Классификация методов психологии.
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Таких классификаций в психологии существует несколько, поскольку по-разному трактуются методы и методики, существуют различные психологические школы, появляются дополнения, изменения. Приведем лишь одну из достаточно коротких, но вполне основательных, развернутых и многоплановых классификаций, которая разработана одним из классиков отечественной психологии Б.Г.Ананьевым (1907- 1972), являющимся, по существу, основателем, так называемой, ленинградской, питерской школы научной психологии. В зависимости от использования на разных этапах психологического исследования, перечисленных в предыдущем параграфе, автор выделяет четыре группы научных методов. 1. К первым относятся о рганизационные методы, на основе которых строится исследование в целом, весь научный процесс, вся его методология. К этой группе относится сравнительный метод, имеющий самые разные вариации, когда сопоставляются, например, результаты нескольких испытуемых, двух групп (контрольной и экспериментальной); сравниваются показатели, получаемые по одинаковым (или разным) методикам в разные периоды времени (метод "поперечных срезов") и так далее. Сравнение вообще - это мощная, комплексная операция мыслительного процесса. Лонгитюдный метод построен на длительном по времени прослеживании психического развития или изменения одних и тех же параметров у одной и той же группы испытуемых. Это "продольный срез" во времени, аналогичный упомянутой ранее методологии формирующего, генетического исследования. Комплексный метод заключается в систематической организации двух предшествующих (и иных) способов познания, в междисциплинарности подходов, методов и методик.
2. Вторую и самую обширную, пеструю и разветвленную группу составляют эмпирические методы, с помощью набора которых добываются новые факты, проводится собственно исследование. Перечисление таких методов, вероятно, не может быть исчерпывающе полным, поэтому опишем некоторые основные, тем более, что о каждом из них будет идти речь в последующих разделах учебника. Наблюдение является одним из основных, из часто употребляемых методов психологии, но, как и всякий другой научный метод требует для исполнения специальной подготовки, соответствующего профессионализма. Ведь "наблюдать" можно и за пробегающим за окном поезда пейзажем, и за движением звезд с помощью новейшего телескопа. Научное наблюдение требует и постановки цели, и планирования, и протокола, и многого того, о чем написано выше. Самое главное - это адекватная психологическая интерпретация результатов внешнего наблюдения, поскольку психика, как известно, не сводится к поведенческим реакциям. Положим, внешне задумчивый человек вовсе не обязательно при этом действительно "думает", то есть решает какую-то мыслительную задачу. Очевидное преимущество метода наблюдения заключается в том, что деятельность исследуемого человека протекает в нормальных, естественных для него условиях. Человек не знает, что за ним наблюдают, а потому "не подыгрывает" психологу хотя бы в данный момент, в открытую. Самонаблюдение (или интроспекция) - это исторически первый метод изучения души и психики. Это как бы "внутреннее" наблюдение человека за собственными психическими явлениями, которое при всей кажущейся житейской простоте и естественности является в действительности очень сложным и многофакторным процессом. Такому отражению самого себя человека нужно специально учить, и развитые его формы и результаты носят название рефлексии, самосознания, Я-концепции, о чем рассказано в соответствующих разделах учебника.
