Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные положения проектирования предприятий




4.1. Организационные система и структура предприятия

Проектирование организационной системы означает процесс со­здания прообраза будущего предприятия, который должен содер­жать описание предприятия на начальном этапе и прогноз по­следующего его развития. Особое место в данном процессе при­надлежит организационной структуре предприятия. При этом не­обходимо оценить влияние внешней среды на предприятие и его элементы (подсистемы), а также взаимосвязи внутри самой сис­темы.

Процесс формирования организационных структур на пред­приятиях базируется на использовании системного подхода и сле­дующих принципов:

• корректная формулировка целей и подцелей проектируемого предприятия;

• обоснование распределения функций, прав и ответственно­сти применительно к решению управленческих задач;

• выявление всех необходимых связей как по вертикали, так и по горизонтали управления, с нахождением оптимального соче­тания централизации и децентрализации управления;

• соблюдение принципов и правил композиции и декомпози­ции, единства анализа и синтеза, других основных законов орга­низации.

Проектирование организационных систем — сложный процесс. Сначала определяется главная цель нового предприятия с учетом потребностей общественного развития, состояния внешней сре­ды и его влияния на будущую систему. Цель организации нового предприятия основывается на коммерческих идеях и результатах системного анализа рынка, соответствующих маркетинговых ис­следованиях. Эта цель должна быть актуальной, достижимой, ре­альной и решаемой как с точки зрения удовлетворения соответ­ствующих потребностей в товарах и услугах, так и с позиции обес­печения устойчивого развития самого предприятия в будущем.

Цель развития всегда связана с образованием новых систем. Может быть выбрана цель-аналог в том случае, если предприятие предусматривает расширение своей деятельности за счет освое-


Рис. 4.1. Пирамида перехода от целей предприятия к организационной

структуре

ния новых рынков сбыта. Цель развития требует создания не толь­ко новых структурных подразделений, но и изменения организа­ционной структуры, необходимых затрат на информационное и другие виды обеспечения.

После определения главной цели требуется разработка подцелей (целей-ориентиров), совместимых с главной целью. Здесь следует учесть ресурсные возможности проектируемой организационной системы, определить сроки их выполнения и ответственных испол­нителей. Далее осуществляется целевое проектирование. В дальней­шем в процессе деятельности организации цели и ресурсы могут уточняться и конкретизироваться. На рис. 4.1 показана последователь­ность перехода от целей предприятия к организационной структуре.

Оценка эффективности сформированной структуры является важным этапом разработки проектно-плановых решений, даю­щим возможность определить уровень прогрессивности принятых решений. При этом оценивается степень соответствия достигае­мых результатов поставленным целям.

Следует учитывать, что эффективное действие системы управ­ления проектируемого предприятия возможно лишь при правиль­но организованном информационном обеспечении.

Разработка схемы информационного обеспечения — это за­ключительная стадия организационного проектирования. Выпол­нение перечисленных работ должно сопровождаться экономи­ческим анализом в области ресурсных возможностей предприя­тия и потребностей внешней среды. Все процессы проектирова­ния организационных систем должны предусматривать процеду-


ры моделирования. При проектировании используют методы ана­логий, экспертно-аналитический, организационного моделиро­вания.

Метод аналогий заключается в применении организаци­онных форм и механизмов, которые проверены практикой (раз­работка типовых модулей, типовых и исходных оргструктур и т. п.).

Экспертно-аналитический метод состоит в обсле­довании и аналитическом изучении организации, выявлении про­блем и «узких мест» в управлении. Метод позволяет разработать рациональные рекомендации по формированию организационных систем исходя из оценки эффективности новой структуры, раци­ональных методов управления, заключений экспертов, обобще­ния и использования научно-технических достижений.

Метод организационного моделирования заклю­чается в разработке экономико-математических моделей. Данные модели являются базой для построения, анализа и оценки раз­личных вариантов структур в организации.

