Личность и ее психологическая структура
Сознание и психика существуют всегда в конкретном человеке, индивиде, личности. До сих пор мы употребляли такие слова через запятую, перечислительно, как идентичные. Однако в действительности за каждым из этих терминов стоит некое специфическое содержание. Конечно, в их психологической трактовке нет единого, общепризнанного мнения. Поэтому приведем достаточно обобщенную и не ортодоксальную позицию, разработанную в отечественной психологии. Основная проблема заключается в том, что в современной науке не существует целостного, достаточно завершенного и непротиворечивого человекознания. Феномен человека изучается в самых различных аспектах (атропологическом, историческом, медицинском, социальном и так далее), но до сих пор представляется разрозненным, несобранным в неделимое, системное целое. Подобная сложность распространяется и на психологию, которая при изучении и описании человека вынуждена оперировать связкой терминов, каждый из которых ориентирован на некий собственный аспект единого предмета. Причем такая ориентация, направленность является достаточно условной, пересекающейся, зачастую, с другими. Мы исходим из того, что понятие человек является самым широким, всеохватным. Это принятая, классическая научная абстракция, обобщенное название особого вида живого существа - "Человека разумного" или Homo sapiens. В понятии человека заключено, объединено все: природное, социальное, энергетическое, биохимическое, медицинское, космическое и так далее. Личность - это человек, развивающийся в обществе и вступающий во взаимодействие и общение с другими людьми с помощью языка. Это человек как член общества, спрессованная социальность, результат формирования и развития, социализации как вхождения в общество и в самого себя.
Сказанное не означает, что личность - это существо исключительно социальное, лишенное биологических характеристик и особенностей. В психологии личности, как не раз отмечалось ранее, биологическое и социальное существует не рядоположенно, не в противодействии или в дополнении, а в реальном единстве, взаимопроникновении. Не напрасно С.Л.Рубинштейн говорил, что вся психология человека есть психология личности. В то же время, понятия человек и личность не синонимичны. Последнее подчеркивает именно сущностную, социальную ориентированность человека, который является, становится личностью, если развивается в обществе (в отличие, например, от, так называемых, "диких детей"), взаимодействует и общается с другими людьми (в отличие, скажем, от глубоко больных от рождения). При такой трактовке всякий нормальный человек, спроецированный на плоскость социальности, есть одновременно личность. Причем, у каждого человека существует несколько личностей в зависимости от того, на какую часть общества он проецируется: семья, работа и так далее. В то же время, личность как таковая целостна и едина. Она системно и иерархически организована. Конечно, существуют и другие, более узкие трактовки понятия личности, когда выделяются те или иные черты или качества, якобы выступающие для личности специальными и необходимыми атрибутами. Личностью можно считать лишь того, например, кто самостоятелен, ответственен, высоко развит и так далее. Подобные критерии личности являются, как правило, достаточно субъективными, порой, излишне категоричными, трудно доказуемыми, а потому не выдерживают строго научной проверки и критики, хотя всегда существовали и, вероятно, будут существовать, особенно в структуре всевозможных излишне идеологизированных гуманитарных конструкций.
Проблема в том, что новорожденного младенца также нельзя назвать не только личностью, но и строго говоря, человеком. Это, вероятнее, претендент в "человека разумного", поскольку не обладает еще ни сознанием, ни речью, ни даже прямохождением. Хотя понятно, что для родителей и близких этот ребенок изначально и убедительно существует и как человек, и как личность, но уже в других, обыденных смыслах этих слов. Индивид - это категория, указывающая на принадлежность к человеческому роду. Это подчеркивание единичности (в отличие от понятия человека) и неделимости (в отличие от понятия личности). Индивид акцентирует в человеке биологическое, но вовсе не исключает ее социальных составляющих, неотъемлемо присущих человеческому роду. Человек рождается конкретным индивидом, но, став личностью в процессе социализации и развития, не перестает, конечно, быть одновременно индивидом. Индивиуальность - это категория, подчеркивающая, своеобразие, неповторимость, уникальность, самостоятельность каждой единичной психики (личности, индивида, субъекта). Каждый человек неповторим, и для психологии это такая же исходная данность, каксамо наличие психики. Другое дело, что не всегда и не все изучаемые психические явления рассматриваются на уровне их индивидуальности, действительной уникальности. Наука невозможна без обобщений, без той или иной типизации, типологизации. Тогда как реальная психологическая практика тем эффективнее, чем более она индивидуализирована, хотя путь к этому очень ветвист и нелегок. Субъект - это указание на конкретного, живого, одушевленного носителя психологической феноменологии, деятельности и поведения. Субъект традиционно противопоставляется объекту, но сам по себе он объективен. Понятие субъекта является одним из базовых для философии, но за последнее десятилетие приобретает некое обновленное, расширительное толкование в отечественной психологии, где осуществляется разработка особого, субъектного подхода к анализу человеческой психики и поведения. Здесь по-особому существенны разработки убежденного последователя школы С.Л.Рубинштейна, одного из крупнейших российских психологов А.В.Брушлинского (1933 - 2001).
