Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основы муниципального правотворчества




Введение

 

Местное самоуправление в современной России поднято на уровень одной из основ конституционного строя. Охватывая своими институтами почти все стороны демократической организации местной жизни, местное самоуправление дает возможность рациональным способом децентрализовать многие функции государственной власти, перенести принятие решений по всем вопросам местной жизни в территориальные сообщества, стимулируя тем самым активность граждан и обеспечивая их реальную сопричастность к таким решениям. Акцентируя внимание на этой особенности местного самоуправления, в «Основных положениях государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации» подчеркивается, что местное самоуправление следует рассматривать в качестве «одной из фундаментальных основ российской системы народовластия».

В соответствии с действующей Конституцией Российской Федерации строящееся здание правовой государственности имеет (а точнее - должно иметь) прочный муниципально-правовой фундамент. В основе всей системы организации власти, на низовом ее уровне, объединяющем все население страны и распространяющемся на всю территорию России, находится система местного самоуправления как организационно-правовая форма осуществления особой формы публичной власти - власти муниципальной. Актами муниципального правотворчества «обволакивается» невероятно широкая сфера экономических, социальных, политических отношений, наиболее близко, непосредственным образом затрагивающих все вопросы повседневной жизни человека в городских и сельских поселениях, на других территориях страны. Поэтому актуальность проблемы муниципального правотворчества очевидна.

Существо научной проблемы муниципального правотворчества состоит в наличии диалектических противоречий между динамично изменяющимися отношениями в области местного самоуправления, складывающимися в процессе реформ основ государственной и общественной жизни России и статичным (малоподвижным) действующим законодательством, призванным стимулировать эффективное развитие этих отношений; между осуществляющейся на всей территории России практикой муниципального правотворчества и недостаточным теоретическим осмыслением данного правового явления. Действительная и обоснованная самостоятельность регионов невозможна без научного и методологического обеспечения процессов правотворчества, гармонизации интересов Российской Федерации и специфики ее субъектов.

 


Основы муниципального правотворчества

 

Одну из основ любого демократического строя составляет местное самоуправление. В ст. 2 Европейской Хартии местного самоуправления закрепляется, что принцип местного самоуправления должен быть признан во внутреннем законодательстве и, по возможности, в Конституции государства. Конституция РФ, определяя российское государство демократическим, признает и гарантирует местное самоуправление как выражение власти народа в России, рассматривает его как основу конституционного строя.

Статьи 7, 19, 22-25 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» свидетельствуют о наличии муниципального правотворчества, в котором участвуют субъекты федерального, регионального и местного уровней. П. 3 ст. 7 вышеупомянутого закона содержит императивную норму, согласно которой «федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, устанавливающие нормы муниципального права, не могут противоречить Конституции Российской Федерации». Федеральные законы и законы субъектов Федерации могут принимать только соответствующие государственные органы, обладающие полномочиями в области местного самоуправления. Это означает, что они являются субъектами муниципального правотворчества. Правотворческую деятельность в муниципальных образованиях могут осуществлять в соответствии со ст. 19 названного и органы местного самоуправления, их должностные лица, в соответствии с п.5 ст. 22 и ст. 24 - население муниципального образования. Следовательно, органы местного самоуправления, их должностные лица и население муниципального образования также являются субъектами муниципального правотворчества.

Развитие демократических процессов в России и, как следствие, изменение законодательства послужили толчком к развитию правотворчества, вовлечению новых субъектов в правотворческую деятельность. Конституционное разделение органов публичной власти на государственную и муниципальную внесло специфику и своеобразие в правотворческую деятельность различных ее субъектов: органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и населения.

В обобщенном виде можно выделить следующие методологические подходы к исследованию муниципального правотворчества: широкая трактовка муниципального правотворчества, направленного на достижение конечной цели, закрепленной в ст. 18 Конституции Российской Федерации, осуществление прав и свобод человека и гражданина; рассмотрение муниципального правотворчества как разновидности правотворчества; соответствие формы муниципального правотворчества его содержанию; системность муниципального правотворчества и его систематизация; соответствие правовой действительности и возможностей муниципального правотворчества.

