Труды Е. П. Ильина как энциклопедия современной психологии
Стр 1 из 6Следующая ⇒ Юрий Алексеевич Цагарелли https: //cyberleninka. ru/article/n/trudy-e-p-ilina-kak-entsiklopediya-sovremennoy-psihologii Аннотация. Статья посвящена трудам Е. П. Ильина, совокупность которых по фундаментальности, точности описаний и полноте охвата с уверенностью можно назвать энциклопедией современной психологии. В рамках единой авторской концепции Е. П. Ильин создал подробные системные описания свойств, находящихся на всех иерархических уровнях структуры человека и психологической структуры личности: соматические свойства, психофизиологические свойства, психические состояния, психические процессы, психологические свойства, социально-психологические свойства личности. Соматические свойства Е. П. Ильин начал описывать в начале своего научного творчества, после получения базового медицинского образования. Позже в двух томах исторических очерков и многочисленных статьях большое внимание он уделил решению проблемы взаимосвязей физиологического и психического. Психофизиологическим свойствам посвящено немало книг и статей Е. П. Ильина. Его новаторским вкладом в развитие психофизиологии является открытие двух свойств нервной системы: «внешнего» и «внутреннего» баланса нервной системы; изобретение ряда аппаратурных методик для диагностики типологических свойств нервной системы и двигательной памяти; описания типологических симптомокомплексов свойств нервной системы. Психическим состояниям посвящены работы Е. П. Ильина, в которых он энциклопедически полно и убедительно описывает мотивационно-волевые состояния, эмоциональные, а также состояния монотонии, психического пресыщения, эмоционального выгорания, психического напряжения, эмоционального стресса.
Психические процессы, по Е. П. Ильину, проявляются в способностях человека. Он сформулировал авторскую теорию способностей, где способности понимаются как сплав психических функций и врожденных задатков. Психологическим свойствам личности посвящен ряд книг Е. П. Ильина. В одной из последних его работ «Психология совести: вина, стыд, раскаяние» описаны важнейшие нравственные психологические свойства личности: совесть, честность, стыдливость и другие. Е. П. Ильин указывает, что в современном мире совесть и честность выходят на первый план при профессиональном отборе в организации. Социально-психологическим свойствам посвящена монография «Психология общения и межличностных отношений». Детально описаны формы воздействия на партнеров, различные виды манипуляции, а также эмоциональные состояния в процессе общения, возрастные и половые особенности общения. Содержание работ Е. П. Ильина охватывает основные отрасли и направления современной психологии. При этом каждая из написанных им книг энциклопедична в области, заявленной в названии. Ключевые слова: системные описания свойств психологической структуры личности, соматические свойства, психофизиологические свойства личности, психические состояния, психические процессы, социально-психологические свойства. 25 декабря 2015 года ушел из жизни Евгений Павлович Ильин. Огромную потерю понесли не только родные, близкие и многочисленные ученики этого великого Человека, Учителя, Ученого, Творца, но и вся отечественная и мировая психология. Отличительной характеристикой творчества Е. П. Ильина является ее уникальная панорамность, воплощенная в рекордном количестве фундаментальных трудов, охвативших разные направления теоретической и практической психологии. Не считая огромного количества статей и других публикаций в периодической печати, Е. П. Ильин опубликовал 40 книг (в том числе 3 книги в соавторстве). В числе изданных работ Е. П. Ильина: 14 монографий, 9 учебников, 6 учебных пособий. Перечень книг Е. П. Ильина представлен в списке литературы данной статьи. 11 книг Е. П. Ильина многократно переиздавались (см. приложение), что свидетельствует о большой востребованности его трудов.