Квалифицированная интроспекция, сопоставленная с результатами других методов и методик, всегда полезна, порой необходима, а иногда позволяет получать уникальные выводы и открытия. Примером тому может служить Вюрцбургская школа психологии мышления, о чем написано в соответствующей главе учебника. Эксперимент является (по мнению многих исследователей) основным методом современной психологии, во всяком случае, находится исторически у ее истоков. Хотя необходимо признать, что ввиду специфики своего предмета психология остается наукой в значительной мере описательной. Не над всем в психике возможен эксперимент в его классическом, разработанном в естественных науках понимании. Положим, действия психотерапевта или психоконсультанта нельзя называть собственно экспериментальными. Не всякое нововведение может называться научным экспериментом. Однако особое значение и широкое распространение в психологии экспериментального метода обусловлено, оправдано целым рядом его несомненных преимуществ. Во-первых, эксперимент позволяет вызывать, задействовать у испытуемого любой интересующий исследователя процесс, состояние, свойство. Не нужно ждать, к примеру, проявления воли или решительности, а можно создать для этого экспериментальные условия. Во-вторых, экспериментатор, предварительно сформулировав все возможные условия и факторы, влияющие на исследуемое явление, может планомерно, целенаправленно менять эти условия: увеличивать, уменьшать, поочередно исключать (элиминировать), то есть полностью организовывать течение изучаемого процесса. В-третьих, управляемое варьирование условий и факторов позволяет достоверно выявить меру влияния каждого из них (по отдельности и в связях) на исследуемое целостное явление, то есть обнаружить действительные, объективные закономерности, отношения, зависимости. Это путь от явления, факта к познанию сущности. В-четвертых, полученные материалы позволяют и с необходимостью предполагают строгую количественную обработку, математическое описание и моделирование изучаемого явления в целом. Однако из перечисленных преимуществ метода эксперимента с неизбежностью вытекает его основная трудность, ограничение, недостаток. Психическая и внешняя деятельность испытуемого протекает как бы искусственно, в навязанной последовательности, в необыденных условиях и, как правило, в необычном месте (в лаборатории). Человек знает, что это не реальная жизненная практика, а лишь эксперимент, который, например, при его требовании или желании может быть всегда прекращен, остановлен.
Отсюда встает чисто методологическая проблема адекватности переноса результатов и выводов эксперимента на фактическую практику и жизнь. Какова, например, гарантия того, что человек будет действовать в реальной аварийной ситуации так же, как в идентичном эксперименте на тренажере? Здесь также срабатывают известные категории теории вероятностей. Интересный подход к этой проблеме предложен в научной школе выдающегося советского психолога Б.М.Теплова (1896 -1965). Лабораторные результаты по физиологическому измерению свойств нервной системы человека систематически сопоставлялись с экспериментально выявляемыми "жизненными показателями", то есть надежными, валидными их проявлениями в жизни и профессиональной деятельности. По разным основаниям выделяется множество видов эксперимента: аналитический и синтетический, констатирующий и формирующий, психолого-педагогический, моделирующий, обучающий, лабораторный, полевой, естественный и так далее. Особое место в этом ряду занимает естественный эксперимент, предложенный именитым русским психологом А.Ф.Лазурским (1874 - 1917). Суть его заключается в том, что исследуемая деятельность испытуемого протекает в привычных для него условиях, он не знает о проведении эксперимента. Но строго дозированному, собственно экспериментальному воздействию подвергаются выделенные и изучаемые условия и факторы. Конечно, организация и проведение естественного эксперимента сопряжены с немалыми трудностями противоречивого соединения "экспериментальности" и "естественности". Но зато проблема переноса выводов из лаборатории в реальную практику значительно упрощается.