Нередко после проектирования требуется проводить коррек­тировку организационных структур и даже разрабатывать новый

Рис. 4.2. Структурная схема системы оперативной коррекции управления


проект. Обычно это вызывается: изменением внешней социаль­но-экономической ситуации; недостаточно эффективным функ­ционированием организации после внедрения проекта; измене­ниями технологии управления; неожиданными ситуациями на рынке и др.

При устранении выявленных недостатков организационных структур особое значение имеют диагностические мероприятия, направленные на разработку и внедрение методов упреждающе­го выявления отклонений от установленных норм и нормативов в деятельности предприятия с последующими коррективами. Диа­гностические исследования организационных систем проводятся в целях оценки их текущего состояния, выявления проблемных си­туаций и принятия адекватных мер для коррекции деятельности.

Блок диагностического обследования определяет набор пара­метров, характеризующих отклонения в деятельности предприя­тия от эталонной модели (рис. 4.2).

4.2. Общие сведения о строительстве, реконструкции и техническом перевооружении предприятий

В современных условиях экономического развития основным звеном любой отрасли народного хозяйства является предприятие. Предприятие сервиса представляет собой производственно-хозяй­ственный комплекс, объединяющий различные виды ресурсов для выполнения услуг, работ, изготовления продукции по заказам клиентов. Причем специфика сферы сервиса предполагает суще­ствование в отрасли предприятий различных форм собственно­сти, различной мощности, различного уровня специализации.

Основу деятельности любого предприятия сервиса составляет процесс оказания услуги, который должен быть организован та­ким образом, чтобы обеспечить прибыльную работу предприятия. Организация процесса оказания услуг не может быть решена без использования прогрессивных форм разделения и кооперации труда, рационализации рабочих мест, обеспечения благоприят­ных условий труда, разработки эффективных систем оплаты тру­да, формирования инфраструктуры предприятия.

Вся деятельность предприятия сферы сервиса должна быть на­правлена на достижение целей удовлетворения потребностей на­селения в разного рода услугах и извлечение прибыли, для чего важно использовать современные принципы, методы и формы организации выполнения услуг, производства работ и изготовле­ния продукции по заказам потребителя.

Немаловажную роль в этом играет имидж предприятия. Он дол­жен быть достаточно устойчив, конкурентоспособен и базироваться на анализе потребностей заказчиков. Как правило, победа остает-


ся за предприятием, оказывающим услуги, соответствующие за­просам потребителей.

Имидж предприятия включает в себя такие компоненты:

• качество, ассортимент, цена, гарантии, социальная престиж­ность услуг предприятия;

• удобство местоположения предприятия;

• социальный статус его клиентуры;

• привлекательность рекламы и разнообразие методов стиму­лирования сбыта;

• способы организации процесса предоставления услуг и оформ­ления предприятия;

• участие предприятия в решении социально значимых про­блем.

В этой связи первостепенное значение приобретает комплекс мероприятий, направленных на рациональную организацию сети предприятий сервиса — строительство новых предприятий, ре­конструкцию и техническое перевооружение действующих пред­приятий, внедрение прогрессивных технологий и форм обслужи­вания.

К новому строительству относится строительство комплекса объектов основного, подсобного и обслуживающего назначения вновь создаваемых предприятий сервиса, а также филиалов и от­дельных производств, которые после ввода в эксплуатацию будут находиться на самостоятельном балансе. К новому строительству относится также строительство предприятия такой же или боль­шей мощности вместо ликвидируемого предприятия, дальнейшая эксплуатация которого по техническим и экономическим услови­ям признана нецелесообразной, а также в связи с необходимо­стью, вызванной производственно-технологическими или сани-тарно-техническими требованиями.

В настоящее время несколько ограничено новое строительство с широким переходом на реконструкцию, расширение и техни­ческое перевооружение действующих предприятий.