Таким образом, в соответствии с обозначенной терминологией, человеческая психика может быть исследована, описана в таких различающихся, но неизбежно, объективно перекрещивающихся аспектах: личностном, индивидном, индивидуальном, субъектном. Следует признать, что в современной психологии не все названные подходы получили достаточно завершенное развитие и четкое использование, особенно на уровне конкретных, практически ориентированных психологических исследований. В массовой литературе и исследованиях, пожалуй, чаще других используется понятие "психология личности" как некоторое объединяющее, соборное. Объективная действительность, как отмечалось, много сложнее. Все, в том числе, психологические особенности человека являются, разумеется, человеческими (видовыми, родовыми), но не все они носят собственно личностный характер. Для последнего необходимо наличие специфики социального происхождения или особых общественных проекций этих психологических свойств или качеств. Если у индивида память, например, такая же, как у всех других людей, то она должна называться человеческой, что не означает, конечно, что она полностью биологически задана. Если же эта память по-особому развита (или наоборот), то может считаться личностной (отнесенной к индивидуальности, или к некоей группе подобных людей) особенностью, поскольку задает определенную специфику поведения, взаимодействия индивида с обществом. Такую память, в свою очередь, нельзя считать обусловленной исключительно социально. Все замыкается на сакраментальном вопросе о соотношении, взаимодействии, единстве биологического и социального в психике человека. Поэтому проблематичность, условность, нечеткость формулировки критериев подобных человеческих, личностных, индивидных и индивидуальных градаций представляются очевидными. Каждый живущий человек является многоликим и целостным, ординарным и уникальным, единым и разрозненным, переменчивым и стабильным. И все это сосуществует одновременно, в единой телесной, социальной, психической и духовной организации.
Для описания изучаемого человека каждая наука использует собственные показатели или параметры: антропометрические, медицинские, педагогические, экономические и так далее. Психология решает аналогичные задачи, для чего необходимо, прежде всего, наличие соответствующей психологической модели таких параметров, отличающих одну личность от другой. Психологическая структура (или психический облик) личности – это некая целостная система, модель качеств и свойств, достаточно полно характеризующая психологические особенности личности (человека, индивида, субъекта). Все психические процессы осуществляются в конкретной личности, но не все выступают в качестве ее особых, различающих свойств. К последним относятся только некоторые, наиболее важные и значимые, связанные с другими, устойчивые и закрепленные, которые имеют специфическую проекцию на социальные взаимодействия и отношения человека с другими людьми. Задача установления таких свойств усложнена тем, что в человеческой психике вряд ли возможно математически строгое выделение необходимого и достаточного количества соответствующих отличительных, дифференцирующих качеств. Как известно, каждый из нас в чем-то похож на всех людей, в чем-то лишь на некоторых, в чем-то ни на кого другого не похож, в том числе, иногда даже и на самого себя. Такая вариативность затрудняет, в частности, выделение самого главного, базисного в личности, которую, конечно, гротескно, но не без доли справедливости называют «несуществующей сущностью». Кроме того, различные психические свойства могут быть условно представлены, расположены в некоем пространстве, по крайней мере, четырех относительно независимых измерений (доменов). Это шкала временной и количественной изменчивости – стабильности качества или свойства личности. Положим, настроение человека более переменчиво, чем его характер. Второй показатель – это шкала уникальности – всеобщности исследуемого психического параметра в зависимости от его распределенности в разных людях. Третье измерение психического – это мера участия осознания и осмысления в функционировании выделенного психического свойства, что связано с его субъективной переживаемостью, с управляемостью и возможностями саморегуляции. Наконец, четвертым параметром, характеризующим любое психическое свойство личности, может служить степень его внешнего проявления, поведенческого выхода. Это его практическая, жизненная значимость. К названным параметрам всевозможных психических качеств могут быть с пользой добавлены меры их природной, или социальной обусловленности, врожденности либо приобретенности, анатомо-физиологической нормы либо отклонения, возрастной или профессиональной, прижизненной обусловленности и так далее.
