Особенности юридической техники
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
В новейшей литературе понятие «юридическая техника» трактуется как совокупность средств (общесоциальные, специально-юридические и технические), с помощью которых достигаются необходимые цели юридической практики; употребляются такие «пересекающиеся» понятия, как, например, «правовая технология», т.е. метод конструирования устойчивой правовой системы, «рабочая техника юриста» и т.д. В последние годы в связи с резким ростом законотворчества субъектов Федерации появился ряд публикаций о законотворчестве субъектов Федерации. Но вопросы юридической техники в них недостаточно исследованы и изложены частично. Еще менее освещен вопрос юридической техники органов местного самоуправления. Объясняется это объективными и субъективными причинами правотворчества в муниципальных образованиях. Например, нельзя ставить знак равенства между юридической техникой правотворчества муниципальных образований Московской области и г. Покачи (20 тыс. населения) Нижневартовского района Тюменской области. Различия в уровне и качестве правотворчества органов местного самоуправления и населения данных муниципальных образований неизбежны и очевидны. Большинство теоретиков права используют термин «законодательная техника», поскольку рассматривают не в целом разработку и принятие нормативных правовых актов, а лишь законов. Понятие законодательной техники у разных авторов несколько отличается. Так, у В.В. Лазарева это совокупность всех правил, средств и методов для обеспечения совершенства законодательства, у А.С. Пиголкина - система правил и приемов подготовки наиболее совершенных по форме и структуре проектов нормативных актов, у Ю.А. Тихомирова - система основанных на практике правотворчества и теоретически осмысленных принципов и правил (приемов) подготовки наиболее совершенных и целесообразных по форме и структуре законопроектов.
Поскольку и законы, и акты органов местного самоуправления, содержащие нормы права, являются нормативными правовыми актами, то и в плане юридической техники у них неизбежно есть общие, как и у актов органов государственной власти, приемы, правила, методы. Специфика нормативных правовых актов муниципальных образований заключается, как уже подчеркивалось выше, в их подзаконности; меньшей сфере действия; менее сложном порядке подготовки, принятия; меньшей регламентированности. Кроме того, нарушение правил юридической техники по мере продвижения от федерального к муниципальному уровню нарастает как «снежный ком», что крайне негативно сказывается на правотворчестве в муниципальных образованиях. Именно в муниципальном правотворчестве необходимы скоординированные исследования, действия в разработке и реализации юридической тактики и стратегии. Без четкого уяснения природы данных юридических явлений трудно решать научные и практические вопросы, связанные с рациональной организацией и дальнейшим совершенствованием правотворчества и реализации нормативных правовых актов, их юридической интерпретацией и систематизацией. Понятие юридической тактики в правоведении отсутствует. На наш взгляд, юридическая тактика в самом широком смысле представляет искусство умело управлять участниками юридической практики, оптимально планировать и организовывать их юридические действия, рациональными способами и методами использовать общесоциальные, технические и специально-юридические средства для вынесения эффективных и качественных решений, достижения поставленных целей и задач. Координация юридической тактики в муниципальном правотворчестве всех трех уровней (федерального, регионального и местного) представляется весьма проблематичной.
Проблемы юридической тактики решаются автономно и самостоятельно каждым субъектом власти. Когда речь идет о достижении главных, наиболее существенных, окончательных целей и задач, то в данном случае имеется в виду юридическая стратегия. Целью муниципального правотворчества является создание нормы права в области местного самоуправления для реализации конституционных прав и свобод граждан. Юридическая стратегия включает вопросы перспективного планирования и прогнозирования, концептуальные и долгосрочные проблемы развития юридической практики местного самоуправления. Очевидно, что недоработки на федеральном уровне усугубляют разработку юридической стратегии на региональном и, особенно, на местном уровнях. К примеру, отсутствие концепции правового обеспечения местного самоуправления в Российской Федерации повлияло на состояние нормативно-правовой базы - она пробельна и противоречива, что усложняет правотворческую деятельность в субъектах Федерации и в муниципальных образованиях. В последние годы органы местного самоуправления стали уделять значительное внимание юридической форме принимаемых нормативных решений, их доступности, точности и компактности. Однако имеющиеся недостатки правотворческой практики отрицательно влияют на качество нормативных правовых актов и эффективность их действия как необходимого инструмента проведения рыночных реформ, преобразований в социальной сфере. Правила юридической техники весьма многочисленны и разнообразны. Они не могут быть общим рецептом, рассчитанным на все случаи. Их применение может оказать положительный эффект лишь при непременном учете конкретных условий, обстановки, которая вызвала необходимость принятия того или иного акта, специфики предмета регулирования и сферы его действия. В основу работы над внешней формой готовящихся проектов нормативных правовых актов органов местного самоуправления должны быть положены наиболее общие требования: точность и определенность юридической формы: формулировок, выражений и отдельных терминов; ясность и доступность языка закона для адресатов, на которых он распространяет свое действие; полнота регулирования соответствующей сферы отношений, отсутствие в нем пробелов и упущений; конкретность регулирования, четкое определение всех его необходимых элементов, борьба с декларативностью; максимальная экономичность, оптимальная емкость, компактность нормативных формул; унификация, единообразие формы и структуры нормативных актов, способов изложения правовых предписаний; иерархическая соподчиненность нормативных правовых актов.
