Выявление видов агрессивности детей 5-6 лет
Целью этого этапа является выявление различных видов агрессивных проявлений в поведении детей 5-6 лет. В данной работе мы использовали ряд методов. Рассмотрим полученные результаты каждого метода последовательно. На данном этапе мы применили педагогическое наблюдение. Наблюдение как метод, является очень эффективным при наблюдении за поведением детей 5-6 лет. Протокол наблюдения велся в процессе игровой деятельности детей 5-6 лет. Результаты, полученные в ходе наблюдения за детьми, приведены в таблице 1 «Наблюдаемые проявления агрессивности». Как показывают данные, полученные в ходе педагогического наблюдения, 80% детей свойственны признаки скрытой агрессии, то есть дети используют самооправдание, обвиняя другого в целях отведения от себя наказания, замахиваются, но не ударяют другого и т. д. Например, Света Н. рисовала общими карандашами с Риммой Л., обоим одновременно понадобился один и тот же карандаш. Возникла ссора, никто из них не захотел уступать. Тогда Света Н. не долго думая сломала карандаш о стол, но, чтобы ее не наказали, сказала, что это сделала Рима Л. % детей свойственны признаки проявления вербальной агрессии: говорят обидные слова, говорят нецензурные слова и т. д. Например, Юля Ш., осознавая, что в процессе совместной игровой деятельности дети не подчиняются ее требованиям, обрушивая на них такой поток обидных слов, что дети терялись и далее не высказывали свое нежелание. Однако, для получения целостной картины об агрессивных проявлениях в поведении детей 5-6 лет, использование данного метода недостаточно. В связи с этим, для наиболее полного изучения данной проблемы мы решили провести опрос педагогов и анкетирование родителей.
Опрос педагогов заключался в заполнении бланка опросника «Ребенок глазами взрослого». Опросник заполнялся педагогом данной группы, который подчеркивал, насколько выражены ситуативно-личностные реакции агрессивности у каждого ребенка. По результатам опроса педагога в данном исследовании были получены следующие данные, 20% (Юля Ш., Настя Б.) присущи реакции вербальной агрессии, 80% проявили реакцию скрытой агрессии (Саша Л., Света Н., Рима Л., Витя Н., Толя Х.., Коля С., Лена К.). Подобные данные по выявлению агрессивных проявлений дошкольников были получены в результате проведения анкетирования родителей. Разработанная анкета «Признаки агрессивности» представляла собой ряд вопросов для родителей, касающихся их наблюдений за поведением собственного ребенка, выявления у него признаков агрессивности. Направленность вопросов анкеты способствовала решению следующих задач: ) выявить признаки агрессивности детей; ) определить вид агрессивности. Результаты анкетирования родителей таковы: 20% родителей считают, что их детям свойственны признаки агрессивного поведения, а именно реакции вербальной агрессии; 80% детей отметили реакции скрытой агрессии. Вышеуказанные методы позволяют нам составить определенную картину по изучаемой проблеме, но, на наш взгляд, наиболее существенным является работа, направленная на непосредственное взаимодействие с ребенком. В связи с этим, нами были использованы проективные методики «Несуществующие животные», «Тест Руки». В соответствии с критерием анализа методики «Несуществующее животное» мы классифицируем работы детей на 2 группы. Первой группе детей (Юля Ш., Настя Б.) свойственна вербальная агрессия. Так положение их рисунков ближе к верхнему краю листа свидетельствует о высокой самооценке, неудовлетворенности собственным положением в обществе, претензии на продвижение, потребность признание. Положение головы «анфас» трактуется как эгоцентризм. Сдвиг рисунка вправо говорит о стремлении к контролю над ситуацией, ориентацией на окружающих, акцентировании будущего. Контур фигур животных выполнен в острых углах, что свидетельствует об агрессии. Верхний контур говорит о направленной агрессии против вышестоящих лиц, реальных возможностях осуществить принуждение. Укрупненные рисунки данных детей могут также свидетельствовать о повышении аффекта, эгоцентризма, придании повышенного значения собственной персоне. Приоткрытый рот в сочетании с языком трактуется как повышенная речевая активность. Рот с зубами - вербальная агрессия. Хвосты животных направлены вправо, то есть дети размышляют по поводу своих действий и поступков, по поводу своего поведения. Положительная оценка этого отношения (уверенно, бодро) выражена в направлении хвоста вверх. Название животного «Зепатус»», «Дельвотрил» говорит о демонстративности, направленной на подчеркивание своего разума и эрудиции.
Вторая группа детей (Коля С.. Витя Н., Света Н., Женя З., Рима Л.) свойственна скрытая агрессия. Это видно в расположении рисунка, все рисунки расположены по средней линии листа. Голова направлена влево (Света Н., Рима Л., Толя Х., Саша Л.) - тенденция к рефлексии, к размышлениям. Положение головы «анфас» (Витя Н., Коля С., Женя З., Лена К.) может трактоваться как эгоцентризм. Контур фигур не содержит различных шипов, панцирей, что говорит об отсутствии ярко выраженной агрессии, направленной на окружающий мир, может также рассматриваться как символ контроля со стороны «Я» за собственной эффективностью, ее проявлением во вне. «Уши» выражают заинтересованность и значимость мнения окружающих о себе. Открытый рот (Саша Л.. Витя Н., Толя Х., Света Н., Рима Л., Коля С.) без прорисовки зубов и языка, трактуется как облегченность возникновения опасения и страхов. Дополнительные детали на голове, то есть перья (Саша Л.. Света Н., Лена К.) говорят о тенденции к самовыражению. Опорность фигуры - наличие ног, говорит о рациональности в принятии решений, основательности в их суждении в опоре и на существенное положение. Крылья (Лена К.. Света Н., Толя Х., Витя Н., Коля С., Женя З.) - энергия охвата разных областей человеческой деятельности, увлеченность своей деятельностью, соучастие. Направленность хвоста в правую верхнюю сторону (Света Н., Лена К.. Толя Х., Рима Л., Саша П.) свидетельствует о положительном отношении детей к собственным действиям и поступкам.
Названия животных: «Бренор», «Голиав», «Мужохор», «Вампир», «Гаргулья», «Тенозавр», «Пинки», «Гари» - выражает содержание смысловых частей, что говорит об эмоциональности, конкретной установке при ориентировке и адаптации. Таким образом, экспериментальное исследование по данной методике показало следующие результаты: 20% свойственные свойства вербальной агрессии, 80% - свойственны реакции скрытой агрессии. Далее нам следует рассмотреть особенности проведения методики «Тест Руки». Полученные данные показали, что 20% детей свойственна внутренняя агрессия, оценка наличие вербальной агрессивности составляет 5-6 баллов. Например, Юля Ш. давая характеристику расположения руки, отвечала: говорит «выйди вон, остановить машину, схватить кого-то и т. д.». % свойственна скрытая агрессия, так как уровень агрессивности составляет 1-2 балла. Так, например, Лена К., отвечая на вопросы исследователя, говорит: показывает что-то, прощается, здоровается, здесь преобладают не агрессивные, а коммуникативные проявления. Таким образом, проводя работу в трех направлениях, описанных нами выше, мы можем сделать вывод, что как свидетельствуют данные таблицы 2, 80% детей характерны скрытые проявления агрессии. Так как данный вид агрессии ученые считают нормальным явлением в психическом развитии ребенка, имеющим защитный характер, то мы находим целесообразным провести коррекционно-развивающие мероприятия с 20% детей, которым свойственна вербальная агрессия. Подробное содержание формирующего эксперимента представим в следующем параграфе.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|