Механизм функционирования фирмы в условиях несовершенной конкуренции
Монополия Рыночная структура - сложное понятие, имеющее множество аспектов. Она может определяться характером объектов рыночных сделок. Существуют рынки факторов производства (земля, труд, капитал), рынки продуктов и услуг, рынки товаров длительного (более года) и недлительного (до года) пользования и т.д. В данной курсовой структура рынков рассматривается с точки зрения характера конкурентных отношений, степени их развитости. Классификация структуры рынка базируется на определении количества продавцов и природы продукта (табл. 1). Совершенная (чистая) конкуренция характеризуется существованием множества продавцов, оперирующих однородным и стандартными продуктами. Число фирм - продавцов так велико, а доля каждой на рынке столь ничтожна, что ни одна на них не способна влиять на цены путем изменения объемов производства. Цена навязана фирме-производителю рынком. Доступ в отрасль новым фирмам широко открыт. «Экономикс» обычно в характеристику чистой конкуренции включает идеальное знание рынка. Однако вряд ли последнее можно считать обоснованным. Когда продавцов множество и объемы продаж незначительны, знать состояние рынка невозможно. В такой ситуации фирмы ничего не знают друг о друге и работают на неизвестный рынок.
Таблица 1 Классификация рыночных структур
Противоположностью чистой конкуренции выступает чистая монополия. Продукт создается единственной фирмой (греческое слово «монополия» означает «один продавец»), вхождение в отрасль новых производителей исключается из-за непреодолимых барьеров (патентной монополии, монополии на источники сырья, транспортные средства, распределение, кредиты и т.д.). Таким образом, фирма-производитель полностью контролирует производство и рынок. Однако чистая монополия в жизни встречается довольно редко.
Структуры совершенной конкуренции и монополии достаточно условны и односторонни. Первая сводит механизм регулирования экономики к рынку, вторая - к административно-командным методам. Но в реальной жизни эти механизмы переплетаются, взаимодействуют друг с другом. Реальные рыночные структуры находятся где-то между этими двумя крайностями. Подобно монополиям, олигополисты и монополистические конкуренты имеют определенную степень контроля над ценой производимых ими продуктов. Но в отличие от монополистов, они вынуждены делить рынок с другими производителями. Монополистически конкурентные отрасли состоят из большого количества небольших фирм. На олигополистических рынках господствуют немногие крупные фирмы. Монополистически конкурентная фирма - одна из многих производителей дифференцированного продукта, неспособной оказывать какое-либо воздействие на другие фирмы и предотвращать появление новых конкурентов на данном рынке. Равновесное состояние на рынке достигается монополистически конкурентной фирмой в краткосрочном периоде при соблюдении равенства МС = MR, где МС - предельные издержки; MR - предельный доход. В этом случае фирма продает; товары по самой высокой цене, возможной при данной кривой спроса. Если цена превышает средние издержки (АС), фирма присваивает экономическую прибыль. При падении цены ниже средних издержек фирма несет потери. Если цена равна средним издержкам, фирма получает нормальную прибыль (рис. 1 а, б, в).
Рис. 1. Равновесие для монополистического конкурента: DD - кривая спроса; МС - предельные издержки; Q и q- количество продукта; Р - цена; MR - предельный доход
Как показывает рис. 1, равновесное состояние достигается фирмой при равенстве предельного дохода и предельных издержек. В варианте а происходит максимизация прибыли при производстве q 1 и цене P 1 Объем прибыли представлен прямоугольником. Размер прибыли зависит то соотношения между ценой Р и средними издержками производства. Вариант б представляет минимизацию убытков. Последние возникают из-за превышения средними издержками цены. Минимизация убытков происходит при соблюдении равенства MR = МС при объеме производства q 1. Величина убытков соответствует площади прямоугольника. Вариант в представляет нулевую прибыль, так как цена равна средним издержкам. Фирма использует критерий МС = MR для максимизации прибыли, минимизации убытков и присвоении нулевой прибыли. Соблюдая этот критерий, фирма достигает равновесия в монополистически конкурентной рыночной структуре. Достижение долгосрочного равновесия монополистически конкурентной фирмой предполагает равенство цены и долгосрочных средних издержек. Пока цена отклоняется от долгосрочных средних издержек, равновесие отсутствует. Присвоение экономической прибыли привлекает в отрасль новые фирмы, убытки заставляют их покидать отрасль. При нулевой экономической прибыли у фирм нет стимула покидать отрасль или входить в нее. В рыночной структуре монополистической конкуренции устанавливаются более высокие цены, и уменьшается объем производства по сравнению с чистой конкуренцией. Увеличение объема производства монополистически конкурентными фирмами позволило бы им понизить издержки производства. С этих позиций в монополистически конкурентных отраслях слишком много фирм. Если бы их количество уменьшилось, каждая фирма могла бы увеличить объем производства. В результате появилась бы возможность снизить издержки цены. Чем больше фирм, тем разнообразнее продукты и услуги. Поэтому потребители имеют широкие возможности для удовлетворения потребностей. Существование большого числа фирм способствует сбережению времени потребителя. Экономия времени возникает в силу отсутствия очередей, близости фирм, продающих товары и услуги, быстроты реализации сделок.
