Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сущность стратегии фирмы в рыночной экономике




ПЛАН

газовая стратегия несовершенная конкуренция

Введение. Анализ сущности и функциональной роли предпринимательства

Глава I. Теоретические основы стратегии фирмы

Сущность стратегии фирмы в рыночной экономике

1.2 Механизм функционирования фирмы в условиях несовершенной конкуренции

1.2.1 Монополия

Другие типы конкуренции

Глава II. Стратегия фирмы в условиях несовершенной конкуренции в Российской экономике

2.1 Стратегия фирмы в российской экономике

Характерные черты российской экономики

Факторы и перспективы развития

2.2 Механизм функционирования фирмы в российской экономике на примере ОАО «Газпром»

2.2.1 Понятие естественной монополии

Реформирование естественных монополий

Реформирование газовой отрасли

Заключение

Список литературы


ВВЕДЕНИЕ

 

Любое общество для удовлетворения многообразных потребностей человека сталкивается с извечной фундаментальной проблемой - проблемой рационального размещения и использования ограниченных, редких ресурсов. Данная проблема является важнейшей как на уровне экономики в целом, так и на уровне отдельного предприятия, фирмы. Эффективность функционирования рыночной системы хозяйства определяется рациональной деятельностью ее субъектов-предпринимателей. Предпринимательство - это специфическая форма деятельности в рыночной среде, претерпевшая существенные изменения в процессе развития рыночной системы хозяйствования.

В гражданском кодексе РФ предпринимательство характеризуется следующим образом: «Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном порядке» (ГК РФ. ст. 2. ч. 3.).

Анализ сущности и функциональной роли предпринимательства позволяет выделить две модели предпринимательского поведения. Первая - классическая, ее отличительная особенность состоит в том, что предприниматель стремится организовать производство с расчетом на максимальную отдачу от имеющихся ресурсов.

Вторая модель - инновационная. Она предполагает поиск новых путей развития. Предприниматель второго типа для достижения намеченной цели ищет во внешней среде альтернативные возможности, соотнося их со своими ресурсами.

Сущность предпринимательства раскрывается через выполняемые им функции:

- социально-психологическую, суть ее заключается в том, что предпринимательство привлекает отдельные личности как сам вид деятельности, для них предпринимательство - адекватная форма существования, позволяющая лучше проявить индивидуальные способности и таланты, стремление к независимости, лидерству, способствующая формированию слоя собственности;

- организаторскую, проявляющуюся в самостоятельном подходе предпринимателей к организации собственного дела, его диверсификации, внедрение внутрифирменного управления, изменению стратегии хозяйствования;

ресурсную, которая связана с функционированием и расширением фирмы, предлагает использование как воспроизводимых, так и невозобнавляемых ресурсов и их рациональное комбинирование и использование;

творческую, которая предусматривает не только реализацию идей, но и выработку средств достижения целей. Данная функция тесно связана с уровнем хозяйственной свободы, объектов предпринимательской деятельности и необходимости принимать решения.

Таким образом, предпринимательство - это не только экономический, но и социокультурный феномен, предполагающий развитие предпринимательских мотиваций и деловую этику.

 


ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИИ ФИРМЫ

 

Сущность стратегии фирмы в рыночной экономике

 

Для осуществления предпринимательской деятельности субъект предпринимательства создает предпринимательские организации (фирмы).

Предпринимательская фирма - это организационно-правовая форма предпринимательской деятельности граждан и организации; основная хозяйственная единица современной рыночной экономики, экономически самостоятельная, полностью ответственная за результаты своей деятельности; имя, под которым юридически полноправный предприниматель ведет свои коммерческие дела.

Фирма может объединять несколько предприятии (промышленное, финансовое и др.). Общие правовые, экономические и социальные основы создания, деятельности, peopгaнизации и ликвидации предприятий (фирм) регламентируется законом.

