход к предпринимательской деятельности, призванной обеспечить удовлетворение спроса на услуги. К ним относятся: • высокая динамичность рыночных процессов, характеризующаяся определенным спросом на услуги; • территориальная сегментация, которая выражается в том, что формы предоставления услуг, спрос, условия функционирования предприятий зависят от характеристик территории, охваченной определенным рынком; • локальный характер услуг, т. е. рынок услуг имеет четкую пространственную очерченность, в рамках которой формируются индивидуальные, а также сходные между собой социально-экономические характеристики; • высокая скорость оборота капитала, являющаяся следствием более короткого производственного цикла и выступающая как одно из основных преимуществ бизнеса в сфере услуг; • высокая чувствительность к изменениям рыночной конъюнктуры из-за невозможности хранения, складирования и транспортирования услуг; • специфика процесса оказания услуг, определяемая наличием личного контакта производителя и потребителя; • высокая степень дифференциации услуг, которая связана с диверсификацией, персонификацией и индивидуализацией спроса на услуги; • неопределенность результата деятельности по оказанию услуги, поскольку окончательная оценка качества предоставления услуги возможна только после ее потребления. Структура сферы услуг весьма многообразна. Существенное место в ней занимают услуги, создающие удобства населению и экономящие их свободное время, т. е. услуги сферы сервиса. Существующие два способа оказания услуг (в формах товара или в затратах труда) обусловливают их деление: на материальные — связанные с созданием новых и восстановлением утраченных потребительских стоимостей изделий; нематериальные — направленные непосредственно на человека или окружающие его условия. Услуги сервиса классифицируются по специфике содержания следующим образом: • создающие новые потребительские стоимости (новые изделия): пошив одежды, обуви, изготовление мебели по индивидуальным заказам населения и др.; • восстанавливающие потребительские свойства товаров: ремонт радио- и телевизионной аппаратуры, автотранспортных средств, квартир, химическая чистка и крашение одежды, услуги прачечных и др.;
• обслуживающие человека (личного характера): услуги парикмахеров, косметологов, работников оздоровительных комплексов и др. 1.2. Процесс оказания услуги и методы общения с клиентом Процесс оказания услуги на предприятиях сервиса включает в себя действия по обслуживанию клиента и работы, связанные с выполнением самой услуги. В общем виде в процессе оказания услуги можно выделить три взаимосвязанных направления: прием заказа на услугу, производство услуги и выдача заказа (реализация услуги). Хотя их не всегда можно четко разделить. Для выполнения услуги необходимо использование следующих современных технических средств: • специального производственно-технологического оборудования и инструмента; • средств диагностики неисправностей и дефектов изделий; • технических средств контроля качества. Структура оказания услуги должна предусматривать следующее: • минимальные затраты времени населением на оформление услуги; • минимально возможные сроки оказания услуг; • создание максимальных удобств клиентам при пользовании услугами; • высокую культуру обслуживания клиентов; • высокое качество оказываемых услуг; • создание условий для выполнения услуг с минимальными затратами трудовых и финансовых ресурсов предприятия. В этой связи рациональная организация оказания услуги возможна благодаря высококвалифицированному персоналу, наличию эксплуатационно-ремонтного и сырьевого материалов, обеспечению запасными частями и агрегатами. Структура процесса оказания услуги приведена на рис. 1.1. Как при производстве новых изделий по заказам населения, так и при восстановлении потребительских свойств предметов (товаров) в структуре процесса оказания услуги обязательно будут общения с клиентами. Сервисная деятельность — это вид деятельности, направленной на удовлетворение потребности людей путем оказания индивидуальных услуг. Поэтому цели сервисного предприятия звучат коротко и просто: обеспечить удовлетворение клиентов как обслуживанием, так и фирмой. Помещения, где происходит непосредственный контакт с клиентами, имеют особое значение, ибо в них предлагается ассортимент услуг. Они должны быть оформлены со вкусом. Приоритетные задачи современного сервиса — общение персонала с клиентом. Это, естественно, повышает требования к специалистам, работающим в сервисных структурах. Персонал должен терпеливо и вежливо общаться с клиентами — грубое обращение не только убыточно, но и надолго портит мнение о предприятии — молва широко разнесет негативную информацию. Нормы общения, сложившиеся на предприятии, проявляются в поведении сотрудников с ожидающими клиентами, «трудными» клиентами, «клиентами по телефону». Методы коммуникации с учетом индивидуальности предприятия должны быть освоены всеми сотрудниками, которые общаются с клиентами: консультант, приемщик, мастер, продавец, кассир, диспетчер, принимающий заказы по телефону, руководители подразделений.