Совокупность трудов Е. П. Ильина по фундаментальности, точности описаний и полноте охвата с уверенностью можно назвать энциклопедией современной психологии. Ибо эта совокупность соответствует понятию «энциклопедия» как приведенное в систему обозрение круга дисциплин, в совокупности составляющих отдельную отрасль знания. Требованиям энциклопедии совокупность трудов Е. П. Ильина соответствует больше, чем многие изданные психологические энциклопедии, словари и справочники. О поистине энциклопедическом масштабе творчества Е. П. Ильина свидетельствует то, что оно охватывает все отрасли и направления современной психологии: психофизиологию, в т. ч. дифференциальную; психологию индивидуальных различий, психологию состояний, в т. ч. в разных видах деятельности; психологию труда, психологию физического воспитания и спорта, эмоции и чувства, психические процессы, в т. ч. ощущения, восприятие, память, мышление, воображение; способности и одаренность; творчество, креативность; мотивацию и мотивы; любовь, совесть, вину, стыд и раскаяние; психологию общения и межличностных отношений и др. Общеизвестны классические книги Е. П. Ильина по таким направлениям, как: –– психология труда, в частности: «Дифференциальная психология профессиональной деятельности» (Ильин 2008a), «Работа и личность. Трудоголизм, перфекционизм, лень» (Ильин 2011), «Дифференциальная психология профессиональной и учебной деятельности» (Ильин, Фукин 1997), «Психология делового общения» (Ильин 2017); –– психология физического воспитания и спорта: «Дифференциальная психофизиология физического воспитания и спорта» (Ильин 1979b), «Психофизиология физического воспитания (деятельность и состояния)» (Ильин 1980), «Психофизиология физического воспитания (Факторы, влияющие на эффективность спортивной деятельности)» (Ильин 1983), «Психология спорта. Современные направления в психологии» (Ильин, Сафронов, Киселев 1989), «Психология физического воспитания» (Ильин 2000c), «Психология физической культуры и спорта» (Бабушкин, Смоленцева, Науменко и др. 2007), «Психология спорта» (Ильин 2008b);
–– психомоторика, которой посвящены разделы вышеуказанных книг по психологии физического воспитания и спорта, а также отдельные книги: «Психомоторная организация человека» (Ильин 2003), «Методические указания к практикуму по психофизиологии (изучение психомоторики)» (Ильин 1981); –– возрастная и педагогическая психология, в частности: «Психология для педагогов» (Ильин 2012a), «Дифференциальная психология профессиональной и учебной деятельности» (Ильин, Фукин 1997), «Психология: учебник для средних педагогических учебных заведений» (Ильин 2004b), «Психология взрослости» (Ильин 2012c); –– социальная психология: «Пол и гендер» (Ильин 2010), «Психология агрессивного поведения» (Ильин 2014b), «Психология неформального общения» (Ильин 2015b), «Психология делового общения» (Ильин 2017); –– семейная психология, которой посвящены разделы книг: «Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины» (Ильин 2002b), «Психология общения и межличностных отношений» (Ильин 2009a), «Пол и гендер» (Ильин 2010), «Психология любви» (Ильин 2014a); –– мотивация и мотивы: «Мотивы человека: теория и методы изучения» (Ильин 1998), «Мотивация и мотивы» (Ильин 2000a). Существенно, что каждая из таких работ энциклопедична относительно описания направления, указанного в названии. Например, в книге «Психологии совести: вина, стыд, раскаяние» (Ильин 2016) даны определение совести, ее функции, генезис, свойства, структура, виды. По аналогичной схеме рассмотрены феномены эмоционального выражения совести: вина, стыд, раскаяние. Энциклопедичность творчества проявляется и в достаточно широком охвате смежных наук. По данным электронной библиотеки «ВВМ», произведения Е. П. Ильина охватывают такие смежные с психологией науки, как философия, история философии, социология, психотерапия, биология, физиология, медицина, здоровье, воспитание, образование, педагогика, физическая культура, спорт. Энциклопедический характер носят тематические литературные обзоры, приведенные Е. П. Ильиным в стройную систему.
