Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Контрольно-оценочный этап исследования. Анализ результатов




 

Целью данного этапа явилось выявление эффективности разработанного нами комплекса коррекционно-развивающих мероприятий, направленных на формирование у детей чувства эмпатии, также установление взаимопонимания с окружающими детьми.

На заключительном этапе исследования мы проводили контрольное обследование дошкольников, использовали те же методы, что и на диагностическом этапе исследования.

В ходе педагогического наблюдения, мы выяснили, что количество детей со скрытой агрессией увеличилось на 20%. Например, если до проведения формирующего эксперимента Настя Б. в процессе игровой деятельности с другими детьми не принимала никаких возражений с их стороны, говорила обидные слова, то после взаимодействия с исследователем, прислушивалась к мнению других детей, и старалась сдерживать свой «поток» слов на других детей.

Подобные данные были получены и в ходе опроса педагогов и анкетирования родителей.

Педагоги в опросниках отметили, что если до проведения данных мероприятий Юля Ш. очень часто оскорбляла других детей, то после взаимодействия с исследователем она также стала проявлять усилия и сдерживать себя, стараться дружелюбно относиться к другим детям. Те же данные были отмечены и в анкетах родителей на данных детей, количество положительных утверждений в анкете очень сократилось.

При контрольном обследовании 20% детей с вербальной агрессией по методике «Несуществующее животное» были получены следующие результаты: если до коррекционно-развивающих мероприятий Юля Ш. и Настя Б. изображали в своих рисунках приоткрытый рот в сочетании с языком, что трактуется как повышенная речевая активность, на повторном обе изображали в своих рисунках закрытый рот без прорисовки губ, что трактуется как облегченность в общении. До исследования их рисунки были выполнены в острых углах, что свидетельствовало об агрессии против окружающих лиц, то после работы, их рисунки были выполнены в плавных линиях, что говорит об отсутствии ярко выраженной агрессии, направленной на окружающих.

По методике «Тест Руки» также была выявлена эффективность проделанной работы. Если до коррекционно-развивающей работы Юля Ш., Настя Б. на большинство картинок дали ответы, относящиеся к категории агрессивность, например, «замахивается», «бьет», «щипает», то после работы были получены ответы, относящиеся к категории «коммуникативность» (например, «здоровается», «прощается», «зовет кого-либо» и т. д.).

Таким образом, как свидетельствуют данные, полученные в ходе контрольного обследования, показатель вербальной агрессии не диагностируется, из чего можно сделать вывод об эффективности проделанной нами работы.

Психологический анализ результатов

Эмоционально-волевая сфера человека развивается, изменяется, на протяжении всей его жизни. Дошкольный возраст - особый в этом отношении период. Это время, когда эмоции господствуют над всеми другими сторонами жизни ребенка, когда он находится как бы в их плену. В этом возрасте появляются высшие чувства. Чувства становятся более осознанными, обобщенными, разумными. Ребенок в старшем дошкольном возрасте осваивает социальные формы выражения чувств. В деятельности ребенка формируются эмоциональное предвосхищение. Дошкольный возраст является важным в формировании целеполагания, борьбы и соподчинения мотивов, планирования, самоконтроля в деятельности и поведении. складывается произвольность в сфере движений, действий, познавательных процессов и общения со взрослыми. И очень важным является формирование в дошкольном возрасте способности к волевому усилию.

Появление нарушений в таком насыщенном различными новообразованиями дошкольном возрасте имеет огромное значение для последующего психического развития ребенка. Наиболее часто встречающиеся нарушения в дошкольном возрасте в эмоционально-волевой сфере - агрессивность. Было выявлено на диагностическом этапе с помощью методов: педагогического наблюдения, опроса педагогов, анкетирования родителей, проектных методик «Несуществующее животное», «Тест Руки», что дети 5-6 лет склонны к проявлению вербального вида агрессивности.

Так, по результатам наблюдения, 20% детей свойственны признаки проявления вербальной агрессивности (например, говорят обидные слова, говорят нецензурные слова и т. д.); 80% детей свойственны признаки проявления скрытого вида агрессивности (замахиваются, но не ударяют, обвиняют других, с целью отведения от себя наказания и т. д.).

 


Заключение

 

Изучив проблему агрессивности детей старшего дошкольного возраста, а также проанализировав результаты, полученные в ходе опытно-экспериментальной работы, мы можем сделать вывод, что преобладающим видом агрессивности является вербальная агрессивность, что, таким образом, подтверждает выдвинутую нами гипотезу исследования.