Рис. 1.1. Структура процесса оказания услуги Менеджеры и приемщики заказов должны не просто хорошо выглядеть, они должны излучать жизнерадостность, энергию, бодрость — к таким люди тянутся за «энергетической подпиткой», улучшением собственного настроения. У таких сотрудников результативность работы выше. При общении с клиентами необходимо соблюдать дистанцию. Этические нормы, сложившиеся в результате подсознательного учета реакций организма на физические контакты, запахи, температуру и плотность воздуха, таковы. Расстояние до 1 м считается интимным и приятным лишь для общения между друзьями или близкими людьми. Когда чужие люди нарушают эту границу, очерчивающую личную зону безопасности, нам становится не по себе. Расстояние от 1 до 2,5 м считается официальным и удобным для любых нераздражающих контактов. Расстояние от 3 м и более — дистанция безразличия; когда зрение и слух успевают отреагировать на изменения в обстановке, человек подсознательно считает себя в безопасности и ему все равно, что происходит за пределами этой зоны. Сознательно или нет, эту дистанцию стараются держать высокомерные руководители. Хороший контакт с собеседником и результативные переговоры достигаются на дистанции общения 1,5...2 м. Для того чтобы предприятие работало эффективно, очень важно, чтобы труд каждого сотрудника был максимально отлажен и был на высоком профессиональном уровне. Нужно помнить, что качество работы важно не только для клиентов, но и для работников и предприятия в целом, от действия каждого сотрудника зависит — захочет ли клиент вернуться к ним снова или нет. Собственно процессы выполнения услуги делятся на основные и вспомогательные. Причем структура вспомогательных процессов на предприятиях сервиса (так же, как и в других отраслях народного хозяйства) практически везде одинакова. Существенные отличия будут наблюдаться в составе элементов основного процесса, поскольку они связаны с соответствующей технологией выполнения услуг. Под технологией понимают способы последовательного изменения состояния, свойств, формы, размеров и других характеристик предмета труда. 1.3. Предприятие сервиса как самостоятельный хозяйственный субъект Общие основы организации предприятий определены в Гражданском кодексе Российской Федерации. В общем плане под предприятием понимается самостоятельный хозяйственный субъект, созданный в порядке, установленном законом для производства продукции и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Предприятия могут существовать как в условиях экономики рыночной, так и управляемой централизованно. На каждом предприятии производственные факторы (ресурсы, человеческий труд) должны взаимодействовать друг с другом, чтобы обеспечить выпуск продукции или услуг. При этом в любом случае предприятие функционирует в условиях ограниченных производственных ресурсов, поэтому предприятие может свои результаты: максимизировать — при заданном объеме производственных ресурсов должен быть достигнут наибольший выпуск продукции или услуг; минимизировать — определенный объем выпуска продукции или услуг должен быть реализован при наименьшем расходовании производственных ресурсов; оптимизировать — затраты и результаты находятся в определенном оптимальном сочетании. Любое предприятие должно быть в состоянии финансового равновесия: своевременно выполнять свои платежные обязательства перед бюджетом, работниками и поставщиками материальных ресурсов. В рыночных условиях предприятие в значительной степени автономно ориентируется на спрос потребителя, увязывает собственные ресурсы с требованиями рынка, реализует свою продукцию и услуги по рыночным, а не по государственным ценам. В этих условиях преобладающей формой собственности должна быть частная и смешанная. Приведенное определение предприятия в целом пригодно и для предприятий сферы сервиса, однако, как уже отмечалось, эти предприятия в наибольшей степени нацелены на удовлетворение потребностей населения, поскольку сам процесс оказания услуги начинается только тогда, когда эта потребность заявлена клиентом. Предприятие сферы сервиса обладает рядом признаков: • единство целей предприятия; • наличие единого коллектива предприятия; • наличие прав юридического лица; • единая система учета; • единая система планирования деятельности предприятия. Для предприятий характерно наличие производственно-технического, организационного и социально-экономического единства. Производственно-техническое единство означает, что предприятие оказывает услуги в номенклатуре, соответствующей специа- лизации предприятия; оно имеет необходимые материальные условия для своей деятельности; средства труда и рабочую силу соответствующей квалификации. Организационное единство характеризуется единым производственным коллективом, единым руководством, правом юридического лица. Социально-экономическое единство означает, что предприятие имеет единую форму собственности, деятельность предприятия определяется наличием единой системы планирования и учета. 