Евгению Павловичу Ильину – 80 лет
⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 https: //www. elibrary. ru/item. asp? id=21279610 20 марта 2013 года Евгению Павловичу Ильину, заслуженному деятелю науки Российской Федерации, доктору психологических наук, кандидату биологических наук, профессору исполнилось 80 лет. Прежде чем заняться изучением психологических проблем, Е. П. Ильин прошел довольно сложный путь, получив широкое биологическое образование: вначале высшее медицинское, а затем годы обучения в аспирантуре ЛНИИФК – физиологическое. Интерес к физиологии Е. П. Ильин начал проявлять еще будучи студентом второго курса, и к окончанию института им был собран экспериментальный материал, послуживший фундаментом для написания кандидатской диссертации. В 1956 году на Всероссийской конференции студентов медицинских институтов исследование Е. П. Ильина было отмечено дипломом и премией второй степени. А в следующем году появились первые публикации Е. П. Ильина во всесоюзном журнале и сборнике научных работ кафедры физиологии института, где он учился. В 1962 году Евгений Павлович защитил в ЛГУ кандидатскую диссертацию по биологии на тему “О симметрии и асимметрии в деятельности двигательного анализатора человека”. В дальнейшем он продолжил свою деятельность как физиолог в лаборатории физиологии труда ЛГУ, при устройстве на работу в которую большую роль для него сыграл Борис Федорович Ломов, заведовавший в то время лабораторией индустриальной (а потом инженерной) психологии. Обе лаборатории находились в одном здании друг напротив друга, и руководитель лаборатории физиологии труда “заимствовал” для Е. П. Ильина ставку младшего научного сотрудника у Б. Ф. Ломова. Таким образом, Е. П. Ильин официально числился сотрудником лаборатории инженерной психологии с января 1963 года.
С 1964 года Евгений Павлович Ильин стал сотрудником лаборатории инженерной психологии не только де-юре, но и де-факто. Через полгода Борис Федорович Ломов назначил Евгения Павловича руководить группой референтов, что, по сути, явилось первым шагом к его психологическому самообразованию. Этому способствовала и творческая, демократическая атмосфера, созданная Борисом Федоровичем в лаборатории, а также регулярные семинары по проводимым в лаборатории исследованиям. После создания в ЛГУ в 1966 году факультета психологии Е. П. Ильин был зачислен в штат кафедры эргономики и инженерной психологии, а после отъезда Б. Ф. Ломова в Москву выполнял обязанности заведующего кафедрой. В 1968 году Е. П. Ильин защитил докторскую диссертацию по психологии на тему “Оптимальные характеристики работоспособности человека”, которая была первой из 11 защищенных лениградскими учениками Б. Ф. Ломова. Одним из официальных оппонентов Ильина был Б. Г. Ананьев. Следует отметить ряд интересных обстоятельств в научной биографии Евгения Павловича. Волей судьбы он получил первый диплом доктора психологических наук, а не доктора педагогических наук (по психологии), как писали до тех пор. А в звании доцента Е. П. Ильин был утвержден всего месяц спустя после утверждения его ВАКом в докторской степени. “Черным” оппонентом на его защите был К. К. Платонов, который, ознакомившись с личным делом Е. П. Ильина, был немало удивлен, насколько тот повторил путь его самого тридцатилетней давности. В самом деле: оба закончили медицинский вуз, оба были посланы работать в Читинскую область, оба, помимо своей основной врачебной деятельности, изучали уровскую болезнь (полиартрит неясной этиологии, поражающий многих жителей среднегорья) на научно-исследовательской станции Ямкун, после стали заниматься физиологией и психологией труда, оба сделали предметом своего рассмотрения проблему способностей. В 1969 году Евгений Павлович принял приглашение занять должность профессора на кафедре теоретических основ физического воспитания и школьной гигиены факультета физического воспитания ЛГПИ им. А. И. Герцена, получив самостоятельность в проведении исследований по ряду новых, заинтересовавших его проблем в области дифференциальной психофизиологии и психологии спорта.
За время работы на этом факультете на базе организованной общественной лаборатории психофизиологии спорта и физического воспитания под руководством Е. П. Ильина было подготовлено 11 сборников научных трудов, в которых было опубликовано более 250 работ сотрудников, аспирантов и студентов. В эти же годы в издательстве “Просвещение” вышли учебные пособия Е. П. Ильина: “Психофизиология физического воспитания” кн. 1 (1980), кн. 2 (1983), “Психология физического воспитания” (1987), общий тираж которых составил 70 тысяч экземпляров. С 1992 года Е. П. Ильин стал профессором кафедры психологии развития и образования на психолого-педагогическом факультете РГПУ им. А. И. Герцена, что было связано, в первую очередь, с обращением Евгения Павловича к общепсихологическим фундаментальным проблемам: воле, мотивации, эмоциям, способностям, состояниям. И такой поворот в исследовательских интересах не был спонтанным. Свое понимание структуры мотива как сложного психологического образования, являющегося основанием действий и поступков человека, Е. П. Ильин вынашивал в течение четверти века и кратко изложил еще в 1980 году в своем первом учебном пособии. Подход к проблеме воли как сознательного и преднамеренного (следовательно, мотивированного, но не сводящегося к мотивации) управления своим поведением и деятельностью был обусловлен изучением феномена “силы воли” и дифференцированным рассмот– рением ее структуры, изучением еще в 70-х годах прошлого века сущности и методов диагностики волевых качеств у спортсменов. Изучение состояния монотонии в спортивной и трудовой деятельности, начатое в те же годы, привело Е. П. Ильина к рассмотрению состояний человека с позиции функциональной системы П. К. Анохина как адаптивной саморегуляции организма и личности.