Гипотеза нашего исследования: предположение о том, что у детей данного возраста доминирующим видом агрессивности является вербальная агрессивность. При целенаправленной коррекционно-развивающей работе можно добиться снижения данного вида агрессивности.

В теоретической части данной работы представлен анализ роли и места эмоционально-волевой сферы в жизни человека, прослежен генезис эмоционально-волевой сферы ребенка 5-6 лет, а также подробное рассмотрение агрессивности - как нарушения эмоционально-волевой сферы.

В соответствии с целью, задачами и гипотезой исследования была проведена работа, состоящая из трех этапов: диагностического, формирующего, контрольно-оценочного.

Опираясь на данные, полученные на диагностическом этапе, мы действительно можем утверждать, что для детей старшего дошкольного возраста характерны реакции вербальной агрессии. Особенности агрессивности можно видеть в процессе игры со сверстниками, а также во время проведения рисуночных тестов, например, Юля Ш. во время проведения теста «Несуществующее животное» сильно нажимала на карандаш, рисунок выполняла в острых углах, изображала большое количество разных частей и фигур. В процессе наблюдения за данным ребенком было выявлено нежелание подчиняться требованиям взрослого, а также игнорировать и бурно реагировать на инициативу других детей.

Данные результаты позволили нам определить стратегию формирующего этапа, представляющего собой разработку коррекционных мероприятий, направленных на формирование у детей чувства эмпатии, и установлении взаимопонимания с окружающими детьми. Контрольный же этап исследования показал нам, что показатель вербальной агрессии не увеличился, из чего можно сделать вывод об эффективности проделанной нами работы и о необходимости специального руководства и значительной роли взрослых в коррекции агрессивности.

Данную роль со стороны взрослых можно выделить в таких правилах:

помнить, что запреты и повышение голоса - самые некорректные способы преодоления агрессивности;

давать ребенку возможность выплеснуть свою агрессию (посредством игр, упражнений и других средств);

показывать ребенку личный пример эффективного поведения, не допускать при нем вспышки гнева;

показывать ребенку в каждый момент времени, что его любят, ценят и принимают; пусть он видит, что он нужен и важен для всех окружающих.

 


Библиографический список

 

1. Бутовская М. А. Агрессия и применение как проявление социальности и приматов и человека /М.А.Бутовская// Общественные науки и современность. - 1998. - № 6. - С. 149-160.

. Венгер Л. Трудные дети/ Л.Вегнер // Дошкольное воспитание. - 1996. - № 1. - С. 32-33.

. Видра Д. Роль поведения родителей/ Д.Видра // Дошкольное воспитание. - 1999. - № 4. - С. 41-46.

. Волкова Е.В., Гаспарова Е.М. Особенности работы педагогов с агрессивными детьми/Е.В.Волкова, Е.М.Гаспарова // Дошкольное воспитание. - 1999. - № 3. - С. 14-16.

. Волкова Е.В. Особенности работы педагогов с агрессивными детьми/Е.В.Волкова // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 3. - С. 28-32.

. Выготский Л. С. Лекции по психологии/Л.С.Выготский. - СПб.: Эксмо-Пресс, 1997. - 109 с.

. Детская патопсихология: Хрестоматия / Сост. Н. П. Белопольская, - М.: Когнито-Центр, 2001. - 351 с.

. Детская практическая психология. Учебник / Под ред. Т. Д. Марцинковской. - М.: Гардарики, 2001. - 255 с.

. Дубинко Н. А. Влияние когнитивных процессов на проявления агрессивности в детском возрасте/ Н.А.Дубинко // Вопросы психологии. - 2000. - № 1. - С. 55-57.

. Запорожец А. В. Избранные психологические труды в 2-х т. Т. 1. Психологическое развитие ребенка. - М.: Педагогика, 1986.

. Колосова С.Л. Истоки детской агрессии/ С.Л.Колосова // Школьный психолог. - 2000. - № 25. - С. 2-6.

. Колосова С.Л Агрессия и агрессивность/ С.Л.Колосова // Школьный психолог. - 2001. - № 18. - С. 7-9.

. Кулагина И. Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет. Учебное пособие/И.Ю.Кулигина. - М.: УРАО, 1999. - 179 с.

. Лаврентьева Т.В. Психическое развитие дошкольников/ Т.В.Лаврентьева, О.М. Дьяченко. - М.: Педагогика, 1984. - 184 с.

. Марцинковская Т.Д. Практическая психология дошкольника/Т.Д.Марцинковская. - М.: Просвещение, 1992. - 309 с.

. Никольская И. М.Идентификация с агрессором/И.М.Никольская Агрессивные дети // Психологическая газета. - 1998. - № 10. - С. 21-28.

