Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Практическое задание 29. Выявите задачи периода средней взрослости(по Э.Эриксону).




Практическое задание 29. Выявите задачи периода средней взрослости(по Э. Эриксону).

Средняя взрослость (25—65 лет). Дальнейшее развитие идентичности — идет воздействие со стороны других людей, особенно детей. Они подтверждают, что ты им нужен. Есть любимый труд, есть на кого излить свое " Я". В противном случае — опустошенность, застой и косность, психологический и физиологический регресс.

Основная проблема этой стадии - это выбор между продуктивностью и инертностью. Продуктивность связана с заботой о будущем поколении, о понимании общечеловеческого контекста не только собственной жизни, но и жизни своих детей.

Так, на этой стадии появляется новый параметр личности с общечеловечностью на одном конце шкалы и самопоглощённостью на другом. Общечеловечностью Эриксон называл способность человека интересоваться судьбами людей за пределами семейного круга, задумываться над жизнью будущих поколений, формами будущего устройства. Подобное чувство возникает не обязательно при наличии собственных детей. Тот, у кого это чувство сопричастности человечеству не выработалось, сосредотачивается полностью на себе и главной его заботой становится удовлетворение своих потребностей и собственный комфорт.

Продуктивность выступает как забота более старшего поколения о тех, кто придет им на смену,

о том, как помочь им упрочиться в жизни и выбрать верное направление. Хороший пример в данном случае — чувство самореализации у человека, связанное с достижениями его потомков.

Если у взрослых людей способность к продуктивной деятельности настолько выражена, что преобладает над инертностью, то проявляется положительное качество данной стадии забота.

Те взрослые люди, кому не удается стать продуктивными, постепенно переходят в состояние поглощенности собой, когда основной предмет заботы — их собственные, личные потребности и удобства. Эти люди не заботятся ни о ком и ни о чем, они лишь потворствуют своим желаниям. С утратой продуктивности прекращается функционирование личности как деятельного члена общества, жизнь превращается в удовлетворение собственных нужд, обедняются межличностные отношения. Это явление — «кризис старшего возраста» — выражается в чувстве безнадежности, бессмысленности жизни.

Практическое задание 30. Охарактеризуйте важность периода поздней взрослости в жизни человека (по Э. Эриксону).

Поздняя взрослость (65 лет и более). Последняя психосоциальная стадия завершает жизнь человека. Практически во всех культурах этот период знаменует начало старости, когда человека одолевают многочисленные нужды: приходится приспосабливаться к тому, что убывает физическая сила и ухудшается здоровье, привыкать к более скромному материальному положению и уединенному образу жизни, адаптироваться к смерти супруга и близких друзей, а также к установлению отношений с людьми своего возраста. В это время фокус внимания человека сдвигается от забот о будущем к прошлому опыту, люди оглядываются назад и пересматривают свои жизненные решения, вспоминают о своих достижениях и неудачах.

Человек должен понять, что жизнь — это неповторимая судьба и ее надо " принять" такой, какая она есть. Если " принятия себя и жизни" не произошло, то человек чувствует разочарование, теряет вкус к жизни, чувствует, что жизнь прошла неверно, зря.

Эриксон считал, что для этой стадии характерен не столько новый психосоциальный кризис, сколько суммирование, интеграция и оценка всех прошлых стадий развития Эго. Эриксон говорил, что только у того, кто каким - то образом заботился о делах и людях, кто переживал триумфы и поражения в жизни, кто был вдохновителем для других и выдвигал идеи - только у того могут постепенно созреть плоды семи предшествующих стадий. Чувство интеграции Я проистекает из способности человека получить удовлетворение от прожитого, принятия себя со всеми удачами и промахами в прошлом как единого проявления своей личности.

СТАДИЯ РАЗВИТИЯ НОРМАЛЬНАЯ ЛИНИЯ АНОМАЛЬНАЯ ЛИНИЯ
0-1 год - раннее младенчество социальное качество - · доверие к людям, к окружающему миру. · взаимная любовь, связь · недоверие к людям в результате лишения любви, эмоциональной изоляции

 

надежда ребенок – родитель · удовлетворение потребности в общении с родителями ребенка, раннее отлучение от груди
1-3 года - позднее младенчество социальное качество - воля · самостоятельность · уверенность в себе · сомнения в себе · гипертрофированное чувство стыда
3-5 лет - возраст игры социальное качество - целеустремленность · инициативность · активность, живое воображение · подражание взрослому · признаки полоролевого поведения · чувство вины · пассивность · отсутствие инициативы · отсутствие признаков полоролевого поведения
5-11 лет среднее детство социальное качество - компетентность · стремление к достижению · трудолюбие · развитие познавательных и коммуникативных навыков · чувство собственной неполноценности · избегание сложных заданий, ситуаций соревнования · слаборазвитость познавательных и трудовых навыков · конформность
11-20 лет Половая зрелость, юность социальное качество - верность · эгоидентичность (собственная уникальность) · жизненное самоопределение · поиск себя · формирование мировоззрения · половая поляризация в формах поведения · диффузия идентичности (не может найти себя, не знает чего хочет) · путаница ролей · смещение временных перспектив · смешение форм полоролевого поведения
20-40 (45) лет ранняя взрослость социальное качество - любовь · интимность · стремление к контактам с людьми · желание и способность посвятить себя другим людям · рождение и воспитание детей · изоляция · избегание других людей (первичные симптомы в изменении психики человека - трудный характер, непредсказуемое поведение)
40 (45) - 60 лет средняя взрослость социальное качество - забота · творчество (особенно в труде) · продуктивная и творческая работа над собой и другими · застой (особенно в труде) · эгоизм, эгоцентризм · непродуктивность в работе · ранняя инвалидность

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...