Интегрируя различные подходы к широкой трактовке муниципального правотворчества, можно выделить несколько его элементов: познание, изучение и анализ явлений и процессов в сфере местного самоуправления, требующих правовой регламентации; определение органа или иного субъекта, управомоченного принять тот или иной правовой акт в сфере местного самоуправления; выбор формы предполагаемого нормативного правового регулирования; подготовка, принятие или изменение нормативных правовых актов в рамках соответствующих процедур.

Проблема правовых категорий отражает, прежде всего, методологическую функцию науки муниципального права, ибо их назначение состоит в том, чтобы выразить в итоге реальную картину государственно-правового бытия. Особенно ярко проявился этот факт с понятием «местное самоуправление», которое стало одной из важнейших категорий конституционного права Российской Федерации, ядром новой комплексной отрасли - муниципального права. Муниципальное право имеет в своем арсенале понятия, значение которых в процессе познания возрастает, расширяется сфера их применимости, и это определенным образом трансформирует статус данных понятий. Одним из таких понятий является муниципальное правотворчество.

Необходимость оценки теоретического статуса муниципального правотворчества обусловлена потребностями практики в силу масштабности проблемы: правотворческая деятельность осуществляется более чем в 13 тысячах муниципальных образований России; избрано более 12 тысяч представительных органов, в составе которых - свыше 113 тысяч депутатов; более 10 тысяч должностных лиц местного самоуправления избрано непосредственно избирателями. Процесс обновления органов местного самоуправления продолжается и в настоящее время. Помимо этого, в процесс муниципального правотворчества вовлечены практически все органы государственной власти.

Концептуальные начала, положенные в основу теории муниципального правотворчества, основываются на легальном понимании понятий «концепция», «начала» и «теория». Интегрируя их содержание, под «концептуальными началами» автор понимает систему связанных между собой и вытекающих один из другого взглядов и исходных положений на муниципальное правотворчество. Практика муниципального правотворчества 90-х годов со всей очевидностью свидетельствует о необходимости логического обобщения общественной практики, анализа правоприменительной деятельности, разработке теоретических основ муниципального правотворчества.

Переживающая в рамках современной познавательной ситуации в юридической науке этап становления и обоснования ее научной и практической необходимости, теория муниципального правотворчества в идеализированном виде может быть представлена компонентом муниципального права, изучающим отдельные стороны (элементы и их группы) предмета муниципальное право. Это означает, что теорию муниципального правотворчества следует рассматривать как частную научную теорию, которая призвана стать научной основой для разработки соответствующих рекомендаций, прежде всего для законодателей.

Теория муниципального правотворчества должна выполнить методологическую (мировоззренческую) функцию в отношении исследований правотворческой деятельности органов государственной власти федерального и регионального уровней, органов местного самоуправления, должностных лиц и населения, вооружив исследователей соответствующим методологическим инструментарием.

С науковедческих позиций содержание муниципального права составляет система частных научных теорий, которые неразрывно связаны между собой. В основе возникновения и развития частных научных теорий лежит расчленение предмета общей теории (в нашем случае - предмета муниципальное право) на относительно самостоятельные элементы или их совокупности.

Содержание муниципального права намного богаче содержания отдельно взятой ее частной научной теории, ибо, как подчеркивается в методологической литературе, предметом любой общей теории являются общие законы функционирования и развития целостной системы. Предметом же частных научных теорий являются законы функционирования и развития отдельных подсистем целостной системы. В данном случае речь идет о богатстве «общесистемного» содержания общей теории. С позиций отражения частной научной теорией конкретного элемента предмета общей теории, содержание частной теории богаче содержания общей теории.

Рассматривая соотношение муниципального правотворчества и правотворчества, следует отметить, что они соотносятся между собой как часть и целое, поскольку сфера муниципального правотворчества - отношения в области местного самоуправления, а правотворчества - все общественные отношения. Субъектами в обоих случаях могут быть как органы власти, так и население. Данные рассуждения являются основанием отнесения к частной теории муниципального правотворчества, обладающей, на наш взгляд, всеми признаками теории.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...