. Обухова Л. Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы/Л.Ф.Обухова. - М.: Эксмо-Пресс, 1995. -369 с.

. Ольшанская Е. А. Агрессия под контролем/Е.А.Ольшанская// Семья и школа. - 1999. - № 7. - С. 8-14.

. Психология дошкольника: хрестоматия для студентов ср. пед. учебн. заведений / Сост. Г. А. Урунтаева. - М.: Академия, 1997. - 334 с.

. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога.Учеб. пособие/Е.И.Рогов. - М.: Владос, 1996. - 384 с.

. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. П. Практикум по детской психологии: пособие для студентов пед. ин-тов. - М.:Владос, 1995. - 291 с.

. Фигдор Г. Детская агрессивность/ Г.Фигдор // Начальная школа. - 1998. - № 11. - С. 32-38.

. Фурманов И.А. Детская агрессивность: Психодиагностика и коррекция/ И.А.Фурманов. - Минск, 1996. - 192 с.

. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / В. В. Лебединская. - М.: Просвещение, 1990. - 197 с.

. Швандрин К. И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности/ К.И.Шевандрин. - М.: Владос, 1998. - 192 с.

 


Приложения

Приложение 1

Протокол наблюдения за поведением детей в процессе игры

Юля Ш.. Женя З., Лена К., вместе играли в «Магазин». Роли среди всех распределяла Юля Ш.. В процессе игры было видно, что Юля Ш. привыкла быть в центре, все решения принимала только она, иногда ей высказывала свое нежелание подчиняться Лена К. Но Юля Ш. обрушивала на нее такой поток слов и грозила, что она больше не будет с ними играть, что Лена К. подчинялась ее требованиям. Женя З. в процессе игры полностью выполняла то, что говорила Юля Ш.

Толя Х., Витя Н. объединились для игры в «Гараж». Толя принес из дома 2 маленькие машинки. Одну дал Вите, одну оставил себе. В процессе игры каждый был сам за себя, каждый играл так как ему хотелось. У каждого играющего была своя зона игры, объединенная только в одном месте - в «Гараже». Участники игры самостоятельно строили сюжет, не вступая в пререкания между собой. В процессе игры ни один из участников игры не доминировал над другим.

Настя Б., Саша Л., Коля С. объединились в игру «Домик». Настя Б. сказала, что будет «мамой», а Саша Л. и Коля С. будут ее детьми. Возражений со стороны детей не было. Каждый из игроков вел себя дружелюбно, добросовестно выполнял роли. Только Одина раз Саша Л. не захотела делать то, что ей сказала Настя Б. А когда Настя Б. спросила почему она не выполнила то, что она попросила. Саша Л. сказала, что ей не дал это сделать Коля С. Возникла ссора (так как Коля С. сказал, что он Саше Л. не мешал). Игра разрушилась.

Римма Л., Света Н. сели за стол и рисовали. У каждой был свой замысел рисунка. Карандаши были общие. В процессе рисования Света Н. подсматривала, что рисует Римма Л. Римме это не нравилось, она ругалась на Свету Н. Через некоторое время Света Н. вырвала карандаш у Риммы Л. Римма Л. стала забирать его у Светы Н. Света же стукнула его о парту и сломала. Когда подошла воспитательница, Света сказала, что Римма забрала у нее карандаш и сломала. Воспитатель не стала выяснять, кто прав, забрала все карандаши и отправила обоих на ковер к другим детям.


Приложение 2

 

Методика «Несуществующее животное»

Протокол 1

Женя З. Когда ей была представлена инструкция к выполнению данной методики, девочка сразу взяла простой карандаш в правую руку, пошла, села за стол для рисования и с увлечением принялась рисовать. В процессе рисования не отвлекалась, иногда задумывалась, что нарисовать еще. Во время рисования девочка была дружелюбна, легко шла на контакт, не просила повторить задание. Была очень рада, когда узнала, что надо нарисовать именно «несуществующее», то есть вымышленное животное. Было видно, что ей очень нравится фантазировать. Рисунок предоставила исследователю через 2 минуты после нала рисования. Когда ее спросили о названии, она пошла и подписала «Гари». Когда ее спросили, почему именно такое название, она сказала, что ей нравится кино «Гари и Хендерсоны».

Протокол 2

Саша Л. Начала свой рисунок сразу после инструкции. Села за стол, где ее место, близко к столу придвинула стул, взяла лист бумаги, и определила его горизонтально, потом взяла простой карандаш в правую руку и начала рисовать. Линии рисунка вела очень уверенно, создалось впечатление, что у данного ребенка имелся сюжет данного рисунка. Рисовала Саша без каких-либо эмоций, очень быстро, не отвлекалась. Но в то же время было видно, что этот процесс ей интересен(9по улыбке) и она готова идти на контакт. Рисунок отдала через 2 минуты 15 секунд после начала. Назвав свой рисунок «Пинки», ответ свой не обосновала, просто пожала плечами и улыбнулась.