При реконструкции, расширении, техническом перевооруже­нии предприятий применяется системный подход исходя из по­следовательной комплексной территориально-пространственной структуры и организации производственной среды с членением ее на отдельные, но органически связанные между собой элементы.

Реконструкция действующих предприятий предполагает переуст­ройство цехов и объектов основного, подсобного и обслуживаю­щего назначения, как правило, без расширения имеющихся зда­ний и сооружений основного назначения. Такие работы, связан­ные с совершенствованием производства и повышением его тех­нико-экономического уровня на основе достижений научно-тех­нического прогресса, выполняются по комплексному проекту на реконструкцию с целью увеличить производственные мощности,


улучшить качество и изменить номенклатуру продукции в основ­ном без увеличения численности работающих при одновремен­ном улучшении условий их труда и охраны окружающей среды.

В этом случае могут расширяться отдельные здания и сооруже­ния основного, подсобного и обслуживающего назначения, ког­да новое высокопроизводительное и более совершенное по тех­ническим показателям оборудование нельзя разместить в суще­ствующих зданиях; в отдельных случаях строятся новые и расши­ряются существующие цехи и объекты подсобного и обслужива­ющего назначения, возводятся новые здания и сооружения того же назначения вместо ликвидируемых, дальнейшая эксплуатация которых по техническим условиям признана нецелесообразной.

При реконструкции должны обеспечиваться: увеличение про­изводственной мощности предприятия, прежде всего за счет уст­ранения диспропорций в технологических звеньях; внедрение малоотходной, безотходной технологий и гибких производств; сокращение числа рабочих мест; повышение производительности труда; снижение материалоемкости производств и себестоимости продукции; повышение фондоотдачи и улучшение других техни­ко-экономических показателей действующего предприятия.

При расширении действующих предприятий строятся дополни­тельные производства, а также цехи и объекты основного, под­собного и обслуживающего назначения в целях создания допол­нительных или новых производственных мощностей.

Если в процессе проектирования выявились необходимость и экономическая целесообразность одновременно с расширением предприятия осуществлять реконструкцию действующих цехов и объектов основного, подсобного и обслуживающего назначения, соответствующие работы и затраты включаются в состав проекта расширения предприятий.

Техническое перевооружение действующих предприятий включа­ет в себя комплекс мероприятий по повышению технико-эконо­мического уровня отдельных производств, цехов и участков на основе внедрения передовой техники и технологии, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены устарев­шего и физически изношенного оборудования новым, более про­изводительным, а также по совершенствованию общезаводского хозяйства и вспомогательных служб.

Целями технического перевооружения являются интенсифи­кация производства, увеличение мощностей и выпуска продук­ции, улучшения ее качества при обеспечении роста производи­тельности труда и сокращения рабочих мест, снижения материа­лоемкости и себестоимости продукции, экономии материальных и топливно-энергетических ресурсов, улучшение других технико-экономических показателей работы предприятий. При этом могут быть дополнительно установлены на существующих производствен-


ных площадях оборудование и машины, внедрены автоматизиро­ванные системы управления и контроля, применены радио-, те­левизионные управляющие системы и другие современные сред­ства управления производством, осуществлены модернизация и техническое переустройство природоохранных объектов, отопи­тельных и вентиляционных систем. Предприятие, цехи и установ­ки могут быть подключены к центральным источникам тепло- и электроснабжения. Допускаются также частичная перестройка (на­пример, усиление несущих конструкций, замена перекрытий, изменение планировки зданий и сооружений) и расширение су­ществующих производственных помещений, обусловленные га­баритами размещаемого нового оборудования, и расширение име­ющихся или в отдельных случаях строительство новых объектов подсобного или обслуживающего назначения.