Вместе с тем принципиальным отличием и преимуществом трудов Е. П. Ильина как энциклопедии современной психологии является огромное количество ценнейшего оригинального креативного авторского научного материала, который, во-первых, уточняет, поясняет и дает правильное понимание рассматриваемого феномена, во-вторых — закрывает «белые пятна» в знаниях об этом феномене. Важно, что Е. П. Ильина носит целостный, внутренне непротиворечивый характер, т. к. выполнена одним, чрезвычайно компетентным автором. Рамки статьи не позволяют осветить все стороны многогранного творчества Е. П. Ильина. Ограничимся рассмотрением особенностей описаний им свойств психологической структуры личности, важность которых сложно переоценить. Теоретические представления о психологической структуре личности описаны многими известными зарубежными и отечественными психологами (З. Фрейд, А. Маслоу, Б. Г. Ананьев, К. К. Платонов, В. А. Ганзен и др. ). Но только Е. П. Ильин создал наиболее подробные описания свойств, находящихся на всех иерархических уровнях этой структуры. Впервые в истории психологии создано панорамное и вместе с тем глубокое и точное описание свойств этой структуры в рамках единой целостной авторской концепции. При этом содержание и объем творчества Е. П. Ильина отвечают требованиям системного подхода. В своих трудах он описал не только свойства всех уровней психологической структуры личности, но и соматические свойства, осуществив тем самым наиболее полное авторское описание иерархической структуры свойств человека. С позиций системного подхода иерархическую структуру свойств человека и входящую в нее психологическую структуру личности можно представить в виде, изображенном на рис. 1. Данная структура принята и одобрена Е. П. Ильиным в контексте научного руководства кандидатской и докторской диссертациями автора данной статьи. Учитывая историю становления и развития научного творчества Е. П. Ильина, рассмотрим энциклопедическое описание им уровней и свойств данной структуры в направлении ее развития: от соматического — к социальному. Соматические свойства Е. П. Ильин начал изучать и описывать в начале своего научного творчества, будучи студентом Ленинградского санитарно-гигиенического медицинского института. В 1957 году он блестяще защитил дипломную работу по физиологии и получил диплом врача. Важно подчеркнуть, что глубокие знания физиологии, биологии, анатомии, морфологии человека, полученные Е. П. Ильиным в процессе базового медицинского образования, явились основой его дальнейших психофизиологических и психологических трудов, что подчеркивал сам Евгений Павлович.
Базовое медицинское образование способствовало тому, что в трудах Е. П. Ильина в доступной и понятной форме раскрыты механизмы взаимосвязей физиологического и психического, традиционно считающиеся очень сложными при их несомненной актуальности для науки и практики. Большое внимание решению проблемы взаимосвязей физиологического и психического уделено в многочисленных статьях Е. П. Ильина и сотрудников созданной в 1970 году и бессменно возглавляемой им лаборатории психофизиологии физического воспитания ЛГПИ им. А. И. Герцена. Согласно «Библиографическому указателю работ» сотрудников этой лаборатории (Лалаян 1981) за первые десять лет деятельности лаборатории ее сотрудниками опубликовано 211 работ, 56 из которых (в том числе 25 в соавторстве) принадлежит Е. П. Ильину. Большинство этих работ посвящено исследованиям различных аспектов взаимосвязей физиологического и психического в физической культуре и спорте. Особое место в решении проблемы взаимосвязей физиологического и психического занимают два тома исторических очерков Е. П. Ильина «Психология и физиология: союз или конфронтация? » (Ильин 2007). В них автор очень подробно (на 650 страницах), научно обоснованно и вместе с тем доступно описал сложные проблемы взаимодействий и рассогласований между психологией и физиологией, образующиеся на стыке между этими науками. Из-за малого тиража (100 экземпляров) недостаточная известность этого двухтомника совершенно не соответствует его роли в решении проблемы взаимоотношений психологии и физиологии для понимания важнейших механизмов взаимодействия физиологического и психологического в человеке. Роль этого фундаментального труда, скромно названного автором «историческими очерками», в том, что на основе сделанного Е. П. Ильиным блестящего анализа исследований по изучению человека, выполненных психологами и физиологами, анализа их достижений и ошибок показан правильный путь развития современной научной и практической