Являясь предпринимательской организацией, фирма выступает как обособленный технико-экономический и социальный комплекс состояний из пяти основный подсистем:

·технической - каждое предприятие оснащено определенным оборудованием соответствующих технических мощностей, характеризующимся определенным уровнем;

·технологической - совокупность определенных технологий;

·организационной - определенная структура предприятий - цехи, участки, отделы;

-экономической - конкретный кругооборот ресурсов и доходов;

- социальной - работники различной квалификации, образования, социальных групп, служебного положения и отношений между ними.

Системы взаимосвязаны и в этой взаимосвязи действует фирма. Это сложное объединение ограниченных ресурсов, определенным образом организуемых и координируемых для производства товаров и услуг. Являясь самостоятельной экономической единицей, организация принимает решения, использует факторы производства для изготовления и продажи продукции другим субъектам рыночной экономики, стремится к получению прибыли. На уровне фирмы (предприятия) реализуются такие рыночные принципы деятельности, как рациональность, экономичность, эффективность, а конкуренция - двигатель рыночного развития - обретает свой главный субъект.

 

Рис. 1. Схема взаимодействия фирмы с субъектами рынка

 

 

Цель производственной деятельности фирмы двояка. Побудительным мотивом и - непосредственной целью является максимизация прибыли. Но получить ее можно, лишь произведя нужную для потребителей продукцию, т.е. товары, пользующиеся спросом. Поэтому фирма добивается и другой цели - полнее и наилучшим образом удовлетворять запросы потребителей, общества. Таким образом, фирма оказывает активнейшее воздействие на рынок, как со стороны спроса, так и со стороны предложения.

В широком смысле слова фирма: потребляет и делает потребление возможным, произведя товары и услуги, а также обеспечивая других деньгами, с помощью которых они могут приобретать производимые блага. Таким образом, одна из функций фирмы - производство богатства, другая,- распределение дохода, благодаря которому становится возможным потребление.

Взаимодействие фирмы с различными субъектами рыночной экономики показано на рис. 1.

В экономической литературе существуют различные признаки классификации фирм:

1) по формам собственности: государственные, муниципальные, частные, коллективные, арендные, смешанные;

2) по сферам деятельности или характеру совершаемых операций: промышленные, торговые, страховые, инженеринговые (проектирование, строительство предприятий), банковские, финансово-инвестиционные (лизинговые - услуга по предоставлению другим фирмам в аренду производственного оборудования, хайринговые - предоставление в аренду товаров длительного пользования), научно-исследовательские, инновационные (занимающиеся освоением новой техники, технологии, новыми видами товаров);

3)по степени охвата фирмами различных видов и форм деятельности: моноотраслевые (например, выпускают только подшипники) и диверсификационные (разнообразные, даже не связанные между собой виды продукции). Диверсификационные фирмы: могут быть либо с доминирующим ядром, либо конгломераты;

4)по территориально-национальному признаку: региональные, национальные, транснациональные, совместные предприятия;

5)по организационно-правовым формам: единоличные хозяйства, партнерства, корпорации;

6)по масштабам: крупные, средние, мелкие.

Данное деление обосновано тем, что характерной чертой современного эффективного производства является его избирательность: оно экономически оправдано далеко не в любых условиях. Так, крупное производство обычно эффективно лишь тогда, когда массово выпускается более или менее однотипная продукция. Производственная программа крупнейших фирм (по принятой терминологии - виоленты) ориентирована на самые типичные распространенные потребности рынка. Производство их качественно, цены вполне доступны из-за относительно высокой себестоимости.

Среднее, специализированное производство выгодно при значительно меньших сериях, чем крупное, но зато осуществляется только там, где сформировались особые и при этом достаточно долговременные потребности. Роль средних фирм из года в год подает, и единственным исключением здесь является группа предприятий, придерживающихся так называемой нишевой (патентной) специализации. Это небольшие по размеру предприятия, являющиеся ведущими поставщиками узкоспециализированной продукции, общий спрос на которую сравнительно невелик. Приспособившись к удовлетворению редких и нетипичных потребностей, эти фирмы теряют гибкость и способность менять род деятельности. Они становятся заложниками той рыночной ниши, которую они создали.