Между техническим перевооружением и реконструкцией име­ется много общего как в части состава работ, так и в конечной цели, но реконструкция, как и любая другая стройка, должна осуществляться на основе единого комплексного проекта и титу­ла. Таковы формальные отличия. Что же касается существа, то тех­ническое перевооружение — это прежде всего совершенствование производства в отдельных цехах и участках за счет внедрения про­грессивной технологии и оборудования с минимумом строитель­но-монтажных работ. Реконструкция по своим масштабам и охва­ту связана с большими объемами работ по переустройству дей­ствующих и строительству необходимых новых объектов, комму­никаций, складского и транспортного хозяйства и т.п.

Строительство новых предприятий, расширение, реконструк­цию и перевооружение действующих предприятий выполняют на основе разрабатываемых проектов.

Достижение коренных улучшений основных показателей дея­тельности предприятия сервиса возможно благодаря фундамен­тальному переосмыслению и радикальному перепроектированию процессов организации производства, т. е. реинжинирингу бизнес-процессов. Назначение каждого элемента процесса заключается в том, чтобы потребитель получил услугу, удовлетворяющую его по качеству, стоимости и сервису.

Реинжиниринг, т. е. преобразование бизнеса в зависимости от применяющихся условий внешней среды, целесообразно исполь­зовать в следующих основных ситуациях:

• когда предприятие находится в кризисном состоянии;

• когда текущее положение предприятия в целом удовлетвори­тельно, однако прогнозы его дальнейшей деятельности явно не­благоприятны;

• когда необходимы быстрый отрыв от конкурентов, создание конкурентных преимуществ. Это характерно для благополучных, быстроразвивающихся и агрессивных предприятий и организаций.


В любом из этих случаев разрабатывается будущая модель пред­приятия во взаимодействии с его деловой средой и ориентацией на потребителя.

Непрерывные существенные изменения в технологии произ­водства услуги (продукции), рыночной деятельности, потребно­стях клиентов (потребителей, заказчиков) — важная тенденция современной рыночной экономики. Поэтому приоритетным на­правлением деятельности предприятия сервиса является перевод «центра тяжести» организации с ориентированности на произ­водство в плоскость ориентированности на клиента.

Реинжиниринг предполагает целостное, системное моделиро­вание и кардинальную реорганизацию материальных, кадровых, информационных и финансовых потоков, в результате чего ми­нимизируется использование всех ресурсов организации, повы­шается качество обслуживания клиентов, сокращаются сроки реализации их потребностей.

Выделяют следующие основные бизнес-процессы на предпри­ятиях сервиса:

• процессы подготовки производства, нацеленные на планиро­вание деятельности предприятий, освоение и выведение на ры­нок новых товаров и услуг, конструкторскую и технологическую подготовку производства;

• процессы логистики (товародвижения), связанные с основ­ной деятельностью;

• процессы инфраструктуры (подготовка кадров, ремонт и тех­ническое обслуживание технологического оборудования, социаль­но-культурное обслуживание персонала).

Таким образом, решением данных проблем является смена классических выполняемых функций менеджмента на новую ори­ентацию — «процессную», и жизненный цикл организации рас­сматривается с позиций реинжиниринга.

Постоянные изменения во внешней среде заставляют предпри­ятия сервиса корректировать технологические процессы, инфра­структуру производства, социально-экономические и организа­ционные направления деятельности, системы информационного обеспечения и менеджмента. Следовательно, производственный процесс предприятия, работающего в сфере сервиса, необходимо постоянно совершенствовать как целостный организм, состоящий из множества взаимосвязанных частей, элементов, подразделений.

4.3. Проект, порядок его разработки и содержание

Проектом называют техническую документацию, которая со­держит основные проектные решения, выполненные в виде ме­ханико-экономических расчетов, чертежей, пояснительных запи-


сок и др. Обязательная часть проекта — смета, определяющая сто­имость нового строительства, расширения, реконструкции или технического перевооружения действующего предприятия.

Проект со сметой, утвержденный в установленном порядке, — это основной документ, по которому осуществляются строитель­ство и финансирование.