Всеобщее значение в юридической технике имеет терминология. Термины представляют собой словесное обозначение определенных понятий, используемых для выражения воли лица, издающего нормативный акт. Используется три их вида: общеупотребительные, специальные юридические, специальные неюридические. Наиболее общими правилами использования терминов являются: единство терминологии, тождественность их употребления в разных правовых актах; использование общепризнанных терминов; стабильность терминологии, устойчивость принятых обозначений. Проведение правовой реформы, становление местного самоуправления в России вызвало, в свою очередь, как развитие юридической практики, так и развитие теории, по времени не совпадающими друг с другом. Требуется определенное осмысление юридической наукой всех возникших ситуаций. В полной мере это касается употребления терминов «регион», «местное сообщество» и др. Кроме терминологии к средствам юридической техники относятся, в частности, юридические конструкции. Это построения нормативного материала по особому типу связей составляющих его элементов (например, формулировки о признании нормативных актов и их отдельных частей утратившими силу, о внесении в них изменений и дополнений). На результативности муниципального управления негативно сказываются недостаточное внимание органов местного самоуправления к прогнозированию правотворчества, планированию правотворческих работ, научной экспертизе проектов нормативных правовых актов, их официальному толкованию, оценке эффективности действия нормативных актов. Этому немало способствует недостаточность специальной нормативной регламентации, как на федеральном, так и на региональном уровнях.
В области местного самоуправления сложились определенные закономерности развития региональной и муниципальной юридической техники: необходимость быстрого и своевременного реагирования на динамично изменяющиеся условия общественной жизни потребовала новой технологии разработки законов, быстрых согласованных и единых действий разных ветвей и уровней государственной и муниципальной властей от момента законодательной инициативы до внедрения; возрастание сложности и расширение многообразия правоотношений в кризисные этапы жизни общества потребовало создания не «чисто» отраслевых, а сложных, многоотраслевых комплексных законов с привлечением различных специалистов; переход (эволюция) от чисто эмпирических знаний в юридической науке к разработке методов моделирования жизнедеятельности региона в системной увязке (государство - регион -субъект Федерации - муниципальное образование). Особое воздействие на развитие юридической науки начинает оказывать реальная (во многом противоречивая) законотворческая деятельность субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления, опережающая, в ряде случаев, правотворчество Российской Федерации. Изучение реальных процессов, которые происходят в настоящее время в сфере государственно-юридического регулирования в сфере местного самоуправления, позволяет выделить следующие тенденции, оказывающие существенное влияние на муниципальное правотворчество всех уровней (федеральный, региональный, местный): - радикальная качественная новеллизация права. Речь идет об ускорении формирования новых отраслей и институтов права и законодательства. В рамках рассматриваемого вопроса необходимо учитывать две позиции: первая - становление муниципального права и муниципального правотворчества, вторая - влияние новых отраслей и институтов права на муниципальное правотворчество; интенсификация законотворческой деятельности, т.е. возрастание ее количественных показателей. Причем весьма заметен «дисбаланс» - значительный количественный «перевес» норм в «адрес» местного самоуправления, принимаемых в законах других отраслей права, и незначительное количество законов, непосредственно относящихся к муниципальному праву; плюрализация форм (источников) права. Она происходит вследствие умножения видов субъектов правотворчества в области местного самоуправления. Расширяется область ситуаций, когда традиционно ненормативные юридические акты, в частности судебные, могут все же приобретать нормативное значение, поскольку посредством их можно признавать недействительными (вследствие несоответствия закону) ошибочные, дефектные нормативные акты. Это проявляется в деятельности Конституционного Суда РФ;
уменьшение уровня формализованности права, степени определенности его норм. Об этом свидетельствует, в частности, расширение области частноправового регулирования, использование общедозволительного типа (принципа) правового регулирования, применение в законодательстве относительно определенных норм, особенно норм с оценочными, «ситуативными» понятиями. Данная тенденция весьма заметна в законодательстве субъектов Российской Федерации.
Заключение
На фоне обозначенных тенденций достаточно четко прослеживаются и дефекты, недочеты современного российского законодательства в сфере местного самоуправления, которые в некоторой степени именно первыми и «спровоцированы». К таким дефектам относятся бессистемность развития законодательства в области местного самоуправления; изрядное количество изменений и дополнений к действующим законам; внутренние противоречия в регулировании отношений в области местного самоуправления; недостаточное научное обоснование многих законодательных актов, декларативность и безадресность, отсутствие механизма реализации. Названные недочеты, с одной стороны, являются, в известной степени, следствием несоблюдения требований юридической техники, а с другой - сами так или иначе препятствуют реализации таких требований в законодательной и иной правотворческой практике Российского государства. Ликвидация юридико-технических дефектов в действующем российском законодательстве в сфере местного самоуправления осуществима при определенных предпосылках и при помощи определенных средств. Среди них выделяются теоретические и практические. К первым можно отнести научные положения, выводы, рекомендации по юридико-техническим вопросам, а ко вторым - специальные правовые акты и организационные мероприятия. Литература 1. Калинин А.Ю. Местное самоуправление в современной России: вопросы теории, истории, практики: Монография /Под ред. С.А. Комарова. - СПб.: Издательство Юридического института (Санкт-Петербург), 2004. . Соловьева О.В. Правовое регулирование вопросов местного самоуправления на уровне субъектов Российской Федерации //Представительная власть - XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. М., 2007. № 2. 3. Сорокин С.П. Проблемы разграничения полномочий между федеральными, региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления //В сб.: Проблемы российского законодательства: история и современность /Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Ч. 1. Самара: Изд-во САГА, 2005. 4. Жомина К.С. Пределы нормотворчества органов муниципальной власти // Вопросы правоведения. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2004. 5. Пухова К.Д. Нормотворчество органов местного самоуправления // В сб.: Политика. Власть. Право. Вып. IX /Под ред. С.А. Комарова. - СПб.: Издательство Юридического института (Санкт-Петербург), 2005.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|