Протокол 3

Рима Л. Девочка рисовала рисунок правой рукой, место выбрала около исследователя (то есть за столом воспитателя). Лист бумаги определила вертикально, некоторое время сидела, думала, что будет рисовать. Свой рисунок начала рисовать с туловища животного, очень сильно нажимая карандаш. В процессе рисования отвлекалась на других детей, говорила, что не знает что нарисовать, но потом опять что-нибудь дорисовывала. Свой рисунок отдала через 5 минут после начала своего рисования. Рисуя рисунок, на лице не отражалось никаких эмоций, выполняла задание просто как что-то необходимое, без интереса. Назвала свой рисунок «Бренор», не обосновав название.

Протокол 4

Толя Х. Прослушав инструкцию, данный ребенок сел за свой стол, взял карандаш средней мягкости, лист бумаги, которые определил на столе горизонтально. Подумал немного и начал рисовать. Рисовал правой рукой, не отвлекаясь, только иногда смотрел по сторонам, как будто-то что-то ища. В процессе рисования был очень заинтересован в результате своей работы. Рисунок сдал через 3 минуты после начала работы. Назвал своей рисунок «Голиав», обосновав, что так зовут предводителя горгулий из мультфильма, он ему очень нравится, что у него есть даже игрушка такая.

Протокол 5

Света Н. Данный ребенок, прослушав инструкцию села за свой стол, на свое место, лист бумаги положила горизонтально, взяла карандаши и с увлечением начала рисовать. Рисовать начала с туловища, затем нарисовала голову, подумала немного и нарисовала различные части на голове, затем нарисовала ноги, руки, и в последнюю очередь хвост. Причем, прежде чем его нарисовать, немного подумала и посмотрела на игрушки в шкафу. При рисовании девочка не отвлекалась, была полностью поглощена тем, что получится. На лице было отражено явное удовлетворение от проделываемой работы. Нарисовав рисунок, она долго думала над названием, и перед тем, как сдать подписала «Мухомор». На вопрос исследователя, почему именно такое название, разулыбалась, пожала плечами и пошла к другим детям.

Протокол 6

Витя Н.

Данный мальчик сразу пошлее на контакт. Один из первых принялся за работу. Инструкцию исследователя слушал очень внимательно, не отвлекался, потом взял лист и пошел сел за стол, где он обычно сидит. Рисовал простым карандашом, держа его в правой руке. Свой рисунок начал рисовать с туловища, но карандаш нажимал плавно, в рисунке отсутствуют острые углы, затем изобразил крылья и ноги, после чего очень тщательно обдумывая свой рисунок, нарисовал голову и другие части. В процессе рисования не отвлекался, был полностью погружен в процесс своей деятельности. Рисуя, улыбался, но иногда смотрел на исследователя. Рисунок закончил быстро, назвав его «Вампир», когда спросили, почему именно так, сказал, что рисунок похож на вампира.

Протокол 7

Коля С.

Данный ребенок выполнил задание как одно из поручений воспитателя, без каких-либо эмоций, как нечто само собой разумеющееся. Рисунок содержит простой сюжет, из которого видно, что ребенок ничего не придумывал, а просто нарисовал образ, который бал запечатлен в памяти, например, из просмотренного недавно мультфильма. Назвал рисунок «Горгулья», не обосновав данный выбор.

Протокол 8

Лена К.

После прочтения инструкции данная девочка села за свой стол, на свое место, взяла в правую руку карандаш, лист бумаги положила горизонтально. Немного просто посидела, смотря на лист, затем приступила к рисованию. Рисунок начала с шеи и плавно перешла к туловищу, карандаш держала уверенно, сильно не нажимала. На лице у девочки был написан интерес к этой деятельности, она брала карандаш в рот, что-то сама с собой разговаривала, стирала ластиком, что-то не нравилось. Рисуя, она не отвлекалась на других детей. Была полностью сосредоточена на работе. Рисунок сдала через 5 минут после начала работы. Назвала рисунок «Генозавр». На вопрос, почему так, сказала, что ей нравится это название.

Протокол 9

Настя Б.

