Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Беседа с пустынником об Иисусовой молитве




Воззрения святителя Иоанна Златоуста на дела милосердия

 

 

 

 

…Правильное постижение Св. Писания и пути Господня достигается чтением писания св. отцов Церкви, просвещенных Духом Святым. Отсюда изучение творений св. отцов и следование их мнениям является главной гарантией правильности пути спасения христианина. Вся история ересей, лжеучений, расколов и заблуждений явилась следствием нарушения этого пути и слепого индивидуального подхода к решению основных положений в христианской религии. Как пишет епископ Игнатий Брянчанинов: «Чтение писаний отеческих – родитель и царь всех добродетелей. Из чтения отеческих писаний научаемся истинному разумению Священного Писания, вере правой, жительству по заповедям евангельским, глубокому уважению, которое должно иметь к евангельским заповедям, словом сказать, — спасению и христианскому совершенству. По умалению духоносных наставников чтение отеческих писаний соделалось главным руководителем для желающих спастись. Посредством их чтения причащаемся живущему в св. отцах Святому Духу».

 

Пестов Н. Е. Современная практика

Христианского благочестия

 

Мы не можем говорить о мнениях отцов таким образом, как если бы считали их философами, социологами, моралистами, но ведем речь об учении отцов как членов славного Тела Христова, просвещенных Святым Духом.

 

Митрополит Иерофей (Влахос). Одна ночь в пустыне Святой горы:

Беседа с пустынником об Иисусовой молитве

Святые Отцы современному человеку, даже если он православный, зачастую кажутся седой древностью, которая представляет интерес разве что археологический. Отсюда, например, возникают опасные апелляции к контекстуальному методу прочтения святоотеческой литературы, который, не включая в себя ничего предосудительного, в радикальной степени применения способен привести к выводу: это было давно, в иных исторических условиях, значит, нам это чуждо, не нужно.

На обывательском уровне дифирамбы, поющиеся о святоотеческом наследии, также представляют собой слабое утешение. «Это наш хлеб духовный! Святые Отцы — родоначальники православной психологии и педагогики! Они — величайшие толкователи Слова Божия! Они – маяки в буре житейской!» Тем не менее, если отвлечься от дидактических и дежурных восклицаний, картина будет неутешительная.

Например, в дореволюционной России при всем духовном упадке середины XIX — начала XX веков, как показывает история, были разные общества и кружки по изучению, переводу, популяризации творений Святых Отцов. Простые люди собирались и читали святоотеческую литературу, как, допустим, сейчас читают и обсуждают детективы или фэнтези. Причем не просто читали, а внимательно разбирались, ведомые лишь одним желанием — постичь и перенять веками наработанный опыт спасения души. Отец Александр Ельчанинов писал: «Я убедился, что ежедневное чтение св. отцов и житий в наших условиях — главнейшее и действительнейшее средство для поддержания нашей веры и любви. Это чтение конкретно рисует нам области, куда мы стремимся, дает нашей вере образцы, идеи, чувства, указывает пути, обнадеживает описанием ступеней, этапов внутреннего движения, согревает сердце влечением к блаженной жизни святых подвижников»[i]. Понятие в «наших условиях» означает здесь условия, близкие к современным, — дух обмирщения, размытость нравственных категорий, отсутствие высоких идеалов, преобладание внешнего над внутренним, растерянность, дезориентация в ценностях.

Но возьмем день сегодняшний. Много ли известно таких собраний? Если они и есть, то немногочисленные. В основном, люди собираются, чтобы обсудить «пену дней» — то, с чем мы сталкиваемся сегодня. Это тоже имеет определенный смысл, потому что новые времена ставят перед нами новые вопросы, и православные призваны на них отвечать. Однако думается, что вопросов было бы куда меньше, если бы мы так же внимательно относились к сокровищнице святоотеческой мысли, как наши предки. Ведь по сути для человека верующего в философии истории ничего не меняется. Как писал святитель Николай Сербский о грехопадении прародителей: «…Когда человек в безумии взял его (свое сердце) в свои руки, звери многие напали на сердце человеческое, и оттоле началось то, что, если смотреть изнутри, называется рабством сердца человеческого, а если смотреть извне, называется всемирной историей». Иными словами, что тогда, что сейчас человек сталкивается с одной и той же проблемой — как вырваться из рабства страстей. Разница лишь одна — в технических средствах обольщения: в древности были ристалища и позорища, а сейчас ночные клубы и сайты развращающего содержания.