В соответствии с заданием на проектирование могут разраба­тываться индивидуальные, повторно применяемые и типовые проекты.

Индивидуальные проекты разрабатывают, как правило, на стро­ительство предприятий с часто меняющейся технологией произ­водства и особо крупных и сложных с неповторяющейся техноло­гией производства.

В качестве повторно применяемых проектов используют наибо­лее удачные индивидуальные. Так, при необходимости строитель­ства нескольких одинаковых предприятий в разных зонах страны разрабатывают индивидуальный (рабочий) проект в соответствии с требованиями, предъявляемыми к типовым проектам, и затем используют его повторно для строительства других аналогичных предприятий.

При разработке проектно-сметной документации индивидуаль­ного (рабочего) проекта на строительство предприятия с часто меняющейся технологией производства, как правило, применя­ют унифицированные объемно-планировочные и конструктивные решения зданий и сооружений этих предприятий, которые по­зволяют без значительных дополнительных затрат перестраивать технологию производства.

Типовые проекты разрабатывают для предприятий, у которых повторяются основные и вспомогательные производственные зда­ния и сооружения, а также предусмотрен стабильный технологи­ческий процесс производства. Особенно широкое распростране­ние типовое проектирование получило при строительстве фаб­рик-прачечных и фабрик химической чистки, ремонтно-обслу-живающих предприятий и др.

Предприятия сервиса проектируют в одну и две стадии.

В одну стадию — рабочий проект со сводным сметным расчетом стоимости разрабатывают для предприятий, которые будут стро­ить по типовым и повторно применяемым проектам, а также для технически несложных объектов. Проектно-сметную документацию на расширение, реконструкцию и техническое перевооружение разрабатывают, как правило, в одну стадию (рабочий проект).

В две стадии — проект со сводным сметным расчетом стоимо­сти и рабочей документацией со сметами разрабатывают при стро­ительстве крупных и сложных предприятий.

Стадийность разработки проектно-сметной документации ус­танавливает заказчик в задании на проектирование предприятия.


Сметную стоимость строительства с выделением стоимости строительно-монтажных работ в сводном сметном расчете при одностадийном проектировании определяют по сметам к типо­вым и повторно применяемым экономичным индивидуальным проектам и сметам, которые составляют по рабочим чертежам, а при двухстадийном проектировании — по укрупненным сметным нормам, прейскурантам и стоимостным показателям предприя­тий-аналогов.

Рабочий проект содержит разделы: общую пояснительную за­писку, технологические и строительные решения, организацию строительства, сметную документацию и паспорт проекта.

Общую пояснительную записку обычно составля­ют по эталону, разрабатываемому ведущим отраслевым проект­ным институтом для предприятий определенного типа. Она со­держит исходные данные для проектирования, краткую характе­ристику предприятия при его расширении или реконструкции. В ней кратко излагается содержание проекта с сопоставлением возможных вариантов, на основе которых приняты проектные решения и предложен срок строительства, а также с материала­ми, подтверждающими соответствие проекта действующим нор­мам и правилам.

В пояснительной записке приводятся общие сведения о меро­приятиях по охране окружающей среды, даются ситуационный план размещения предприятия с указанием на нем существую­щих и проектируемых коммуникаций и инженерных сетей и схе­ма генерального плана. На этой схеме приводят: краткую характе­ристику площадки строительства; план всего предприятия с рас­положением проектируемых объектов, существующих, реконст­руируемых и подлежащих сносу зданий и сооружений с указани­ем транспортных путей, коммуникаций (электрические, водопро­водные, канализационные, газопроводные и др.) и вертикаль­ной привязки основных зданий и сооружений. Кроме того, дают сведения о грузообороте предприятия, организации транспорт­ного хозяйства и основные технико-экономические показатели генерального плана.