Следует заметить, наконец, что по целому ряду причин современная психология, к сожалению, становится все менее экспериментальной. Случается так, что чуть ли единственными методами психологического исследования становятся различные тесты, опросы, интервью. Экспериментом неоправданно называют, порой, любое вносимое и неконтролируемое изменение. Это обедняет, к сожалению, методический и теоретический аппарат психологической науки, упрощает понимание ее предмета в конечном счете. Тест (как испытание, проба) также используется научной психологией в течение ста лет и становится все более распространенным. Существует множество видов и классификаций тестов по их устройству, задачам, исполнению и так далее, что относится к особому разделу психологического знания и практики, называемому обычно психодиагностикой, хотя последнее понятие, конечно, шире, чем учение о тестах. В западной науке существует особый раздел - тестология, есть там и отдельная профессия - тестолог. Создание и использование тестов требует, конечно, соблюдения всех тех требований и правил, которые описаны ранее, требует профессионализма. В нашей стране, заметим, профессии тестолога не существует, хотя тестологические процедуры и исследования проводятся чрезвычайно, неоправданно широко, особенно (и за последние годы) в сфере образования. К сожалению, это уже имеет свои негативные последствия. Не всякое психологическое испытание, проба, задача, вопрос являются тестами. Для последнего необходимо следующее: стандартизованность, надежность, валидность, психометрическая состоятельность, четкость психологической интерпретации и многое другое. Например, стандартизация теста - это не просто предъявление всем испытуемым для ответа одной и той же словесной формулировки какого-то вопроса или утверждения. Стандартизация - это подбор, статистическая подгонка степени сложности вопроса, вследствие которой распределение ответов большой выборки испытуемых на этот вопрос будет иметь форму нормальной кривой Гаусса. Здесь всегда стоит вопрос о "норме", о вероятностной мере "отклонения". Требование валидности теста означает наличие уверенности в том, что измеряет он именно то, на что предназначен. Например, оценивает мотивацию (реальное побуждение), а не мотивировку (словесное объяснение), текущее настроение, а не устойчивое чувство и так далее. За каждым тестом (гласно или завуалировано) стоит некая теория, авторская трактовка психики, личности, конкретно изучаемого психического явления. Поэтому за одинаковыми терминами может скрываться разное содержание, например, одноименные типы темперамента по И.П.Павлову и по Г.Ю.Айзенку (р. 1916). Поэтому в интерпретации результатов тестирования необходимо строго придерживаться именно авторской семантики, не менять заданной трактовки смысла слов.
Это по-особому требовательно для, так называемых, прожективных тестов, в идеологии которых для испытуемого нет навязанного, то есть стандартизованного, узаконенного, правильного или неправильного ответа. Всякий свободный ответ рассматривается как проекция тех или иных особенностей личности испытуемого, которые расцениваются, конечно, с позиций исходной теории, изначальной, авторской словесной терминологии. Тест можно рассматривать, в принципе, как предельно упрощенную модификацию экспериментального метода. В условиях грамотного применения он дает возможность получения большого количества эмпирических данных, дает возможность определенной предварительной градации испытуемых, незаменим в решении целого ряда психодиагностических задач. Анкеты и различные вопросники - это различные вариации тестов, составление, использование и интерпретация которых также требует соответствующего профессионализма. Здесь, к примеру, важна не только формулировка и тональность вопроса, но и порядок, очередность его предъявления. В психологии и в социологии, например, или в педагогике вопросники должны быть разными. Особый по направленности вид вопросников составляют, так называемые, социометрические методики (смотри раздел "Социальная психология"), с помощью которых исследуются межличностные отношения в группе, выявляются отношения лидер - подчиненный. Метод беседы также предполагаетособую подготовку психолога, особые правила проведения и поведения исследователя. Здесь идет психологическая работа "поштучная", глубоко индивидуальная и специальная. Одно дело - это знаменитая "клиническая беседа", разработанная в школе Ж.