Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Научно-педагогическая деятельность Е. П. Ильина: к юбилею ученого




Яна Владимировна Чежина

https: //cyberleninka. ru/article/n/nauchno-pedagogicheskaya-deyatelnost-e-p-ilina-k-yubileyu-uchenogo

20 марта 2013 г. Евгению Павловичу Ильину, заслуженному деятелю науки Российской Федерации, доктору психологических наук, кандидату биологических наук, профессору, исполнилось 80 лет.

Изучению психологических проблем предшествовал сложный образовательный маршрут. Е. П. Ильин получил высшее медицинское образование, а затем за годы обучения в аспирантуре ЛНИИФК и физиологическое. Интерес к физиологии ученый начал проявлять еще будучи студентом второго курса, и к окончанию института им был собран экспериментальный материал, послуживший фундаментом для написания в дальнейшем кандидатской диссертации. В 1956 г. на Всероссийской конференции студентов медицинских институтов исследование Е. П. Ильина получило диплом и премию второй степени. А в следующем году появились его первые публикации во всесоюзном журнале и сборнике научных работ кафедры физиологии.

В 1962 г. Евгений Павлович защитил на биологическом факультете ЛГУ кандидатскую диссертацию по биологии на тему «О симметрии и асимметрии в деятельности двигательного анализатора человека».

В дальнейшем Е. П. Ильин продолжил свою деятельность как физиолог в лаборатории физиологии труда ЛГУ, при устройстве на работу в которую большую роль сыграл Борис Федорович Ломов, заведовавший лабораторией индустриальной (а потом инженерной) психологии. Обе лаборатории находились на одном этаже, и руководитель лаборатории физиологии труда заимствовал для Е. П. Ильина хоздоговорную ставку младшего научного сотрудника у Б. Ф. Ломова. Таким образом, Е. П. Ильин официально числился сотрудником лаборатории инженерной психологии с января 1963 г.

С 1964 г. Евгений Павлович стал сотрудником лаборатории инженерной психологии. Через полгода Е. П. Ильин был назначен Б. Ф. Ломовым руководителем группы референтов, что явилось первым шагом к его психологическому самообразованию. Этому способствовала и творческая, демократическая атмосфера, созданная Борисом Федоровичем в лаборатории, и регулярные семинары по проводимым исследованиям.

После создания в ЛГУ в 1966 г. факультета психологии Е. П. Ильин был зачислен в штат кафедры эргономики и инженерной психологии, а после отъезда Б. Ф. Ломова в Москву исполнял обязанности заведующего кафедрой.

В 1968 г. при научном консультировании Б. Ф. Ломова Е. П. Ильин защитил докторскую диссертацию по психологии на тему «Оптимальные характеристики работоспособности человека», которая была первой из 11 диссертаций, защищенных ленинградскими (питерскими) учениками Б. Ф. Ломова. Одним из официальных оппонентов был Борис Герасимович Ананьев.

Следует отметить ряд интересных обстоятельств в научной биографии Евгения Павловича: он получил первый диплом доктора психологических наук, а не доктора педагогических наук (по психологии), как писали до сих пор, а в звании доцента Е. П. Ильин был утвержден месяц спустя после утверждения его ВАКом в докторской степени. «Черным» оппонентом по докторской диссертации был Константин Константинович Платонов, который после ознакомления с личным делом Е. П. Ильина был удивлен совпадением их профессионального пути: оба закончили медицинский вуз, оба по распределению были отправлены работать в Читинскую область, оба изучали там уровскую болезнь на научно-исследовательской станции Ямкун, после стали заниматься физиологией и психологией труда, оба сделали предметом своего рассмотрения проблему способностей.

В 1969 г. Е. П. Ильин принял приглашение занять должность профессора на кафедре теоретических основ физического воспитания и школьной гигиены факультета физического воспитания ЛГПИ им. А. И. Герцена, получив самостоятельность в проведении исследований по ряду новых, заинтересовавших его проблем в области дифференциальной психофизиологии и психологии спорта. За время работы на этом факультете на базе организованной общественной лаборатории психофизиологии спорта и физического воспитания под руководством Е. П. Ильина было подготовлено 11 сборников научных трудов, в которых опубликовано более 250 работ сотрудников, аспирантов и студентов. В эти же годы издательство «Просвещение» выпустило учебные пособия Е. П. Ильина — «Психофизиология физического воспитания» (кн. 1, 1980; кн. 2, 1983), «Психология физического воспитания» (1987), общий тираж которых составил 70 тысяч.