психологии. Несомненно, что изучение этого труда избавит психологов от многих теоретических и практических ошибок. В этой связи очевидную пользу для студентов и аспирантов факультетов психологии принесло бы переиздание данного труда тиражом, достаточным для его использования в качестве учебного пособия по дисциплинам «Психофизиология», «Физиология ВНД», «История психологии». Рис. 1. Иерархическая структура свойств человека Примечание: жирным курсивом обозначены уровни, входящие в психологическую структуру личности, а обычным шрифтом — не входящие в нее. Психофизиологическим свойствам в творчестве Е. П. Ильина уделено особое место. Об этом свидетельствуют многочисленные труды Е. П. Ильина, а также осуществленные под его руководством работы его учеников и сотрудников. Так, только с 1970 по 1980 год Е. П. Ильин опубликовал 56 работ по психофизиологии (в т. ч. 25 в соавторстве). Сотрудники лаборатории психофизиологии физического воспитания ЛГПИ им. А. И. Герцена опубликовали за этот период 180 работ, выполненных под его руководством, в их числе 9 кандидатских диссертаций (Лалаян 1981). Примерами креативных работ по психофизиологии являются первые книги Е. П. Ильина: «Изучение свойств нервной системы» (Ильин 1978), «Методические указания к практикуму по психофизиологии (экспресс-методы при изучении свойств нервной системы)» (Ильин 1979а), а также многие его статьи. Психофизиологическим свойствам посвящены и более поздние фундаментальные книги Е. П. Ильина: «Дифференциальная психофизиология» (Ильин 2001), которую он считал одной из важнейших в своем творчестве, «Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины» (Ильин 2002b), а также такие классические труды по психофизиологии физического воспитания и спорта, как «Дифференциальная психофизиология физического воспитания и спорта» (Ильин 1979b), «Психофизиология физического воспитания (деятельность и состояния)» (Ильин 1980), «Психофизиология физического воспитания (факторы, влияющие на эффективность спортивной деятельности)» (Ильин 1983). Эти книги многократно переиздавались, что свидетельствует об их широком признании и большой популярности. Новаторским вкладом Е. П. Ильина в развитие отечественной и мировой психофизиологии является:
1. 1. «Внутреннего» баланса НС, характеризующего уровень внутреннего энергетического потенциала человека для проявления им активности. 1. 2. «Внешнего» баланса нервных процессов, характеризующего преобладание возбуждения или торможения на эмоционально-мотивационном уровне (или возникновение возбудительной или тормозной реакции при формировании мотива достижения цели).
2. 1. Методика «Теппинг-тест» для диагностики силы — слабости НС. 2. 2. Кинематометрическая методика для диагностики подвижности — инертности НС. Ее достоинством является получение отдельных диагнозов о подвижности — инертности как процессов возбуждения, так и процессов торможения, что очень важно как для правильного теоретического понимания сущности этого свойства НС, так и для адекватного его учета в практической деятельности. 2. 3. Кинематометрическая методика для диагностики «внутреннего баланса» НС. 2. 4. Кинематометрическая методика для диагностики «внешнего баланса» НС. 2. 5. Кинематометрическая методика для диагностики двигательной памяти. Для реализации этих методик Е. П. Ильин модифицировал соответствующую аппаратуру: телеграфный ключ для «Теппинг-теста» и «Кинематометр Жуковского» для кинематометрических методик. Он даже описал технологию их самостоятельного изготовления. Одновременно он описал графические варианты данных методик, что сделало их общедоступными и повсеместно распространенными. Валидность, надежность и достоверность этих классических методик подтверждена в тысячах экспериментальных исследований. Их использование рекомендовано в десятках учебников, учебных пособий и психологических практикумов. Важно, что эти методики явились основой для создания ряда других психофизиологических аппаратурных методик. Эта работа велась, в частности, в Международном научно-производственном объединении «Акцептор» (г. Казань) при авторской поддержке Е. П. Ильина. Так, на основе методики «Теппинг-тест» были созданы аппаратурные методики диагностики максимального темпа движений и динамики работоспособности. На основе кинематометрической методики для диагностики подвижности — инертности НС созданы методики диагностики уравновешенности между процессами возбуждения и торможения и диагностики проприорецептивной чувствительности. Эти методики после согласования с Е. П. Ильиным были описаны Ю. А. Цагарелли (Цагарелли 2009).