Таким образом, мысленное пространство, в котором психические свойства личности получают свое необходимое представительство и описание, является многомерным, и в этом плане научной психологии предстоит сделать еще очень многое. Один из ярких отечественных психологов В.Д.Небылицын (1930 – 1972) считал, например, что основная задача дифференциальной психологии заключается в том, чтобы понять: чем и почему каждый человек отличается от другого. В психологии (зарубежной и отечественной) существует большое количество моделей психологической структуры личности, исходящих из разных теорий психики и личности, из различных параметров и задач осуществляемых личностных градаций. Аналитическому обзору таких построений посвящено множество работ и капитальных монографических изданий. Для решения задач нашего курса психологии мы используем модель психологической структуры личности, построенную на основе совмещения, некоторого объединения двух известных схем отечественной психологии, относительно независимо разработанных вначале С.Л.Рубинштейном, а затем К.К.Платоновым (1904- 1985). Это базовая психологическая модель личности исходит из личностно-деятельностного (в чем-то субъектного) подхода, построена на принятии целостности и динамической сопряженности, системности структуры, на допущении объективной измеримости и жизненной значимости (прагматичности, валидности) выделенных личностных особенностей-параметров. Данная структура включает в себя шесть подструктур (показателей личности), которые являются, конечно, взаимосвязанными, пересекающимися. Личность целостна, но это не означает ее однородности. Выделенные подструктуры существуют в реальном единстве, но не в тождестве и не в противопоставлении. Они условно выделяются лишь для получения некоторой, традиционно аналитической схемы в действительности целостной и неделимой психики личности. Личность динамична и самоустойчива. Она преобразует мир, и сама при этом преобразуется, саморазвивается, реализуя целенаправленное поведение в социальной и предметной среде. Личность и деятельность существуют в единстве, и это определяет методологию научно-психологического изучения личности. А.Н.Леонтьевым сформулирована развернутая методологическая триада: деятельность - сознание – личность, психологическое содержание которой раскрывается в последующих главах и разделах учебника. Итак, в личности выделяются следующие психологические составляющие, или относительно «автономные» подструктуры: 1. Направленность личности. 2. Самосознание. 3. Способности и задатки. 4. Темперамент и характер. 5. Особенности психических процессов и состояний. 6. Психический опыт личности. В действительности такие «составляющие» есть лишь специфические аспекты рассмотрения по определению целостной психологии личности. Эти подструктуры могу быть далее разложены на некие дробные составляющие: блоки, личностные образования, отдельные качества, категории, понятия, термины и так далее. Описанию содержания всех этих и других составляющих психологии личности посвящен, по существу, весь наш учебник.
Контрольно-ориентирующие вопросы.
1. Психика человека и психика животных а) ничем не отличаются б) различаются только количественно в) имеют принципиальные качественные различия г) совершенно не сопоставимы 2. Социогенные психические процессы и образования а) заложены генетически б) полностью обеспечены развитием мозга в) мешают нормальной человеческой жизни г) имеют общественную природу 3. Человеческое сознание – это а) сумма знаний б) вся человеческая психика в) отношение значения и смысла г) наличие разума 4. Какое из перечисленных понятий является самым широким а) личность б) человек в) индивид г) субъект
Глава 5. НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ И ЕЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ.