Постоянный поиск то появляющихся, то исчезающих общественных потребностей и непрерывное приспособление к ним - основа стратегии коммутантов, т.е. соединителей. Именно мелкий бизнес играет интегрирующую роль, связывая экономику в единое целое. Мелкие предприятия в основном не поглощаются крупными, они играют свою роль, у них свои особенности:

очень динамичны и оперативны;

выполняют специфические функции (венчурные предприятия - первый риск освоения новой продукции);

являются субпоставщиками крупных фирм;

используются крупными фирмами для сбыта своей продукции (дилеры) - франчайзинг.

Таким образом, у каждого типа фирм свои преимущества в конкурентной борьбе, каждая выполняет свойственные ей функции, а система в целом достаточно эффективно обеспечивает общественные потребности.

Функционирование любого типа фирм предполагает разрешение множества проблем, которые условно можно объединить в три группы:

. как наилучшим образом организовать производство на имеющихся производственных мощностях;

. какие новые производственные мощности и технологические процессы выбрать с учетом достигнутого уровня развития науки, техники и наличия сырья;

. как наилучшим способом приспособиться к открытиям и, изобретениям, вносящим перелом в технический прогресс.

В соответствии с этим, период времени, в течение которого фирма решает первую группу вопросов, принято называть краткосрочным периодом, вторую - долгосрочным, третью - прогнозным.

Краткосрочный период представляет собой период функционирования фиксированных мощностей. Изменение объемов производства возможно лишь путем применения большего или меньшего количества живого труда, сырья и других ресурсов, существующие производственные мощности могут использоваться более или менее интенсивно.

В долгосрочном периоде происходит изменение количества и качества всех занятых ресурсов, включая и производственные мощности.

Осуществление процесса производства предполагает выработку стратегии, деятельности фирмы. Известно, что существует мнение, согласно которому любая фирма стремится принимать такие решения, которые обеспечили бы получение максимально возможной прибыли. Вместе с тем, это не означает, что только желание получить максимум прибыли всегда определяет поведение фирмы. В основу стратегии могут быть положены различные альтернативные цели. В качестве таковых могут выступать максимизация объема продаж, минимизация затрат, увеличение личного дохода владельца и работников, завоевание новых рынков и т.д. Но в любом случае прибыль - средство достижения этой цели. Изучив конъюнктуру рынка, сложившиеся цены на факторы производства, определив затраты, фирма выбирает тот вариант поведения, который для нее наиболее выгоден с экономической точки зрения.

Для производства товаров и услуг фирмы используют различные производственные факторы. В разных видах производства они используются в различном сочетании. Различают: капиталоемкое производство (фондоемкое), где большая роль в создании принадлежит основному капиталу; - материалоемкое производство (значительная доля материальных ресурсов); - энергоемкое - производство (например, выплавка стали); - трудоемкое, использующее высококвалифицированный труд; - наукоемкое производство, использующее новейшие достижения науки и техники.

Существует технологическая зависимость между объемом используемых факторов производства и выпуском продукции. Эта зависимость выражается производственной функцией, которая описывает взаимосвязь между вводимыми факторами, производственным процессом и выходом продукции. Для выпуска заданного объема продукций фирма может использовать различные способы соединения факторов производства. Стремясь быть эффективными производителями, фирмы используют такие методы производства, которыеявляются эффективными как с технологической, так и с экономической точек зрения.

Важным фактором производства, увеличивающим выпуск продукции, является технический прогресс. Общая тенденция технического прогресса на промышленных предприятиях такова, что «вклад» живого труда падает, а «вес» труда, воплощенного в машинах, оборудовании, возрастает. Однако в масштабах общественного производства ей противостоит другая тенденция, связанная повышением роли и значимости живого труда, а также труда, связанного с выполнением обслуживающих функций.

Производственная характеристика предприятия обусловлена также и масштабами производства. Различают:

предприятия крупносерийного производства, выпускающие большие объемы однородной продукции, рассчитанного на массового потребителя;

предприятия серийного производства, выпускающие продукцию средними или даже малыми сериями, когда необходима модификация продукции с учетом особых условии их применения;

предприятия единичного производства, изготавливающие продукцию по специально разработанным проектам;

предприятия индивидуального производства, ориентированные на конкретного потребителя.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...