Роль занятия боксом в развитии саморегуляции и морально-волевых качеств личности ребёнка
Бокс как вид спорта предъявляет исключительно высокие требования к психике спортсмена. Значительно легче достичь определенного уровня физической и технико-тактической готовности к турниру, чем готовности психологической. Личность в боксе - относительно устойчивая совокупность социально-значимых, морально-психологических черт, характеризующих человека как члена общества, которые проявляются и формируются в процессе его деятельности в повседневной жизни, отношения к тренеру и сотоварищам. Данные об индивидуальных особенностях личности представителей указанных групп, которые определяются путем наблюдений, тестирования и сравнения с модельными психологическими характеристиками, служат основанием для заключения о степени их подготовленности и профессиональной пригодности. Это важно при отборе в состав команды и прогнозировании спортивного результата. [8,9] Состояние психологической подготовленности играет особую роль, зачастую оно является решающим в схватке. Спортсмен, не умеющий совладать с чрезмерным возбуждением накануне выхода на ринг, неуверенный в своих силах, во время боя не сможет быстро мобилизоваться и разумно действовать. Если боксер хорошо психологически подготовлен, спокоен, уверен в себе, легко управляет своим настроением и действиями в бою, он при сильно действующих факторах (пропуске сильного удара, неудачах в атаках и т.п.) сумеет мобилизоваться, правильно оценить обстановку, учесть возможности свои и противника и успешно решить тактические и технические задачи. [11,12] При психологической подготовке на первый план выдвигаются его индивидуальные качества; поэтому тренер должен быть достаточно эрудированным в области психологии, педагогики, физиологи и врачебного контроля с тем, чтобы досконально изучить своего подопечного и наиболее индивидуализировать подготовку с учетом его способностей и условий их развития.
Итогом психологической подготовки боксера должно явиться состояние психической готовности, которое находит свое выражение в максимальной мобилизованности спортсмена, отдаче всех сил для достижения наилучших результатов в соревнованиях. Проблема саморегуляции в спорте - одна из актуальных в силу высокой значимости психологического фактора в спортивной деятельности. Саморегуляцию мы рассматриваем в двух аспектах: ) как способность спортсмена управлять своими мыслями, чувствами, действиями; ) как деятельность спортсмена по использованию средств психорегуляции на тренировках и соревнованиях, способствующих оптимальному проявлению собственных физических и технических возможностей. Саморегуляция в спорте представляется сегодня как устоявшееся научное направление в спортивной психологии. Ее основная цель - формирование особого психического состояния, способствующего наиболее полному использованию спортсменом своего потенциала, накопленного на тренировках. Это достигается благодаря специальным центрально-мозговым перестройкам. [1,30] Инициативность - наиболее ценное качество боксера. Взять инициативу боя в руки - значит наполовину выиграть его. Навязывая противнику свою тактику, боксер подчиняет своим замыслам ход боя, и, наоборот, идя на поводу у противника, он только приспосабливается к нему, теряет инициативу. Инициативность свойственна волевым людям, это качество присуще лучшим мастерам бокса. Они не ждут, когда начнет действовать противник, а с самого начала боя стремятся захватить инициативу и диктовать противнику свою тактику. В ходе тренировки тренер должен уделять большое внимание воспитанию инициативности у боксера.
Уверенность боксера выражается в непринужденном, свободном поведении на ринге, в неторопливых, но своевременных и точных действиях, совпадающих с его тактическими замыслами. Уверенность в себе, в своих силах - результат кропотливой и настойчивой работы боксера над собой, результат его боевого опыта. Смелость боксера основана на его уверенности в своих силах, в надежности усвоенной техники. Принимая смелые решения, боксер претворяет их в действия, основываясь не на безотчетной лихости, а на строгом расчете, на глубоком знании техники и тактики бокса, на мужестве и силе воли. Борьба за моральное превосходство выражается особенно ярко в бою на ринге. Неумение подавить страх волевым усилием, неумение заставить себя бороться за победу всегда вызывает у боксера чувство бессилия. Морально-волевая подготовка направлена на решение ряда задач. Среди которых основной и наиболее значимой является воспитание моральных сторон личности спортсмена. Они включают в себя формирование сознательности, ответственности за свои поступки, трудолюбия, добросовестного отношения к тренировкам, дисциплинированности, смелости, решительности, выдержки, самообладания, умения преодолевать трудности, настойчивости, уважения к членам коллектива, стремления придти на помощь окружающим. [12,16] Моральное воспитание. Физическое воспитание органично связано с моральным. На учебно-тренировочных занятиях и особенно во время спортивных соревнований человек имеет большие физические нагрузки, которые способствуют формированию таких качеств характера, как сила воли, смелость, самообладание, решительность, уверенность в своих силах, выдержка, дисциплинированность. Поэтому занятия спортом воспитывают чувство коллективизма, преданность своему коллективу. В спортивной борьбе раскрываются такие моральные качества как честность, уважение к сопернику, способность подчинить свое поведение нормам спортивной этики. [1,23,31] Основной метод воспитания у спортсмена моральных и волевых качеств - метод убеждения, разъяснения. В чем человек убежден, тому он следует без принуждения, с глубокой верой в правильность, необходимость этого.
Убеждение - основной метод в воспитании гуманистической морали. Метод убеждения играет большую роль в формировании характера человека. Но нельзя полагаться только на преподавателя. Большое значение имеет сознательное отношение к этому методу, убеждение самого себя. Разъяснение - метод эмоционально-словесного воздействия на человека (воспитанника). Важная черта, отличающая разъяснение от объяснения и рассказа, - ориентированность воздействия на данную личность или группу людей. Разъяснение применяется только там и только тогда, когда ребёнку действительно необходимо что-то объяснить, сообщить о новых нравственных положениях, так или иначе повлиять на его сознание и чувства. [25] Таким образом, психологическая подготовка есть сложнейший процесс актуального состояния до тех пор, пока оно не станет доминирующим, а затем превратится в свойство личности. Центральной задачей этого процесса является формирование соответствующих отношений, составляющих основу спортивного характера. Эти отношения создаются как под влиянием внешних воздействий (со стороны тренера, родителей др.), так и в процессе самовоспитания. В процессе воспитания и самовоспитания происходят изменения психических процессов и состояний, которые определяют развитие только в том случае, если они постоянно закрепляются. Все изложенное выше раскрывает основную задачу психологической подготовки. Формирование и совершенствование свойств личности, определяющих успех не только спортивной тренировки или соревнования, но и поведения в повседневной жизни и в экстремальных ситуациях, связанных с необходимостью яркого проявления тех или иных морально - волевых качеств и черт характера.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|