Когда была представлен инструкция, данная девочка сразу взяла простой карандаш в правую руку, села на свое место за стол и с увлечением принялась рисовать. В процессе рисования не отвлекалась, иногда задумывалась. Во время рисования, когда подходили другие дети, она их отталкивала и просила уйти. Рисовала без сильного нажима, линии имеют острые углы, весь рисунок выполнила с хорошим настроением, не огорчалась, если что не получалось. Рисунок отдала сразу с названием «Зепатус» - на вопрос исследователя, почему такое, сказала, что взяла его из мультфильма.

Протокол 10

Юля Ш.

Данный ребенок, прослушав инструкцию, села за свой стол, на свое место, лист бумаги положила горизонтально, взяла карандаш и с увлечением начала рисовать. Рисовала простым карандашом, держа его в правой руке. Рисовала рисунок, сильно нажимая на карандаш, рисунок выполнен с острыми углами, изобразила много различных частей. При рисовании часто отвлекалась и вмешивалась в игру других детей. Но общий эмоциональный срок взаимодействия был положительный и доброжелательный. Она закончила свой рисунок, подписав название «Дельватрия», свой выбор не обосновала.

 


Приложение 3

 

Консультация для педагогов

Большой проблемой для воспитателя, и для самого ребенка является детская агрессивность, которая, к сожалению, встречается сегодня все чаще и чаще. Понятие «агрессивность» воспринимается нами как нечто из ряда вон выходящее. На самом же деле это, прежде всего обычный феномен взаимоотношений между людьми, составная их часть и не более. Совершенно ошибочно думать, что в любой момент возможно правильно понять мотивы поступков каждого ребенка. Точно так же не всегда удается отреагировать на них так, чтобы отношения были враз восстановлены, и ребенок тотчас перестал страдать. При этом важно, чтобы педагог мог оставаться одинаково добрым по отношению к любому другому ребенку. Недостаточно видеть лишь внешнее поведение детей, необходимо постараться понять внутренне содержание их поступков. При этом воспитатель должен уметь контролировать групповые процессы, понимать их мотивы и соответственно этому предпринимать ответные действия.

Воспитательное воздействие можно рассматривать как бы с двух сторон. С одной сторон, оно предписывает понимать все, что в настоящий момент происходит в ребенке, и помогать ему научиться воспринимать свой мир и себя таким образом, чтобы как можно скорее наладились отношения ребенка с окружающими. Но, с другой стороны, педагог порой становится похож на милиционера, так как обязан устанавливать порядок и подводить его под определенную структуру.

Итак, педагог должен действовать в двух направлениях. С одной стороны, нести ответственность за установление границ и внедрение структур, с другой - обязан постоянно размышлять о причинах типичных конфликтов, анализировать их и развивать долгосрочные стратегии по преодолению конфликтов. В детских садах периодически возникает мода на игры, сюжет которых взят из боевиков, «ужастиков», различных насильственных передач, именно из-за того, что кто-то из детей принес соответствующие игрушки. Педагог в этой ситуации не может полностью развенчать навык любимых героев в глазах детей. Единственное, что в его силах - препятствовать появлению в группе таких игрушек. Артистическое мастерство воспитателя, его способность увлечь детей игрой, ненавязчивые разъяснения и обсуждения поступков действующих лиц, умение придумать продолжение сказки, истории - все это поможет отвлечь детей от воинственных игр и показать им возможность миролюбивых, добрых способов общения. Со старшими детьми необходимо обсуждать не только мультфильмы, но и книги, беседовать о том, почему герои поступают именно так, а не иначе, читать детям предусмотренную программой художественную литературу. Очень полезно в таких беседах ненавязчиво сравнивать положительных и отрицательных героев, хорошо знакомых детям.

Подобная работа в группе помогает детям научиться понимать других людей, цели и мотивы их действий, приучает их согласовывать свои желания и поступки с чужими, находит компромиссные решения и бесконфликтные способы поведения. Только при особенно неблагоприятном сочетании ошибок семейного воспитания и организации жизни ребенка в детском саду агрессивное поведение закрепляется и становится привычной формой реагирования на любые трудности, с которыми сталкивается ребенок.

Воспитателю важно знать, что детская агрессивность в дошкольном возрасте почти всегда носит временный, ситуативный характер, легко поддается коррекции и при правильной организации жизни в детском саду и в семье не закрепляется как черта характера, а сглаживается и исчезает. Однако это происходит только при терпеливой и согласованной работе педагога и самих родителей. Если же пренебречь проявлениями агрессивности в дошкольном возрасте, то она может стать основной формой самовыражения ребенка, его личностным качеством.

 


Приложение 4

Консультация для родителей

Сегодня очень часто приходится слышать от огорченных родителей: «Такой хороший был мальчик, а сейчас драчун! В детском саду только его и ругают».

