Теоретическое обоснование проблемы развития личности ребёнка средствами спорта
Стр 1 из 7Следующая ⇒ Тема: Спорт как средство развития личности ребёнка Выполнила: студентка гр.431ФКиС Придыбайло Е.А. Руководитель:Пиянзин А.Н.
Сызрань 2012 г. Оглавление Введение 1. Теоретическое обоснование проблемы развития личности ребёнка средствами спорта 1.1 Психологические особенности развития личности в психологической и педагогической литературе 1.2 Спорт как один из способов развития личности ребёнка 1.3 Роль занятия боксом в развитии саморегуляции и морально-волевых качеств личности ребёнка 1.4 Психологические особенности младшего школьного возраста 2. Организация и содержание экспериментальной работы 2.1 Изучение стилей саморегуляции поведения и морально-волевых качеств личности ребёнка 2.2 Апробирование программы "Саморегуляция эмоционального состояния и развитие морально-волевых качеств ребёнка" Формирующий эксперимент 2.3 Результат опытно-экспериментальной работы Заключение Список использованной литературы Введение
Спорт как важный социальный феномен пронизывает все уровни современного социума, оказывая широкое воздействие на основные сферы жизнедеятельности общества. Он влияет на национальные отношения, деловую жизнь, общественное положение, формирует моду, этические ценности, образ жизни людей. Действительно, феномен спорта обладает мощной социализирующей силой. Политики давно рассматривают спорт как национальное увлечение, способное сплотить общество единой национальной идеей, наполнить своеобразной идеологией, стремлением людей к успеху, к победе. Спорт изучается разными отраслями научного знания, каждая из которых создает свое представление о нем, как предмете исследования. Однако педагогический ракурс этой проблемы, остается недостаточно исследованным. Интерес к ее решению определяется многими обстоятельствами, в том числе и тем, что спорт оценивается как неиссякаемый источник общественных нововведений. Отсюда становится понятным стремление современных исследователей выявить потенциал спорта как социального института, найти его внутренние резервы и новые возможности управления им. В 1960-1990 гг. в социологии спорта сформировалась отечественная теория, которая в настоящее время является методологической основой изучения личности в спорте. В её контексте осуществляется исследование социальных взаимодействий в различных аспектах: воспитательном, оздоровительном, профилактическом, зрелищном, миротворческом, культурном, развлекательном, физического совершенствования личности, преобразования человеческого организма в целях его приспособления к выполнению задач, диктуемых потребностями общественного развития. Так, ретроспективный анализ подготовки и участия элиты мирового спорта в олимпийских, мировых, европейских и других крупных соревнованиях показывает, что современные рекордные достижения являются конечным результатом совокупной управленческой деятельности, интеллектуальной и телесной энергии широкого круга специалистов, материализованной в учебно-тренировочном процессе. Феномен спорта как социального явления чаще всего определяется через ценностные ориентации. Понимание проблематики управления им предполагает использование теории социального развития, социального статуса, социальных отношений, группового поведения, системного и целостного подхода к раскрытию этого управляемого явления.
Социологические опросы населения, особенно молодежи, занимающейся спортом, показывают, что спорт формирует первоначальное представление о жизни и мире. Именно в спорте наиболее ярко проявляются такие важные для современного общества ценности, как равенство шансов на успех, достижение успеха, стремление быть первым, победить не только соперника, но и самого себя.
Люди, прошедшие "школу спорта", убеждены, что спорт помог им воспитать веру в свои силы и возможности, а также умение ими воспользоваться. Спорт учит идти на жертвы ради достижения цели. Уроки, усвоенные юными спортсменами на спортивном поле, затем, как правило, помогают и в жизни. Многие из спортсменов утверждают, что именно спорт сделал из них человека, способного быть личностью. Посредством спорта реализуется принцип современной жизни - "рассчитывать на самого себя". Это означает, что достижения успеха зависит, прежде всего, от личных, индивидуальных качеств - честолюбия, инициативы, трудолюбия, терпения, волевых навыков. Эффективность социализации посредством спортивной деятельности зависит от того, насколько ценности спорта совпадают с ценностями общества и личности. Однако, говоря о положительных моментах социализации средствами спорта, нельзя не сказать о негативных фактах развития современного спорта, которые серьезно повлияли на его ценности. Погоня за медалями и рекордами привела к возникновению таких негативных явлений в спорте, как стремление к победе любой ценой, допинг, ранняя специализация, жестокость, насилие и т.д. Поэтому все чаще возникает вопрос: "Гуманен ли современный спорт, что необходимо сделать, чтобы сохранить этот феномен для благородных целей развития личности и общества?". По своей природе спорт, несмотря на присущую ему соревновательность, гуманен, поскольку он способствует развитию личности, помогает раскрывать непознанные возможности человеческого организма и духа. Реализация гуманистического потенциала спорта не происходит сама собой и во многом зависит от того, в каких целях общество использует спорт. Проблема: Каким образом занятия боксом, так и спортом в целом, влияют на повышение уровня саморегуляции и на развитие морально-волевых качеств личности? Объект исследования - целенаправленный процесс формирования личности младшего школьника средствами физического воспитания и спорта.
Предмет исследования - средства физического воспитания и спорта, используемые в качестве механизма положительной коррекции и развития личности детей младшего школьного возраста. Цель исследования - разработка и апробация программы положительной коррекции и развития личности детей, направленной на воспитание морально-волевых качеств и саморегуляции средствами физической культуры и спорта. Задачи исследования: . Изучить психологические особенности младшего школьного возраста . Выделить личностные качества младшего школьного возраста при занятии спортом спорт личность ребенок бокс 3. Провести экспериментальное исследование, направленное на развитие саморегуляции и воспитание морально-волевых качеств личности на занятиях боксом . Выделить пути формирования личности при занятиях спортом Гипотеза исследования состоит в том, что применение созданного варианта программы по физическому воспитанию и спорту будет способствовать коррекции и развитию нравственно-волевых качеств личности и саморегуляции младшего школьника. Методологической основой исследования является учение о личности П.Ф. Лесгафта, В.П. Кащенко, работы Л.И. Божовича, В.И. Блонского и других. Оно базируется на психолого-педагогических закономерностях развития личности, на идее преимущественного развития волевых и нравственных качеств её. Методы исследования изучение литературы по исследованию развития личности ребёнка средствами спорта, тестирование, наблюдение, эксперимент, анализ полученных результатов, Практическая значимость исследования: состоит в том, что на основе теоретических положений и экспериментальной проверки разработана программа физического воспитания с преимущественной положительной коррекцией саморегуляции и развитием морально-волевых качеств личности. Эта программа может быть применена в целях совершенствования учебно-воспитательного процесса в школах, школах-интернатах, детских домах и в системе дополнительного образования. Теоретическое обоснование проблемы развития личности ребёнка средствами спорта
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|