Если использовать терминологию С.Л.Рубинштейна, то направленность – это ответ на вопрос, чего человек хочет, что для него привлекательно, к чему он стремится. По мнению многих исследователей, направленность составляет некий психологический «стержень» личности, поскольку закладывает основу отношений человека с миром и к миру, задает основные линии поведения, предопределяет систему ценностей и взглядов, позицию в жизни, мировоззрение личности в целом. Люди могут выполнять, например, одну и ту же работу, причем с одинаковой эффективностью, но относиться к этому совершенно по-разному. Для одного студента смысл учебы, например, заключается в овладении будущей профессией. Другой же учится просто по обязанности, по инерции, ради исполнения долга перед родителями. Академическая успеваемость этих студентов может быть совершенно одинаковой, но отношение к учебе принципиально разное. Мы рассматриваем это как следствие разной направленности личности, которую необходимо отличать от направленности, например, деятельности и поведения. Две эти направленности (личности и деятельности) связаны, но не идентичны. Не все потенциальные устремления человека реализуются в конкретной деятельности, но все имеют свое психологическое представительство в личности. Направленность не сводится к одному только побуждению. Она характеризует не единичные акты поведения, не краткосрочные психологические образования, а личность в целом. Направленность можно образно представить как объемную систему разнонаправленных и разных по величине векторов, каждый из которых символизирует те или иные нужды и потребности человека, направления и степень выраженности его ориентировок в мире. Причем эти векторы не складываются в некоторую равнодействующую силу, подобно законам физической механики. Они образуют сложную, динамичную, целостную, иерархически организованную систему, каждая составляющая которой имеет собственное психологическое существование. Схематически можно выделить три основные психологические проявления направленности личности: 1. Целостная система и иерархия потребностей, мотивов, целей, задач, смыслов, установок, интересов, ценностей и других психологических образований, связанных с устремлениями личности. Обычно это называют потребностно-мотивационной сферой личности. 2. Многоуровневая система, соподчиненный набор деятельностей, подчиненных соответствующим мотивам и реализующих поведение личности в целом. Человек выбирает деятельности, осуществляет их, в них реально живет. Как писал С.Л.Рубинштейн, личность в деятельности и проявляется, и формируется. 3. Наконец, направленность личности проявляется в самой психологической структуре деятельности, в структуре сознания, во всей системе отношений личности с миром. Далее рассмотрим обозначенные психологические феномены более детально.
5.1. Психология потребностей человека.
Потребность – это субъективное состояние, отвечающее объективной нужде в чем-то, что человеку не принадлежит. В этом несложном определении есть интересная, собственно психологическая тонкость. Это разведение понятий нужды (объективной) и потребности (субъективной). Возможно наличие у человека нужды, но отсутствие соответствующей потребности как отраженного, вторичного состояния. Речь идет о психологическом уровне рассмотрения потребности, хотя она может существовать, изучаться и на уровне биологическом, экономическом, энергетическом и так далее. По нашим представлениям, потребность психологически дана именно как состояние. Вот почему психологически некорректно, например, говорить о потребности человека в кислороде, если отсутствуют какие-то затруднения с дыханием. Биологически такая потребность в кислороде является, несомненно, одной из самых настоятельных, но на психологический уровень переходит лишь в особых, экстремальных условиях. Это состояние нужды психологически дано человеку не прямо, а посредством мотивов, переживаний, желаний, интересов, ценностей, установок и так далее. Конечно, изучать подобные проявления субъективных состояний потребности много сложнее, чем исследовать объективные нужды, но зато такая модель точнее описывает саму психологическую реальность. Перечислим основные свойства потребности. 1. Потребность по определению является предметно й, то есть на что-то конкретное направленной, к чему-то реальному отнесенной. Не бывает потребности «ни в чем», что позволяет рассматривать потребность как особую, как бы «страдательную» форму отражения предметного мира. В процессе развития, во временном жизненном процессе свойство предметности потребности может существовать в некотором скрытом, неопределенном, не завершенном качестве. Но затем происходит определенное психологическое и поведенческое событие, когда потребность «находит» свой реальный предмет. Такое явление называется «чрезвычайным актом опредмечивания потребности». Приведем две классических иллюстрации такого явления. В зоопсихологии подробно описано явление импринтинга (запечатления), проявляющегося, например, в следующем. Мимо только что вылупившегося из яйца утенка один-два раза передвигают некий предмет. В результате утенок начинает следовать за этим предметом. Латентная потребность утенка «в матери» нашла себя в постороннем предмете, и необходимо время и особые усилия для нового, нормального переопредмечивания этой потребности. Впечатляющий эксперимент провел Ч.