Модель монополистической конкуренции характеризует роль рекламы в мире бизнеса. Цель последней заключается в том, чтобы увеличить долю фирмы в общем объеме продаж на рынке и привлечь потребителей к приобретению дифференцированного продукта данной фирмы. Вместе с тем реклама увеличивает издержки фирмы и ведет к удорожанию товара для потребителей. Мнения экономистов и населения в отношении рекламы противоречивы. С одной стороны, реклама информирует потребителей о появлении новых товаров и их свойствах. Она создает потребность в рекламируемом продукте. С другой стороны, во многих случаях реклама является недобросовестной. Она вводит в заблуждение потребителей. Через нее фирмы навязывают бесполезные товары, стремятся морально обесценить продукты, имеющиеся у потребителей. В условиях рыночной структуры чистой конкуренции размеры доли фирмы в объеме выпуска и продажах товаров не превышают 1%. При монополистической конкуренции на фирму приходится от 1 до 10% продаж на рынке в течение года. Если на фирму приходится свыше 10% объема продаж, то она действует в структуре олигополии. Порог опасной монополизации соответствует 60-64% объема продаж на 1 фирму. Другие типы конкуренции а. Однородный рынок В условиях дуополии или олигополии, как правило, все продавцы устанавливают одинаковую цену. Если представить себе, что один из них снизит цену, это привлечет к нему всю массу покупателей данного товара. Определяя цену, продавцы всегда вынуждены считаться с такой возможностью. Поэтому особенно в условиях дуополии назначение одинаковой цены нередко происходит в результате тайного сговора. В условиях частичной монополии цену определяет крупная фирма (доминирующая в условиях частичной монополии) - она является ценовым лидером. Мелкие же предприятия воспринимают эту цену как данную извне, и, будучи не в состоянии воздействовать на нее, принимают ее так же, как продавец, в условиях совершенной конкуренции, в качестве базовой для расчета того объема производства и реализации товара, который при данной цене обеспечит им наивысшую прибыль. Таким образом, фирма, доминирующая в условиях частичной монополии, определяя цену, обязана принять во внимание возможную - в форме увеличения или уменьшения предложения - реакцию на нее со стороны мелких продавцов.
б. Неоднородный рынок Все продавцы на неоднородном рынке, т. е. фирмы, действующие в условиях дифференцированной дуополии, дифференцированной монополии, дифференцированной частичной монополии, а также монополистической конкуренции, в принципе могут рассчитывать оптимальную цену и объем производства таким же образом, как это описано в отношении монополиста выше и показано на рис. 1 а, б, в). Дело в том, что на графике кривая сбыта у всех у них понижается. И чем прочнее экономическое положение продавца и (или) чем в большей степени его товары дифференцированы по отношению к товарам конкурентов, тем больше у него возможностей осуществлять самостоятельную ценовую политику - он во многом может действовать без оглядки на конкурентов и играть роль собственно монополиста. Если же товары дифференцированы лишь в незначительной степени и роль покупательских предпочтений на рынке этих товаров невелика, ситуация напоминает положение на рынке однородной продукции. Вследствие этого отдельный продавец вынужден держать цену, близкую к ценам конкурентов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|