Психические состояния Е. П. Ильин начал исследовать еще в период работы в лаборатории физиологии труда при биологическом факультете ЛГУ (с 1963 года). В 1978 году он описывает необходимость и перспективы использования системного подхода к анализу и диагностике состояний человека, справедливо указывая, что комплексного подхода для этого недостаточно (Ильин 1978). Однако полномасштабные, необычайно полные системные описания психических состояний осуществлены Е. П. Ильиным позже. Их основополагающим началом явилась книга «Психофизиология состояний человека» (Ильин 2005). Е. П. Ильин четко ограничивает категорию состояний, критикуя авторов, трактующих эту категорию слишком широко и тем самым размывающих само понятие состояний, подразумевая под ними «состояние мышления», «состояние памяти» и т. п. Вместе с тем Е. П. Ильин энциклопедически полно и убедительно описывает состояния как таковые: мотивационно-волевые, эмоциональные (тревога, страх, воодушевление и эйфория, фрустрационные, веселье, смущение, стыд, влюбленность и др. ). Даны характеристики монотонии, психического пресыщения, эмоционального выгорания, психического напряжения, эмоционального стресса. Описаны методология, теория и методы диагностики и регуляции состояний. Ряд дальнейших фундаментальных трудов Е. П. Ильин посвятил описаниям более частных проявлений и разновидностей психических состояний. Наиболее обширной из таких работ является учебное пособие «Эмоции и чувства» (Ильин 2002a), изданное в 2002 году и переизданное в 2003, 2007, 2008, 2013 годах (серия «Мастера психологии»). Психическим состояниям посвящены и другие фундаментальные работы Е. П. Ильина, изданные в серии «Мастера психологии». Это «Психология любви» (Ильин 2014a), «Психология страха» (Ильин 2015c), «Психология доверия» (Ильин 2013b), «Психология надежды. Оптимизм и пессимизм» (Ильин 2015a), «Психология зависти, враждебности, тщеславия» (Ильин 2014c). Описаниям психических состояний посвящены разделы и многих других книг Е. П. Ильина (см., например, «Психология творчества, креативности, одаренности» (Ильин 2009b), «Психология общения и межличностных отношений» (Ильин 2009a), «Психология помощи. Альтруизм, эгоизм, эмпатия» (Ильин 2013a). Учитывая полноту и точность многогранных системных описаний Е. П. Ильиным структуры, функций и генезиса психических состояний человека, можно сделать вывод об энциклопедичности этих описаний. Психические процессы описаны Е. П. Ильиным в таких масштабных трудах как «Психология творчества, креативности, одаренности» (Ильин 2009b), учебнике «Психология: для средних педагогических учебных заведений» (Ильин 2004b), книге «Дифференциальная психология профессиональной деятельности» (Ильин 2008a), в вышеуказанных книгах по психологии спорта и педагогической психологии, а также во многих других его книгах и статьях. Особого внимания заслуживает тот факт, что работы Е. П. Ильина, в том числе и теоретико-методологические, имеют четкую практическую направленность. Это хорошо видно на примере изучения и описания им психических процессов, практическая направленность которых проявляется в способностях человека. Е. П. Ильин на основе функционально-генетического подхода к способностям сформулировал новую точку зрения, фактически новую теорию способностей, лишенную недостатков предыдущих воззрений, отрицавших врожденную (генетическую) природу способностей и их компонентов, несмотря на очевидные факты. Например, факт имеющегося у любой собаки и у любой свиньи абсолютного слуха на фоне его отсутствия у многих выдающихся музыкантов (П. И. Чайковского, Р. Вагнера и др. ) можно объяснить именно врожденной (генетической) природой абсолютного слуха. Врожденными являются также акробатические способности обезьян, тонкое обоняние собаки, острое зрение орла и т. п. В теории Е. П. Ильина способности понимаются как врожденные, как сплав врожденных