Дарвин. Новорожденные гусеницы одного вида кормятся листьями разного сорта. Когда (после опредмечивания потребности) листья гусеницам меняют, обе группы погибают, не умея перейти на новые для них листья, хотя в обоих случаях листья адекватны их пищевой потребности. Примитивная нервная система и психика не дают возможности изменения предмета потребности гусениц, и они вымирают при наличии избытка пищи. Поиск предмета потребности психологически интересен тем, что отвечает не только внешнему раздражителю (объективному стимулу), но и внутренним условиям организма. Поэтому потребность принимает участие во внутренней регуляции поведения и деятельности. Таким образом, свойство предметности потребности несет в себе важное психологическое содержание и в дальнейшем будет нами использовано при введении и обсуждении смежного с потребностью понятия мотива. 2. Вторым свойством потребности можно считать ее участие в активации деятельности. Потребность является необходимым источником всякой активности, действования, поведения. Она присутствует за каждой деятельностью: материальной и психической, хотя и не рассматривается нами в качестве реального побудителя (мотива), о чем будет сказано немного позже. 3. Потребность имеет способность к удовлетворению и к последующему воспроизводству, возобновлению. Потребности имеют свое течение, существуют во времени, а деятельность по их удовлетворению составляет некий базис человеческой жизни, в том числе, и в плане социальном. 4. Наконец, к свойствам потребностей можно отнести их динамику, изменение, развитие, которые могут осуществляться в двух взаимосвязанных направлениях. Во-первых, это изменение (расширение в случае развития или сужение в случае регресса) круга, поля предметов, удовлетворяющих потребности. Сравним, к примеру, упомянутых гусениц и всеядность человека. Потребности именуются здесь одинаковым словом, но различаются вполне существенно. Положим, потребность в познании, удовлетворяемая за счет общеизвестных детских «почемучек», отличается от познавательной потребности, опредмеченной в книгах, в научно-понятийных знаниях. Во-вторых, изменение потребностей осуществляется за счет изменения самих способов удовлетворения, средств действования с предметом Например, увеличение, технизация способов удовлетворения потребности в общении (телефон, телефакс, интернет и так далее) существенно преобразует саму эту потребность. Мир потребностей, таким образом, живет и движется. Развитые, сформированные человеческие потребности являются глубоко специфичными. 1. Базисная особенность, как не раз отмечалось, заключается в том, что человеческие потребности имеют в значительной мере общественный, исторический характер. В результате возникает новый класс социогенных потребностей, которые не отменяют, конечно, наличия исконных биологических потребностей, не просто добавляются к ним, а в корне перестраивают всю потребностную сферу личности. Отныне все потребности существуют для человека в диалектическом единстве биологического и социального. Потребности человека невозможно полностью «прочитать» по его анатомии и физиологии, потому что эти потребности качественно социализированы. Такой трактовки существования и развития потребностей придерживаются не все школы психологии. Были и остаются подходы (явные и завуалированные, скрытые), в которых социальное, например, противопоставляется биологическому, считается чем-то наносным, второстепенным, посторонним, дополняющим, мешающим и тому подобное. Например, в этой связи возможна такая логическая конструкция. Люди попросту лукавят, утверждая, что их потребность в еде чем-то отличается от одноименной потребности животных. Человек требует для удовлетворения особых предметов (изысканных продуктов), наличия специальных средств и условий, например, ножа и вилки, тарелок и бокалов, специального стола и музыки, должной компании и тому подобное. Если исключить все это поочередно, то человек ведь все равно будет принимать пищу, разрывая ее грязными руками и рыча от вожделения. Значит, мы доказали, что у человека, по сути, потребность в еде такая же, как у животного, а все остальное является надуманным, несущественным. Вспомним притчу А.Н.Леонтьева о кочерыжке как об аналитически выведенной «сущности» кочана капусты (смотри параграф 1.1.). Подобные логические выкладки и «эксперименты» вовсе не доказывают, к примеру, реальной идентичности потребностей человека и животного. Но они доказывают, что людские потребности можно «расчеловечить», если поместить человека в особые, прежде всего, общественные условия. Это, например, концлагерь, тюрьма, стихийные бедствия, всевозможные личные, социальные и техногенные катастрофы и трагедии. Но ведь и в таких условиях люди ведут себя по-разному. Далеко не все непременно расчеловечиваются до уровня чисто биологического существования. Оттого не предвзятое, объективное изучение человеческих потребностей с неизбежностью выводит психологию на уровень категорий идеологии, этики, морали и нравственности. 