Технологические решения являются основным раз­делом при проектировании предприятий. Сюда входят: оконча­тельно принятые исходные данные для проектирования; задание на проектирование, привлекаемые типовые проекты и решения, сведения о действующих аналогичных наиболее передовых пред­приятиях, нормативные материалы и др.

В технологических решениях: определяют годовую трудоемкость по видам работ; разрабатывают основные положения по органи­зации производства (схемы производственного процесса); уста­навливают состав предприятия (перечень цехов, отделений, участ­ков, складов и т.п.), режимы работы, фонды времени работы


рабочих и оборудования; рассчитывают оборудование, площадь, расход электроэнергии, пара, воды, газа, а также число и состав работающих по всем подразделениям предприятия; выполняют компоновку всех подразделений и служб предприятия с расста­новкой на плане основного оборудования; по главным производ­ственным подразделениям (цехам, отделениям) определяют тех­нико-экономические показатели. При необходимости в этом раз­деле проекта приводят краткую характеристику и обоснование технических решений новых технологических процессов, сравне­ние их с отечественными и зарубежными достижениями. Кроме того, в технологические решения включают подразделы «Автома­тизация технологических процессов» и «Механизация транспорт­ных операций и погрузочно-разгрузочных работ».

Для более четкого и компактного оформления раздела техно­логических решений отраслевые проектные институты разраба­тывают эталоны — образцы их оформления для предприятий раз­личных типов, а иногда раздельные эталоны технологических ре­шений по основным производственным цехам.

В раздел «Технологические решения», кроме того, входят сле­дующие основные чертежи: принципиальные схемы технологи­ческих процессов и механизации производства; автоматизации технологических процессов; технологические компоновки по подразделениям предприятия; схемы грузопотоков; организаци­онной структуры предприятия; комплекса технических средств, электроснабжения предприятия; магистральных и распределитель­ных тепловых сетей; организации связей и сигнализации.

В рабочем проекте все технологические решения не оформля­ются отдельным разделом, а входят в состав общей пояснитель­ной записки.

Строительные решения включают в себя краткую ха­рактеристику основных зданий и сооружений, строящихся по ти­повым проектам, с приложением паспортов этих проектов. Если разрабатывают индивидуальный проект, то дают схематические планы и разрезы (иногда фасады) проектируемых зданий и со­оружений. В этом же разделе помещают расчеты и описывают ре­шения санитарно-технических устройств, охраны окружающей среды, а также решения по объектам гражданской обороны, ко­торые оформляют в установленном порядке.

Организация строительства разрабатывается по со­ставу, объему и содержанию документации в полном соответствии с действующей Инструкцией по разработке проектов, организа­ции строительства и проектов производства работ.

Сметная документация включает в себя сводный смет­ный расчет, сводку затрат, объектные и локальные сметные рас­четы, сметы на проектные и изыскательные работы. Кроме того, разрабатывают ведомость сметной стоимости строительства объек-

85 -


тов, входящих в пусковой комплекс, и ведомость сметной сто­имости товарной строительной продукции.

В сводном сметном расчете предусматривают резерв средств на непредвиденные работы и затраты при строительстве ремонтно-обслуживающих предприятий в размере до 5 % от общей сметной стоимости.

Паспорт проекта составляют по установленной форме.

4.4. Маркетинговое (технико-экономическое) обоснование проекта

В современных условиях хозяйствования исключение возмож­ности производства услуги, не отвечающей потребностям потен­циальных потребителей (качество услуги), стало важнейшим фак­тором конкурентоспособности предприятия. При рыночных отно­шениях производитель стремится добиться стабильного качества своей продукции, использовать все инструменты, выработанные мировой и отечественной практикой. Важнейшим из них является система обеспечения качества, где маркетинг — первый этап, во многом определяющий результат всей деятельности предприятия по качеству. Функции маркетинга на предприятии — дать точное определение рыночному спросу и реализации услуги, необходи­мых для планирования объемов производства, объективно оцени­вать требования потребителя на основе их постоянного анализа, осуществлять сбор информации о соседних предприятиях-конку­рентах. В результате это позволяет систематизировать реальные и потенциальные конкурирующие услуги по основным направле­ниям деятельности проектируемого предприятия.