функций с врожденными особенностями (задатками), способствующими проявлению той или иной функции (точнее — какой-то ее качественной стороны). Например, качественными сторонами функции внимания являются его концентрация, переключение, распределение, динамичность. Проявление этих качественных сторон внимания зависит от наличия у человека тех или иных задатков. Если у него сильная нервная система, то он хорошо концентрирует внимание, если выражена подвижность нервных процессов — он хорошо распределяет внимание, и т. д. Проявление каждой функции теоретически зависит от многих задатков. Психологическим свойствам личности посвящен целый ряд таких полномасштабных книг Е. П. Ильина, как «Психология воли» (Ильин 2000b), «Психология зависти, враждебности, тщеславия» (Ильин 2014c), «Психология надежды. Оптимизм и пессимизм» (Ильин 2015a), «Психология взрослости» (Ильин 2012c), «Психология риска» (Ильин 2012b). Психологическим свойствам личности Е. П. Ильин посвятил также свою предпоследнюю книгу «Психология совести: вина, стыд, раскаяние» (Ильин 2016). Там описаны такие наиважнейшие нравственные психологические свойства личности, как совесть и бессовестность, честность, стыдливость и бесстыдство. Е. П. Ильин справедливо указывает, что, несмотря на обесценивание духовных ценностей в современном мире, совесть и честность «выходят на первый план при профессиональном отборе и консультировании компаний и коммерческих организации» (Ильин 2016, 7). Ибо непродуктивное поведение сотрудников обходится компаниям в миллиарды долларов убытков ежегодно. Добавим, что еще дороже люди платят за отсутствие совести и честности у руководителей разных, особенно высоких, уровней. В каждой книге Е. П. Ильина скрупулезно рассмотрены общая характеристика соответствующего свойства, его виды, генезис и психологические механизмы возникновения, позитивные и негативные проявления в поведении и деятельности с описанием конкретных жизненных примеров. Большое внимание уделяется описанию методов диагностики и коррекции рассматриваемого свойства личности. Все это делает труды Е. П. Ильина энциклопедическими как в теоретическом, так и в практическом отношениях. Одновременно это полноценные руководства к действию. Согласно системно-генетическому подходу, психологические свойства личности образуются на основе и в результате многократных повторений психических состояний и психических процессов. Характерно, что в книгах Е. П. Ильина, посвященных психическим состояниям и психическим процессам, имеются разделы, посвященные свойствам личности. Например, в «Психологии любви» (Ильин 2014a) гл. 9 называется «Ласковость как свойство личности», в «Психологии страха» (Ильин 2015c) описаны такие свойства личности, как застенчивость, тревожность, боязнь; в «Психологии агрессивного поведения» гл. 3 посвящена агрессивности как свойству личности, а гл. 4 — генезису агрессивности и т. д. Социально-психологическому уровню и свойствам, обеспечивающим его функционирование, посвящена фундаментальная монография Е. П. Ильина «Психология общения и межличностных отношений» (Ильин 2009a). В редакционном анонсе справедливо сказано: «Это настоящая энциклопедия теоретической и охватом вопросов и огромной проработкой отечественной и зарубежной литературы». В этом фундаментальном труде объемом 576 страниц обстоятельно описаны характеристики и средства общения, а также факторы, обусловливающие его эффективность. Раскрыты свойства личности, влияющие на эффективность общения: экстравертированность — интровертированность, эмпатийность, властность, конфликтность, агрессивность, толерантность, застенчивость, социальная трусость, ригидность — мобильность. Детально описаны тринадцать форм воздействия на партнеров, семь видов манипуляции, а также коммуникативные эмоциональные состояния, возрастные и половые особенности общения. Большое внимание уделено психологии