1.4. Правовые формы хозяйственной деятельности предприятия Организационно-правовые формы хозяйственной деятельности определяются хозяйственными обществами, при этом признаются коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Основными видами хозяйственных обществ являются: • общество с ограниченной ответственностью (ООО); • общество с дополнительной ответственностью (ОДО); • акционерное общество (АО); • производственный кооператив (артель); • унитарное предприятие; • потребительский кооператив. В обществе с ограниченной ответственностью участниками могут быть одно лицо или несколько лиц, число участников не должно превышать 50. Уставный капитал делится на доли, величина которых определена в уставных документах; величина уставного капитала — это тот минимальный размер имущества, который гарантирует интересы кредиторов. Уставный капитал 000 состоит из стоимости вкладов его участников. На момент организации уставный капитал должен быть оплачен не менее чем наполовину, оставшаяся часть — в течение первого года деятельности общества; в противном случае необходимо зарегистрировать уменьшение уставного капитала после уведомления всех кредиторов. Увеличение капитала допускается после внесения всеми участниками вкладов в полном объеме. Участники 000 не отвечают по обязательствам общества, они несут ограниченную ответственность по долгам только в пределах стоимости внесенных в уставный капитал вкладов. Объединение капиталов не требует личного участия членов в делах общества. И Учредительные документы ООО — учредительный договор и устав (в том случае, если общество организуется одним участником, его учредительным документом является устав). Фирменное название 000 должно содержать наименование общества и слова «с ограниченной ответственностью». Высшим органом управления ООО является общее собрание учредителей, в ведении которого находятся важнейшие вопросы деятельности общества: изменение устава; размер уставного капитала; утверждение годового отчета; распределение прибылей и убытков; вопросы реорганизации; вопросы о ликвидации. Текущее руководство осуществляет исполнительный орган, который подотчетен общему собранию. Общество может быть добровольно ликвидировано или реорганизовано по единогласному решению всех участников; участник общества имеет право выйти из общества в любое время без согласия других участников общества; при выходе из общества участнику должна быть выплачена стоимость части имущества, которая соответствует его доле в уставном капитале. Общество с ограниченной ответственностью является самым распространенным видом юридического лица в России. В обществе с дополнительной ответственностью расширена ответственность участников: • они солидарно несут субсидиарную ответственность по долгам общества; • размер этой ответственности ограничен одинаковым для всех кратным (3-, 5-кратным) размером к стоимости сделанных вкладов, а не личным.имуществом. Это обстоятельство делает общество более привлекательным для кредиторов и менее распространенным среди предпринимателей. Акционерным обществом признается коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу. Акционеры не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Акционеры вправе отчуждать принадлежащие им акции или покупать новые. Общество несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Общество не отвечает по обязательствам своих акционеров. Акционерное общество — это форма организации крупного капитала. Акционерные общества имеют следующие особенности, которые существенно выделяют их среди всех остальных организаци- онно-правовых форм: • организация уставного капитала с помощью акций, принадлежащих большому числу мелких акционеров, дает возможность обществу быстро собрать большой капитал для предпринимательской деятельности; • акции могут покупаться и продаваться на фондовом рынке, что позволяет, используя этот механизм, перемещать капиталы из неэффективных в более перспективные отрасли в соответствии с рыночной конъюнктурой; • при выходе из акционерного общества акционер не может требовать денежной или имущественной доли уставного капитала, что делает такую организационную форму одной из наиболее устойчивых. Акционер имеет право лишь продать или передать свои акции другому лицу, что сохраняет уставный капитал общества. Акционерные общества могут быть открытыми и закрытыми. В открытом акционерном обществе (ОАО): проводится открытая подписка на выпускаемые акции; акции могут свободно продаваться на фондовом рынке; акционеры могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров. ОАО ежегодно публикуют для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков (отчет о прибылях и убытках). В закрытом акционерном обществе (ЗАО): акции распределяются только среди его учредителей или заранее определенных лиц, например только среди работников данной организации; открытая