Пиаже. Совсем другое - психоаналитическая беседа, третье - беседа в процессе психологического консультирования и так далее. Набор праксиметрических методов (от греческого - действие) разработан преимущественно в рамках психологии труда при изучении различных человеческих движений, операций, действий, деятельности, профессионального поведения. Сюда входит хронометрия, циклография, составление профессиограмм, психограмм и другое. Анализ продуктов деятельности используется во многих разделах психологии: от общей до возрастной и представляет собой комплексное изучение результатов труда как кристаллизации, материализации психической деятельности. Это относится и к детскому рисунку, и к школьному сочинению, и к произведению писателя, и к "картине", нарисованной обезьяной. Биографический метод предполагает психологический анализ самого жизненного пути, биографии человека. Личность развивается, меняется, поэтому имеет свою историю, определенные психологические вехи, узловые моменты, поворотные пункты, кризисы и тому подобное. Для характеристики личности важное значение имеет история ее дел и свершений. С.Л.Рубинштейн писал, что человек, сделавший нечто значительное, сам при этом в известном смысле меняется. Это анализ представлений человека о собственном жизненном пути, о прошлом и будущем. Это психология жизненных планов, психологические стратегии поведения и жизни. Метод моделирования имеет самые разнообразные варианты. Модели могут быть структурными, функциональными, физическими, знаковыми, логическими, математическими, кибернетическими, информационными и так далее. Любая модель беднее исходного оригинала, выделяя в нем какой-то определенный аспект и непременно абстрагируясь от других сторон изучаемого явления. 3. Третью группу (по Б.Г.Ананьеву) составляют методы обработки полученных результатов. Это органичное единство количественного (математико-статистического) и качественного, содержательного анализов. Обработка результатов - это всегда творческий, поисковый процесс, предполагающий подбор наиболее адекватных и чувствительных математических средств, критериев, параметров. 4. Наконец, четвертую группу составляют, так называемые, интерпретационные методы, направленные на теоретическое объяснение, психологическую трактовку изучаемого явления или свойства. Здесь всегда существует комплексный, системный набор различных вариантов генетического, функционального и структурного методов, замыкающих общий цикл психологического исследования. Контрольно-ориентирующие вопросы. 1.Что такое метод исследования а) способ познания предмета б) сборник узаконенных правил в) конкретная методика г) набор тестов 2. Экспериментальный метод в психологии а) не допустим б) используется как вспомогательный в) отменяет все другие г) является основным 3. Термин интроспекция означает а) следствие интериоризации б) самонаблюдение в) внутреннее состояние г) результат исследования 4. Современная психология существует как а) свободное описание субъективных явлений б) вера в духовность человека в) набор приемов психологических воздействий г) объективная наука со своей методологией
Глава 4. ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ.
Как отмечалось в главе 1, человеческая психика, выступающая предметом самых различных разделов психологии, существует в некоей целостности, в личностной, субъектной, неразделимой объединенности, координированности, интегрированности. Психику производит и несет в себе живой человек, личность, индивид. Поэтому при всей разноголосице подходов к пониманию многочисленных терминов, связанных с категорией человека, понятие личности является одним из узловых, базовых для общей психологии.
4.1. Основные особенности психики и поведения человека.
В предшествующей главе описаны основные, условно выделяемые этапы филогенеза человеческой психики, имеющей, согласно эволюционной модели, чрезвычайно длительную предысторию. Как показано, эволюция - это не линейный процесс постепенного количественного приращения каких-то свойств или признаков. Это наличие обязательных скачкообразных, качественных изменений, подобных относительно самостоятельным "ответвлениям" от общего, к тому же спиралевидного "древа жизни", существующего в бесконечном, непрерывном времени и пространстве. Расхождение, расстояние между современным человеком и животными являются не переходимыми. Сообразно таким представлениям, человеческая психика и поведение имеют ряд принципиальных особенностей, условных граней, качественно отличающих человека от всего другого живого на планете Земля. Отметим, что эти отличия вовсе не означают биологической обособленности, изолированности и отдельности человека. Напротив, реальные связи, взаимодействия и отношения Человека с Миром составляют, как не раз отмечалось ранее, основу жизни, задают специфику самой человеческой психике. 