Перечень основных сведений, которые необходимо предста­вить в маркетинговом обосновании проекта, следующие:

• наименование предприятия;

• деятельность предприятия;

• характеристика маркетинговой среды (демографические, эко­номические, природные, научно-технические, политические и культурные факторы);

• информация о потребности в услугах проектируемого пред­приятия (на основе информации в периодической печати, эконо­мических и статистических обзорах, данных социологических ис­следований);

• анализ окружения предприятия (конкуренции и конкурен­тов);

• обоснование производственной мощности;

• обоснование формы и методов обслуживания;

• выбор места строительства;

• обоснование режима работы предприятия;


• разработка рациональной схемы технологического процесса;

• определение источников снабжения электроэнергией, теп­лом, водой и др.;

• ориентировочный объем капиталовложений;

• основные данные и технико-экономические показатели;

• выводы и предложения.

При разработке маркетингового обоснования на реконструк­цию предприятия дополнительно необходимо наметить основные направления реконструкции и путем технико-экономических рас­четов обосновать эффективность намеченных мероприятий. Рекон­струируемые предприятия имеют налаженные связи, хорошо зна­ют своих поставщиков и потребителей. На предприятии трудятся сложившиеся коллективы работников соответствующей квалифи­кации, аппарат управления хорошо знаком со всеми условиями и особенностями производства. Поэтому процесс ввода производ­ственных мощностей протекает намного быстрее, чем на вновь построенных предприятиях.

При разработке маркетингового обоснования учитывают до­стижения науки и техники, поскольку строящиеся, реконструи­руемые или расширяемые предприятия ко времени ввода в эксп­луатацию должны быть технически передовыми, иметь высокие показатели по производительности труда и качеству услуг, обес­печивать безопасность и экологичность производства и комфорт­ные условия труда.

Степень детализации сведений, содержащихся в обосновании, может быть различной. Выбор сведений, необходимых для разра­ботки задания на проектирование, определяется проектной орга­низацией.

Только после выводов об экологической целесообразности, при отсутствии сомнений о качестве услуг и уровне цен и хозяйствен­ной необходимости проектирования и строительства (реконструк­ции) предприятия начинают разработку задания на проектирова­ние.

4.5. Задание на проектирование

На основании маркетингового обоснования, утвержденного заказчиком проекта, при участии проектной организации состав­ляют задание на проектирование. Ее состав и содержание регла­ментированы Инструкцией о составе, порядке разработки, согла­сования и утверждения проектно-сметной документации на строи­тельство предприятий, зданий и сооружений (СНиП 1.02.01—85).

Задание на проектирование содержит следующие основные сведения:

• наименование предприятия;


• назначение, вид деятельности и функции предприятия;

• основание для проектирования и вид строительства (новое или реконструкция действующего предприятия);

• место строительства (расположения);

• номенклатура услуг и мощность (производственная програм­ма) предприятия в натуральном или стоимостном выражении;

• режим работы предприятия;

• специализация предприятия и кооперирование;

• источники снабжения предприятия теплом, водой, паром, газом, электроэнергией как в процессе эксплуатации, так и в пе­риод строительства;

• условия по очистке и сбросу сточных вод;

• требования к технологии, основным технологическим про­цессам и оборудованию;

• необходимость разработки автоматизированных систем управ­ления производством;

• требования к промышленной эстетике и этажности зданий;

• требования к рекультивации (восстановлению нарушенных земель);

• стадийность проектирования;

• основные технико-экономические показатели и капитало­вложения (инвестиции), принятые согласно маркетинговому обо­снованию;

• сроки строительства.

В задании на проектирование также указывается наименование генеральной (ведущей) проектной организации и строительной (подрядчика) организации, которая будет строить предприятие.