2. Вторая особенность потребностей человека, являющаяся также произодной от его социальности, заключается в том, что человек сам производит предметы, удовлетворяющие его потребностям. А это путь, надежное средство создания, формирования новых потребностей. Известно, что развитие личности и общества во многом сопряжено с развитием сферы потребностей, если только не сводить их к сугубо материальным, потребительским потребностям. Широко известно высказывание А.Н.Леонтьева о том, что человек ест шоколад не потому, что испытывает потребность в шоколаде. Факт существования шоколада ведет к появлению такой потребности. Действительно, не будь в современном мире книг, телевизоров, самолетов, компьютеров и так далее, у людей не могло возникнуть и соответствующих потребностей. Но в приведенном выражении А.Н.Леонтьева есть некоторое упрощение. Чтобы есть шоколад человеку не достаточно только знания о его существовании. Необходимо еще субъективно хотеть, желать этого, то есть иметь переживаемое потребностное состояние. 3. Характерной особенностью потребностей человека является возможность их осознанности, отчего они становятся относительно стабильными. Это приводит к относительному постоянству человеческого поведения, к освобождению личности от обязательного, слепого исполнения требований ежечасных и насущных потребностей. Не смотря на объективную динамику напряжения – разрядки, осознанные человеком потребности представляются субъективно относительно постоянными. Положим, сытый и голодный человек, в целом, не меняет своего отношения к пище на диаметрально противоположное. Предмет удовлетворенной потребности не перестает существовать для человека, не теряет свой личностной значимости, субъективного смысла. В противном случае поведение человека было бы импульсивным, потребностно-примитивным, социально не предсказуемым и фактически не управляемым как со стороны индивида, так и со стороны общества. Такое, к сожалению, возможно в случаях различных медицинских (соматических, душевных) и социальных аномалий. 4. Потребности человека специфичны не только уникальными, ранее описанными качествами, но и самим способом их систематизации, организации, упорядочения в психике. Считается, что потребности животных рядоположены, организованы по принципу доминантности (смотри главу про внимание). Это значит, что каждая из них целесообразно и в порядке очередности становится главной, ведущей, организуя и направляя поведение животного в соответствии с объективными, циклически возобновляемыми, жизненно необходимыми потребностями. Однако потребности человека связываются, организуются принципиально по-другому, образуя системное, особо целостное соподчинение или иерархию. Это, по сути, означает не расположение потребностей просто рядом, по единожды установленному «ранжиру». Это взаимное действование, сложно согласованное соучастие, дозированное функционирование в структуре совместно реализуемой ими и реально существующей направленности личности. Иерархия проявляется в том, что в структуре человеческих потребностей выделяется какая-то одна потребность (или их сопряженная группа), которая на определенное и, возможно, достаточно длительное время подчиняет себе все другие потребности. Но такое «подчинение» не означает подавления, запрета, исключения. Это, скорее, централизация управления, «взвешивание» влияния всех компонентов системы во имя осуществления избранной личностью деятельности, во благо обеспечения нужного направления поведения, ориентации жизни в целом. Здесь централизованное управление сочетается с должной автономией других уровней, с децентрализацией общей конструкции. По-видимому, идеальным образцом подобной иерархической организации является нервная система человека, ее многоуровневное, координируемое, динамическое анатомо-физиологическое и функциональное устройство. Говоря о возникновении в процессе филогенеза обсуждаемой иерархии человеческих потребностей, Л.С.Выготский обозначал, например, такую мысленную «схему». Вначале человек действовал, работал, чтобы выжить в мире, чтобы поддержать свое биологическое существование. Но затем (и теперь) человек уже живет принципиально для другого - чтобы обязательно действовать, чтобы, так или иначе, осуществлять инициативную, собственную, непременно существующую и по существу необходимую ему активность. Как видим, в предполагаемой истории рода человеческого качественно изменилось место, жизненная роль, психологический статус потребности и деятельности в общей структуре личности и ее психики, в структуре бытия и сознания. В результате «создалось», объективно проявилось неоднократно упоминаемое нами, основополагающее для человеческого бытия единство телесного, социального и психического в индивиде. Образовалось то диалектическое единство деятельности, сознания и личности, без которого, по нашим представлениям, невозможно вообще понять психику человека. Самой известной и доныне широко распространенной моделью иерархии человеческих потребностей является конструкция 50-х годов прошлого века, разработанная одним из создателей современной гуманистической (западной) психологии, крупным американским психологом А.