Карта средневекового Константинополя
константинопольских чиновников святитель был человеком без связей, который вопреки общепринятому укладу не устраивал пиров, пресекал чрезмерное увеселение, а ассигнованные на содержание кафедры деньги раздавал по больницам, беднякам — в то время в Константинополе пятьдесят тысяч человек нуждалось в благотворительности. Распущенный клир столицы невзлюбил Иоанна и выдвинул против него обвинение в том, что архиепископ соблазняет бедных и натравливает их на богатых. Так, ранее некоторые фарисеи считали, что Господь Иисус Христос своими проповедями и благодеяниями разжигает гражданскую войну. Тем не менее, Иоанн Златоуст настаивал на том, что не уделять части своего бедным есть грабительство. Общество всецело еще не отказалось от языческих верований, основанных на оргийной культуре. Порочные театральные зрелища, соблазнительные песни и стихи были обычным делом. Среди населения господствовал нравственный релятивизм (можно всё!), поскольку понятия зла, греха и блага были размыты. Это касалось даже церковных «верхов», с распущенностью и тягой к роскоши которых боролся святитель Иоанн Златоуст. «Церковь — не на то, чтобы в ней плавить золото, ковать серебро, — говорит он, — она есть торжественное собрание ангелов. Поэтому мы требуем в дар ваши души — ведь ради душ принимает Бог и прочие дары. Не серебряная была тогда трапеза, и не из золотого сосуда Христос давал питье — Кровь Свою — ученикам. Однако там все было драгоценно, все возбуждало благоговение, потому что все исполнено было Духа. Хочешь почтить тело Христово? — Не презирай, когда видишь Христа нагим. И что пользы, если здесь почтишь Его шелковыми покровами, а вне храма оставишь терпеть холод и наготу?.. Что пользы, если трапеза Христова полна золотых сосудов, а Сам Христос томится голодом? Ты делаешь золотую чашу и не даешь чаши студеной воды... Христос, как бесприютный странник, ходит и просит крова, а ты, вместо того чтобы принять Его, украшаешь пол, стены, верхи столбов, привязываешь к лампадам серебряные цепи, — а на Христа, связанного в темнице, и взглянуть не хочешь?»[v].
Все это невольно напоминает наши дни: с одной стороны, умирающие на улицах старики, с другой, — блеск многочисленных ресторанов и казино. С одной, — стоящиеся десятками православные храмы, с другой, — упорство людей в языческих приметах и гороскопах, обрядоверие. Одних тошнит от красной икры, другие вкушают черствые хлебные корки, как пирожные. Святитель Иоанн Златоуст не смог равнодушно погрузиться в управленческую рутину и подал пример высочайшего сострадания и милосердия, следуя по стопам Господа нашего Иисуса Христа, пришедшего послужить людям до последней капли Крови. Святитель Иоанн Златоуст Оказывающий благотворительность должен не жизнь бедного исследовать, но помочь бедности и удовлетворить нужде. Одно оправдание у бедного — недостаток и нужда; ничего больше не спрашивай у него, но если он, хотя бы был порочнее всех, нуждается в необходимой пище, то утолим голод его. Несколько слов о житии святителя Иоанна Златоуста. В Антиохии около 347 года в семье военачальника Секунда родился Иоанн Златоуст, будущий архиепископ Константинопольский, вселенский учитель Церкви. В атмосфере политической и религиозной нестабильности возникали религиозные христианские общины, к одной из которых принадлежала семья Иоанна. Отец Иоанна Секунд умер вскоре после рождения сына, поэтому мальчика воспитала мать Анфуса, женщина праведная, верная правилам моральной чистоты. Она отдала его в обучение лучшим философам и риторам того времени.
Святитель Иоанн Златоуст учился риторике у известного оратора своего времени Ливания (Либания) и философии у Андрагафия. Это были греческие язычники, которые, однако, настойчиво не упорствовали в своей вере, поэтому обучение у них христианских юношей не было опасным. О малом влиянии Ливания на характер ораторского искусства Иоанна Златоуста свидетельствует дальнейшая проповедническая деятельность святителя. Ливаний со своим напыщенным красноречием, искусственными словооборотами и звонкими фразами мог увлекать и услаждать слух, но не затрагивал сердца. Иоанн же поражал необычайной жизненностью своей речи: у него каждое слово дышало силой и жизнью, потому что бралось из известной всем действительности и пояснялось примерами, которые были одинаково понятны и высокообразованному патрицию и самому последнему земледельцу. Таких проповедей еще никогда не раздавалось в Антиохии, и жители ее с изумлением внимали словам проповедника, который всецело овладевал их сердцами, так что они то трепетали от изображения ужасов гнева Божия, то ликовали от надежды на бесконечное милосердие[vi]. Впоследствии Иоанн Златоуст становится блестящим адвокатом, но утомленный суетной жизнью окружающего общества и, следуя примеру своего друга Василия, встает на иноческий путь. Святителя окружали одни из лучших богословов Антиохии, которые оказали на него определенное влияние. Необходимо остановиться на этом периоде жизни Иоанна Златоуста подробнее, чтобы понять, откуда в дальнейшем он черпал мудрость и вдохновение для своих пламенных проповедей. Итак, антиохийская школа экзегетов объединяет ряд выдающихся церковных писателей, которые защищали дело христианской религии от язычников, иудеев и еретиков. Они выделялись научным объяснением Священного Писания. Туда входили такие богословы, как авва Диодор, Феодор Мопсуестийский, Полихроний, Мелетий Антиохийский, Картерий, Феодорит Киррский. Диодор и Картерий держали в Антиохии монастырскую школу, в которой и учился Иоанн Златоуст. Диодора Тарсийского Иоанн называл своим отцом и наставником. Авва Диодор за ревность о вере был постоянно изгоняем из Антиохии и вел аскетический образ жизни: «не имел стола, ни постели, ни дома на земле»[vii]. Он выступал против ереси ариан, которые считали, что второе Лицо Святой Троицы — Сын Божий — есть высшее творение Бога Отца, а Святой Дух есть производное от Бога Отца и Бога Сына. Диодор же выступал за совечность Бога Сына Богу Отцу и защищал положения Никейского Символа веры. Авва Диодор был настолько одаренным оратором, что удостоился внимания самого Юлиана Отступника, который назвал святого отца «изощренным софистом религии деревенщины». Кроме того, у Диодора было множество учеников и последователей, изучавших его комментарии к книгам Ветхого и Нового Завета, работы против манихеев, аполлинаристов (синусиалистов) и астрологического фатализма.
Мелетий Антиохийский, полюбивший Иоанна, как сына, наставил его в вере и в 367 году крестил. Мелетий известен как председатель на II Вселенском соборе и друг Василия Великого, вселенского учителя Церкви.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|