При новом строительстве зданий и сооружений заказчик выда­ет проектной организации строительный паспорт. Он является основным документом, характеризующим участок, отведенный под строительство предприятия. Паспорт содержит ситуационный план участка застройки с прилегающими кварталами и проезда­ми, топографический план, техническое заключение по инже­нерной геологии участка с указанием допустимых давлений на грунт и уровня грунтовых вод. В нем приводятся технические усло­вия на подсоединение проектируемого предприятия к существу­ющим или перспективно предусмотренным инженерным комму­никациям — сетям электро-, тепло-, водоснабжения, канализа­ции и пр.

Контрольные вопросы

1. Опишите подход и принципы процесса формирования организаци­онных структур предприятия.

2. Какие задачи ставят при разработке на строительство нового пред­приятия?


3. Назовите цель реконструкции действующего предприятия.

4. Какие особенности имеет техническое перевооружение?

5. Дайте характеристику типовых, индивидуальных и повторно при­меняемых проектов.

6. Укажите стадийность разработки и состав рабочего проекта.

7. Какова основная задача маркетингового обоснования проекта?

8. Какие основные сведения содержит задание на проектирование?

9. Перечислите основные показатели деятельности предприятия, до­стижение которых возможно благодаря радикальному перепроектирова­нию процессов организации производства.


ГЛАВА 5

МЕТОДЫ РАСЧЕТА ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ ПРЕДПРИЯТИЙ

5.1. Роль и значение технологических расчетов

Из всех частей рабочего проекта особую роль играют техноло­гические решения. Исходными данными для их разработки явля­ются результаты, полученные в ходе технологических расчетов. На основании расчетов определяют производственную программу предприятия, фонды времени, численность работающих, виды и количество используемого технологического оборудования, пло­щади цехов, вспомогательных и служебно-бытовых помещений и всего предприятия в целом.

Конечным результатом технологических расчетов является раз­работка генерального плана и объемно-планировочного решения предприятия.

Предприятия сервиса могут размещаться в отдельно стоящих зданиях и сооружениях, быть пристроенными к зданиям иного назначения при обособленности всех групп помещений, быть встроенными в здания иного назначения. Отдельно стоящие зда­ния, в которых размещаются предприятия сервиса, могут быть одно-, двух- и многоэтажными.

Некоторые предприятия сервиса относятся к вредным объек­там, имеющим источники выбросов в атмосферу и твердые отхо­ды. Поэтому, проектируя предприятия, необходимо искать пути оздоровления окружающей среды различными методами, т. е. ре­шать комплексные экологические задачи в зависимости от степе­ни и характера вредностей, на основе достижений научно-техни­ческого прогресса в технологическом, санитарно-гигиеническом и архитектурно-строительном проектировании.

5.2. Производственная мощность и программа

предприятия

Производственной мощностью предприятия называют макси­мально возможный выпуск продукции в установленной номен­клатуре в количественном отношении, который может быть осу­ществлен предприятием за определенный период времени (год,


месяц, смена) при установленном режиме работы, при условиях овладения кадрами техникой производства, полного использова­ния оборудования, площадей и других средств производства, при­менения передовой технологии и наиболее совершенной органи­зации труда и производства, достижения установленных для дан­ного периода передовых технических норм производительности и трудоемкости, а также ликвидации «узких мест» в производстве.

Производственная мощность действующего предприятии не является постоянной величиной и должна возрастать по мере из­менения факторов, к которым относятся: повышение квалифика­ции работающих, улучшение использования основных и оборот­ных фондов предприятия, повышение коэффициента сменности работы, снижение потерь рабочего времени, совершенствование технологических процессов, рост механизации и автоматизации производства, совершенствование форм и методов организации производства, расширение специализации и кооперирование пред­приятия.

Так, производственная мощность фабрик химической чистки и крашения одежды, а также фабри

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...