К сожалению, нередко эти жалобы вполне обоснованы. Такие превращения из «хорошего, доброго мальчика» в драчуна и задиру встречаются довольно часто.

Вспышки ярости с элементами агрессивного поведения наблюдаются тогда, когда желание ребенка по какой-то причине не выполняется. Препятствием к выполнению желания обычно служит запрет или ограничение со стороны взрослого. Ребенок хочет получить куклу, конфету, разбить вазу - разнообразие таких желаний не имеет границ. Только малая часть их может быть осуществлена без неприятных последствий для самого ребенка или для взрослых. Во всех остальных случаях приходится ограничить требования ребенка. Когда малыш приходит из детского сада, родители должны интересоваться, во что играли дети, как играли, пробовать играть в похожие игры дома. Эта модель дает результаты только в случае, если причиной агрессивного поведения является отсутствие игровых навыков.

Сложнее, если дети приносят агрессивную модель поведения из семьи. Некоторые родители внушают ребенку, что нужно быть сильным, непобедимым. Такая позиция очень затрудняет работу воспитателя и других сотрудников в учебно-воспитательном процессе в ДОУ с агрессивными детьми.

Родители также не должны разрешать дошкольникам одним смотреть телевизор, нужно обязательно обсуждать с ними происходящее на экране, давать свои оценки. Научить ребенка сочувствию, состраданию - очень важная задача, связанная с нравственным воспитанием, она требует от родителей сил и времени.

Вашему вниманию сформированы принципы общения с агрессивными детьми:

помните, что запрет и повышение голоса - самые неэффективные способы преодоления агрессивности. Лишь поняв причины агрессивного поведения и сняв их, вы можете надеяться, что агрессивность вашего ребенка будет снята;

дайте ребенку возможность выплеснуть свою агрессию, сместите ее на другие объекты. Разрешите ему поколотить подушку или разорвать «портрет» его врага и вы увидите, что в реальной жизни агрессивность в данный момент снизилась;

показывайте ребенку личный пример эффективного поведения. Не допускайте при нем вспышек гнева или нелестные высказывания о своих друзьях и близких;

пусть ваш ребенок в каждый момент времени чувствует, что вы любите, цените и принимаете его. Не стесняйтесь лишний раз его приласкать или пожалеть. Путь он видит, что он нужен и важен для вас.


Приложение 5

Протокол наблюдения за поведением детей в процессе игры

В процессе игры организованной группой детей Леной К., Риммой Л., Витей Н., Юлей Ш. можно было увидеть, что Юля Ш. уже не стремится полностью подчинить процесс игры по своему усмотрению. Вела себя Юля Ш. очень сдержанно, хотя сама определила свою роль в данной игре, но в процессе самой игры вела себя дружелюбно, принимала действия, которые выполняли другие дети, не перечила им, соглашалась, только иногда «помогала» им развить сюжет их действий.

Наблюдая за действиями Насти Б. в процессе игры с другими детьми, можно отметить явное улучшение форм взаимодействия, Настя Б. уже не проявляет себя центром всей игры, старается прислушиваться к мнению других детей, подводит свои действия к логическому результату с данной игрой. Если ее не устраивают действия других детей, он сообщает им об этом доброжелательно, без каких-либо отрицательных высказываний. В «острых» ситуациях игры старается себя сдерживать, контролировать поток оскорбительных слов.

 


Приложение 6

 

Методика «Несуществующее животное»

Юля Ш.

Данный ребенок с интересом принялся за выполнение заданий. Было видно, что испытывает удовольствие от проделываемой работы. Рисовала правой рукой, сидя на своем постоянном месте. Рисовать начала с туловища, затем остальные части. На рисунке изображены разные украшения, причем, когда она их рисовала, посматривала по сторонам на игрушки. В процессе работы не отвлекалась, рисовала, обдумывая каждое движение. Работа с данным ребенком прошла в доброжелательной атмосфере, атмосфере сотрудничества.

Настя Б.

Попросила два раза повторить инструкцию. Карандаш взяла простой в правую руку. За выполнение задания принялась не сразу, немного сидела, думала, глядела по сторонам, но не отвлекалась. Потом взяла лист и начала рисовать. Рисовала не торопясь, легко нажимая на карандаш. Рисунок выполнила без острых углов, с плавными линиями, с интересным дополнением в рисунке. Общий фон эмоционального настроя при выполнении задания был положительный.