взаимопонимания (раздел 2) и практическим аспектам общения (раздел 3): публичному выступлению, деловому, педагогическому, семейному общению. Социально-психологический уровень находится на самом верху иерархической структуры личности. В фило- и онтогенезе он формируется на основе свойств, находящихся на нижележащих уровнях этой структуры. Поэтому[1] классическая системность описания Е. П. Ильиным социально-психологических явлений проявилась в достаточной полноте описаний не только непосредственно этих явлений, но и, что особенно важно, — в достаточной полноте описаний свойств, находящихся на нижележащих уровнях. При этом психологическим свойствам личности уделено в работах, посвященных социально-психологическим свойствам, существенно больше внимания, чем психическим процессам и психическим состояниям. Это полностью соответствует системной закономерности взаимосвязей, согласно которой наибольшее влияние на исследуемые феномены оказывают свойства наиболее близкого иерархического уровня. Таковыми для социально-психологических феноменов являются именно психологические свойства личности. Характерно и то, что психофизиологические, а тем более соматические (физиологические, биологические) свойства в контексте социально-психологических феноменов Е. П. Ильиным практически не рассматриваются, ибо их воздействие на социально-психологический уровень носит весьма опосредованный характер (через уровни состояний, процессов и свойств личности). Для качественной работы любого психолога достаточно очевидна необходимость правильной теоретической основы и адекватного понятийного аппарата. Как показывает наша многолетняя практика, использование положений трудов Е. П. Ильина является очень необходимым и чрезвычайно ценным условием эффективной работы, т. к. в них содержатся ясные и понятные, а главное, правильные ответы на огромное количество вопросов, возникающих в процессе ежедневной работы. Так принято, например, в Международном НПО «Акцептор» при разработке психодиагностических и психокоррекционных методик. За 35 лет создан аппаратурно-программный комплекс (АПК) «Активациометр», позволяющий реализовать 91 аппаратурную методику. В их числе «Теппинг-тест» и кинематометрические методики Евгения Павловича, включенные в АПК «Активациометр» в рамках письменного договора с Е. П. Ильиным и под его руководством. В работе над многими другими методиками и аппаратурой мы регулярно советовались с Е. П. Ильиным, изучали и изучаем его труды. В одном из своих последних публичных выступлений на «Петербургской неделе психологии» с красноречивым названием «Современная отечественная психология — игра словами и корреляциями? » (Ильин 2015d) Евгений Павлович говорил о настоятельной необходимости придания психологии гораздо большей истинности и практической направленности, а также о необходимости уточнения и конкретизации психологических понятий и определений. Сам он провел в этом направлении огромную работу, о чем, в частности, свидетельствуют факты, приведенные в данной статье. Уточненные и конкретизированные в трудах Е. П. Ильина психологические понятия и определения вошли в арсенал понятийного аппарата психологии. Поэтому большую пользу психологической науке и практике принесло бы составление и публикация энциклопедического словаря психологических терминов, основой которого будут являться труды Е. П. Ильина. Настоящая статья посвящена трудам Евгения Павловича, которым он с творческим энтузиазмом и вдохновением отдал многие годы своей жизни. Поэтому данная статья написана в мажорном ладу по примеру творений таких великих композиторов, как Моцарт, Бетховен, Шопен, писавших средние части похоронных произведений в мажоре. В этом случае светлый образ и светлые деяния ушедшего из жизни великого Человека еще больше подчеркивают тяжесть нашей общей невосполнимой утраты.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|