Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Эмоционально-волевая сфера, ее роль и место в жизни человека




Содержание

Введение

Глава I. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме нарушений эмоционально-волевой сферы детей 5-6 лет

Эмоционально-волевая сфера, ее роль и место в жизни человека

Генезис эмоционально-волевой сферы ребенка

Агрессивность как нарушение эмоционально-волевой сферы

Глава II. Опытно-экспериментальная работа по изучению направленности агрессивности детей 5-6 летнего возраста

Модель опытно-экспериментальной работы

Выявление видов агрессивности детей 5-6 лет

Коррекционно-развивающая работа по снижению детской агрессивности

Контрольно-оценочный этап исследования. Анализ результатов

Заключение

Библиографический список

Приложения

 


Введение

 

Дошкольный возраст - очень короткий отрезок в жизни человека, всего первых семь лет. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно бесполезного, ничего не умеющего, полностью зависимого от взрослого существа младенец превращается в относительно самостоятельную, активную, полноценную личность, в субъекта общения и деятельности.

Ребенок в данном возрасте живет эмоциями, чувствами, и потому развитие эмоционально-волевой сферы - актуальная тема для изучения, так как нарушения - одна из наиболее частых причин отклонений психического развития у детей.

Дошкольный возраст - период расцвета детской познавательной активности. К 3-4 годам ребенок «освобождается от давления» воспринимаемой ситуации и начинает думать о том, что не воспринимают его органы чувств. Дошкольник пытается как-то упорядочить и объяснить для себя окружающий мир, установить в нем какие-то связи и закономерности. Примерно с пяти лет начинается расцвет идей маленьких философов о происхождении луны, солнца, о сходстве разных животных, о нравах растений и пр. Однако в дошкольном возрасте восприятие ребенком окружающего мира качественно отличается от восприятия взрослого: ребенок в большинстве случаев рассматривает предметы такими, какими их дает непосредственное восприятие.

Исходя из всего выше сказанного, необходимо, однако, отметить, что в психологии дошкольника проблема нарушения в эмоционально-волевой сфере остается одной из наиболее «острых».

Существует обширная область проявлений личности, в которой мы не находим еще признаков болезни и разрушения, но в это же время эти проявления нельзя рассматривать как нормальные, как естественно порождаемые существующими общественными отношениями.

В плане коррекции нарушения в формировании личности как своеобразные «болезни» личности аналогичны болезням тела. Чем раньше удается диагностиками нарушение, тем легче и успешнее протекает лечение. Отсюда понятно, что максимально ранее обнаружение нарушения создает вполне реальную возможность безболезненного восстановления нормального хода процесса формирования личности.

Та же ситуация и в плане детской агрессивности. Детская агрессивность есть комплексное личностное образование, а причинами агрессивного поведения могут быть как психологические, так и социально-психические факторы. Агрессивные реакции часто ситуативны, и имеют рационально-избирательную направленность.

Исследованиям проблемы нарушений эмоционально-волевой сферы занимались такие ученые как Д. Б. Эльконин, Л. С. Выготский, Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, среди зарубежных выделяют З. Фрейда, А. Адлера, Дж. Долларда, Е. С. Розенцвейга и многих других.

Таким образом, теоретическая значимость и актуальность рассматриваемой проблемы, послужили нам основанием для определения темы исследования: нарушения в эмоционально-волевой сфере у детей 5-6 лет и возможности ее коррекции (на примере агрессивности).

Цель исследования: изучить виды проявления агрессивности у детей 5-6-летнего возраста.

Объект исследования: нарушение эмоционально-волевой сферы дошкольника.

Предмет исследования: виды агрессивности.

В соответствии с поставленной целью, были вдвинуты следующие задачи:

) выполнить теоретический анализ психолого-педагогической литературы по данной теме;

) выявить виды агрессивности у детей 5-6 лет;

) разработать систему (комплекс) коррекционно-развивающих мероприятий;

) провести коррекционную работу и обосновать эффективность.

Гипотезой нашего исследования стало предположение о том, что у детей данного возраста доминирующим видом агрессивности является вербальная агрессивность. При целенаправленной коррекционно-развивающей работе можно добиться снижения данного вида агрессивности.

В нашем исследовании мы применили следующие методы: педагогическое наблюдение, опрос, анкетирование, проективные методики: «Несуществующее животное», «Тест Руки».

 


Глава I. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме нарушений эмоционально-волевой сферы детей 5-6 лет

Эмоционально-волевая сфера, ее роль и место в жизни человека

 

В связи со всевозрастающим интересом к специфическим человеческим проблемам психологии в последние годы наблюдается повышенное внимание к эмоционально-волевой сфере. Еще в XIX-XX вв. эта тема была одной из центральных в психологических исследованиях. В начале ХХ в. было проведено большое количество исследований развития данной сферы, ее новообразований на разных этапах жизни человека.

Структуру эмоционально-волевой сферы человека составляют следующие элементы: эмоции, чувства, воля.

Эмоции - особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущения приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. К классу эмоций относятся настроения, чувства, страсти, стрессы[8].

У человека главная функция эмоций состоит в том, что благодаря им мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состоянии друг друга и лучше настраиваться на совместную деятельность и общение.

Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений. Эмоции, утверждал знаменитый естествоиспытатель Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей.

Эмоции выступают как внутренний язык, как система сигналов, посредством которой субъект узнает о потребностной значимости происходящего. Особенность эмоций состоит в том, что они непосредственно отражают отношения между мотивами и реализацией отвечающей этим мотивам деятельности. Эмоции в деятельности человека выполняют функцию оценки ее хода и результатов. Они организуют деятельность, стимулируя и направляя ее.