1. Главной, определяющей особенностью Человека как вида является (по определению) его социальность. Человек появился, оформился вместе с обществом, и социум, общество возникло вместе с ним. Эти категории, явления не отделимы, не существуют вне своего единства. Последнее не означает, конечно, что у человека (и у его гипотетического эволюционного предшественника) нет биологической специфики (например, всеядность, прямохождение и так далее). Но и биологические особенности человека в значительной мере обусловлены социально, точнее перекрещены с ними в некоем диалектическом, жизненном единстве. Человек существует (приспосабливается, действует) в среде не только природной, биологической, но и в среде социальной. Его психику "производит" не только нервная система, развитый мозг, но и другие люди, их социальные взаимодействия и отношения. Ни одна высшая психическая функция у человека не является полностью наследованной или врожденной, обусловленной и гарантированной, однозначно предопределенной соответствующими биологическими механизмами и закономерностями. Все они есть результат прижизненного формирования и развития в процессе социального бытия, в котором возникают особые психологические феномены, задействованы свои механизмы и закономерности (подробнее об этом - в разделах возрастной и социальной психологии). Л.С.Выготский писал, что для человека всякая психическая функция появляется, проявляется как бы дважды. Для любого индивидуума, для новорожденного ребенка она вначале существует как принадлежащая всему человечеству (интерпсихически). Носителем речи, мышления, переживаний, сознания и так далее являются другие окружающие люди. И только по мере развития, формирования, социализации личности эти психические функции переходят во внутреннее, интрапсихическое существование, то есть становятся принадлежащими каждому конкретному субъекту, личности. Таким образом, у человека существует особая форма, так называемых, социогенных психических образований, то есть таких, которые обусловлены его исключительно социальной природой и сущностью. Такие психологические феномены и конструкции обеспечиваются, разумеется, соответствующими биологическими, нервными субстратами, но они в определенном смысле "отрываются" от исконной биологической жизни, переходя на уровень более широкой, социальной категории человеческой жизни. В этой связи психология отмечает, например, что у человека существуют две основные и противоречивые потребностные тенденции: быть таким, как все, и отличаться от других людей. Известно, что человек нередко совершает поступки, осуществляет действия, которые никак не связаны с сохранением и продолжением собственной жизни как таковой, даже идут против нее во имя реализации каких-то нравственных идеалов, ценностей, принципов. В психологии говорят, что только человек может делать бессмыслицу. Животное этого делать не умеет. Здесь имеется в виду необязательность наличия в поведении индивида четкого биологического смысла, когда, к примеру, физически изнемогающий человек продолжает тяжело работать во имя исполнения своих общественных обязанностей. Подобное возможно потому, что у человека возникает и существует особый вид социогенных потребностей и мотивов, то есть таких, которые не имеют, порой, даже опосредствованной связи с потребностями биологическими, витальными. Человек как бы освобождается от неукоснительно строгого следования своим неустранимым физиологическим нуждам. Поведение человека становится в этом смысле свободным. Психика и поведение приобретают особую, специфически человеческую направленность, когда отражаются предметы и явления, совершаются дела и действия, не имеющие собственно биологического, прагматически узкого значения на выживание. Отражаемый, понимаемый и создаваемый, преобразуемый человеком мир, по существу, неограниченно расширяется для него и для человечества в целом. Появляются психологические предпосылки для возникновения науки и культуры, искусства и религии, человеческой духовности как таковой. 2. Второй и также социально обусловленной особенностью человеческой психики и поведения является присвоение, активное усвоение индивидом общечеловеческого опыта, исторически сложившегося в жизни и деятельности предшествующих поколений. Подчеркнем, что этот опыт не просто, не механически передается, транслируется от несущего источника к пассивно воспринимающему приемнику. Он активно, деятельно перерабатывается, присваивается, интериоризуется во взаимодействии человека и мира, человека и другого человека, личности и общества. Выделяют два средства, две формы такой "передачи" опыта: это предметы и орудия труда, деятельности в целом, а также знаки, языки и речь. Любые орудия труда (молоток, швейная игла, карандаш, столовая ложка, токарный станок, телескоп и так далее) несут в себе "обучающую" функцию, поскольку во многом предопределяют собой и конечный результат, и саму логику, приемы действий человека с предметами и явлениями окружающего мира. Материальная деятельность человека инструментирована, вооружена орудием как средством, то есть она опосредствована. Считается, что у животных нет орудий труда, и палка, используемая, например, обезъяной для доставания плода выступает лишь "биологическим удлинением руки" (Л.С.