Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Соперничество, или решение конфликта силой




Соперничество, или решение конфликта силой

Соперничество – навязывание другой стороне предпочтительного для одной стороны решения. Данная стратегия ущербна при решении проблем, т. к. не дает оппоненту возможности реализовать (в какой-либо мере) свои интересы. Эта стратегия оправдана: явной конструктивности предлагаемого одним из оппонентов решения, выгодности результата для всей группы, отсутствия времени. Соперничество целесообразно в экстремальных ситуациях и при высокой вероятности опасных последствий.

Уход от решения проблемы

Уход от решения проблемы, или избегание, применяется при отсутствии сил и времени для решения противоречия, стремлении выиграть время, нежелание решать проблему вообще.

Решение конфликтов посредством сотрудничества

Сотрудничество – наиболее эффективная стратегия поведения в конфликте. Она направляет оппонентов на конструктивное обсуждение проблемы, рассмотрение другой стороны не как противника, а как союзника в поиске решения. Стратегия наиболее эффективна: в ситуации сильной взаимозависимости оппонентов, склонности обоих игнорировать различие во власти, важности решения для обеих сторон, непредубежденности участников.

Решение конфликта путем компромисса

Компромисс – состоит в желании оппонентов завершить конфликт частичными уступками. Компромисс эффективен в случаях: понимания оппонентом, что он и соперник обладают

одинаковыми возможностями; наличия взаимоисключающих интересов, угрозы потерять все.

Решение конфликта путем приспособления, или уступки

Приспособление, или уступка, рассматривается как вынужденный или добровольный отказ от борьбы и сдача своих позиций. Принять такую стратегию вынуждают: осознание своей неправоты, необходимость сохранения хороших отношений с оппонентом, сильная зависимость от него, незначительность проблемы. Если существует угроза еще более серьезных негативных последствий.

Практическое задание 19. Проанализируйте коллектив своей студенческой группы с позиций групповой динамики.

Во время обучения в вузе происходит становление студенческой группы как субъекта деятельности, общения, взаимоотношений.

Деятельностная форма субъектности студенческой группы практически не является преобладающей. В лучшем случае она выражена в равной мере с субъектностью группы в сфере общения и взаимоотношений. Причина кроется в социальной ситуации жизнедеятельности группы, когда основной вид занятий студенчества - учеба - зачастую не имеет совместного характера, а другие виды деятельности реализуются студентами несистематически. Насыщение учебной деятельности совместными формами способно повысить уровень сформированности деятельностного проявления группового субъекта.

В студенческой группе ведущей является сфера общения. Однако субъектность группы в этой области подвержена колебаниям. Доминирует она на I курсе (ярко выражена) и в первой половине V (умеренно выражена). В остальное время либо уступает место другим проявлениям групповой субъектности, либо реализуется вместе с ними. Функция общения в группе первокурсников - адаптация студента к вузу, снятие психического напряжения, создание ощущения психологической защищенности; в группе пятикурсников - препятствование быстрому распаду психологических связей, своеобразная амортизация этого неизбежного процесса.

Становление группового субъекта общения сопровождается развитием его социально- перцептивных способсностей. К концу обучения в вузе повышается точность осознания внутригрупповых отношений и статусной структуры. Групповые самооценки изменяются от неадекватно завышенных в начале обучения через адекватные в середине к неадекватно заниженным в конце.

Индикатором того, как идет процесс формирования группового субъекта общения, и одновременно одним из его результатов является психологическая дистанция между членами группы. Большей частью для студенческих групп характерна средняя дистанция.

Имеет место тенденция некоторого увеличения психологической дистанции при повышении уровня группового развития и ее уменьшения -при его снижении. Это, видимо, позволяет группе сохранить целостность (в случае сокращения дистанции между ее членами), а студентам не утратить индивидуальность и ощущение самодостаточности (с помощью относительного увеличения дистанции друг с другом).

Как субъект взаимоотношений студенческая группа складывается на II курсе. Те или иные виды отношений в силу их разной значимости для студентов могут быть развиты неодинаково. Наиболее длительного периода для своего формирования требуют референтные отношения. А первыми к концу обучения начинают распадаться деловые и лидерские отношения, поскольку в современной студенческой группе они во многом остаются нев остреб ованными.

Становление студенческой группы как совокупного субъекта носит поэтапный характер и опосредуется особенностями социальной ситуации ее жизнедеятельности на разных курсах обучения. Каждый этап обусловлен доминированием одного или одновременно нескольких проявлений ее субъектности.

Последовательность и содержание поэтапного развития студенческой группы таковы: субъект общения; субъект взаимоотношений; субъект общения и деятельности; субъект общения, деятельности и взаимоотношений в равной мере; субъект общения и

взаимоотношений; субъект общения; прекращение существования группы как совокупного субъекта (слабая выраженность всех проявлений ее субъектности).

Социально-психологическое развитие студенческих групп имеет " пульсирующий" характер, при котором подъемы перемежаются со спадами и остановками на том или ином уровне. В целом студенческие группы начинают свой путь в университете с высокого или среднего уровня развития (автономизации или кооперации), а заканчивают на низком (ассоциации). Устойчивая тенденция к снижению уровня социально-психологической зрелости группы начинает проявляться с IV курса.

Правильно организованная на старших курсах совместная учебная деятельность в сочетании с общением студентов друг с другом может затормозить снижение уровня группового развития, но не прекратить его. Такой финал жизни студенческой группы является естественным и необходимым, т. к. освобождение от психологических связей со своей группой создает условия для включения выпускника в новые группы членства.

Уровень развития студенческой группы зависит от конкретного этапа ее субъектного становления. При этом различные проявления группо-« вой субъектности и их возможные сочетания по-разному влияют на уровень социально-психологической зрелости студенческой общности. Этапы развития группы, когда она является преимущественно субъектом общения или одновременно субъектом общения и деятельности, ведут к повышению уровня ее развития вплоть до высокого (автономизации). Напротив, этапы жизни группы, на которых она выступает в первую очередь как субъект взаимоотношений или сразу как субъект и взаимоотношений, и общения, связаны со снижением уровня ее развития до низкого (ассоциации), в лучшем случае - до среднего (кооперации). Уровень развития учебной группы студентов на этапе, когда все проявления ее субъектности сформированы одинаково, находится в прямой зависимости от степени их выраженности. Субъектность группы, одновременно проявляющаяся в сфере взаимоотношений и деятельности, влияет на уровень социально-психологического развития незначительно. Деятельностное же проявление группового субъекта, не сочетающееся с другими сторонами субъектности группы, вообще не влияет на уровень ее развития.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...