С 1992 г. Е. П. Ильин стал профессором кафедры психологии развития и образования на психолого-педагогическом факультете РГПУ им. А. И. Герцена, что было связано, в первую очередь, с обращением ученого к общепсихологическим фундаментальным проблемам: воле, мотивации, эмоциям. И такой поворот в исследовательских интересах не был спонтанным. Свое понимание структуры мотива Е. П. Ильин вынашивал в течение четверти века и кратко изложил еще в 1980 г. в своем первом учебном пособии. Подход к проблеме воли был обусловлен диагностикой волевых качеств у спортсменов еще в 1970-х гг. Изучение состояния монотонии привело Е. П. Ильина к рассмотрению состояний человека с позиции функциональной системы П. К. Анохина. В результате с 2000 г. ученым в издательстве «Питер» был опубликован ряд фундаментальных монографий: «Психология воли», «Мотивация и мотивы», «Психомоторная организация человека», «Эмоции и чувства», «Психология индивидуальных различий», «Психология спорта», «Психология риска» и многие другие.

Большой вклад внесен Е. П. Ильиным и его учениками в разработку психодиагностических методик. Так, экспресс-методики изучения свойств нервной системы и сегодня активно используются Санкт-Петербургским научно-исследовательским институтом физкультуры, а также применяются в сборных командах России (в том числе паралимпийских) в процессе психологического сопровождения спортсменов. Среди учеников Е. П. Ильина на факультете физической культуры ЛГПИ им. А. И. Герцена появилось много выдающихся тренеров, кто в своей профессиональной деятельности опирался его на разработки. Среди них — В. А. Платонов (тренер сборной СССР по волейболу), Ю. М. Чистяков и Л. Д. Мирский (тренеры по конькобежному спорту) и др., подготовившие спортсменов высокого уровня.

Одной из существенных научных заслуг Е. П. Ильина и его школы является фундаментальное теоретико-экспериментальное обоснование положения Б. М. Теплова о неправомерности оценочного подхода И. П. Павлова к свойствам нервной системы, деления их на «хорошие» и «плохие». Так, «слабая» (в терминологии И. П. Павлова) нервная система, отличающаяся более высокой чувствительностью по сравнению с «сильной», имеет ряд неоспоримых преимуществ в определенных видах деятельности и поведения. Е. П. Ильиным и его учениками выявлены типологические комплексы нервной системы, влияющие на проявление различных способностей и склонностей человека к тому или иному виду деятельности. Дифференцированный подход с учетом типологических особенностей нервной системы дает объективные критерии для отбора в различные виды трудовой, спортивной и учебной деятельности. К настоящему времени Е. П. Ильиным и его учениками изучены типологические комплексы волевых (смелость, решительность, упорство, терпеливость др. ), двигательных (быстродействие, время реакции, частота движений), интеллектуальных характеристик (различные виды памяти, креативность и др. ).

Поражает разносторонность научных интересов ученого: общая и дифференциальная психофизиология, психология физической культуры и спорта, психология труда, возрастная и педагогическая психология, психология общения. В последнее время наметилась линия исследований, воплощаемых учениками Е. П. Ильина, посвященных изучению агрессивности, а также проблемам соотношения биологического и социального пола (гендера) в психологии. Как итог размышлений ученого в рамках данной научной проблемы появилось понятие «фенотипического пола», которое Е. П. Ильин детально обосновал в своей монографии «Пол и гендер».

В течение многих десятков лет Евгений Павлович является членом различных диссертационных советов, более 100 раз выступал в качестве официального оппонента на защите докторских и кандидатских диссертаций. Его учениками защищено 7 докторских и 47 кандидатских диссертаций.

Научно-педагогическая деятельность Е. П. Ильина отмечена рядом наград. Он является лауреатом Всероссийского конкурса психологов «Золотая Психея» в номинации «Патриарх психологии», лауреатом и обладателем золотой медали Всероссийского выставочного центра, награжден значком «Отличник просвещения СССР», Дипломом Олимпийского комитета России, медалью Международной академии психологических наук за научные заслуги «Человеческий фактор». Его книги неоднократно отмечались дипломами на различных конкурсах.

В настоящее время Е. П. Ильин продолжает свою педагогическую и научную деятельность на психолого-педагогическом факультете РГПУ им. А. И. Герцена. Его исследования посвящены решению наиболее острых, актуальных и практически востребованных проблем современной психологической науки. От всей души поздравляем Евгения Павловича с юбилеем и желаем ему здоровья, долголетия и новых творческих успехов!

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...