Выготский), поскольку эта палка перестает существовать для животного вне соответствующей конкретной, биологически значимой ситуации. Животные не хранят орудия труда, не изготавливают их впрок, заранее. Тогда как действия и поведение человека в этом смысле внешне опосредствованы, обогащены опытом предшествующих поколений людей, то есть социумом. Чтобы изготовить орудие труда, нужно предвидеть его будущее использование, предугадать смысл этого орудия, или то, для чего оно будет нужно. Для этого необходима работа не только мышления, но и сознания, о котором будет сказано особо (смотри параграф 4.2). Предметы внешней деятельности (как ее результаты) также являются материализацией, кристаллизацией человеческой мысли, всей психической деятельности. Человек рождается и существует в материальном предметном мире, который в значительной мере создан предшествующими поколениями. Дома и улицы, картины и музыка, одежда и мебель, дворцы и трущобы - все это не просто создает индивиду объективную окружающую среду (как бы в дополнение к среде природной). Это немалая, порой, ведущая часть его собственно психологического окружения, которое несет в себе людской опыт, то есть обязательно и обучает, и воспитывает человека. Человек живет в мире вещей и предметов, которые имеют некоторое постоянное значение, то есть для чего-то нужны. Эти предметы опосредствуют поведение и психику человека. Однако психологически центральным средством сохранения и передачи опыта являются искусственно созданные человечеством знаки, языки и речь. Знак (в самом универсальном и распространенном виде - слово) заменяет собой предмет (вещь, явление, качество, действие) и потому производит психологическое "удвоение" мира. С одной стороны, есть объективный мир реальных предметов. С другой стороны, есть столь же объективный мир его знаковых, символических заменителей, с которыми человек может работать самостоятельно, без прямого соприкосновения с самим миром, моделируемым этими знаками. Созданное человеком слово не просто заменяет мир, оно как бы исследует, анализирует его, раскладывая на составные части, предметы-слова. В самой возможности такого обращения с отражаемым объективным миром заключается еще одна сторона свободы человеческой психики и поведения. Более того, знаковые системы (и чаще всего язык, речь) выступают внутренними средствами, орудиями самой человеческой психики. Внутренняя психическая деятельность опосредствована, по аналогии с внешней инструментальной вооруженностью материальной человеческой деятельности (Л.С.Выготский). Это отчетливо, убедительно подтверждают многочисленные, в том числе, экспериментальные исследования, например, восприятия, памяти, мышления, воображения (смотри соответствующие главы учебника). В разделе возрастной психологии мы увидим, к примеру, что развитие высших психических функций - это не столько количественное увеличение, созревание и развитие их как таковых по отдельности, сколько расширение, усложнение их внутреннего знакового опосредствования, развитие межфункциональных связей и отношений между ними в структуре целостной психики и личности. Сформировавшиеся психические процессы являются в той или иной степени знаковыми, в общем случае речевыми, а потому специфически общественными, общечеловеческими. 3. Отсюда вытекает еще одна характерная особенность человеческой психики, заключающаяся в наличии возможности, способности отражения абстрактных (отвлеченных от конкретной очевидности) признаков или свойств предметов и явлений объективного мира. Это мысленное обобщение отраженного мира, его образа до уровня выделения объективно существующих связей и закономерностей. Человек отражает (воспринимает, понимает) то, что не дано ему в виде чувственного, наглядного опыта, чего он не в состоянии непосредственно ни увидеть, ни услышать, ни осязать, потому что для этого нет соответствующих анатомо-физиологических устройств и органов. Например, человеку физически невозможно воспринять скорость света, увидеть устройство атома или солнечной системы, определить температуру в тысячу градусов, ощутить вращение Земли, непрерывность течения времени и очень многое другое. Но человек может все это представить, вообразить, оформить или сформулировать в виде разнообразных объективных и мысленных (данных в субъективном образе) знаковых моделей (математических, химических, художественных, физических, музыкальных, речевых). Отсюда для человека в принципе возможно истинное познание мира, необходимы наука и теория как таковые, как вид человеческой деятельности и как социальные институты. В этом заключается и еще одна сторона свободы человеческой психики и поведения. Это свобода познания Мира и себя в нем. Оттого в личности существуют фантазии и творчество, предвидение и прогноз, планирование, управление и самоуправление. Стремление человека к познанию мира и истины, по-видимому, бесконечно и неистребимо. Осуществляется периодическое сличение задуманного и совершенного, обнаруживаются ошибки, снимаются вопросы и возникают новые. Познаваемый мир в результате для человека все более усложняется и расширяется. Новые знания увеличивают "плоскость соприкосновения" мышления человека с дотоле неизвестным, ранее не замечаемым миром.