подписка на выпускаемые акции не проводится; акции не продаются неограниченному кругу лиц. Акционеры ЗАО имеют преимущественное право приобретения акций, продаваемых другими акционерами этого общества; годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков публикуются для всеобщего сведения только по решению самого ЗАО. Акции могут быть двух видов: • обыкновенные — с правом голоса на общем собрании акционеров; • привилегированные — без права голоса на общем собрании. И по обыкновенным, и по привилегированным акциям акционеры получают дивиденды — часть прибыли общества. Конвертация обыкновенных акций в привилегированные и привилегированных в обыкновенные не допускается. Каждая акция определенного вида дает ее владельцам одинаковый объем прав. Акционер может усилить свое влияние только путем приобретения большего числа акций. Контрольным пакетом акций называется такое число акций, которое дает возможность его владельцу контролировать общее собрание акционеров (обычно это 50 % плюс 1 акция). Органами управления АО являются: общее собрание акционеров; правление (дирекция); наблюдательный совет; председатель правления; генеральный директор. Общее собрание акционеров — высший орган управления акционерным обществом. Оно должно проходить не реже 1 раза в год. К компетенции общего собрания относится решение следующих важнейших вопросов деятельности общества: • принятие устава общества, внесение изменений и дополнений в устав или утверждение устава общества в новой редакции; • реорганизация общества; • ликвидация общества, назначение ликвидационной комиссии и утверждение промежуточного и окончательного ликвидационных балансов; • определение количественного состава совета директоров (наблюдательного совета) общества, избрание его членов и досрочное прекращение их полномочий; • определение количества, номинальной стоимости, категории (типа) объявленных акций и прав, предоставляемых этими акциями; • увеличение уставного капитала общества путем размещения дополнительных акций, если уставом общества это предусмотрено [увеличение уставного капитала общества путем размещения дополнительных акций не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества]; • уменьшение уставного капитала общества путем уменьшения номинальной стоимости акций, путем приобретения обществом части акций в целях сокращения их общего количества, а также путем погашения приобретенных или выкупленных обществом акций; • образование исполнительного органа общества, досрочное прекращение его полномочий, если уставом общества решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества; • избрание членов ревизионной комиссии (ревизора) общества и досрочное прекращение их полномочий; • утверждение аудитора общества; • выплата (объявление) дивидендов по результатам I квартала, полугодия, 9 мес финансового года; • утверждение годовых отчетов, годовой бухгалтерской отчетности, в том числе отчетов о прибылях и убытках (счетов прибылей и убытков) общества, а также распределение прибыли (в том числе выплата или объявление дивидендов, за исключением прибыли, распределенной в качестве дивидендов по результатам I квартала, полугодия, 9 мес финансового года) и убытков общества по результатам финансового года; • определение порядка ведения общего собрания акционеров; • избрание членов счетной комиссии и досрочное прекращение их полномочий; • дробление и консолидация акций; • принятие решения об одобрении крупных сделок, стоимость которых равна 25 % и более стоимости активов общества, иных важных для общества сделок; • приобретение обществом размещенных акций; • принятие решения об участии в холдинговых компаниях, финансово-промышленных группах, ассоциациях и иных объединениях коммерческих организаций; • утверждение внутренних документов, регулирующих деятельность органов общества; • решение иных вопросов, предусмотренных уставом общества и законодательством. Общее собрание общества избирает постоянно действующий орган управления (между общими собраниями) — правление (дирекцию). Также может создаваться наблюдательный совет, представляющий интересы акционеров. Высшим должностным лицом акционерного общества является председатель правления. Уставом могут быть установлены и иные руководящие органы. Правление, председатель правления, иные должностные лица подотчетны общему собранию акционеров. Производственным кооперативом {артелью) признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, а именно: • производства товаров и услуг; • переработки продукции; • сбыта промышленной, сельскохозяйственной или иной продукции; • выполнения работ; • торговли; • бытового обслуживания. Объединение в форме производственного кооператива (артели) основано на личном трудовом или ином участии членов кооператива, объединении его членами имущества в виде паевых взносов. Именно этими признаками определяется особенность данной организационно-правовой формы. В производственном кооперативе: • количество членов не должно быть менее 