Маслоу (1908 – 1970). Этот автор исходил, конечно, из иных (чем в нашем учебнике) трактовок понятий потребности, личности, психики. Однако, во многом его подходы, взгляды и выводы представляются достаточно доказательными, а главное, перспективными. Самое ценное, на наш взгляд, заключается в убежденном гуманизме, человеколюбии психологической позиции А.Маслоу, который считал, например, что каждый человек должен быть тем, чем он может быть, то есть максимально развивать при жизни все свои возможности и способности. Знаменитая «пирамида» иерархии потребностей некоторого среднего человека-американца построена (в сокращенном и упрощенном варианте) из пяти слоев, связанных между собой уровней, расположенных автором по условной, относительной «вертикали». Чем ниже расположена потребность, тем она настоятельнее, необходимее для жизни. Она раньше возникает у человека, а потому он меньше может физически ждать с удовлетворением этой потребности с точки зрения своего биологического существования, выживания. В этом смысле «низшая» не значит второстепенная, ущербная по отношению к «высшим» потребностям. Движение человека «вверх» по вертикали удовлетворяемых потребностей означает большее биологическое, физическое благополучие, больший индивидуализм, эгоизм, жизненную защищенность и независимость. Итак, нижний слой составляют физиологические потребности, к которым относятся пища, жилище, сон, одежда, секс и другие. Не станем как-то разъяснять и комментировать эти «потребности», отметив лишь, что любая из перечисленных нужд является собственно «биологической» лишь относительно, в зависимости от конкретного общества и реальной личности. К примеру, жилище имеет для человека, конечно, изначально жизненное, неустранимое значение. Но в современном обществе жилище (его устройство, архитектура, наполнение, местоположение и так далее) является в значительной мере социализированным предметом потребности: мода, престиж, традиции, соперничество и так далее. С точки зрения чистого выживания, человеческое жилище уже давно, к примеру, избыточно красиво, то есть содержит в себе не только удовлетворение биологических потребностей, но и элементы культуры, эстетики, этики, государственного устройства, цивилизации в целом. На втором уровне (по А.Маслоу) располагаются потребности в безопасности, то есть в сохранении уже достигнутого физического и социального благополучия. Отсутствие удовлетворения этих потребностей связано с такими известными любому человеку негативными переживаниями, как боль, гнев, страх, неустроенность и так далее. Понятно, сколь велико здесь влияние государства и общества, особенностей его устройства, законов и правил реального существования, то есть фактических условий человеческой жизни. Третий снизу слой пирамиды занимает потребность в общении с другими людьми. Подчеркнем, конечно, ее высокую жизненную настоятельность для человека. Хотя, к примеру, «нацию» американцев (схема построена, напомним, на материале США) не принято (по литературе) считать людьми, особо отличающимися выраженностью количества и качества свойства общительности, в отличие, положим, от все вербализующих и коллективно обсуждающих русских людей. В представляемой иерархии психологическая категория общения имеет смысл более широкий, общечеловеческий. Общению как деятельности во многих разделах нашего учебника уделено много места. Мы увидим, например, что человек начинается в онтогенезе с непосредственно-эмоционального общения (смотри возрастную психологию). Но и далее, на всех стадиях развития и жизни общение и взаимодействие с другими людьми составляют (как ранее отмечалось) суть человеческого бытия. На четвертом (по вертикали) месте находится потребность в уважении и самоуважении. Не будем сейчас разводить эти, перечисленные через «и» понятия. Подчеркнем их несомненную, глубоко социализированную важность, которая также обусловлена взаимодействием и общением людей. Человек постоянно сопоставляет и сравнивает себя с другими, идентифицируется и обособляется. Отсюда происходит самоотношение, самооценка, саморегуляция и другие составляющие самосознания, или Я-концепции (смотри соответствующую главу). Наконец, на высшем, пятом уровне, во главе иерархии функционирует потребность в самоактуализации, которую можно считать неким знаком, символом всей схемы А.Маслоу. Это потребность человека в развитии всех своих способностей, потребность в самореализации, в стремлении «вверх», к совершенству, к личностному и социальному благополучию, в том числе, во благо другим людям. Здесь отражена подчеркнуто прогрессивная, идеализированная авторская позиция, которая, конечно, чрезвычайно трудна для практического, социального воплощения. Представленная схема иерархии характеризует, так называемого, среднего человека. Но возможны личностные градации. Например, смещение вниз, в сторону увеличения настоятельности потребности в уважении отличает людей «властных». Для «творческих» личностей большее значение приобретает потребность в самоактуализации. Для реализации индивидуального подхода к человеку важно установить тот актуальный уровень потребностей, ниже которого они уже удовлетворены, а потому не сказываются на
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|