 


Приложение 7

 

Методика «Тест Руки»

Протокол 1

Толя Х. Данный ребенок охотно пошел на контакт и очень быстро сориентировался в задании. Ответы данного ребенка были четкими, быстрыми. Во время проведения методики, полностью был сосредоточен, не отвлекался на других детей. На 1, 5, 7, 8, 9 ребенок дал ответы быстро. Данные ответы были отнесены к категории коммуникативности. На 2 карточку ребенок подумал около 15 сек. и ответил - «хватать кого-нибудь». Со второй карточки перешел на 4, ответив, «здороваться с другом». Потом вернулся и внимательно посмотрел на 3 карточку, после обдумывания (10 сек), ответил - «показывает на кого-то». Отвечая на 6 карточку - кулак, даже сам изобразил на своей руке.

Протокол 2

Коля С.

Прочитав данному ребенку инструкцию, сразу приступили к выполнению. Ребенок взял карточку в руки, внимательно посмотрел, потом сказал - «останавливает гаишник». Потом сразу взял вторую карточку, перевернул ее и сказал - «берет что-то, например, машинку». На 3 карточку дал ответ - «показывает на что-то». Затем перешел на четвертую, подумал несколько секунд и ответил - «берет стакан». на пятой карточке он остановился, крутил ее, потом положил, как ему была представлена, и ответил - «машет кому-то». Перейдя к 6 карточке, сразу казал - «кулак». Отвечая на 7 карточку, опять же задумался, открыл, посмотрел, что изображено на 8, затем вернулся к 7 и ответил - «просто ладошка». На 8 карточку - «бьет щелбан», и сразу ответил на 9 - «просто лежит».

Протокол 3

Лена К.

Когда исследователь читал инструкцию, она взяла карточки и пролистала, посмотрела их. Приступив к целенаправленной работе, начала с 1 карточки, дав ответ - «толкать в спину». На 2 карточку некоторое время с непониманием смотрела (хмурила лоб), затем ответила - «рука хватает веревку». на 3 карточке - «рука показывает на что-то». Перейдя к 4 карточке, подняла глаза, посмотрела в группу, затем сказала - «схватить кого-нибудь за руку». Взяв в руки 5 карточку перевернула ее, и сказала, что «держит воду в ладошке». На 6 карточку ответила - «кулак». на 7 карточку сказала после некоторого раздумия - «здороваться». Затем сразу взяла 8 и 9 карточки, посмотрела на них и сказала, 8 карточка - «берет шарик», 9 карточка - «просто рука».

Протокол 4

Настя Б.

Когда ей зачитывалась инструкция, она с неохотой ее слушала (вертела головой, переспрашивала, задевала других детей). Отвечать также стала с неохотой. На 1 карточку дала ответ, после некоторого раздумья - «здороваться». Ответ на 2 карточку также получили не сразу, она вертела ее, говорила, что не знает, что это рука делает, опять вертела и только через 1 мин. дала ответ - «бить будет рука». на 3 карточку сказала - «это рука показывает». на 4 карточку - «рука хочет схватить» - был ответ. Перейдя к 5 карточке, она задумалась, и затем ответила - «рука бьет». На 6 карточку, даже не думая, ответила - «кулак». на 7 карточку также был получен быстрый ответ - «рука отдыхает». На 8 карточку - «рука щиплет», а на 9 - «тоже просто лежит». Данные ответы были сказаны быстро, без раздумий.

Протокол 5

Женя З.

Ознакомив данного ребенка с инструкцией, быстро перешли к ответам. Во время проведения методики, она была очень сосредоточена, стараясь на отвлекаться на других детей, и быстро давать ответ. На 1, 5, 7, 8, 9 карточки девочка дала ответы, отнесенные к категории коммуникативность. Глядя на 2 карточку, девочка задумалась, и ответила - «наверное, хочет схватить кого-нибудь». На 4 карточку ответила - «здороваться», потом вернулась к 3 карточке, подумала и сказала - «показывает на игрушку в шкафу». на 6 карточку быстро ответила - «кулак».

Протокол 6

Римма Л.

Ознакомив данную девочку с инструкцией, сразу приступили к ответам на карточки. На 1 карточку, Римма ответила - «ладошка лежит так, когда спишь». На 2 ответила не сразу, подумала несколько секунд, и сказала - «хватает жука». На 3 дала быстрый ответ - «показывает куда-то». На 4 карточку, также некоторое время внимательно смотрела, не выражая никаких эмоций, затем ответила - «срывает цветок». Глядя на 5 карточку, долго ее вертела, переворачивала, потом положила, как она была ей представлена и сказала - «прощаться с кем-то». На 6 карточку сразу ответила - «кулак». Глядя на 7 карточку некоторое время, дала ответ - «бьет по столу». На 8 ответила очень быстро - «срывает цветок». На 9, перевернув ее, ответила - «просто лежит».