Вдумчивый читатель не раз поражался актуальности святоотеческой мысли и недоумевал, когда сталкивался с ситуациями, где современники искали ответы на насущные вопросы, уже найденные мудрыми предшественниками. Допустим, сколько копий сломано на решении проблемы, как православные должны относиться к иноверцам и еретикам! Вариантов тысячи: от игнорирования до уничтожения. Открыв том святителя Иоанна Златоуста, читаем: «Слушайте внима­тельно то, — учит он, — что говорится. Псалом сегодня вы­водит нас на ратоборство с еретиками не для того, чтобы свалить их стоящих, но чтобы восставить лежащих. Такова именно наша война: не из живых она делает мертвых, но из мертвых приготовляет живых, изобилуя кротостью и ве­ликим смирением. Я гоню не делом, а преследую словом, не еретика, но ересь, не человека отвращаюсь, но заблуждение ненавижу и хочу привлечь к себе заблуждающегося... Мне привычно терпеть преследование, а не преследовать, быть гонимым, а не гнать. Так и Христос побеждал, не распиная, а распятый, не ударяя, но приняв удары»[ii].

Цитата из творений святителя здесь помещена не случайно. И не только потому, что в 2007 г. Православная Церковь отметила 1600 лет со дня его кончины, в 2017 году отметит 1610 лет, а круглые даты нет-нет да и сподвигают нас обратиться к наследию юбиляров. А еще и потому, что святитель Иоанн Златоуст один из немногих отцов, принадлежащих к золотому веку святоотеческой письменности, чьи проповеди были адресованы простым людям, которые и по сей день составляют обширную часть паствы Церкви.

В своих проповедях он отвечает на самые животрепещущие вопросы — о посте и молитве, о богатстве и бедности, о жизни и смерти, о скромности и тщеславии, о целомудрии и развращенности… Святитель является авторитетнейшим толкователем Священного Писания, которому отводил в жизни особую роль — роль путеводной звезды. «Я всегда внушаю и не перестану внушать, — говорит он, — чтобы вы не только внимали здесь тому, что говорит­ся, но и дома постоянно занимались чтением Божественных Писаний... Никто пусть не говорит мне этих холодных и дос­тойных всякого осуждения слов: я привязан к судилищу, за­нимаюсь делами общественными, упражняюсь в ремесле, имею жену, воспитываю детей, управляю домом, я человек мирской; не мое дело читать Писание, но тех, которые отка­зались от мира, поселились на вершинах гор и ведут такую жизнь постоянно. Что говоришь ты, человек, будто не твое дело заниматься Писаниями, — вследствие того, что ты раз­влекаешься бесчисленными заботами? Нет, это твое дело больше, нежели их; потому что они не столько имеют нужду в помощи Божественных Писаний, сколько обращающиеся среди множества дел... Мы, волнующиеся как бы среди моря и впадающие во множество грехов, всегда нуждаемся в по­стоянном и непрерывном утешении от Писаний... Со всех сторон окружают нас многие случаи и поводы то к гневу, то к заботам, то к унынию и печали, то к тщеславию и гордо­сти, и отовсюду несутся бесчисленные стрелы. Посему нам постоянно нужно всеоружие Писаний... Нам нужны божест­венные врачевства, чтобы мы могли и врачевать раны уже полученные и предотвращать еще не полученные, но угро­жающие... Невозможно, невозможно спастись никому, кто не упражняется постоянно в духовном чтении... Даже один вид таких книг, — заключает св. Иоанн Златоуст, — делает нас более воздержанными от греха... Если же присоединится и внимательное чтение, то душа, как бы вступая в таинствен­ное святилище, очищается и делается лучше, так как с ней беседует Бог через эти Писания»[iii].

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...