Эмоции обычно следуют за актуализацией мотива и до рациональной оценки адекватности ему деятельности субъекта. Они есть непосредственное отражение, переживание сложившихся отношений, а не их рефлексия. Эмоции способны предвосхищать события и ситуации, которые реально еще не наступили, и возникают в связи с представлениями о пережитых ранее или воображаемых ситуациях.

Эмоции, прежде всего, отражают состояние, процесс и результат удовлетворения потребностей.

В эмоциональном плане люди как личности отличаются друг от друга эмоциональной возбудимостью, длительностью и устойчивостью возникающих эмоциональных переживаний, доминированием стенических или астенических, положительных или отрицательных эмоций и т. д. Но главное различие - в силе и глубине чувств, в их содержании и предметной отнесенности. Сама система и динамика типичных эмоций характеризует человека как личность.

Эмоциональность является врожденной, но аффекты, и, тем более, чувства развиваются в ходе жизни, что означает личностное развитие человека. Такое развитие связано: а) с включением в эмоциональную сферу человека новых объектов; б) с повышением уровня сознательного волевого управления и контроля своих чувств; в) с постепенным включением в нравственную регуляцию более высоких нравственных ценностей (совести, долга, ответственности, порядочности и т. д.).

Чувства, как отмечает Р. С. Немов, носят предметный характер, связываются с представлением или идеей о некотором объекте. Другая особенность чувств состоит в том, что они совершенствуясь и, развиваясь, образуют ряд уровней, начиная от непосредственных чувств и кончая высшими чувствами, относящимися к духовным ценностям и идеалам [17].

Марцинковская Г. Д. считает, что чувства носят еще и исторический характер. Они различны у разных народов и могут по-разному выражаться в разные исторические эпохи у людей, принадлежащих к одним и тем же нациям и культурам [15].

В индивидуальном развитии человека чувства играют важную социализирующую роль. Они выступают как значимый фактор в формировании личности, в особенности ее мотивационной сферы. На базе положительных эмоциональных переживаний типа чувств появляются и закрепляются потребности и интересы человека.

Чувства - продукт культурно-исторического развития человека. Они связаны с определенными предметами, видами деятельности и людьми, окружающими человека. Чувства выполняют в жизни и деятельности человека, в его общении с окружающими людьми мотивирующую роль. В отношении окружающего его мира человек стремится действовать так, чтобы подкрепить и усилить свои положительные чувства. Они у него всегда связаны с работой сознания, могут произвольно регулироваться.

Психология чувств человека изучена еще крайне недостаточно. Чувства человека чрезвычайно многообразны. Одни из них кратковременны и появляются как реакции на какие-то единичные явления жизни (чувство досады, обиды). Многие эмоциональные реакции, если они повторяются, становятся более длительными и устойчивыми. Они выражаются в определенном отношении человека к окружающему и нередко длительно окрашивают все его поведение. Такие эмоциональные состояния выражены в настроении, в общем тоне эмоциональной жизни человека.

В возникновении чувств и в процессе их протекания огромную роль играет речь. Обозначая словами переживания, человек осознает свои чувства. Они становятся понятными самому субъекту и служат могучим средством общения и познания людей, воздействия их друг на друга [8].

Возникновение чувств обусловлено общественным бытием человека. Иначе говоря, чувства носят социальный характер. В основе чувств лежат прежде всего потребности, возникшие в процессе общественного развития человека и связанные с отношениями между людьми.

Сложность природы чувств отчетливо обнаруживается при изучении процесса развития эмоционально-волевой сферы. Другим важным элементом эмоционально-волевой сферы является воля.

Именно Аристотель ввел понятие «воли» в систему категорий науки о душе для того, чтобы объяснить, каким образом поведение человека реализуется в соответствии со знанием, которое само по себе лишено побудительной силы. Воля у Аристотеля выступала как фактор, наряду со стремлением способный изменять ход поведения: инициировать его, останавливать, менять направление и темп.

Одной из важнейших характеристик волевого поведения является самодетерминация. Осуществляя волевой акт, человек действует произвольно и, не подчиняясь действиям внешних причин. Произвольность и надситуативность - основополагающие принципы волевого поведения.

Воля объединяет в себе три основных свойства сознания: познание, отношение и переживание, являясь побудительной и распорядительной формами их регуляции, выполняя активизирующую или тормозящую функции.

Волевые состояния проявляются в активности-пассивности, сдержанности-несдержанности, уверенности-неуверенности, решительности-нерешительности и др.

Один из существенных признаков волевого акта заключается в том, что он всегда связан с приложением усилий, принятием решений и их реализацией. Воля предполагает борьбу мотивов. По этому существенному признаку волевое действие всегда можно отделить от остальных. Волевое решение обычно принимается в условиях конкурирующих, разнонаправленных влечений, ни одно из которых не в состоянии окончательно победить без принятия волевого решения.

Воля предполагает самоограничение, сдерживание некоторых достаточно сильных влечений, сознательное подчинение их другим, более значимым и важным целям, умение подавлять непосредственно возникающие в данной ситуации желания и импульсы. На высших уровнях своего проявления воля предполагает опору на духовные цели и нравственные ценности, на убеждения и идеалы [10].

Нередко усилия воли направляются человеком не столько на то, чтобы победить и овладеть обстоятельствами, сколько на то, чтобы преодолеть самого себя. Это особенно характерно для людей импульсивного типа, неуравновешенных и эмоционально возбудимых, когда им приходится действовать вопреки своим природным или характерологическим данным. Ни одна более или менее сложная жизненная проблема человека не решается без участия воли. Никто на Земле никогда еще не добился выдающихся успехов, не обладая выдающейся силой воли. Человек в первую очередь тем и отличается от всех остальных живых существ, что у него, кроме сознания и интеллекта, есть еще и воля, без которой способности оставались бы пустым звуком [10].

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...