4.2. Сознание как высшая форма человеческой психики.
Еще одной, сугубо качественной особенностью человеческой психики, непосредственно связанной с вышеперечисленными, выступает наличие у человека сознания, являющегося своего рода вершиной психического отражения, свойственной, по существующему мнению, только человеку. Сознание - это такое отражение, такой психический образ, в котором объективная предметная действительность как бы отделяется от субъективного к ней отношения человека. В результате в сознании возникают, выделяются, разводятся две плоскости отраженного образа: объективная или Мир и субъективная или Я, мое переживание, отношение к предмету, к объекту, который независим от отражения, от психики, от субъекта. Обычно, вне участия сознания человеку в психическом образе задан, отражен просто мир. Когда же субъектом отражаются, принимаются отдельно, в разделенном качестве мир и "картина" мира, тогда перед нами проявление, следствие работы собственно сознания. Описательно феноменология сознания сводится, таким образом, к тому, что в сознании мир как бы презентируется, представляется субъекту отражения. Вы, например, читаете книгу, проникаясь ее сюжетом, не осознавая при этом, не контролируя того, как понимаете слова и мысли, листаете страницы, сидите в вагоне метро и так далее. В вашей психике отражены, задействованы события и мир, описываемые в данной книге, психологически Вы существуете только там, в книжной реальности. Но вот подъехали к станции, на которой нужно выходить, и на мгновение "включается" Ваше сознание: это метро, это книга, это Я, который туда-то едет и то-то читает. Вы "видите" себя как бы со стороны, выделяетесь из объективно существующих условий, а потому они предстали перед Вами, они теперь даны в сознательном образе. Вы как бы "понимаете", что метро, книга и все остальное существуют сами по себе, объективно, а Ваша углубленность в чтение, переживания и впечатления вторичны, субъективны, принадлежат только Вам. Становится понятно, что это не одно и то же: объективный мир и его образ во мне. Сознание - это принятие, осознание реально существующего бытия. Нельзя принять и познать Мир, не выделив в нем себя, не вычленив из отраженного мира собственное субъективное Я как объект и как связанное с ним переживаемое отношение. Но такая высшая, двухплоскостная, осознанная субъективность невозможна без "параллельного" принятия и выделения объективности. Они вновь существуют в своем единстве, в отношениях. В этой связи С.Л.Рубинштейн отмечал, например, что наличие сознания позволяет человеку находить, выделять, систематизировать объективные, устойчивые свойства мира. Следует подчеркнуть, что без участия сознания невозможно истинное, человеческое познание (смотри раздел педагогической психологии), хотя одно не исчерпывается другим. Сознание категорически не сводимо к сумме, к системе знаний и значений, которые представляют собой лишь одну отражательную плоскость сознания - объективную. В проекции субъективной плоскости сознания представлены смыслы, или личностные, индивидуализированные значения. Феномен сознания описывается на пересечении двух этих плоскостей психического отражения. Вопрос о происхождении (природе) и сущности сознания всегда являлся одним из центральных и дискуссионных для психологии и философии. Исходя из существующей диалектико-материалистической методологической конструкции, мы рассмотрим сознание в контексте известной "формулы" К.