5; • предусмотрено участие в деятельности кооператива юридических лиц; • члены кооператива несут субсидиарную ответственность по обязательствам кооператива (артели); • фирменное наименование должно содержать его наименование и слова «производственный кооператив»; • учредительным документом является устав, который утверждается общим собранием и содержит следующие сведения: о членах кооператива и размере их паевых взносов; составе и порядке внесения паевых взносов; характере и порядке трудового участия членов кооператива в его деятельности; порядке распределения прибыли и убытков; составе и компетенции органов управления кооператива; фондах кооператива (уставом кооператива, например, может быть установлено, что определенная часть имущества кооператива составляет неделимые фонды, которые будут использоваться на определенные уставом цели); иных вопросах организации и деятельности кооператива; • на момент регистрации кооператива его члены должны внести не менее 10 % паевого взноса, а остальную часть — в течение года с момента регистрации; • прибыль распределяется в соответствии с трудовым участием (или в другом порядке, если это определено уставом); • в таком же порядке распределяется имущество после ликвидации кооператива. Кооператив может быть добровольно реорганизован в хозяйственное товарищество или общество по единому согласию всех членов кооператива. Высший орган управления производственным кооперативом — общее собрание членов кооператива, которое решает вопросы исключительной компетенции: • изменение устава кооператива; • прием и исключение членов; • образование наблюдательного совета; • утверждение годовых отчетов, бухгалтерских балансов, распределение прибылей и убытков; • ликвидация и реорганизация кооператива; • иные вопросы деятельности. Другими органами управления производственного кооператива являются: • правление и его председатель, назначаемые общим собранием; • наблюдательный совет (создается для координации деятельности участников). При управлении производственным кооперативом учитываются следующие принципы: • членами наблюдательного совета, правления и председателем могут быть только члены кооператива; • каждый член кооператива имеет один голос при принятии решений. Это еще одна из особенностей производственного коо- ператива, поскольку в отличие от ООО и АО в кооперативе голос имеют сами члены артели независимо от размера их пая); • член кооператива имеет право выйти из кооператива, в этом К достоинствам производственных кооперативов следует отнести: • обязательность трудового участия и распределение прибыли в соответствии с трудовым вкладом; • распределение имущества после ликвидации кооператива в соответствии с трудовым участием, что заинтересовывает каждого члена кооператива в активном участии в трудовой деятельности; • равенство всех членов кооператива в управлении (каждый член кооператива имеет один голос при принятии решений); • неограниченное количество участников кооператива, что дает возможность включения в его деятельность множества участников, как физических, так и юридических лиц. К недостаткам производственных кооперативов следует отнести: • субсидиарную ответственность по долгам; • наличие большого количества участников на момент организации, что затрудняет его управление. Унитарное предприятие — коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия: • является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия, в отличие от других коммерческих организаций, например хозяйствующих товариществ и обществ или производственного кооператива; • находится соответственно в государственной или муниципальной собственности (принцип унитарности) и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, т. е. право собственности сохраняется за учредителем унитарного предприятия. Таким образом, унитарное предприятие в отличие от других предприятий имеет свой особый имущественный статус. Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом и не несет ответственности по обязательствам собственника этого имущества, т.е. государства. Устав унитарного предприятия должен содержать помимо сведений о местонахождении, наименовании и т.д. сведения о предмете и целях деятельности предприятия, а также о размере уставного фонда предприятия, порядке и источниках его формирования. Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества. Органом управления унитарного предприятия выступает руководитель (директор), который назначается собственником либо уполномоченным собственником органом. Руководитель подотчетен им, что является существенным отличием такого предприятия от других коммерческих организаций. В зависимости от прав, предоставляемых учредителем предприятия, унитарное предприятие бывает двух видов: предприятие, основанное на праве полного хозяйственного ведения и на праве оперативного управления. Унитарное предприятие, основанное на праве полного хозяйственного ведения: • создается по реш
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|