Одной из существенных заслуг Е. П. Ильина и его научной школы является более чем двадцатилетнее изучение проблем дифференциальной психофизиологии, результатом чего явилось фундаментальное теоретико-экспериментальное обоснование положения Б. М. Теплова о неправомерности оценочного подхода И. П. Павлова к свойствам нервной системы, деления их на “хорошие” и “плохие”. В многочисленных исследованиях, проведенных Е. П. Ильиным и его учениками, было показано, что лица со слабой, инертной и неуравновешенной нервной системой имеют не только отрицательные проявления, но и положительные. Заслугой школы Е. П. Ильина является выявление типологических комплексов (различных сочетаний типологических особенностей свойств нервной системы), обусловливающих высокий уровень проявлений волевых качеств (смелости, решительности, терпеливости, упорства), психомоторных качеств (быстроты, координированности, выносливости), когнитивных процессов (креативности, внимания, памяти). Значительный вклад Е. П. Ильин и его ученики внесли в изучение типологически обусловленных стилей спортивной и трудовой деятельности. В результате, начиная с 2000 года, Е. П. Ильиным в издательстве “Питер” был опубликован ряд фундаментальных многократно допечатывавшихся монографий: “Психология воли” (2000, второе издание – 2009), “Мотивация и мотивы” (2000), “Эмоции и чувства” (2002, второе издание – 2007), “Дифференциальная психофизиология состояний человека” (2003), “Дифференциальная психофизиология” (2001, второе издание вышло под названием “Психология индивидуальных различий” в 2004 г. ), “Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины” (2003, второе издание вышло под названием “Пол и гендер” в 2010 г. ) и др. Среди этих научных трудов нельзя не отметить уникальную, единственную в своем роде по своей тематике и собранному материалу книгу Е. П. Ильина “Психомоторная организация человека” (2003), посвященную проблеме, незаслуженно игнорируемой психологией, свидетельством чему является отсутствие как глав о психомоторике в учебниках по психологии, так и монографий по этой тематике.
Поражает разносторонность научных интересов Е. П. Ильина: общая психология, дифференциальная психофизиология, психология физической культуры и спорта, психология труда, возрастная и педагогическая психология, гендер Е. П. Ильина, как “Психология творчества, креативности, одаренности” (2009), “Психология спорта” (2008), “Дифференциальная психология профессиональной деятельности” (2008), “Работа и личность” (2011), “Психология взрослости” (2012), фундаментальный труд “Психология для педагогов” (2012)). В последнее время ученый стал проявлять интерес к проблемам социальной психологии, свидетельством чему является издание им книг “Психология общения и межличностных отношений” (2009), “Психология риска” (2012), “Психология любви” (2013), “Психология доверия” (2013), “Психология помощи” (2013). Характерным стилем написания Е. П. Ильиным книг является сочетание научности с простотой и доступностью изложения материала, а также глубокой и разносторонней разработкой излагаемой им темы. Большой вклад внесен Е. П. Ильиным с учениками в разработку психодиагностических методик. Так, двигательные экспресс-методики изучения свойств нервной системы успешно используются в диагностической практике психологов труда и спорта; разработаны диагностические экспериментальные методики выявлений волевых качеств и др. Много труда Е. П. Ильин вложил в подготовку научных и педагогических кадров. В разных регионах России и за ее пределами (в Украине, Белоруссии, Казахстане, Литве, Болгарии, Чехии, Германии) работают ученики и последователи Е. П. Ильина: известные ученые, доктора наук Н. П. Фетискин (Кострома), А. И. Фукин, Ю. А. Цагарелли и Р. Ф. Сулейманов (Казань), В. А. Сальников (Омск), В. И. Гончаров, (Уссурийск, Приморский край), В. А. Худик (С. -Петербург); кандидаты наук Н. Е. Водопьянова (С. -Петербург), Е. Г. Еделева (Нижний Новгород), А. В. Ермолин (Киров) и многие другие. Учениками Е. П. Ильина защищено 7 докторских и 47 кандидатских диссертаций. В течение многих десятков лет он является членом различных диссертационных советов, более 100 раз выступал в качестве официального оппонента на защите докторских и кандидатских диссертаций. Научно-педагогическая деятельность Е. П. Ильина отмечена рядом наград. Он является лауреатом Всероссийского конкурса психологов “Золотая психея” в номинации “Патриарх психологии”, лауреатом и обладателем золотой медали Всероссийского выставочного центра. Он награжден значком “Отличник просвещения СССР”, Дипломом Олимпийского комитета России, медалью Международной академии психологических наук за научные заслуги “Человеческий фактор”. Его книги неоднократно отмечались дипломами на различных конкурсах. В настоящее время Е. П. Ильин продолжает свою педагогическую и научную деятельность на психолого-педагогическом факультете РГПУ им. А. И. Герцена. Коллектив университета, редколлегия и редакция “Психологического журнала”, друзья и коллеги поздравляют Евгения Павловича с юбилеем и желают ему здоровья, долголетия и новых творческих успехов! не включила во " вклад", но это важно ?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|