Маркса, согласно которой "бытие определяет сознание". Однако подчеркнем, что данная схема, согласно классике, одинаково действенна и в обратном направлении: сознание человека непременно определяет его бытие. Реальные связи, отношения бытия и сознания являются диалектичными, о чем мы не раз говорили в предшествующих главах учебника. Связи сознания и жизни неисчислимы и многолики, как сама жизнь, как мир, как человек. Согласно этому подходу, суть человеческого бытия заключается во взаимодействии и общении индивида, личности с другими людьми. Поэтому всякая реальная деятельность, осуществляемая человеком, является деятельностью распределенной между несколькими людьми, иногда напрямую совместной деятельностью. С этого момента развития данной философской гипотезы или общей мировоззренческой идеи включается, можно сказать, собственно психологический аспект. Поскольку индивидуально выполняемая деятельность является распределенной, в ней не совпадают, разводятся ее мотив, то есть то, что побуждает человека действовать, и цель как то, что достигается в результате совершения единичного, промежуточного акта деятельности (действия или их цепи). Таким образом, социально обусловленное, закономерное несовпадение, наличное отношение в человеческой деятельности ее мотива и цели порождают смысл как некую составляющую, "единицу" сознания. Рассмотрим ставший хрестоматийным пример "возникновения" сознания, иллюстрированный А.Н.Леонтьевым на ситуации добычи мяса, охоты неких первобытных людей. Для того, чтобы надежно заполучить крупного зверя, люди предварительно договариваются и разводят (во времени и в пространстве), распределяют эту сложную деятельность охоты. Вначале они вырывают в нужном месте глубокую яму, тщательно маскируют ее. Затем разделяются на две группы: загонщики и сидящие в засаде, возле ямы. Проведем некий психологический анализ "деятельностей" двух образовавшихся групп охотников. Мотивом деятельности загонщиков выступает мясо, которое реализует их потребность в еде. Цель - как можно больше шуметь, чтобы загнать зверя к вырытой яме. Охотники кричат, стучат по деревьям и тому подобное. Такой шум сам по себе для удачной охоты бесполезен, даже вреден и приобретает разумный смысл, только будучи соотнесенным со всей ситуацией организованной охоты, с согласованными действиями других людей. Загонщики потому и шумят, то есть осуществляют нужные действия, что знают о существовании засады. Они выбрали цель "шуметь", потому что она в созданных условиях охоты отвечает их мотиву. Деятельность людей, находящихся у созданной ямы, побуждается тем же мотивом - мясом искомого зверя. Но цель их действий прямо противоположна тому, что делают загонщики. Это соблюдение тишины, неподвижность, что является бессмысленным для такой охоты, если не существует действий группы загонщиков, если общая деятельность охоты не является распределенной и подготовленной этими людьми заранее и совместно. "Неподвижность" в засаде нужна охотнику, она имеет смысл для него, поскольку "работает" на мотив групповой, совместной деятельности охоты. Что-то необходимо, значимо для других людей, а потому значимо, целесообразно и для индивидуального исполнителя конкретной деятельности и загонщика, и сидящего в засаде. Гипотетически описанная совместная охота требует наличия речи, предварительного планирования, длительной подготовки. Все это возможно лишь с участием сознания, разделяющего в психическом образе объективно существующее и мысленно, субъективно предполагаемое, ожидаемое будущее и наличное реальное, как разделяются в нем исходный глобальный мотив и конкретная прагматическая цель. Сознание необходимо и для изготовления орудий труда. Реализуемые действия (функции) необходимо развести вначале во времени: сегодня подготовка каменного топора, завтра - охота, а затем разделить и в группе людей, в социуме: дифференцируются постоянные общественные роли профессиональных охотн
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|