Протокол 7

Витя С.

Прочитав данному ребенку инструкцию, сразу приступили к ответам. Витя взял 1 карточку, внимательно посмотрел, и ответил - «здороваться». Затем взял вторую и также быстро ответил - «берет кубик». На 3 карточку дал ответ - «показывает на машинку». Взяв в руки 4 карточку, несколько секунд подумал и ответил - «берет кубик», на 5 карточку смотрел достаточно долго, и ответил - «машет кому-то». На 6 карточку сразу ответил - «кулак». На 7 - «просто лежит, отдыхает». На 8 карточку опять же долго смотрел, крутил, сжимал губы, потом сказал, употребит слово «наверно щипается». На 9 карточку ответил сразу - «рука отдыхает».

Протокол 8

Света Н.

Данный ребенок с интересом приступил к работе по карточкам. На 1, 5, 7, 8, 9 картинки дала ответы, относящиеся к категории коммуникативности. На 2 карточку, 3, 4 и 6 дала ответы, относящиеся к категории агрессивности, давала ответы быстро, четко, карточки не переворачивала, и без каких-либо эмоциональных реакций.

Протокол 9

Юля Ш.

Когда ей зачитывалась инструкция, она всем видом выражала нежелание что-либо делать. Отвечала с неохотой. На 1 карточку ответила - «здороваться». На 2 карточку после некоторого раздумья - «бать». На 3 карточку - «показывать на что-нибудь». На 4 сразу ответила - «схватить кого-нибудь». Перейдя к 5 карточке, она задумалась, и затем ответила - «рука бьет». На 6 карточку, только посмотрела, сразу сказала - «кулак». На 7 карточку долго смотрела, повернула и дала ответ - «отдыхает рука». На 8 карточке - «рука бьет щелбан», а на 9 - «просто лежит». Сложила все карточки и быстро пошла к другим детям.

Протокол 10

Саша Л.

Когда исследователь читал инструкцию, она очень внимательно слушала, и в то же время просматривала карточки. Приступила к работе с 1 карточки, дав ответ - «здороваться». На 2 карточку, после некоторого раздумья - «рука хватает мячик». Посмотрев на 3 карточку, быстро ответила - «рука показывает, куда идти». Перейдя на 4 карточку, отвлеклась на других детей, но после того, как исследователь попросил ее вернуться к ответам, она вновь посмотрела на 4 карточку, и сказала - «берет стакан». Взяв в руки 5 карточку, перевернула ее, сказала - «бьет по мячу». На 6 быстро ответила - «кулак». На 7 сказала после некоторого раздумья - «здороваться». Затем сразу взяла 8 и 9 карточки, посмотрела на них очень внимательно и быстро ответила, 8 - «щипает травку», а 9 - «просто рука отдыхает».

 


Приложение 8

 

Методика «Тест Руки»

Юля Ш.

При проведении данной методики, ребенок сразу пошел на контакт, на 1 картинку ответила сразу, что данная рука что-то показывает, на 2, 3 и 4 также сразу были получены ответы, относящиеся к категории агрессивности. На 5 картинку ответ дала не сразу, повернула, посмотрела, потом положила, как была представлена сразу и ответила «прощает». На 6 картинку сразу сказала, что это кулак. На 7 картинку также моментально дала ответ - «здороваться». Ответ на 8 картинку последовал после обдумывания. На 9 картинку ответила - «машет».

Настя Б.

Исследуя данного ребенка, было видно, что ей самой это очень интересно, и такая работа ей нравится. При просмотре 1 картинки, дала ответ - «кому-то показывает». Рассматривая картинки 2, 3, 4 ответы давала не сразу, обдумывая и крутя карточки. Ответы были отнесены к категории агрессивности. Рассматривая 5 картинку, сразу сказала - «показывает на что-то». На 6, не думая, ответила - «кулак», на 7 - «здороваться». На 8 картинку посмотрела очень внимательно, затем попыталась сложить свою руку так, только потом дала ответ - «щипается». На 9 ответила сразу, что «кому-то машет».

 


Приложение 9

 

Протокол 1

«Эмоции героев»

Исследователь прочитал детям (Юля Ш., Настя Б.) сказку «Гадкий утенок». В процессе чтения данные дети сидели и очень внимательно слушали и по ходу откладывали на столе карточки, отражающие эмоциональное состояние героя в различных ситуациях.

После того, как исследователь прочитал сказку, Настя Б. и Юля Ш. объясняют, почему и в какой ситуации герой был весел, грустен, подавлен.

Первой отвечать стала Юля Ш. Она выбрала 3 карточки. «Первую карточку я положил

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...